Картотеки лексических тем
картотека

Антонова Лилия Закирьяевна

В помощь педагогам и родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskie_temy.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лес. Грибы. Ягоды.

1. Фонематические процессы, зрительные и слух. внимание и память.

1. «Что играет?» (Развитие слухового внимания)

Педагог показывает детям музыкальные инструменты (из музыкального уголка), их звучание, вспоминают названия. Затем педагог за ширмой играет на музыкальном инструменте, и дети угадывают, какой инструмент звучит.

2. «Доскажи словечко» (Развитие слухового внимания, чувства ритма)

Возле леса на опушке,                                          Вдоль лесных дорожек

Украшая тёмный бор,                                           Много белых ножек.

Вырос пёстрый, как петрушка,                            В шляпках разноцветных.

Ядовитый …(мухомор).                                       Издали заметных.

                                                                                Собирай, не мешкай,

Посмотрите-ка ребята,                                          Это …(сыроежки).

Тут лисички, там опята.

Ну а это, на полянке,

Ядовитые …(поганки).

2. Лексика.

1. «Продолжи предложение»

Мы пошли в лес за опятами, маслятами …(лисичками, волнушками, сыроежками и т.д.).

Грибы растут … (в лесу, на опушке, вокруг пней и деревьев, во мху, в траве и т.д.).

2. «Что лишнее?» (объяснить ответ).

Поганка, сыроежка, шишка, мухомор.

Подосиновик, маслёнок, мухомор, моховик.

5. Грамматика.

1. «Назови ласково»

Боровик – боровичок, моховик, сыроежка, корзина, пень, лес, поляна, лукошко.

2. «Один – много»

Один гриб – много грибов, один пень, одна лисичка, одна шляпка и т.д.

6. Моторика.

1. Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов: «искать, срывать, собирать».

«За грибами»

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Бегут, собирают воображаемые грибы.

Скачут стоя, «срывают» грибы.

Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.

2. Пальчиковая гимнастика.

«Грибы»

Топ-топ – пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый. Ешь его смело!

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Переплетают пальцы обеих рук – «туесочек».Сжимают кулачки.

На каждый новый гриб дети разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках.

Овощи.

1. Фонематические процессы, зрительные и слух. внимание и память.

1. «Где звучит?» (Развитие слухового внимания)

Дети с закрытыми глазами отгадывают, где звенит колокольчик.

2. «Доскажи словечко»

(Развитие слухового внимания, чувства ритма)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней …(помидора).

Наш огород в образцовом порядке:

Как на параде, построились грядки.

Словно живая ограда, вокруг –

Пики зелёные выставил …(лук).

Пушистый и зелёный хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

 - Вылезай на свет …(морковка).

Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицы.

У неё листочки с хрустом,

А зовут её …(капуста).

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зелёные хитрецы.

Молодые …(огурцы).

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился …(горох).

2. Лексика.

1. «Какие слова обозначают овощи?»

 - лук, репа, подорожник, крапива

 - чеснок, редис, роза, смородина

 - кабачки, огурцы, клубника, картофель

2. «Повар»

 - Я положу в борщ …

 - Я положу в щи …

3. «Отгадай загадки»

   Как надела сто рубах                       На грядке длинный и зелёный,

   Захрустела на зубах.                        А в кадке – жёлтый и солёный.

                        (Капуста)                                                             (Огурец)

   В огороде вырастаю,                        Сладкий – съешь и целиком,

   А когда я созреваю,                          Горький – тронешь языком,

   Варят из меня томат,                        Обожжёт, как огнём,

   В щи кладут и так едят.                   Не забудешь ты о нём.

                         (Помидор)                                                            (Перец)

4. «В саду или в огороде?»  (объяснить ответ)

помидор, слива, вишня, морковь, свекла.

3. Грамматика.

1. «Назови ласково»

   огурец - …                                        помидор - …

   морковь - …                                      репа - …

   тыква - …                                          чеснок - …

2. «Скажи со словом «капуста»»

 - У нас в огороде растёт (что?) ..… (капуста).

 - На грядке растёт много (чего?) ..… (капусты).

 - Мы будем срезать (что?) ..… (капусту).

 - Мама испечёт пирожки с (чем?) ..… (капустой).

 - Я расскажу всем о (чём?) ..… (о капусте).

4. Моторика.

1. Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.

«Капуста»

Отгадайте загадку:

Она растёт у вас на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.    (капуста)

 - Давайте заготовим капусту на зиму.

Тук! Тук! Тук! Тук! Раздаётся в доме стук.

Мы капусту нарубили,

Перетёрли,

Посолили

И набили плотно в кадку.

Всё теперь у нас в порядке.

Ритмичные удары ребром одной ладони по другой.

Хватательные движения обеими руками.

Указательный и средний пальцы трутся о большой (на каждой руке).

«Набивают» руками.

Отряхивают руки.

Фрукты

1. Фонематические процессы, зрительные и слух. внимание и память.

1. «Что исчезло?» (Развитие зрительного внимания и памяти)

Педагог показывает детям 5-7 предметных картинок (по изучаемой теме, или насыщенных изучаемым звуком), предлагает внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем дети закрывают глаза, педагог убирает картинку. Дети открывают глаза и называют, какая картинка исчезла.

