Конспект занятия "Деструктивные сообщества в социальных сетях"
классный час

Елена Владиславовна Устюгова

Все такие течения пропагандируют девиантное поведение, деструктивно действуют на личность подростка, ломая его стержень. Одним из способов привлечения молодёжи в деструктивные субкультуры является Интернет пространство. В нём много разных закрытых групп, в которые и заманивают подростков при помощи запретного контента (аудио и видео материалов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл destruktsiya_.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕСТРУКЦИЯ (лат. destructio - разрушаю) - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение.

Деструктивные культы призывают к разрушению, убийству, аутоагрессии.

В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики.

Особую опасность представляет вовлечение молодежи через сеть Интернет в группы деструктивной направленности, где очень активно используются социальные сети. По статистике, более 30% «страничек смерти» приходятся на социальную сеть «ВКонтакте».

В настоящее время в социальной сети «Вконтакте» функционируют несколько тысяч сообществ с несовершеннолетними участниками, пропагандирующих деструктивные формы поведения (агрессия, употребление наркотических средств, террористические, доведения до депрессии и прочее).

Вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях - аналог вовлечения детей в наркологическую и другие зависимости. Деструктивная группа, как правило, закрытая. Цель закрытости – придать оттенок «исключительности» и «эксклюзивности информации».

 Основные направленности деструктивных групп:

-Экстремистские (провокацируют беспорядки, террористические акции, методы партизанской войны),

-сектантсткие (имеющая своё учение и свою практику),

-аутоагрессивные (причинение вреда собственному телу).

-Псевдокриминальные – пропогандируют криминальную романтику. (АУЕ, колумбайн)

-Террористические.

Сценарий развития вовлечения примерно одинаковый.

На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет», с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка продолжается уже с реальным членом деструктивной организации. Организаторы или те, кто «ведет» группу подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают поворачивать сознание подростка в нужную сторону. Они заинтересовывают собой, группой, своими желаниями так, что часто воспринимаются близкими друзьями. То есть подростку так кажется. На самом деле он же не знает, кто там, за ником, аватаркой. В интернете всё можно скрыть за выдуманным образом. Сочиняется и некая соответствующая легенда. То есть сначала организуют определенный круг, который якобы считает конкретного подростка особым, принимает его. То есть происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге его понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет.

Далее идет погружение в депрессивный контент определенная музыка как правило депрессивная, фото, видео с депрессивной направленностью. или приглашение на прикрывающие вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит обесценивание ценностей: семейных, духовных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку, «самыми-самыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало.

Методы воздействия на людей разнообразны:

  • «промывание мозгов»,
  • наркотики, секс,
  • лишение свободного времени, ограничение внешних контактов
  • изоляции от друзей, семьи
  • мощное групповое давление, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть.

Факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности.

  • деформация в семейных отношениях (острая неудовлетворенность своим существованием; неприятие судьбы родителей и нежелание следовать их жизненным путем);
  • недостатки в учебно-воспитательной работе учреждений, предприятий, организаций;
  • нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у подростков твердых нравственных взглядов и убеждений;
  • перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений;
  • постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы).

Алгоритм действий педагогического работника в случае выявления детей с признаками вовлечения в деструктивную идеологию.

В целях выявления детей, попавших под влияние секты или неформальных молодежных объединений, учитель (преподаватель) должен обращать внимание на следующие факты:

  1. Изменение интересов у ребенка. Он меньше интересуется школьными делами, стал равнодушен к общению с друзьями, охладел к учебе, вообще к привычным развлечениям, увлечениям, читает нацистскую литературу.
  2. Изменения в поведении. Учащийся неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные, привычные вещи, проявляет подчеркнутое безразличие ко всему.
  3. Изменение речи. Ребенок использует новые для него нехарактерные выражения, слова, термины (1488, бон, афа, киты, фа, фаши), в грубой форме выражает неодобрение к людям другой национальности либо религии (называетих различными кличками — киты, серпоносцы, азеры). Доказывая что-либо, часто приводит в пример странноватые, непривычные цитаты. Сама манера говорить может производить впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных речей.
  4. Изменение стиля одежды, внешнего вида.

При обнаружении подобных признаков:

  • педагогический работник обязан сообщить о случившемся ответственному за организацию антиэкстремистской и антитеррористической деятельности в образовательном учреждении лицу, либо руководителю учреждения, а также родителям учащегося.
  • директор учреждения должен проинформировать руководителя муниципального органа управления образованием, муниципальную Комиссию по делам несовершеннолетних и территориальное подразделение по делам несовершеннолетних

Просмотр ролика «На игре»
Игра «За или против».

