ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
статья

Кучеренко Елена Филипповна

В данной статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия школы с социально-неблагополучными семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются особенности неблагополучных семей, даются рекомендации для педагогов по преодолению возникающих проблем, приводятся наиболее эффективные формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_12.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема взаимодействия школы с социально-неблагополучными семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрываются особенности неблагополучных семей, даются рекомендации для педагогов по преодолению возникающих проблем, приводятся наиболее эффективные формы работы.

Ключевые слова: социально-неблагополучная семья, школа, взаимодействие, проблемы, пути решения, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Полноценный учебно-воспитательный процесс в школе не возможен без тесного взаимодействия с родителями учеников. ФГОС ОВЗ придает этому направлению работы принципиально новую значимость, так как ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Семья выступает не как потребитель и заказчик, а как партнер.

Вовлечение родителей непосредственно в процесс реализации адаптированной образовательной программы, а так же в воспитательный процесс образовательного учреждения является весьма трудной задачей. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». И здесь, безусловно, необходим профессионализм педагога.

Особую значимость работа с родителями приобретает в коррекционных школах, работающих с учащимися с интеллектуальными нарушениями, так как основной категорией являются дети из социально-неблагополучных, неполных, многодетных, малообеспеченных семей. В таких семьях часто дети являются скрытыми социальными сиротами, то есть у них есть родители, но они не проявляют к ним должного внимания, интереса и заботы. Такие родители самоустраняются от воспитания своих детей, не исполняют своих родительских обязанностей, у них наблюдается искаженное родительское поведение. В данном случае школа вынужденно берет на себя роль координатора взаимоотношений в семье, а также отношений между школой и семьей. Родители из неблагополучных семей, как правило, не могут самостоятельно решать проблемы воспитания детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь.

Дети с интеллектуальными нарушениями, воспитывающиеся в неблагополучных семьях нуждаются в более пристальном внимании со стороны школы и родителей. Если семья и школа найдут эффективные способы взаимодействия, то можно будет надеяться, что дети в итоге смогут занять свою нишу в жизни.

Родители из неблагополучных семей часто неохотно идут на контакт со школой. Педагогу предстоит найти продуктивные способы взаимодействия с такими родителями, эти способы более сложны и трудоемки. Педагог должен создать такой психологический климат, который позволит расположить родителей к откровенному разговору, побудит их прислушиваться к мнению школы, позволит родителям принять помощь.

Как правило, семья и школа стремятся достичь единых целей воспитания и образования детей. Однако методы воспитания родителей и учителей рознятся между собой. Для того, чтобы достичь единства требований и изменить характер взаимоотношений на позитивный, следует соблюдать некоторые условия.

Во-первых, не стоит считать неблагополучных родителей единственной причиной сложности в работе с трудными учениками. Девиантное поведение детей способно огорчить любого отца и мать, хотя чаще всего именно родители своими безответственными, необдуманными действиями и формируют его. В работе с такими родителями стоит воздержаться от резкой критики их методов воспитания и выражения недовольства. Подобные действия только увеличат непонимание, и вызовут отторжение. Педагогу стоит заручиться поддержкой даже таких родителей, постараться увидеть в них единомышленников, союзников. Главное в отношениях с ними это тактичность, доброжелательность, толерантность и терпение.

Во-вторых, чтобы взаимодействие дало положительные результаты, стоит определить направления работы с данной семьей. Начать нужно с изучения характера внутрисемейных взаимоотношений, наметить эффективные меры по их оздоровлению. Посещение семьи дома, беседа с детьми и родителями позволит получить необходимую информацию.

В-третьих, педагоги перед тем, как начинать работу с неблагополучной семьей должны тщательно продумать и составить план взаимодействия с ней. При этом необходимо учитывать все специфические особенности данной семьи. Такая работа даст положительные результаты, если будет проводиться систематически и в течение достаточно длительного периода времени.

Существует множество способов для просвещения родителей. Одним из таких способов является приглашение родителей в школу. Они могут посетить уроки своих детей, познакомиться с учителями и другими родителями. Что способствует установлению доверительных отношений между школой и семьёй, а также позволяет родителям более глубоко вникнуть в учебный процесс.

Помимо этого проводятся общешкольные родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся всей образовательной организации. Такие собрания позволяют родителям быть в курсе событий в школе, а также выразить своё мнение и предложения по рассматриваемым вопросам.

На классных родительских собраниях обсуждаются темы обучения, воспитания, здоровья, безопасности касающиеся детей конкретного класса. Это помогает родителям получить дополнительные знания, которые могут быть полезными в их родительской практике.

Наиболее распространенной формой работы с родителями является индивидуальная беседа. Такой вид работы позволяет решить семейные проблемы с соблюдением и гарантией конфиденциальности. Родители могут обсудить с педагогами трудности, с которыми сталкиваются их дети во время обучения, при взаимоотношениях со сверстниками, с педагогами. Зачастую многие неблагополучные родители самостоятельно не могут выстроить доверительные отношения со своими собственными детьми, т.к. дети регулярно наблюдают их недостойное поведение. И тогда педагог становится инициатором тесного контакта ребёнка с родителями. Во время таких бесед учитель может обсудить с родителями конкретные сложные ситуации, конфликты с ребёнком и предложить рекомендации по их решению.

Кроме того, родители приглашаются на классные и общешкольные мероприятия, праздники и концерты. Это позволяет родителям увидеть, как их дети проявляют свои таланты и участвуют в коллективных мероприятиях.

Работа с родителями неблагополучных семей не всегда бывает успешной, и лишь тогда, когда все меры педагогического воздействия тщетны и не дают ожидаемых результатов, администрации и педагогам школы следует обратиться за помощью к правоохранительным органам, социальным службам, а также в комиссию по делам несовершеннолетних. Данные организации могут применить меры, предусмотренные законодательством в отношении родителей, которые не выполняют свои обязанности по воспитанию детей. Настойчивое и последовательное применение индивидуально подобранных мер воздействия в итоге принесёт свои положительные результаты, приведёт к улучшению обстановки в семье.

В заключение важно подчеркнуть, что ключевым аспектом успешного воспитания и образования детей является постоянное совершенствование отношений между семьей и школой.

Список литературы

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. /Ю.Е. Алешина. Изд. 2-е. -М.: Независимая фирма "Класс", 2009. - 208 с
  2. Белопольская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение,2004. С.68.
  3. Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье. – М.: Просвещение, 2003. – 64 с.
  4.  https://beliro.ru/assets/resourcefile/168/luchshie-praktiki-fgos-ovz.pdf.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья. Для ребёнка с ОВЗ значение правильного семейного воспитания возрастает ...

Комплексная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в дополнительном образовании

В статье представлен опыт реализации программы комплексной поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ....

«Психолого-педагогическая поддержка семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Психолого-педагогическая поддержка  семьи ребенка с ограниченными возможностями является важным звеном в системе государственной поддержки семьи. Под психолого-педагогической поддержкой семьи мы ...

Статья на тему: «Особенности работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»

Семьи особых детей отличаются от семей нормально развивающихся сверстников, не всегда выполняют свои функции, нуждаются в помощи специалистов в силу психологической травмированности родителей.  Р...

КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

:В статье рассматриваются направления комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ....