Программа дополнительного образования "Юный журналист"
рабочая программа (5 класс)

Марина Александровна Кузнецова

Данная программа рассчитана на один год обучения. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rt_kuznetsova_m.a._yunyy_zhurnalist.docx48.81 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа с.Катравож имени Героя Советского Союза А.М.Зверева»

Обсуждено и согласовано на заседании Методического объединения                        

Протокол №__1__     

от «__30_»__сентября 2021___г.

 

 

             «Утверждаю»

Директор  МОУ Школа с.Катравож

___________ / Климова Е.Ю.

                                          

Приказ №___372-ДО___

от «_31__» _августа    2021___г.

 

 

                 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юный журналист»

 Программа составлена в соответствии с образовательной программой дополнительного образования муниципального общеобразовательного учреждения «Школа с. Катравож имени Героя Советского Союза А.М. Зверева», в рамках национального проекта «Образование» и функционирования «Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

                                        Составитель: Кузнецова Марина Александровна,  учитель русского языка и литературы

                                                                                                                   11-16 лет

(возраст обучающихся, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа)

1 год

срок реализации дополнительной общеобразовательной программы

с. Катравож

2021 г.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с образовательной программой дополнительного образования МОУ  Школа с. Катравож   имени Героя Советского Союза А.М. Зверева», в рамках национального проекта «Образование» и функционирования «Центра цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Сроки реализации программы: 1  год. Режим работы: 3  занятия в неделю по 1 часу. Возраст детей, участвующих в реализации данной  образовательной программы: 11 – 16 лет.

     Актуальностью  данной программы является то, что одной из самых важных задач дополнительного образования является создание условий            

для самоутверждения личности. Для этого  необходимо  предоставить каждому ребенку возможность свободно отстаивать свои взгляды, свои интересы, обращаться к общественному мнению.  Школьная печать является одной из самых активных и действенных форм воспитания. Газета призвана осветить важнейшие события школьной жизни, поднять актуальные проблемы, ответить на интересующие школьников вопросы. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём.

Необходимо одновременно помогать юным журналистам в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

     Новизна данной программы состоит в том, что юные журналисты будут непосредственно создавать газету  «Школьная мозаика».

     Кроме того,    ребята будут выпускать  видеовыпуски школьной газеты, вести блог в социальных сетях.

Данная программа  объединения «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться  всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только реально  оценивать мир, но и себя в нём.  Наряду с теоретическими знаниями будут развиваться практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным,  эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми,     потому что даёт каждому  возможность самоутвердиться.

Педагогическая целесообразность этой программы заключается в том, что она является целостной  и непрерывной  в течение всего процесса обучения,      создаёт условия для продуктивной творческой деятельности  школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы,  используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, видеосюжетах. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, направленных на формирование познавательных и коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса  школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Обучение позволяет учащимся:

  • совместно обучаться;
  • распределять обязанности в своей группе;
  • проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
  • проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
  • видеть реальный результат своей работы.

Цель: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности учащихся

Задачи реализации программы:

 Обучающие:

 формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать
информацию,  пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

- активизировать познавательную мыслительную деятельность;

-формировать творческие способности детей

-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;

 - уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.

Развивающие:

- развивать критическое мышление;  коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;

- прививать культуру общения;

- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;

Воспитывающие: воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого    навыки.

  • приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
  • побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия.    
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Пути реализации поставленных задач:

Особенностью методики проведения занятий является объединение  творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.   В начале учебного года, в сентябре, на занятии объединения  «Юный журналист» составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор- консультант. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности юных журналистов  является работа с медиаресурсами (создание газеты, видеоматериалов, радиопередач и др.).

                                                                                          Методы обучения

  • Словесный
  • Эвристический
  • Игровой
  • Практический

                                                                          Формы организации учебных занятий

  • групповые учебно-практические и теоретические занятия;
  • самостоятельная  работа (ученики выполняют индивидуальные задания в течение части  занятия или одного-двух занятий);
  • проектная деятельность  (получение новых знаний, реализация личных  проектов);
  • практическое занятие (написание работ)

                                                                         Виды деятельности учащихся:

  • индивидуальная и групповая.
  • коллективные, парные и индивидуальные творческие решения;
  • индивидуальные и групповые беседы;  
  • круглый стол, мозговой штурм;  

Требования к уровню подготовки (ЗУН) учащихся  к концу учебного года

             Обучающиеся должны знать:  

- историю и значение журналистики;

- основные понятия журналистики;

- классификацию жанров журналистики;

- принципы подготовки материалов в различных жанрах;

- профессии сферы журналистики;

- организацию работы издательства;

- основы газетного дизайна.

