Конкурсные материалы "Лучший ИТ-педагог Республики Бурятия"
проект

Черных Наталья Владимировна

Конкурсные материалы "Лучший ИТ-педагог Республики Бурятия"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon zayavka_chernyh.pdf80.13 КБ
PDF icon kratkoe_opisanie_proekta.pdf110.67 КБ
Файл it-proekt.docx157.88 КБ
PDF icon metod.rekomendatsii.pdf191.65 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

C:\Users\User\Desktop\photo_2023-12-06_14-03-46.png

Педагогический проект:

«Использование интерактивной доски в коррекционно-развивающей работе,

как средство повышения познавательной активности у детей с ОВЗ»

Выполнила: Черных Наталья Владимировна,

педагог – психолог.

2024 г.

Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством

органов чувств они воспринимаются. 

К. Ушинский

В современном мире современный учитель это не просто источник знаний, это посредник, проводник для учеников в мире информации. Он учит ориентироваться в потоке информации, добывать нужные сведения. Как сделать урок более продуктивным и интересным и добиться того, чтобы дети хорошо усваивали материал? Этот вопрос  волнует любого учителя. Разработка новых технологий и подходов к содержанию коррекционно – развивающей работы остается достаточно актуальной.

Реализация Концепции формирования информационного общества в России привела к осознанию необходимости внедрения в педагогическую практику информационно-коммуникационных технологий и оборудование школ новыми средствами обучения. Среди них лидирующее место занимает интерактивная доска – лучшее, что сегодня существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом.

В работе с детьми с ОВЗ используются в основном объяснительно – иллюстративные методы, что отчасти объясняется особенностями наших учеников (снижение всех психологических функций).  При этом преподнесение информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя, ведет к отсутствию полноценного общения с окружающей средой: низкий уровень навыков общения; невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих школьников в общее обсуждение. При работе с детьми с ОВЗ обогащение словарного запаса учащихся, уточнение уже имеющихся понятий, расширение  речевой практики, создание условий для развития диалоговой среды является одной из приоритетных  задач каждого урока в нашей школе.

В преодолении этих трудностей нам помогают  новые интерактивные технологии, которые позволяют учителю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала. Применение интерактивной доски дает возможность  использовать различные стили обучения: визуальные, слуховые, кинестетические, обеспечивая живое взаимодействие учителя и ученика и постоянный обмен информацией между ними.  Яркая картинка на экране – отличный способ подачи материала. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с учениками  класса.

Сочетание традиционных и современных методов организации образовательной деятельности оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития детей с ОВЗ, способствует повышению мотивационной готовности ребенка к совместной деятельности с учителем.

С другой стороны, подготовка к непосредственно – образовательной деятельности с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде, что позволит раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности педагога - психолога.

Таким образом, использование интерактивной доски в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ выступает не только в качестве наглядного пособия, но и формирует у ребенка активную позицию полноправного участника коррекционного процесса, что будет способствовать повышению познавательной активности.

Гипотеза: Если разработать и применять систему занятий коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ с использованием интерактивной доски, то значительно повысится эффективность образовательного процесса.

Цель: разработать и внедрить систему занятий коррекционно – развивающей работы с использованием интерактивной доски для повышения познавательной активности у детей с ОВЗ.

Задачи:

1. Изучить и обобщить методическую литературу по проблеме использования интерактивной доски в работе с детьми с ОВЗ.

2. Повысить свою профессиональную компетентность через посещение обучающих семинаров, вебинаров.

3. Разработать и внедрить систему занятий коррекционно – развивающей работы с использованием интерактивной доски.

4. Разработать рекомендации для родителей по использованию интерактивных игр в домашних условиях, а также методические советы для педагогов по использованию интерактивной доски в образовательном процессе.

5. Транслировать результаты проекта через сайт школы и методическое объединение педагогов – психологов.

Ожидаемые результаты:

Использование интерактивной доски в коррекционно – развивающем процессе будет способствовать:

– повышению мотивационной готовности детей к совместной деятельности с учителем;

– формированию у ребенка активной позиции полноправного участника коррекционного процесса;

– сокращению сроков овладения детьми речевой деятельностью, высших психических функций;

– осуществлению индивидуализации коррекционно – развивающего процесса, учитывая образовательные потребности каждого ребенка;

– повышению компетентности родителей по использованию интерактивных игр в домашних условиях;

– повышению компетентности педагогов по использованию интерактивной доски в образовательном процессе.

Этапы проекта:

1 этап: Подготовительный.

Планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение условий, выбор технологических приемов работы.

Мероприятия:

1. Подбор и изучение научно – методической литературы по использованию интерактивного оборудования в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Изучение Санитарно – гигиенических и нормативных требований к использованию интерактивных досок.

3. Составление правил работы с интерактивной доской.

4. Посещение обучающих семинаров, просмотр вебинаров.

5. Составление необходимых методических и дидактических материалов для проведения развивающих занятий.

2 этап: Практический.

1. Разработка и внедрение системы занятий коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ, с использованием интерактивной доски.

2. Составление картотеки интерактивных игр:

– Ребусы – головоломки, в которых зашифрованы слова, фразы или целые высказывания, при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Такой вид работы целесообразнее проводить на этапе сообщения темы и цели урока. Отгадав ребус, дети сами могут назвать тему занятия. Ведется работа над развитием мышления, пространственного восприятия, произвольного внимания, наблюдательности.

– Кроссворд – своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки.

– Смекалочка – игры на развитие мыслительных процессов. Так же развивает у ребенка согласованность действий зрительного и двигательного анализаторов. Такой вид работы целесообразно проводить на этапе закрепление знаний. Задания такого вида как «Смекалочка» могут быть разнообразны: игры на классификацию и на сериацию.

3. Подбор мультимедийных презентаций по каждой теме. Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, текста, графики, видео, иллюстраций, фотографий, которые организованы в единую среду. Данные презентации помогают повысить эффективность подачи материала детям с ОВЗ и сделать занятия интересными и увлекательными.

4. Использование в групповой и индивидуальной работе развивающих интерактивных игр.

5. Разработка памяток для педагогов по использованию интерактивной доски в работе с детьми с ОВЗ.

6. Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию ИКТ в домашних условиях.

3 Этап: Обобщающий.

Анализ результатов работы, формулирование выводов о результатах работы по использованию интерактивной доски в работе с детьми с ОВЗ. Презентация опыта работы.

1. Трансляция результатов работы на сайте школы.

2. Презентация опыта на методическом объединении педагогов – психологов.

3. Мастер – класс для родителей по использованию интерактивных игр.

4. Составление методических рекомендаций для педагогов школы по использованию интерактивной доски в образовательном процессе.

Методические разработки при работе с интерактивной доской помогут учителям сделать занятия более увлекательными и разнообразными, что в свою очередь приведёт к повышению познавательной активности у детей с ОВЗ. Тем самым основная цель школы –  создание условий, способствующих изучению, лучшему усвоению материала, коррекции и дальнейшему развитию ребёнка с ОВЗ, с целью успешной адаптации его в социуме будет достигнута.

Литература:

1. Интерактивные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья (методическая разработка). // Ярославцева Е.И. Сборник методических рекомендаций по работе со Smart-устройствами и программами. Умные уроки со Smart. – М.: POLYMEDIA, 2007.

2. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе // Горюнова М.А., Семенова Т.В., Солоневичева М.Н. – СПб: Издательство «БВХ-Петербург», 2010г.

3. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе, сборник метод. материалов, сост. Т.В.Лазыкина, СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2007г.

4. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Часть II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: Сборник методических разра-боток / Сост. М.Н.Солоневичева. – СПб, РЦОКОиИТ, 2010

5. Особые потребности – особые возможности: Smart Board технологии для развития потенций нестандартного ребенка. // Ярославцева Е.И. Сб. XVII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» 9-11 ноября, 2007г. («ИТО – 2007г.»)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль уровня обученности в 9 классе по курсу «Население и хозяйство Республики Бурятия"

В данной работе разработаны вопросы и задания к итоговому уроку по географии Бурятии в разделе "Население и хозяйство Бурятии"....

Республика Бурятия

Презентация...

Проект победитель "Умная школа" республики Бурятия "Web-школа"

Аннотация к программе по информатизации «Web-школа»МОУ Таксимовская СОШ №3     Программа  рассчитана на 5 лет и включает в себя пять основных разделов:- расширение единого инф...

Последний звонок в Новосретенской СОШ Бичурского района республики Бурятия 2014 г.

Сценарий Последнего звонка, который проводился в Новосретенской СОШ Бичурского района, республики Бурятия в 2014 г....

Авторская программа "Культура и искусство народов Республики Бурятия (семейские, буряты)"

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам иные представления о системе взаимодействия искусства семейских, бурят и других народов  с жизнью. В ней предусматривается привлечение ...

Материал для учебного пособия "География Бурятии": Бичурский район Республики Бурятия. Географическая характеристика.

Важной частью образовательной программы по географии является национально-региональный компонент. В рамках изучения курса географии России мы включаем материалы по географии родного...

Конкурсные материалы на республиканский конкурс "Лучший IT-педагог Республики Бурятия"

Здесь представлены конкурсные материалы на участие в конкурсе....