Методическая разработка занятия по робототехнике
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Волкова Валентина Витальевна

 

Актуальность данной разработки обусловлена тем, что направление робототехники начинает стремительно развиваться в нашем регионе, в учреждения поступило новое оборудование, появился спрос на методические материалы.               

В данной разработке содержится подробный         конспект        занятия по общеразвивающей                         программе «Робототехника». Рекомендации могут быть полезными начинающим педагогам дополнительного образования, учителям, занимающимся робототехникой. Использовать её можно в школах, в учреждениях дополнительного образования.

Цель разработки: раскрытие опыта проведения занятия по изучению темы «Основы робототехники. Конструирование мобильного  робота из набора «STEAM. Клик»».

Тема занятия: «Основы робототехники. Конструирование мобильного  робота из набора «STEAM. Клик»»

Категория участников: 10 обучающихся в возрасте 10-15 лет.

Цель занятия: знакомство с основными понятиями по робототехнике и конструирование модели «Мобильный робот» на базе конструктора «STEAM. Клик»

Задачи:

Образовательные:

− обеспечить в ходе занятия усвоение понятий «робот», «робототехника»;

− создать условия для отработки навыков и умений правильно находить и конструировать элементы конструктора;

− сформировать представления о возможностях конструктора  «STEAM. Клик»  в разнообразных областях науки.

Развивающие:

− создать условия для развития умения, анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы.

Воспитательные:

−       содействовать формированию информационной культуры учащихся;

 − взаимоотношений при работе в парах, группах.

Тип занятия: усвоение нового материала

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, набор «STEAM. Клик», компьютер для показа компьютерной презентации, карточки.

 

 

Актуальность данной разработки обусловлена тем, что направление робототехники начинает стремительно развиваться в нашем регионе, в учреждения поступило новое оборудование, появился спрос на методические материалы.               

В данной разработке содержится подробный         конспект        занятия по общеразвивающей                         программе «Робототехника». Рекомендации могут быть полезными начинающим педагогам дополнительного образования, учителям, занимающимся робототехникой. Использовать её можно в школах, в учреждениях дополнительного образования.

Цель разработки: раскрытие опыта проведения занятия по изучению темы «Основы робототехники. Конструирование мобильного  робота из набора «STEAM. Клик»».

Тема занятия: «Основы робототехники. Конструирование мобильного  робота из набора «STEAM. Клик»»

Категория участников: 10 обучающихся в возрасте 10-15 лет.

Цель занятия: знакомство с основными понятиями по робототехнике и конструирование модели «Мобильный робот» на базе конструктора «STEAM. Клик»

Задачи:

Образовательные:

− обеспечить в ходе занятия усвоение понятий «робот», «робототехника»;

− создать условия для отработки навыков и умений правильно находить и конструировать элементы конструктора;

− сформировать представления о возможностях конструктора  «STEAM. Клик»  в разнообразных областях науки.

Развивающие:

− создать условия для развития умения, анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы.

Воспитательные:

−       содействовать формированию информационной культуры учащихся;

 − взаимоотношений при работе в парах, группах.

Тип занятия: усвоение нового материала

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, набор «STEAM. Клик», компьютер для показа компьютерной презентации, карточки.

  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_robototehnike.docx388.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лажъяльская общеобразовательная  школа»

Методическая разработка занятия по робототехнике

«Конструирование мобильного  робота из набора «STEAM. Клик»


Автор-разработчик:

Волкова Валентина Витальевна,

педагог дополнительного образования

д. Лажъял

2024 г.

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………………………………...2
  2. Основная часть……………………………………………………………………5
  3. Методические советы……………………………………………………………18
  4. Список  информационных источников………………………………………...19

Приложения……………………………………………………………………...20

Приложение 1(Общие правила техники безопасности)

Приложение 2 (Критерии оценивания работы)

Приложение 3 (Рисунки)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной разработки обусловлена тем, что направление робототехники начинает стремительно развиваться в нашем регионе, в учреждения поступило новое оборудование, появился спрос на методические материалы.        