             Обучающиеся должны уметь:  

  - осуществлять поиск необходимой информации;

  - общаться с людьми;

  - пользоваться диктофоном;

  - собирать, анализировать, обобщать материал по теме и излагать его в письменном виде;

  - набирать текст на компьютере;

  - готовить публикации своих работ в газете;

  - проявлять активность мышления, его творческий характер.

Оценивание деятельности учащихся  производится высоким, средним и низким баллами.

«Низкий уровень» - учащиеся недостаточно точно выполняют свои обязанности, редко посещают кружок. Не выполняют требования к уровню подготовки ЗУН.

«Средний уровень» - учащиеся выполняют свои обязанности, посещают кружок, но в конце учебного года требования к уровню подготовки ЗУН не выполняют.

«Высокий уровень» - учащиеся выполняют свои обязанности, посещают кружок, в конце учебного года требования к уровню подготовки ЗУН выполняют.

                                              Результаты освоения  курса дополнительного образования

Планируемые результаты. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и,  если он не реализован, - значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника,  работы по формированию своей личности. Изучение материалов, связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры) повысит общий уровень развития учащегося. Выпуск газеты на печатной основе - один из эффективных путей для достижения этого.

Газета - это информация, сила которой - слово. Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в месяц. Оно  может  быть тематическим, отдельные номера выходить с приложениями, например. «Для вас, родители», «Спортивная жизнь » и другие. Тематика определяется общим планом работы центра, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими обучающимися. По окончании   курса обучения учащиеся должны получить следующие результаты.

 Предметные результаты: 

 1. Учащиеся должны знать  историю развития журналистики, известных представителей профессии; журналистские специализации; особенности работы в различных СМИ.

2. уметь  распознавать  средства речевой выразительности; жанры журналистики; содержание правовой культуры журналиста и журналистскую этику; методы и приёмы управления активностью аудитории; организацию работы в редакции печатного издания, на радио, телевидении, информационных агентствах,  сети  Интернет и т.п.;

Метапредметные. Обучающиеся должны уметь производить литературную обработку текста; создавать журналистские материалы различных жанров; самостоятельно готовить  материалы к публикации в прессе; создавать рекламные тексты и иллюстрации, фоторепортаж;

 Личностные. Обучающиеся должны овладеть методикой применения правовых и этических норм журналиста; решать различной степени сложности творческие задачи; владеть навыками общения с разными людьми и аудиторией; навыками написания основных (распространённых) журналистских материалов; навыками создания редакции «семейства СМИ»: пресса, радио, телевидение, агентство; приёмами журналистского взаимодействия в рамках правового поля. Учащиеся должны научиться: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях: совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения: пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера; находить и исправлять орфографические, пунктуационные. грамматические и речевые ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:

  1. Умение работать с разной литературой.
  2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
  3. Умение брать и давать интервью.
  4. Использование знаний основных жанров периодической печати.
  5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.

Занятия в объединении «Юный журналист»  развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность. Кроме теоретических лекций,  на каждом занятии будут проводиться интересные журналистские тренинги.

Учащиеся должны знать: понятие макета; общие правила набора текста; форматы графических файлов; цветовые системы; основные термины работы со шрифтами; основные понятия верстки.

Основными требованиями к обучаюшимся при изучении основ журналистики являются:

  • желание овладеть навыками работы юного журналиста;
  • активная позиция во время занятий;
  • выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс- конференциях, творческих конкурсах.

Формы аттестации и их периодичность. Аттестация осуществляются с помощью диагностических материалов, дающих представления о степени усвоения учащимися программного содержания: наблюдений, индивидуальных опросов, анкетирования, тестов, проверочных работ, учёта публикаций журналистских материалов, проектной деятельности, а  также ежемесячный выпуск школьной газеты «Школьная мозаика» Основные критерии оценки практических работ: умение находить и собирать необходимую информацию, пользоваться различными источниками информации, глубина самостоятельного мышления автора, аналитика, логичность, грамотность и острота подачи материала.

