Урок по финансовой грамотности
план-конспект урока (8 класс)

разработка по финансовой грамотности "С деньгами на "Ты""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fin_gr.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Новоозерская средняя школа»

Тальменского района Алтайского края

Конспект урока по курсу внеурочной занятости «Финансовая грамотность»

в 8 классе по теме:

«С деньгами на «ты»»

Подготовила: Урсатий Светлана Александровна,

учитель математики

2023/2024, ст. Озерки

Введение. Финансы играют важнейшую роль в жизни каждого человека вне зависимости от его возраста и социального положения. Финансовая грамотность сегодня является одной из главных социальных проблем, особенно актуальной для детей уже с раннего возраста. Ведь на протяжении всей нашей жизни большие суммы денег проходят сквозь наши руки. Кроме того, финансовый успех, настоящий успех, а не только видимый благодаря кредитам, часто является показателем общей успешности человека. Однако, никто не учит нас быть финансово грамотными и понимать, как обращаться собственными деньгами. Знание и опыт использования финансовых продуктов открывают нам хорошие возможности и способствуют нашему финансовому благосостоянию. Финансовая грамотность — это именно знания и понимание финансовых понятий, умение оценивать риски и принимать эффективные решения, направленные на улучшение не только нашего, но и нашего общества в целом. Российское правительство придает большое значение повышению уровня финансовой грамотности в стране. Они уже утвердили Стратегию повышения финансовой грамотности на период 2017-2023 годы, так как понимают, что сейчас уровень финансовой грамотности в России довольно низок и требует многолетней координации и работы всех заинтересованных сторон. Важность данной тематики обусловлена особенностями современного развития финансового рынка. С одной стороны, все больше людей получает доступ к финансовым продуктам благодаря информационным технологиям. С другой стороны, легкость доступа к финансовым услугам может привести к неправильным решениям и большим долгам, особенно для неподготовленных потребителей. Непонимание важности финансового планирования через пенсионные, страховые и накопительные программы также может создать дополнительные проблемы для населения. Особенно подвержены риску вопросов финансовой безопасности дети и подростки. Ведь, в большинстве случаев, родители не могут дать им необходимые знания в этой области. Поэтому важно помогать несовершеннолетним адаптироваться к рыночным условиям и новым экономическим отношениям. Подростки должны знать о всех банковских продуктах, которые существуют на рынке. Они должны быть осведомлены об использовании кредитных карт в частности. Ведь наши дети видят, что с помощью простой пластиковой карты можно совершать покупки. Однако, они не всегда осознают потенциальные риски и последствия неправильного использования кредитных карт.

Целевая аудитория: учащиеся 8 класса

Продолжительность занятия: 90 минут.

Цель: изучить понятие «деньги», валюта, инвестиции, банковская система, познакомить с историей создания денежных знаков, их оборотом в мировой банковской системе финансов, развивать умение анализировать и систематизировать материал, планировать финансовую деятельность, воспитывать умение экономно тратить собственные средства

Задачи:

- познакомить учащихся с историей денег, видами денег, денежной системой, банками как основными учреждениями, работающими с деньгами;

- развить навыки анализа и обобщения, работы с разными источниками информации.

- задуматься о том, как следует относиться к деньгам для извлечения полезных свойств.

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты.

Знать:

- историю появления денег;

- виды денег;

- функции денег;

- иметь представление о безналичных и электронных деньгах;

- виды банковских карт;

- услуги, предоставляемые банком.

Уметь:

- пользоваться различными источниками для получения необходимой информации;

- уметь грамотно распоряжаться деньгами;

- пользоваться наличными и безналичными деньгами;

- безопасно пользоваться банковскими картами.

Используемые технологии: технология сотрудничества, ИКТ, активные методы обучения,

Оборудование: карточки, заготовки под кластер, презентация с изображением старинных денежных систем.


Ход  занятия

Введение

Доброго времени суток, товарищи! Для того чтобы понять, о чем будет наше занятие, предлагаю вам расшифровать ребус. После определения основного слова, сформулируйте тему нашего урока.

Итак, какие цели мы ставим перед собой на этом занятии? Задумайтесь, зачем людям нужны деньги? Определите цель и тему нашей встречи.

Актуализация знаний

И что такое деньги на самом деле? Попробуйте дать определение этому понятию. Давайте обратимся к словарю и проверим наши знания.

А кто знает, как и когда появились первые деньги?

Если говорить об истории происхождения денег, то можно сказать, что она началась с появления товарных отношений у людей. Однако со временем этот способ торговли постепенно устарел, и вместо него стали использовать различные предметы в качестве средств обмена – так появились первые деньги.

