Физическое воспитание как средство повышения двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья

Вахмистрова Лариса Владимировна

В статье рассматриваются вопросы физического воспитания как средство повышения двигательной активности обучающихся с ограниченными ограниченные возможности здоровья (интеллектуальное нарушение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vahmistrova_l.v.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание как средство повышения двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Среди средств педагогической коррекции особое место занимает  адаптивная физическая культура. Объясняется это тем, что занятия  адаптивной физической культурой являются важным источником «мышечной радости», средством физического развития, коррекции и компенсации двигательных нарушений инвалидов с интеллектуальными нарушениями.

Коррекционное обучение позволяет положительно влиять на двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности. В этой связи становится актуальным поиск более эффективных путей воспитания и развития детей с нарушением интеллекта, в частности содержания методов физического воспитания, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности, формирование двигательных способностей и познавательной активности. Физическое воспитание является составной частью воспитания, направленного на всестороннее развитие личности.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальное нарушение) физическое воспитание является не только средством укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощным фактором коррекции и компенсации нарушенных функций.

          Физическое упражнение - основное средство, важнейшее «орудие» воздействия на человека с отклонениями в состоянии здоровья.

Оптимально организованная двигательная деятельность способствует улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом социализации личности ребенка. Поэтому содержание работы учителя физической культуры должны быть насыщено такими упражнениями, играми, движениями, которые с одной стороны, могли быть адекватно восприняты обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальное нарушение), с другой – обеспечивали бы им высокий уровень физического развития и физической подготовленности. Наиболее успешно развивается двигательная сфера таких детей и корригируется их двигательные нарушения, когда практическая работа учителя строится на теоретических положениях, включающих следующие основные аспекты:

-необходимость всестороннего физического развития с опорой на сохраненные двигательные возможности;

-осмысление и словесная регуляция движений при выполнении физических упражнений;

-адекватность критериев обратной связи.

Опираясь на первый аспект учителю физической культуры  в практической деятельности необходимо определить как сохранны, так и нарушенные двигательные способности. У обучающихся с интеллектуальным нарушением при оценке его двигательной сферы важно выявить способности, а также определить степень нарушений, после чего можно подобрать соответствующие упражнения с целью их коррекции, при этом сохранные двигательные возможности.  

Второй аспект определяет необходимость словесного опосредования движений, выполняемых как самим ребенком, так и его товарищами, расширяя тем самым словарный запас и способствуя развитию познавательных возможностей средствами физической культуры.

Третий аспект обосновывает необходимость обследования двигательной сферы детей такими методами, с помощью которых можно выявить как сохранные, так и нарушенные их двигательные способности.

Систематически осуществляемый и правильно организованный процесс физического воспитания создает благоприятные условия для гармонического развития детей.

С помощью основных движений (ходьба, бег, лазанья, прыжки, метание мяча) у обучающихся формируются жизненно важные двигательные навыки. Усвоение двигательных навыков влияет на всестороннее физическое и психическое развитие ребенка, следовательно, создает  необходимую основу для успешного обучения, коррекции имеющихся дефектов.

Систематические проводимые занятия по развитию движений сказываются не только на физическом развитии этих детей, но и всем  процессе обучения.  

Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени, интерес к развлечениям, играм, учебной деятельности и способствует физическому развитию, значительной коррекции нарушений моторики, укрепления здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При этом режим должен быть правильным и отличаться определенностью, точностью режимных моментов, обеспечивающих смену деятельности, охрану нервной системы от переутомления.

При физическом воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, где важными задачами являются укрепление здоровья и закаливание организма, коррекция и компенсация нарушений физического развития, вероятно, двигательная нагрузка может быть еще больше, но занятия надо проводить со строгим учетом структуры дефекта каждого ученика, знания его возможностей.

Двигательная недостаточность при интеллектуальном нарушении может быть всегда выявлена за счет усложнения двигательных заданий, связанных с одновременностью выполнения различных движений и т.д. при тяжелых формах заболевания проявляются также и недостаточность, выражающаяся в дефекте моторных координаций.

У многих обучающихся с интеллектуальными нарушениями наблюдается несовершенство двигательных действий при выполнении трудовых операций, при самообслуживании, на занятиях физкультурой, а также в движениях на досуге. Недостатки движений проявляются в неумении целесообразно построить двигательное действие в недостаточной точности и ловкости движений, неуклюжести, вялости движений или, наоборот, чрезмерной суетливости. При всех видах отклонений продуктивность двигательных действий снижена.

На занятиях физкультурой отклонения в моторике учащихся более выражена в играх. Играя в волейбол, обучающиеся не могут быстро менять место или позу и правильно принимать мяч. Формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями «тактического мышления» в играх требует специальных приемов и кропотливой тренировки.

Нарушения развития моторики обнаруживается, прежде всего при выполнении дифференцированных и точных движений. Особое затруднение возникают при выполнении координационных действий, требующих быстрого переключения между отдельными двигательными компонентами (Рубцова Н.О.).

У всех детей с нарушением интеллекта слабо развита способность целесообразно управлять своими движениями, и наблюдается замедление развития основных качеств – силы, выносливости, быстроты, ловкости.

        Малая подвижность отражается на функционирование многих систем организма школьника, особенно на сердечно - сосудистой и дыхательной.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное воздействие, возникающие у школьников при продолжительных статических нагрузках (сидении), а также исправить нарушении моторики, расширение двигательных возможностей аномального ребенка - это активная и определенным образом организованная физическая деятельность. Если мы хотим повысить двигательную активность и способствовать физическому развитию учащихся должны заниматься физическими упражнениями ежедневно. При систематических занятиях физкультурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа как способ активизации познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее у...

Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания

       В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы п...

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Доклад. «НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

В практике коррекционной школы формирование речевых навыков и умений учащихся характеризуется некоторой односторонностью, так как эта работа в большей степени направлена на овладение учащимися навыков...

Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."

Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...

Статья на тему: «Возможности дополнительного образования в повышении эффективности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Дополнительное образование, призвано  помочь людям с нарушениями интеллектуального развития стать полноправными членами общества, принимающими продуктивное участие в общественной жизни, посредств...