Материальное обеспечение программы:

Кабинет литературы, компьютер, бумага, принтер, сканер, фотоаппарат, экран, видеокамера.

Содержание внеурочной деятельности

Содержание учебной дисциплины

                         Характеристика основных видов деятельности

РАЗДЕЛ 1: Журналистика как профессия-3 часа

 Профессиональные качества журналиста. Из истории журналистики. Этико-правовые основы журналистики.

РАЗДЕЛ 2: Средства массовой информации – 6  часов

Краткая история возникновения развития печатных средств массовой коммуникации.

Роль и место книги и периодической печати. Современные периодические издания. История возникновения телевидения. Интернет как величайшее изобретение.

РАЗДЕЛ 3: Газета – 2 часа

  Знакомство с историей возникновения школьной печатной газеты. Распределение рубрик

РАЗДЕЛ 4: Стиль – 5 часов

 Публицистический стиль речи. Общая характеристика,  сфера применения, жанры, языковые и стилевые особенности

РАЗДЕЛ 5 : Обзор-4 часа

Жанры периодической печати. (Информационной, художественно-публицистический, литературный).Общий обзор.

РАЗДЕЛ 6 : Виды публикаций– 5 часов

Язык литературы. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов – хроникеров. Расширенная информация.

РАЗДЕЛ 7 : заметка- 5 часов

 Заметка информационного характера, заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования.

РАЗДЕЛ  8 : интервью-12  часов

Виды интервью. Подготовка. Как расположить собеседника? Особенности интервью как жанра. Оформление. Виды интервью: интервью-
монолог, интервью-сообщение, интервью- диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение. Ан- кета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

РАЗДЕЛ 9: . репортаж- 7 часов

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для
репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность. наглядность. активно
действующее авторское "я", внимание к детали и подробности, познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

РАЗДЕЛ 10 : статья-7  часов

Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая. Историческая статья.

РАЗДЕЛ 11 : обозрение – 7 часов

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение.

-тематическое обозрение.

- экономическое обозрение;

-  литературное обозрение;

- спортивное обозрение.

РАЗДЕЛ 12:  комментарий, колонка- 6 часов

Комментарий. колонка.

Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение
комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

РАЗДЕЛ 13:  эксперимент- 5 часов

Эксперимент.

Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное
изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.

РАЗДЕЛ 14:  очерк- 7  часов

Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация. насыщенность литературно-художественными средствами. языковые и
стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

         - портретный очерк;

- событийный очерк;

-  путевой очерк.

РАЗДЕЛ 15:  письмо-3  часа

Жанр письма. Письмо в редакцию

РАЗДЕЛ 16  :  язык журналистики- 20   часов

Язык журналистики. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, диалектизмы. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие

      Всего - 105 часов

     Для реализации программы используется литература:

:

  1. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2018
  2. Гринина-Земскова А.М. сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2020
  3. Лобанова В.Ю. Работа над сочинениями публицистических жанров: Пособие для учителей. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016
  4. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2017\Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
  5. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  6. Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
  7. .Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.
  8. .Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
  9. .Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
  10. .Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
  11. .В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 199

                       Информационные ресурсы.

  1. http://ru.wikipedia.org/
  2.  http://journalisti.ru/ 
  3. http://imho-online.ru/
  4.  http://tvsreda.ru/ http://
  5. www.oshibok-net.ru/for-journalists/poleznie-resursi/site-for-jur/

  Ресурсы Интернета

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный журналист"

Рабочая программа по организации кружка "Юный журналист". Данный материал поможет заинтересовать профессией журналист, организовать школьную газету....

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Программа кружка "Юный журналист" включает в себя пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование на 2 года (в год - 68 часов)...

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Программа для кружка по журналистике, возраст - 13 лет, 1 час в неделю....

О создании программы дополнительного образования "Школа юного журналиста"

В статье даются рекомендации по созданию программы дополнительного образования по журналистике в условиях внедрения ФГОС....

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Дополнительная общеобразовательная программа разработана для учащихся (12-13 лет, средние – 13-14, старшие – 15-16 лет).Срок реализации Программы – 3 года....

Программа дополнительного образования "Юный журналист" на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года.

Программа дополнительного образования "Юный журналист"  на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года....

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Газета - это история мира за сутки.Это история мира, в котором мы живем и события,которые интересуют нас больше, чем относящиесяк прошлому, существующему лишь в памяти.А. Шопенгауэр...