В данной разработке содержится подробный        конспект         занятия по общеразвивающей        программе         «Робототехника». Рекомендации могут быть полезными начинающим педагогам дополнительного образования, учителям, занимающимся робототехникой. Использовать её можно в школах, в учреждениях дополнительного образования.

Цель разработки: раскрытие опыта проведения занятия по изучению темы «Основы робототехники. Конструирование мобильного  робота из набора «STEAM. Клик»».

Тема занятия: «Основы робототехники. Конструирование мобильного  робота из набора «STEAM. Клик»»

Категория участников: 10 обучающихся в возрасте 10-15 лет.

Цель занятия: знакомство с основными понятиями по робототехнике и конструирование модели «Мобильный робот» на базе конструктора «STEAM. Клик»

Задачи:

Образовательные:

− обеспечить в ходе занятия усвоение понятий «робот», «робототехника»;

− создать условия для отработки навыков и умений правильно находить и конструировать элементы конструктора;

− сформировать представления о возможностях конструктора  «STEAM. Клик»  в разнообразных областях науки.

Развивающие:

− создать условия для развития умения, анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы.

Воспитательные:

−        содействовать формированию информационной культуры учащихся;

 − взаимоотношений при работе в парах, группах.

Тип занятия: усвоение нового материала

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, презентация, набор «STEAM. Клик», компьютер для показа компьютерной презентации, карточки.

Основная часть

Технологическая карта занятия по робототехнике

Тема урока: «Мобильный робот из набора «STEAM. Клик»»

Педагогические технологии

Технология личностно-ориентированного обучения, групповая, игровая, проектная, информационно-коммуникационная технология

Средства обучения

проектор, ноутбуки, презентация, набор «STEAM. Клик», компьютер.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Предметный

Метапредметный

Личностный

  1. Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
  2. Выделять существенные признаки предметов.
  3. Сравнивать между собой предметы, явления.
  4. Обобщать, делать несложные выводы.
  5. Классифицировать явления, предметы.
  6. Определять последовательность событий.
  7. Давать определения тем или иным понятиям.
  8. Формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности.

Регулятивные:

  1. Умение работать по предложенным инструкциям.
  2. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  3. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
  4. Умение удерживать цель до получения результата, умение анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной деятельности.

Познавательные:

  1. Определять, различать и называть детали конструктора.
  2. Конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
  3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
  4. Умение читать таблицы, схемы и применение их для получения искомого результата (сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление аналогий).
  5. Постановка и решение проблемы, умение презентовать подготовленную информацию в наглядном виде.
  6. Изучение основ робототехники, умение программировать с помощью «STEAM. Клик», умение анализировать собственную деятельность (рефлексия).

Коммуникативные:

  1. Уметь работать в паре.
  2. Уметь рассказывать о постройке.
  3. Уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
  4. Развить коммуникативные умения при работе в паре, планирование учебного сотрудничества.
  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  2. Называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей.
  3. Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
  4. Умение воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно необращенную к учащемуся, умение оценивать собственную учебную деятельность, применять правила сотрудничества.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

(методы и приемы)

Деятельность ученика

УУД (оборудование)

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Организуют свое рабочее место,

приветствуют учителя

(Компьютер)

Регулятивные:

- настрой на урок

2.Мотивация к учебной деятельности.

Звучит y песня  из кинофильма «Электорник» «До чего дошёл прогресс» (Приём «Это интересно»)

- Как вы считаете, что такое робот?

- Где мы встречаемся с роботами?

- Для чего нужны роботы?

 

- Роботы-помощники? Например, фиксики. Какие они? Что делают?

- Ребята, я предлагаю вам разгадать онлайн-кроссворд. 

(В форме игры  прием «Разгадывание кроссворда») https://learningapps.org/display?v=p87ozfha317

Вопросы к кроссворду:

По вертикали:

1. Набор деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов.

           3.Синоним слова "двигатель"

По горизонтали:

2. Компания, которая производит популярные конструкторы для детей

4. Устройство с помощью которых робот воспринимает окружающий мир.