Первые упоминания о деньгах уходят на 7-8 тысяч лет до нашей эры, когда первобытные племена имели избыток некоторых продуктов, которые можно было обменять на нужные товары. Исторически принимается, что в роли средства обмена использовались скот, сигары, раковины и куски металла.

Также различные товары выступали в роли денег: соль, хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушеная рыба. Однако, чтобы предмет стал деньгами, он должен был быть признан общепринятым средством обмена.

Несмотря на то, что при натуральном хозяйстве и обмене товаровый оборот не требовал большой необходимости в деньгах, в самых примитивных государствах уже существовали собственные формы денег. Роль денег выпадала на товар, который пользовался наибольшим спросом и был в изобилии.

Можно сказать, что общество само определяет, что является деньгами. Все, что принимается обществом как средство обращения, и есть сама сущность денег.

И, действительно, деньги играют важную роль в экономической деятельности общества и служат всеобщим эквивалентом, отражая стоимость всех остальных товаров.

Кроме того, происхождение и функции денег неразрывно связаны, они с течением времени не изменились. Давайте разделим их на четыре основные:

1. Функция меры стоимости, выражающаяся в ценах товаров и отражающая значение денег как всеобщего стоимостного эквивалента.

2. Функция средства обращения, при помощи которой деньги служат посредником в обращении товаров.

3. Функция средства платежа, которая позволяет разделить время платежа и время оплаты, например, в случае кредитной продажи товаров.

4. Функция средства накоплений, инвестиций и сбережений. Деньги становятся средством для приобретения дополнительных благ и повышения качества жизни.

Со временем возникла еще пятая функция денег, известная как "функция мировых денег", которая проявляется в отношениях между экономическими субъектами разных стран, такими как государства, юридические и физические лица.

Все денежные операции и отношения регулируются законодательством Российской Федерации.

Изучение нового материала

Практическое задание

Давайте определим, какие виды денег существуют в настоящее время. Я покажу вам банкноты и монеты разного достоинства. Внимательно рассмотрите, какую информацию несет каждый вид денег. Какой вид денег я не назвала? Сравните банкноты и банковские карты. В чем их отличие и что у них общего?

Зачем людям нужно разбираться в финансовых вопросах?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам ознакомиться с материалом «С деньгами на "ты" или зачем быть финансово грамотным?» на официальном сайте Банка России.

Закрепление полученных знаний

- Прочитайте несколько цитат. С какой из них вы больше согласны?

"Деньги должны работать на нас. Чем больше мы тратим, тем больше получаем" - Петр Капица.

"Самый богатый человек - тот, кто нуждается в наименьшем количестве денег для своих радостей" - Жан-Жак Руссо.

"Когда деньги разговаривают, правда молчит" - русская пословица.

"Для того чтобы заработать деньги, нужно доблести; чтобы сохранить деньги, нужна мудрость; а чтобы потратить деньги, нужно искусство" - Бернхард Ауэрбах.

"Человек живет не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы быть счастливым" - Стендаль.

Рефлексия

- Кто теперь понимает, что такое деньги?

- Какие новые знания вы получили на нашем занятии?

- Какие функции денег вы знаете?

Домашнее задание:

Подготовьте информацию о различных видах банковских карт.

Список литературы:

1. Ожегов С. «Толковый орфографический словарь русского языка». - М.: 2009г.

  2.  В.В.Чумаченко, А.П.Горяев «Основы финансовой грамотности» учебное пособие.ЦБ России 2018г.

3. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев «Основы финансовой грамотности» рабочая тетрадь 2018г.

Жуков Е.Ф. “Деньги. Кредит. Банки” М., 2000 г.

Интернет- ресурсы:

1. https://udmddn.ru/articles/istoriya-proishozhdeniya-deneg/

5. https://dni-fg.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет"

Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет" напралена на развитие метапредметных умений. Таких как развитие навыков работы с материалом таблиц, развитие логического мышления, у...

Урок по финансовой грамотности

Расширение представлений обучающихся о пластиковых картах Сбербанка России....

Конспект урока по финансовой грамотности

конспект урока по финансовой грамотности...

Проект к уроку по финансовой грамотности в 7классе по теме "Страхование"

Данный проект разработан группой педагогов с мои участием в рамках курса повышения квалификации по финансовой грамотности (72 часа) в марте 2019 года (организаторы Высшая школа экономики, ФГБОУ "...

Презентация к уроку по финансовой грамотности "Чтобы не волноваться -лучше застраховаться!"

Эту презентацию я разработала на курсах подготовки учителей по финансовой грамотности. Её можно использовать при изучении темы "Страхование и виды страхования" по финансовой грамотности....

Методическая разработка урока по финансовой грамотности «Как и для чего открыть вклад?»

Цель: развитие интереса и формирование стимулов у обучающихся к приобретению знаний по финансовой грамотности...