Мастер-класс для педагогов: "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт-педагогических техник".
методическая разработка

Болотских Светлана Александровна

"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник".

 

Цель: Актуализирование психолого-педагогических знаний специалистов через использование в практической деятельности арт-педагогических техник.

Задачи:

·        Создать условия для положительного эмоционального климата педагогов, используяарт-педагогическиетехники (работа с фольной, изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, игротерапию, психотренинги, эмпатия (перевоплощение) и т. д., как одну из форм организации мастер – класса.

·        Систематизировать знания педагогов об арт-педагогических техниках для детей, как о серьёзной форме профилактики эмоциональных расстройств.

·        Обучить педагогов применять в своей педагогической практике разные арт-педагогическиетехники.

·        Способствовать развитию профессионально-творческой активности и компетентности через раскрытие внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы педагог-ребёнок-родитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов:

"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт-педагогических техник".

                                           Автор: Болотских Светлана Александровна,

К.пс.н., педагог-психолог ГБОУ Школа № 2001

Дата проведения: 25 апреля 2022 года.

Слайд 1 

Вашему вниманию представляется мастер – класс на тему:

"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт-педагогических техник".

Цель: Актуализирование психолого-педагогических знаний специалистов через использование в практической деятельности арт-педагогических техник.

Задачи:

  • Создать условия для положительного эмоционального климата педагогов, используя арт-педагогические техники (работа с фольной, изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, игротерапию, психотренинги, эмпатия (перевоплощение) и т. д., как одну из форм организации мастер – класса.
  • Систематизировать знания педагогов об арт-педагогических техниках для детей, как о серьёзной форме профилактики эмоциональных расстройств.
  • Обучить педагогов применять в своей педагогической практике разные арт-педагогические техники.
  • Способствовать развитию профессионально-творческой активности и компетентности через раскрытие внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы педагог-ребёнок-родитель.

Участники мастер – класса: педагоги ДО

Оснащение: мяч «Ёжик», мешочек «Мишка-Топтышка», коврик «Моё настроение», пиктограммы «Эмоции», рефлексия «Пирамида».

 (Перед началом работы ознакомить всех присутствующих с основными правилами работы в группе (печатный экземпляр у каждого на столе).

Слайд 2 

 ПАМЯТКА  участника мастер-класса: (установка для дошкольников,  может служить организационным приёмом вводной части занятий).

1. Получи удовольствие.

2. Позволь себе быть свободным.

3. Будь доброжелателен к себе и другим.

4. Постарайся быть внимательным и активным.

5. Избегай оценок и суждений.

6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.

И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!

Содержание мастер – класса:

  1. Теоретическая часть

Вступительное слово

    Проблема предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей встала в настоящее время особенно остро. Эмоции – это показатель общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Ребёнок вырастет психологически здоровым, если создать для него условия эмоционального благополучия, способствующего нормальному развитию личности ребенка для выработки у него положительных качеств и доброжелательного отношения к людям.

Сдайд 3   

     Арт-педагогика имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоциональной деятельности педагога и воспитанника в рамках ФГОС ДО.

Слайд4

     Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических предпосылок  УУД в разных видах деятельности (виды детской деятельности-формы работы педагогов с детьми: игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, муыкально-художественная, продуктивная и т. д. Личные исследования показали, что занятия, включающие средства арт-педагогики в воспитательно-образовательный процесс, дают больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, фольгу, музыку – мы можем помочь ребёнку дать выход своим эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Характер подобных встреч зависит от индивидуальных трудностей ребёнка.

Слайд 5

      Разновидностями арт-техник для детей являются: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия (можно использовать манку), работа с фольгой, музыкотерапия, фототерапия.

Изотерапия  это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение.

Сказкотерапия  метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Песочная терапия – одним из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Музыкальная терапия. Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Фототерапия. Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

Работа с фольгой (фольготерапия) способствует развитию мелкомоторной функции, тем самым в последствии развиваются коммуникативные навыки, интеллект.

  1. Практическая часть

Слайд 6

1.    Упражнение-приветствие «Радостная встреча» 

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона.

Инструкция: Тихо звучит музыка (как фон), все встают в круг.

- Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга, передавая мяч-ёжик. Каждый участник улыбнётся, передав мяч своему соседу, сопроводив речевой коммуникацией в виде комплемента. И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга.

2. Сюрпризный момент (появление мешочка «Мишка Топтышка») (педагог общается с Мишкой, как с живым персонажем).

Цель: развитие воображение, решение проблемной ситуации

Педагог: Посмотрите, кто пришёл к нам в гости, это наш друг Мишка Топтышка. Как вы думаете какое у него настроение?

Мишка Топтышка: Да, у меня много разных чувств и настроений, и они все перепутались. Что мне делать?

Педагог: Мы можем ему помочь, а как? (ответы, педагоги предлагают варианты).

3.  Игровое упражнение «Поможем Мишке Топтышке» (игротерапия)

Цель: развитие воображения, образного восприятия, творческого креативного мышления, умение распознавать эмоции.

Инструкция: Приветствие героя и распознавание пиктограмм (педагоги достают из мешочка пиктограммы и узнают эмоции (радость, грусть, злость, удивление, страх)).

-Спасибо большое, вам, а сейчас, в знак благодарности, Мишка хотел бы пригласить вас в гости. А где живёт Мишка? Что мы можем увидеть в лесу (предполагаемые ответы).

4. Релаксационный тренинг «Дождь в лесу» (сказкотерапия, музыкотерапия с элементами массажа)

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: Участники встают в круг, друг за другом, им предлагается «превратиться» в деревья, закрыть глаза, послушать текст и по ходу выполнить действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (подняться на носочки, высоко поднять руки, перебирая пальцами). Вот подул лёгкий ветерок и деревья стали раскачиваться в разные стороны. Ветер принёс дождевые тучки, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

-Посмотрите, что это, как вы думаете (ответы).

5. Игра «Коврик моего настроения»

Цель: самодиагностика эмоционального состояния.

Инструкция: Педагоги проходят по кругу и дотрагиваются до светлого тона на коврике (хорошее настроение), тёмные тона (плохое настроение).

-Наше путешествие продолжается, мы попали на полянку настроения, а какое оно, нам поможет узнать волшебный коврик «Моё настроение».

6. Работа с фольгой

Цель: развитие творческой активности.

Инструкция: Педагогам предлагается из фольги сделать друзей для Мишки Топтышки (выполнение творческой работы) и придумать мини-сказку вовлекая «поцепочно» всех персонажей.

-У нас есть фольга, что мы можем из неё сделать? (ответы, например: сделать друзей для мишки).

  1. Заключительная часть

 7. Рефлексия «Пирамида» (обратная связь)

 Инструкция: Предлагается назвать личностные качества, которыми должен обладать педагог в процессе инновационной деятельности в рамках ФГОС ДО (ответы фиксируются построчно на пирамидке).

Список литературы

1.Алова Г.Н. Педагогика творчества: Учебное пособие. СПб., 1997.

2.Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003.

8.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

17.Свистунова Е.В. Такие разные дети. М.: Стерео МИР, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: «Совершенствование техники владения мячом детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

«Совершенствование техники владения мячом детей  дошкольного возраста через игровую деятельность»....

Мастер класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер- класс «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Мастер- класс: «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста с использованием игровых приемов»

Представление опыта работы по созданию игровой мотивации и воспитанию интереса у детей к выполнению артикуляционной гимнастики путем использования игровых упражнений....

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»

Методическая разработка мастер-класса для воспитателей «Развитие музыкальных способностей и приобщение детей дошкольного возраста к народно-музыкальной культуре»...

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»»

Мастер-класс на тему:«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной  технологии «Синтез искусств»»...

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение образовательной технологии «Синтез искусств»» (с презентацией)

Мастер-класс на тему: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через применение технологии «Синтез искусств»»...