Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
план-конспект урока (11 класс)

Водолазова Галина Юрьевна

Урок по программе финансовая грамотность в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_finansovoy_gramotnosti.docx94.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.

РАЗДЕЛ 1 АННОТАЦИЯ

Актуальность 

Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие начинается ещё в детстве. По мере взросления уровень решаемых задач постоянно повышается. Поэтому необходимо уже в школьном возрасте сформировать у детей те базовые знания и умения, которые в последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения.

Практическая значимость

 Курс финансовая грамотность тесно переплетается с предметами, изучаемыми в школе. Поэтому учащиеся могут применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а также осознавать, что они пригодятся в повседневной жизни. Учащиеся должны научиться основам взаимодействия с налоговыми органами. Чтобы снизить налоговую нагрузку на семейный бюджет, учащиеся должны уметь использовать налоговые льготы и налоговые вычеты, уметь рассчитывать размер налогового вычета, правильно и грамотно оформлять заявления на получение налогового вычета, а также оценивать влияние налоговых вычетов и льгот на семейный бюджет.


        

РАЗДЕЛ 2 ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1

Место в образовательной программе образовательной организации

Урок № 14 по программе Финансовая грамотность для учащихся 10-11 классов  является заключительным в  модуле 3 «Налоги: почему их надо платить».

2

Тема занятия:

Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет»

3

Целевая группа:

11класс

4

Цель занятия:

Формирование умений использовать налоговые льготы и налоговые вычеты для снижения налоговой нагрузки на семейный бюджет; рассчитывать размер налогового вычета; оформлять заявление на получение налогового вычета

5

Планируемые результаты:

Предметные: 1) освоение понятий: налоговая льгота, налоговый вычет, стандартный налоговый вычет, социальный налоговый вычет, имущественный налоговый вычет, профессиональный налоговый вычет; 2) освоение знаний о видах налоговых льгот и вычетов и их влиянии на величину семейного бюджета, о случаях и способах получения налогового вычета.

Метапредметные: уметь решать практические финансовые задачи по теме «Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет»; подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач; нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею.

Личностные: 1) понимание сути налоговых льгот и вычетов и оснований для их получения; 2) понимание влияния налоговых льгот и вычетов на величину семейного бюджета; 3) понимание механизма получения налоговых льгот и вычетов

6

Средства обучения:

Компьютер, проектор, экран. Стенд для вывешивания результатов (доска с магнитами).

Расх.материал 4 ватмана или листа А3, фломастеры (3 пачки). Дидактический материал  Анимированная презентация.

7

Расстановка парт и стульев

Парты и стулья расставлены по группам (всего 3 группы), чтобы все могли видеть экран и учителя.

СЦЕНАРИЙ (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ

№ слайда, используемого средства

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный эффект

ШАГ 1Орг.момент. Мотивация. 02мин.

1

Слайд 1

Сообщает цели и задачи занятия, проводит интеллектуальную разминку. Интеллектуальная разминка: Решение кроссворда в рабочей тетради на с. 48 (Финансовая грамотность Рабочая тетрадь. 10—11 классы (Брехова Ю. и др.) (см. Приложение 1)

Слушают учителя, решают кроссворд. Создание мотивации к изучению темы занятия, актуализация полученных ранее знаний по теме.

Создание мотивации к изучению темы занятия, актуализация полученных ранее знаний по теме.

ШАГ 2

Конкурсная программа. Постановка темы – логическая игра 05 мин.

2

 Слайд 2  

Предлагает учащимся разгадать ребус и определить тему урока.

(Приложение 1)

Учащиеся разгадывают ребус, формулируют тему урока и определяют цель урока.

Формулировка темы и цели.

ШАГ 3 Изучение нового материала. Беседа по теме,19 мин.

3

Анимированная

Презентация

(сайт «моифинансы»)

Слайд Слайд 3 (ссылка на видео, вопросы по содержанию видео)

Слайд 4 ( тест)

Организует просмотр анимированной презентации в соответствии с содержанием материалов для учащихся. Содержание лекции: 1.Знакомство с основными понятиями (налоговая льгота, налоговые вычеты, стандартные налоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, имущественные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты)

Смотрят видео и отвечают на вопросы, представленные в раздаточном материале на основе услышанной и увиденной информации: - Налоговый вычет – это - Кто может претендовать на налоговый вычет? - Что такое стандартные налоговые вычеты? - В каком случае предоставляются имущественные налоговые вычеты? - Какие ограничения имеются на выплату социальных налоговых вычетов? - Какие необходимо предпринять действия для получения налогового вычета? - Где можно ознакомиться с подробной информацией о налоговых вычетах?

2. Контроль понимания усвоения: выполнение теста на соотнесение. Выполняют тест на соотнесение понятий: Соотнесите виды налоговых вычетов с их описанием (см. приложение 2)

Получение знаний об основных понятиях по теме. Установление связи теории и практики. Первичное закрепление полученных теоретических знаний,

ШАГ 4Закрепление, рефлексия, 14 мин.

4

Слайд 5 (содержание кейса)

Рефлексия.

Слайд 6 (демонстрация фраз, которые нужно дополнить)

 Делит класс на группы. Демонстрирует содержание кейса (см. Приложение 3)

Предлагает учащимся «облако тегов», которые необходимо дополнить:

 а) «сегодня я узнал...»

б) «было трудно…»

в) «я научился…»

г) «я смог…»

д) «меня удивило…».

В группах обсуждают и выбирают свои индивидуальные варианты решения. Каждый член команды выполняет определённое задание. Например, один участник команды решает, имеют ли супруги право на получение стандартного налогового вычета на дочь и если да, то рассчитывает его сумму. Другой определяет, имеет ли право Николай Васильевич на получение социального налогового вычета на лечение и если да, то рассчитывает его сумму и т.д.  Далее каждая группа озвучивает свои результаты и обосновывает их, то есть защищает свой проект решения кейса, представляя результаты на плакате. Свой плакат вывешивает на доску, комментирует его. Другие группы следят, задают вопросы.

Каждый учащийся выбирает по 2 предложения и заканчивает их. (рефлексия возможна как в устной, так и в письменной форме).

Перенесение теоретических знаний на практическую ситуацию по теме.

 Реализация самопознания и самоанализа в результате изучения темы.

Приложение 1

Ребус ( налоговые вычеты)

C:\Users\20\Desktop\налоговые вычеты.png

                                                                                       Приложение 2

1.Стандартные налоговые вычеты

А. сумма, на которую уменьшается налоговая база по подоходному налогу, если налогоплательщик продал имущество (жильё, автомобиль), купил или осуществил строительство объекта недвижимости.

2.Социальные налоговые вычеты.

Б. сумма, на которую уменьшается налоговая база по подоходному налогу, если доходы были получены физическими лицами от предпринимательской деятельности, по гражданско-правовым договорам, в виде авторского вознаграждения.

3.Имущественные налоговые вычеты

В. сумма, на которую уменьшается налоговая база по подоходному налогу, если налогоплательщик относится к определённой категории граждан (инвалид, участник боевых действий и т. п.) или имеет на иждивении детей

4.Профессиональные налоговые вычеты.

Г. сумма, на которую уменьшается налоговая база по подоходному налогу, если налогоплательщик осуществлял расходы на благотворительность, образование, лечение, пенсионное обеспечение.

Ответы: 1. В, 2. Г, 3. А, 4. Б

                                                                                                     

                                                                                                                        Приложение 3

3. Кейс

 Содержание кейса

 В городе Фролово проживает семья Демидовых из 4 человек:

1) супруг Николай  Васильевич — работает инженером (зарплата —45 тыс. руб.);

2) супруга Татьяна  Ивановна — на пенсии (пенсия — 11 тыс. руб.);

3) дочь Светлана (24 года) — работает менеджером (зарплата — 14 тыс. руб.), студентка, получает второе высшее образование;

Ситуации

  • Николай Васильевич летом ездил в санаторий, где ему необходимо было пройти курс дорогостоящих процедур (стоимость процедур — 70 тыс. руб.). Договор и квитанция об оплате были оформлены на Николая Васильевича. Все документы он сохранил и привёз домой, так как ему подсказали, что он может оформить и получить социальный налоговый вычет на лечение.
  • Татьяна Ивановна страдает артрозом коленных суставов. Однажды она позвонила Светлане и сообщила, что местный доктор порекомендовал ей пройти курс медицинского лечения в бальнеогрязевой лечебнице на озере Эльтон. Стоимость лечения составляет около 18 тыс. руб., цена лекарств — 2 тыс. руб. Деньги есть, направление врача тоже. Но для того чтобы попасть в лечебницу, необходимо отправить по факсу заявку на бронирование места и получить подтверждение. Об этом она и попросила Светлану.  
  •  Светлана узнала, что существует социальный налоговый вычет на обучение. За свою учёбу она платит 32 тыс. руб. в год, а учиться ей 3 года. За получением налогового вычета она решила обратиться в налоговую инспекцию. Договор на оплату обучения оформлен на Татьяну Ивановну, и все квитанции сохранены.

Задания к кейсу 

1. Имеют ли супруги право на получение стандартного налогового вычета на дочь? Если да, то рассчитайте его сумму.

2. Имеет ли право Николай Васильевич на получение социального налогового вычета на лечение? Если да, то рассчитайте его сумму.

 3. Имеет ли право Светлана на получение социального налогового вычета на лечение Татьяны Ивановны? Если да, то рассчитайте его сумму.

4. Что можно предложить семье Петровых для повышения эффективности управления налоговыми платежами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по математике на тему: «Пополнение семейного бюджета»

  Во время мирового кризиса и экономического положения нашей страны очень актуальным является экономичное ведение подсобного хозяйства в сельской местности. Я хочу показать выгоду ис...

«Семейный бюджет. Кошелёк моей семьи»

Внеклассное занятие, из раздела - Экономика, для учащихся старших классов коррекционных школ....

Презентация: Семейный бюджет

Презентация к уроку по экономике...

Презентация к уроку обществознания в 6 классе: "Семейный бюджет"

Презентация содержит материалы к уроку обществознания в 6 классе: "Семейный бюджет" (цели, задачи, задания к уроку)...

Семейный бюджет . Доходная и расходная части бюджета

Планируемые личностные результаты освоения: У учащихся будут сформированы:- готовность и способность к саморазвитию  и личностному самоопределению;-  способность ставить цели и строить ...

Интегрированный урок по технологии и информатике "Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета".

В данной папке представлены материалы для  проведения урока: конспект урока, презентация к уроку, практическая работа и карточки для учащихся....

Налоговые льготы и налоговые вычеты

Презентация к  открытому уроку по экономике....