Учитель предлагает игру «За или против». На слайде - несколько

высказываний. Попробуйте привести аргументы, отражающие

противоположную точку зрения.

1. Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного

образования. И это хорошо!

2. Интернет – это глобальный рекламный ресурс. И это хорошо!

3. Общение в Интернете – это плохо, потому что очень часто подменяет

реальное общение виртуальному.

4. Интернет является мощным антидепрессантом.

5. В Интернете можно узнать сведения о человеке (место проживания и адрес

электронной почты, номер мобильного телефона). И это хорошо!

За каждый верный ответ – 1 ученик получает 1 бал.

Учитель предлагает ответить на главный вопрос урока – «Как сделать

работу в сети безопасной?»

Блиц-опрос: «Вопрос-ответ»

За каждый верный ответ – 1 ученик получает 1 бал. Задача учеников - быстро читать и отвечать на вопросы. Отвечаем с места. Когда учитель слышит правильный ответ, нажимает на «пробел», ответ появляется на экране. Дает карточку ученику. В этой часте – 34 вопроса. В случае затруднения с ответом, возможны подсказки.

  1. Действие производимое с клавишей (нажатие)
    2. Неправильная запись в программе (ошибка)
    3. Переведите на английский язык слово «вычислять» (компьютер)
    4. Ноль или единица в информатике (бит)
    5. Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия
    на компьютере (вирус)
    6. Адресуемый элемент памяти (ячейка)
    7. Строго определенная последовательность действий при решении задачи (алгоритм)
    8. Указание исполнителю (команда)
    9. Проблема, которую надо решить (задача)
    10. Устройство ЭВМ, служащее для отображения текстовой и графической
    информации (монитор, дисплей)
    11. Графический способ представления информации (блок-схема)
    12. Символ - разделитель (пробел)
    13. Простейший прибор для вычислений (счеты)
    14. Гибкий магнитный диск (дискета)
    15. Так называют специалистов в своей области (ас)
    16. Процедура «альтернатива», как ее можно назвать иначе? (ветвление, выбор)
    17. «Мозг» компьютера (процессор)
    18. Взломщик компьютерных программ (хакер)
    19. Валюта, в которой получает программист зарплату в Индии (рупия)
    20. Популярный среди школьников вид компьютерных программ (игра)
    21. Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы) (цикл)
    22. Печатающее устройство (принтер)
    23. Указатель местоположения на экране (курсор)
    24. Состояние, в котором включенный компьютер не реагирует на действия
    пользователя (зависание)
    25. Место хранения информации (память)
    26. Специальные правила, определяющие принцип построения слов и предложений
    (синтаксис)
    27. Начинающий пользователь (чайник)
    28. Как на компьютерном жаргоне называется совокупность аппаратных средств
    (железо)
    29. Всемирная глобальная сеть (Интернет)
    30. Карманное вычислительное устройство (калькулятор)
    31. Знак, используемый для отделения целой части от дробной в информатике (Точка)
    32. Как называется человек - фанат компьютерных игр (геймер)
    33. Числовое представление мнения преподавателя о работе ученика (оценка)
    34. Разбор программы (анализ)

Сейчас я вам расскажу одну жизненную ситуацию, которая действительно имела место в одном из городов России. Рита, ученица 9-го класса, была очень одинока. Ей казалось, что родные в семье ее не любят, и она мечтала иметь подруг, друзей, быть в центре внимания. Рита была очень обрадована, когда девочки пригласили ее в свою компанию. Наконец-то у нее будут настоящие друзья!

Рита знала этих девочек из соседнего дома. Они учились в той же школе, где и она, только в старших классах. Она завидовала им. Они были всегда вместе, веселые, ничего не боялись, такие смелые, независимые, с ними рядом всегда были молодые люди. Когда Рита пришла на то место, где собиралась эта компания, ей сразу сказали, что если она хочет быть с ними, то для этого ей надо сделать, что ее попросят, и «проявить» себя.

 Рита готова была на все, только бы ее приняли в эту группу. Лидер компании дал ей следующее задание – на стене дома написать от имени их компании несколько угроз в адрес определенных подростков. Рита сочла это задание пустячным и с готовностью выполнила его. После чего она была официально принята в члены этой компании. Ритиной радости не было предела. Наконец-то совершилось то, о чем она так давно мечтала. Они собирались вместе, курили, выпивали,  отбирали деньги у подростков, вырывали сумки у прохожих, грабили машины. Как было весело!