5. Круг, вращающийся на оси и служащий для приведения в движение механизма.

6. "Мозг" робота

7. Человек, который занимается конструированием робота называется....

  1. Процесс создания, построение и изучение моделей, называется.

- Молодцы, ребята с основными определениями, связанными с роботами вы знакомы.

 (На слайде изображение людей разных профессий)

А кто роботов создает?

- Да вы правы, люди.

- Скажите, один человек может создать робота, как вы думаете?

- Давайте с вами порассуждаем, что делают люди, чтобы создать робота?

Значит, как назовем профессию будущего?

- Я надеюсь, что кто-нибудь из вас обязательно станет робототехником или инженером–конструктором.

- Ребята, сегодня мы с вами  познакомимся с конструктором «STEAM. Клик», и что мы с вами будем конструировать, вы узнаете отгадав загадку:

Это чей там слышен топот?

На работу вышел он.

Мышцы металлические,

Мысли электрические. (Робот)

Вопросы для обсуждения:

-Кто правильно угадал? Кто ошибся?

-Пользу или вред приносят роботы? Какую пользу? Какой вред?

-Что вы не знали о роботах и узнали только сейчас?

         - устройство, управляемое программой или человеком.

- в быту, на производстве, в медицине и т.д.

- для облегчения труда людей, выполнения опасных работ, работ, требующих особой точности.

- (нужные, добрые, полезные, познавательные, умные …).

- (чинят, мастерят, придумывают, помогают и т. д.).

Отвечают на вопрос. Определяют первоначальный уровень осведомленности по теме.

Ответы: 1. Конструктор 2. Мотор 3. Лего 4. Датчик 5. Колесо 6. Процессор 7. Робототехник

8. Моделирование

         

           Приводят свои примеры.

             - робототехник.

- ответы учащихся.

- ответы учащихся.

(Компьютерная презентация,проектор)

Личностные

- формирование эмоциональной отзывчивости

Познавательные:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

- выделять существенные признаки предметов.

давать определения тем или иным понятиям.

3.Постановка, проблемы, цели и задач урока.

(Метод проблемного изложения)

- Ребята, из чего можно построить робота?

- Какой конструктор можно использовать для создания робота?

- Как вы думаете, какую модель мы будем собирать? Какова будет цель нашего занятия?

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего занятия.

Работать с конструктором мы умеем. Давайте соберем модель, но, чтобы она мигала зелёным цветом, что мы должны сделать?

- А что мы должны будем выполнить для достижения нашей цели? Какие задачи себе поставим?

(на доске цель и задачи)

-Мы постараемся собрать робота, используя STEAM-конструктор.

         - из блоков, кубиков, металла, конструктора.

- конструктор «STEAM.Клик».

- Мы сегодня будем собирать модель мобильного робота из конструктора «STEAM.Клик»

Формулируют тему урока, цели и задачи собственной учебной деятельности на уроке. Фиксируют на доске.

- «Мобильный робот»

- создать управляемую модель мобильного робота  из готовых блоков согласно приложенной инструкции.

(доска, проектор, компьтерная презентация)

Познавательные:

- самостоятельное выделение темы и целей

Регулятивные:

- планирование деятельности на уроке.

Коммуникативные:

- умение слушать и размышлять.

4.  Физкультминутка

Физкультминутка «Робот».

Робот делает зарядку и считает по порядку.

Раз – контакты не искрят, (движение руками в сторону)

Два – суставы не скрипят, (движение руками вверх)

Три – прозрачен объектив (движение руками вниз)

И исправен и красив (опускают руки вдоль туловища).

- выполняют зарядку вместе с роботом (на слайде – видео-зарядка)

(компьютерная презентация, проектор)

Здоровье-сберегающая

Личностные:

- формирование интереса к музыкальным занятиям.

5. Актуализация знаний.

(Объяснительно-иллюстрационный метод)

 - С чего нужно начинать работу?

           - Как называется основная деталь робота?

