Расширение образовательных возможностей муниципальной образовательной системы с использованием ресурсов Центров образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста»
статья

Статья об использовании образовательных возможностей Центра "Точка роста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Расширение образовательных возможностей муниципальной образовательной системы с использованием ресурсов Центров образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста»

          Система  образования Ашинского муниципального района  позиционирует себя как часть  региональной системы образования Челябинской области и  определяет  свое  предназначение,  основываясь на приоритетах федеральной и региональной  политики и направлениях социально-экономического  развития территории. 

         В Программе  социально-экономического развития  Ашинского муниципального района  на период до 2035 года  сформулирована стратегическая цель развития: «Создание  комплекса условий для улучшения качества жизни населения района, мотивации и перспектив постоянного проживания и работы в районе, повышения роли и места муниципального образования в области».  

         Наш район как территориальное образование существует с середины XVIII века, он расположен в Предуралье, на западе Челябинской области, на границе с республикой Башкортостан. Площадь, занимаемая Ашинским районом, составляет  3% от территории всей Челябинской области.

        Это одна из основных индустриальных территорий Челябинской области.

         Численность населения Ашинского муниципального района составляет 57 000 человека, среди которых 95% - городское население. В состав района входит 25 населенных пунктов, в том числе четыре городских поселения, самым большим из которых является моногород Аша, численность населения которого около 32 000 человек, градообразующее предприятие - ПАО «Ашинский металлургический завод».

         В районе, как и в целом по Челябинской области и стране, наблюдается нехватка кадров высокой квалификации, обладающих глубокими и разносторонними знаниями, хорошей подготовкой в области компьютерных технологий, готовых обслуживать сложное электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы. Наиболее востребованными на рынке труда являются квалифицированные рабочие (электрогазосварщики, станочники, электромонтеры), инженерные кадры.

          Система образования находится под общим влиянием социально-экономической и демографической ситуации в регионе.

         Предназначение муниципальной системы образования в условиях достаточно отдаленной от центра территории заключается в понимании ответственности за общее культурное и интеллектуальное развитие обучающихся, формирование необходимых компетентностей как конкурентно способной личности в любой жизненной ситуации.

         Образование в условиях провинциального города должно становиться  фундаментом нравственности, культуры, интеллектуального развития. Общее образование должно обеспечить активное участие в формировании  компетентностей и культуры коллективного взаимодействия. Оно должно стать своеобразным «социальным лифтом», позволяющим личности преодолеть социальное неравенство посредством своих усилий в достижении качественных образовательных результатов.

          Перед  муниципальной системой образования  в связи с этим поставлены  стратегическая цель повышения качества и доступности общего образования, соответствующего современным вызовам общества.

          Исходя из особенностей региона акцент делается на повышении качества технологического, математического, естественно-научного и гуманитарного  образования, профориентационной деятельности, создании условий для повышения профессионального мастерства педагогических работников образовательных организаций, интегрирования социальных, экономических, материальных и иных ресурсов.

        Для реализации поставленных целей и задач в муниципалитете функционируют: 12 общеобразовательных школ (11 основных (с 4-мя филиалами) и 1 школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья); 15 дошкольных образовательных организаций, 5 учреждений  дополнительного образования детей, а также учреждения дополнительного образования, курируемые управлением культуры и управлением спорта.

      Всем организациям оказывается помощь и поддержка со стороны муниципальных властей.

       Тем не менее имеют место расхождения в условиях осуществления образовательной деятельности и качестве образовательных результатов между общеобразовательными учреждениями, связанные с недостаточным уровнем обеспечения учебно-материальной база, недостаточной сформированностью  системы оценки качества образования, низким уровнем школьного благополучия, консерватизмом и  инертностью отдельных педагогов.

       Оценка  возможностей и  ограничений, сильных и слабых сторон системы образования ложится в основу формирования муниципальной стратегии, исходя из которой  можно определить миссию системы образования Ашинского муниципального  района: обеспечить современное  общее образование, ориентированное на повышение качества  жизни населения, на достижение новых образовательных ресурсов, на потребность обучающихся  к саморазвитию и самоопределению, ведению  здорового  и  безопасного  образа жизни, сохранению и преумножению культуры и традиций своего народа.

             К основным ценностным принципам деятельности муниципальной системы образования можно отнести следующие:

- ребенок, проживающий и получающий образование  в Ашинском муниципальном районе  должен иметь  возможности на получение качественного  образования в соответствии с его потребностями и особенностями;

- родители должны  быть уверены, что образование, которое получает ребенок, позволит ему успешно  определиться и самореализоваться  в дальнейшей жизни.