В соседнем дворе существовала другая компания подростков, которая соперничала с ними. Новые друзья Риты сказали ей, что одна девушка плохо говорила о ней, об их компании и что следует ее наказать. Это надо сделать на глазах у всех, чтобы другим неповадно было говорить о них плохо. Рита не смогла отказаться и от этого задания. Она подошла к указанной девочке в столовой школы, ударила ее, оскорбила непристойными словами и пригрозила, что в дальнейшем будет еще хуже.

Новые друзья Риты видели эту сцену, сказали ей, что она молодец, настоящий их друг. А Рита даже думала: я теперь такая же смелая, независимая, как мои новые друзья, я теперь ничего не боюсь. Позднее Рита узнала, что друзья обиженной девочки решили разобраться с Ритой и ее компанией. Один из новых друзей Риты дал ей нож, на всякий случай. Для выяснения отношений обе компании встретились во дворе дома. От словесных оскорблений и перепалки перешли к драке. Рита не была готова драться, тем более с ножом, но, тем не менее, она должна была поступать как все. Один из «неприятелей» заметил в руках Риты нож и вынул из кармана свой, ударил им девочку. Рита выронила нож и упала. Увидев это, все испугались, разбежались, оставив девушку истекать кровью. Жильцы дома вызвали «скорую помощь». Приехавшая бригада врачей доставила Риту в больницу.

- Что заставило Риту присоединиться к банде?

( Желание иметь друзей, потребность в общении, во внимании, в деятельности)

- Каких действий требовали от нее члены банды?

(Действий преднамеренно жестоких, нарушающих закон, причиняющих вред людям)

- Перечислите последствия участия Риты в банде.

( Нарушение закона, исключение из школы, ухудшение здоровья (она стала курить, пить, получила ранение ножом).

- Пришли ли на помощь в критической ситуации Рите члены банды, были ли ей верны, обеспечили ей защиту?

(Нет, они оставили ее, раненую, истекать кровью, а сами позорно сбежали. Если бы случайные свидетели не вызвали «скорую помощь», она бы могла умереть)

-Рита  говорила о том, что ей казалось, что родные ее не любят.  Было ли у вас такое ощущение?

Иногда детям кажется , что родители не любят их. Большинство подростков заблуждаются по этому поводу.

И многие из них пытаются найти теплые доверительные отношения в антиобщественных группировках. С первого взгляда может показаться, что они их нашли. Например, Рита тоже чувствовала себя очень хорошо в банде. Думала, что все ее действительно любят, и что раз она для них готова на все, выполняла любые их задания, то и они всегда придут на помощь ей и защитят. Так ли это на самом деле? 

(Нет. В итоге получается, что каждый сам за себя, никто не пришел ей на помощь, бросили одну)

-Какие методы используют члены антиобщественных группировок, чтобы заставить человека делать то, что они хотят?

(Показывают расположение и дружелюбие, играют на чувстве собственного достоинства (как в случае с Ритой: члены банды сказали ей, что о ней плохо отзывалась какая-то девушка, этого так оставить нельзя).

- Существуют ли способы противостояния такому давлению? Какие?

  •  Не ходить в те места, где собираются члены банды; не одеваться, как члены банды; общаться с друзьями, которые не являются членами банды; не ходить в одиночку, возвращаться домой вовремя.  Помните, что под воздействием алкогольного  опьянения вы можете совершить противоправные действия. И, главное, найти для себя какое-то нужное, полезное дело, увлечение, чтобы свободное время приносило пользу, а не вред)

- К кому можно обратиться за советом, помощью?

( К родителям, учителям, в милицию, к друзьям, братьям и сестрам, родственникам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и устранение причин и условий, способствующих участию несовершеннолетних в сообществах деструктивной направленности в социальных сетях в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Льгова им. В.Б. Бессонова»

Можете ли вы в данный момент представить свою жизнь без возможности выхода в сеть Интернет? Думаю, мало кто ответит на этот вопрос положительно. Необходимость в использовании интернет - ресурсов все б...

Презентация для родительского собрания "Поведение детей в социальных сетях и Интернет-сообществах"

Презентация для родительского собрания "Поведение детей  в социальных сетях  и Интернет-сообществах" из-за выявленных проблем в общении между одноклассниками...

Доклад: «Влияние социальных сетей на социализацию детей. Влияние социальных сетей на виртуальное общение детей».

Выявить и изучить особенности влияния социальных сетей на формирование личности и интернет-зависимости у подростков...

Инновационный педагогический проект «Формирование коммуникативной культуры обучающихся средствами школьного библиотечного сообщества, представленного группой в социальной сети ВКонтакте»

Направление  реализации проекта:создание  благоприятной  среды для формирования  коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса в ходе поднятия престижа школьной библ...