- Блок управления или микропроцессор - является сердцем любой модели, контролируя работу датчиков и моторов. Блок управления   осуществляет передачу информации от управляющей панели к собранной модели.

-  Для того чтобы модель заработала, нам надо соединить блоки по образцу. Если вы все сделаете правильно, робот оживет.

-Для этого мы будем работать все вместе, в группе.

- При работе с конструкторами мы должны помнить о правилах техники безопасности. Какие правила вы знаете?

(Техника безопасности при работе с конструктором - работа с карточками)

Мы будем работать все вместе в одной группе, так как ноутбук и набор конструктора у нас один. Ознакомимся с инструкцией к работе.

В конце работы мы будем оценивать работу группы по критериям (на слайде):

Критерии оценивания работы:

1. Самостоятельность выполнения работы.

2. Правильное выполнение сборки макета (по инструкции).

3. Программирование робота.

4. Работа в группе.

-для создания работающей модели, необходимо чётко выполнять команды инструкции по сборке

Организуются в группу. Вспоминают правила работы в группе. Распределяют роли в группе.

Организатор – распределяет роли, следит за действиями всех членов группы.

-Чтец читает вслух;

-Секретарь – делает краткие записи группы;

-Докладчик – у доски рассказывает, что решила группа;

- Хронометрист – следит за временем.

Практическая работа.

Учащиеся соединяют отдельные блоки в действующую модель конструктора, комментируя свои действия.

(компьтер, набор «STEAM. Клик», инструкции, карточки)

Регулятивные:

- планирование деятельности на уроке.

Коммуникативные:

- умение слушать и размышлять.

Усвоение новых знаний

(Прием конструирования по образцу)

Организует работу в группе. Группа получает инструкцию к работе. Консультирует по мере необходимости.

Когда большинство уже собрали модель, задается вопрос:

- Ребята, что нужно для того, чтобы наша модель ожила?

Переходим к 4 этапу «Управление».

- Запустив программу, нажав на кнопку питания (выключатель). Что произошло?

- Чтобы изменить цвет огонька, надо нажать на кнопку выносного пульта, предварительно вставив элемент питания.

Изучают алгоритм работы. Читают текст. Самостоятельно выполняют задание в группе.

- проверяют действие кнопок управления на поведение робота

- изменился цвет у огонька на кнопке.

(робототехнический набор «STEAM. Клик», ноутбук, инструкции)

Коммуникативные:

- умение взаимодействовать в группе;

Регулятивные:

- контроль,  коррекция.

Личностные:

- формирование интереса к музыке;

Проверка понимания, коррекция допущенных ошибок

 (Репродуктивный метод)

Организует презентацию результатов  работы, их обсуждение, взаимооценку по критериям.  Каждый критерий – 1 фиксация

Выступление группы с комментированием.

Ребята рассказывают о своей работе по сборке и настройке робота.

Коммуникативные:

- умение строить грамотное, красивое сообщение;

- умение работать в команде

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(Приём «Смайлики»)

-Модель какого вида робота мы сегодня создали?

- Создали мобильного робота, используя конструктор.

- Вспомните тему и цель нашего занятия. Достигли ли мы поставленной цели?

- С какими элементами конструктора и блоками программы вы работали на занятии? Какие этапы занятия заинтересовали вас больше всего?  

Какие затруднения в работе вы испытали? Как вы смогли преодолеть эти трудности? Чему научились сегодня на занятии? Кто помогал друг другу?

- Ребята на доске у нас есть лист самооценки, у каждого на парте лежит три цветных круга, подойдите и расположите круг к тому фиксику, на которого вы оцениваете свою успешность в освоении темы занятия.

Зеленый – все легко и просто

Желтый – возникли затруднения.

Красный – было тяжело.

(Приём «поощрение»)

Если робот ожил, это значит, что ошибок нет, молодцы!

-Я очень довольна вашими результатами, каждый из вас хорошо потрудился. Спасибо вам за работу!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке.

- блоки цвета и звука, блоки управления мотором и индикатором, блоком управления моделью.