          На решение стратегических целей и задач  внедрения обновленного содержания преподавания основных общеобразовательных программ в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» направлен и проект создания на территории Челябинской области сети Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

          Один из 32 Центров, созданных в Челябинской области, был открыт в сентябре 2020 года в Ашинском муниципальном районе на базе МКОУ «СОШ № 7» города Аши. Данная образовательная организация не была выбрана случайно. Помимо соблюдения ряда условий, связанных с возможностью создания Центра образования только в селе или малом городе, наличии в учебном заведении места для создания нового образовательного пространства, школа имеет удобное расположение, имеет свое лицо, до пандемии являлась центром притяжения представителей системы образования района, на базе школы находится межшкольный методический центр, работает территориальная медико-психологическая комиссия.

         Создание «Точек роста»  позволяет организации, на базе которой создан Центр образования, а также остальным образовательным организациям района участвовать в реализации основных общеобразовательных программ в части предметных областей «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»,   реализовывать разноуровневые дополнительные  общеобразовательные программы цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, а также иных программ в рамках внеурочной деятельности обучающихся, обеспечивать создание, апробацию и внедрение модели равного доступа к современным общеобразовательным программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей детям иных населенных пунктов района, внедрять сетевые формы  реализации программ дополнительного образования, организовывать  внеурочную деятельность в каникулярный период, разрабатывать  соответствующие образовательные программы, в том числе для пришкольных лагерей, содействовать развитию шахматного образования, вовлекать  обучающихся и педагогов в проектную деятельность.

            Реализация комплекса мер по функционированию Центра связана с   непрерывным развитием педагогических и управленческих кадров, включая повышение квалификации руководителей и педагогов Центра,  проведением мероприятий по информированию и просвещению населения в области цифровых и гуманитарных компетенций, информационному сопровождению  учебно-воспитательной деятельности Центра, системы внеурочных мероприятий с совместным участием детей, педагогов, родительской общественности, в том числе на сайте образовательной организации и иных информационных ресурсах.

          Организация в системе управления Центром «Точка роста»  направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий каждого звена управления.

         Участники педагогического процесса объединяются в группы для внедрения инновационного проекта. Система управления построена на тесном взаимодействии линейно-функционального и проектного управления.  В штат Центра образования вошли 7 человек: руководитель Центра, педагог-организатор, 2 учителя информатики, 1 учитель ОБЖ, 1 учитель технологии, педагог дополнительного образования.

На постоянную структуру накладываются временные целевые структуры. Постоянные элементы — это педагоги, входящие в штат Центра. Новый элемент — формирование временных проектных групп для решения конкретных проблем.  Эти группы создаются руководителями проектов, которые имеют право привлекать в них разных специалистов, в том числе выходя на  сотрудничество с педагогическими работниками других организаций.

            За год работы Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» разработана перспективная Программа работы Центра и  План работы на год,  педагогами изучается научная, педагогическая, специальная  литература, передовой педагогический  опыт, в рамках самообразования и прохождения курсов повышения квалификации, стажировки на базе областного «Кванториума», разработаны и реализуются новые курсы внеурочной деятельности, дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, уроки ОБЖ, информатики, технологии проводятся с использованием нового оборудования, разрабатываются и внедряются формы, методы и приемы, способствующих эффективному формированию компетентностей обучающихся, разработаны конспекты занятий, открытых мероприятий, авторских проектов, реализованных в Центре, в том числе и с привлечением обучающихся других школ города и района (в дистанционном формате). Проведены семинары, педагогические советы, дни открытых дверей,  встречи и акции, защита проектов, викторины, квесты и конкурсы  с использованием общественного пространства Центра в очном и дистанционном форматах. Определен План работы на следующий учебный год. Наработан опыт с возможностью и желанием его транслирования.

            Проведена огромная работа.  Самое важное и ценное для нас: и педагоги школы, и обучающиеся, и родители, и коллеги из образовательных организаций нашего района наслышаны о существовании Центра,  и многие уже используют или предполагают использовать его ресурсы в будущем.

Не существует стратегии, единой для всех школ, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждое образовательное учреждение уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой школы уникален, так как он зависит от многих факторов.

Но именно сейчас исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию школы к изменяющимся условиям существования в образовательном пространстве и выполнение социального заказа на образование – а здесь нам всем есть чему друг у друга поучиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6. Основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста".

В презентации показаны основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Моделирование елочных игрушек для 3D принтера»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования «Знакомство со средой программирования Scratch»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») На...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино» (центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА дополнительного образования«Как снять кино»(центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста») Направление:(общекультурное, общеи...

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в Ленинградской области в 2020 году - Инновационные возможности повышения качества образова

Презентация инновационной площадки: Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национа...

Проект «Использование ресурсов центра образования естественно-научной направленности «Точка роста»

Данный проект будет полезен учителям, работающим в центрах образования "Точка роста". Содержит КТП и примеры уроков с использование цифровой лаборатории....

Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» «Путь к вершинам (возможности квадрокоптера)»

Дополнительная общеобразовательная программа центра образования цифрового и гуманитарного профилей«Точка роста»«Путь к вершинам (возможности квадрокоптера)»...