Лист-результатов закрепляют на доске, на которую клеится фиксик каждого ученика в соответствии со взаимооценкой.

https://sun9-30.userapi.com/impg/AcI9djGtxE0-Gv01pSrGuofyP2PJJq1fvjLwJA/5ZPtq42SD-A.jpg?size=512x512&quality=96&proxy=1&sign=dade55cdcf560300ffe3cd9fc12b16ed&type=albumhttps://i1.wp.com/runews24.ru/assets/images/uploads/pictures/2017/11/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%B5%D1%80%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0.jpg

(доска)

Регулятивные:

- осмысление своих действий и самооценка.

Коммуникативные:

- умение полно и точно выражать свои мысли.

Личностные:

- словообразование.

Домашнее задание

Дает информацию о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Придумать любой кроссворд по теме  роботы (к следующему занятию).

Познавательные:

- развитие поисковых, исследовательских умений;

- умение систематизировать, выделять главное

Методические советы

Занятия по робототехнике должно проводиться в просторном кабинете, где каждый ребёнок имеет место как для выполнения записей, так и для разложения всех деталей конструктора.

Очень важен эмоциональный настрой ребёнка на  занятии. Если ребёнку понравится, то его можно ждать и на следующем занятии. Эмоциональный настрой помогает создать демонстрация готового робота, выполняющего какие-либо действия. На занятии важно вести диалог с детьми, обращая внимание на их знания, на то, что и они могут создать свою модель, но для этого необходимо быть внимательным, трудолюбивым и не пропускать занятия.

Заинтересовав ребят конструктором, на следующем занятии целесообразно начать с проверки домашнего задания – решение кроссворда. Также необходимо ещё раз повторить названия всех деталей. Это можно сделать в форме игры «Найди нужную деталь».

Рекомендуем на  занятиях проводить отработку навыков и умений правильно называть и находить элементы конструктора с целью избегания трудностей общения в работе, в понимании друг друга и педагога.

Список информационных источников

            Литература:

1.        Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 292 с.

2.   Филиппов С.А. Робототехника для детей и их родителей. 3-е издание. С-Пб: Наука, 2013 -148 с.

          Информационныересурсы:

  1. https://learningapps.org/display?v=p87ozfha317
  2. https://disk.yandex.ru/d/wBrnVrFxEHDJrQ

Приложения к технологической карте урока

Приложение 1

Общие правила техники безопасности

  1. На столе всё лежит в коробочках
  2. Сборку производить чистыми руками
  3. В  учебный класс входим без еды и напитков
  4. Детали конструктора не ломаем и не грызём
  5. Не ссоримся друг с другом
  6. Слушаем внимательно учителя
  7. Аккуратно обращаемся с проводами и соединением деталей.

    Приложение 2

Критерии оценивания работы:

1. Самостоятельность выполнения работы.

2. Правильное выполнение сборки модели мобильного робота (по инструкции).

3. Управление мобильным  роботом.

4. Работа в группе

Приложение 3

https://i1.wp.com/runews24.ru/assets/images/uploads/pictures/2017/11/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%B5%D1%80%20%D0%B8%20%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0.jpghttps://sun9-30.userapi.com/impg/AcI9djGtxE0-Gv01pSrGuofyP2PJJq1fvjLwJA/5ZPtq42SD-A.jpg?size=512x512&quality=96&proxy=1&sign=dade55cdcf560300ffe3cd9fc12b16ed&type=album

C:\Users\виктор\Desktop\цвета.jpg

Примечание: если у вас имеется магнитная доска, то проще использовать набор магнитов с цветной маркировкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...

Методическая разработка занятия по робототехнике "Робот - исполнитель алгоритмов"

Занятие по робототехнике для обучающихся 1 года обучения (4-5) классы. На занятии обучающиеся пробуют писать простейшие программы для роботов в среде NTX....

Методическая разработка по реализации робототехники и конструирования в ДОУ «Машины — помощники»

Методическая разработка по реализации робототехники и конструирования в ДОУ «Машины — помощники»...