2. Лексика.

1.«Повар»

 - Я буду варить компот из разных фруктов. Я положу в него…

2. «Что лишнее и почему»

   лимон, апельсин, груша, огурец

   банан, персик, свекла, слива

3. «Отгадай загадки»

   Само с кулачок, красный бочок.       Он сочен и душист,

   Тронешь пальцем – гладко,               А снаружи золотист.

   А откусишь – сладко.                         Много долек в нём, друзья,

                                         (Яблоко)         Для тебя и для меня.

                                                                                             (Апельсин)

4. «Беседа о фруктах»

  (выбрать один фрукт, взрослый задаёт вопрос – ребёнок отвечает)

 - Что это? (название фрукта)

 - Где растёт? (на каком дереве?)

 - Какой формы, цвета?

 - Какой он на вкус?    Какой он на ощупь?

 - Что можно из него приготовить?

3. Грамматика.

1. «Один - много»

Яблоко – (много) яблок, груша, слива, персик, абрикос, лимон, апельсин, фрукт, косточка, семечка.

2. «Про какой фрукт можно сказать?»

 - кислый …                                  -  сочное …

 - ароматная …                             - вкусные …

3. «Какое варенье?»

   Варенье из яблок – яблочное.

   Варенье из апельсинов - …

   Варенье из абрикосов - …

   Варенье из фруктов - …

4. Моторика.

1. Пальчиковая гимнастика.

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

Много нас,

А он один.

Эта долька – для ежа.

Эта долька – для стрижа.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

Разбегайтесь – кто куда!!!

Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.

Показывают 10 пальцев.

Показывают один палец.

Загибают по очереди пальцы одной руки, начиная с большого.

Бросательное движение свободной рукой.

Сжимают кулаки и прижимают их к груди.

«Бегут» пальцами по столу.

Деревья.

1. Фонематические процессы, психические процессы.

1. «Узнай и назови» (развитие восприятия формы, размера).

Необходимо узнать дерево по форме листа, кроны и ствола, по плоду.

2. «Проблемные вопросы» (Развитие логического мышления)

 - Что будет с нашей планетой без деревьев?

 - Чего в лесу больше – деревьев или листьев?

3. «Телефон» (развитие слухового внимания)

Педагог тихо говорит ребёнку названия трёх деревьев, а он шепчет эти названия на ухо следующему и т.д.

2. Лексика.

1. «Что слово означает?» (многозначность слов).

Объяснить значения слов, найти несколько значений:

Лист, игла, шишка, серёжка.

2. «Исправь предложения»

На клёне желтеют берёзовые листья.

Каждую осень с ёлки осыпаются листочки.

3. «Что лишнее и почему?»

Дуб, рябина, осень, осина.

Берёза, тюльпан, тополь, осина.

4. «Отгадай загадки»

Его весной и летом                                          Растут – зеленеют,

Все видели одетым,                                         Упадут – пожелтеют,

А осенью с бедняжки                                      Полежат – почернеют.

Сорвали все рубашки.     (Лес, дерево)                                           (Листья)

3. Грамматика.

1. «Три листа» (употребление предлога между, словосочетаний справа от…, слева от…, относительных прилагательных).

Раскладываем картинки с изображением трёх разных листьев. Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат. Например: «Дубовый лист между кленовым и берёзовым», «Кленовый лист справа от рябинового и слева от дубового».

2. «Сосчитай листочки»

Один дубовый листочек, два (три, четыре) дубовых листочка, пять дубовых листочков.

(так же считаем берёзовые, тополиные и другие листочки).

3. «Один – много»

Дерево – деревья (так же: куст, ствол, лист, ветка, сук, крона, берёза, тополь и т.д.).

4. Моторика.

Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной, вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки,

Ветер бросил на тропинку.

Плавные, волнообразные движения ладонями.

Загибают по одному пальчику на одной (или обеих) руках по очереди.

Спокойно укладывают ладони.

Дикие животные.

1. Фонематические процессы, психические процессы.

1. «Доскажи словечко» (развитие слухового внимания, чувства ритма)

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это …….(Белка).

Сладкий мох искал весь день

И жевал его ……….(Олень).

Лесники её котят

Взять домой не захотят,

Ей не скажешь: «Мурка, брысь!»

Потому что это ...…(Рысь).

Без тропинок, без дорог

Серый катится клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это ………..(Ёж).

Посмотрите-ка, какая:

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой,

На увёртки мастерица,

А зовут её ……….(Лисица).

2. «Проблемные вопросы» (Развитие логического мышления)

 - Кто бывает храбрый и трусливый (в каких случаях)?

 - Кто проворный, а кто неуклюжий?

 - Кто больше – лиса или заяц? А у кого лап больше?

 - Нора справа от дерева. Что справа?

3. «Объясни значение выражений» (Развитие логического мышления)

Гоняться за двумя зайцами. Вертеться, как белка в колесе. Волк в овечьей шкуре. Сделать из мухи слона. Держать в ежовых рукавицах.

2. Лексика.

1. «Отгадай загадки»:

    Ходит летом косолапо,                Хвост пушистою дугой.

    А зимой сосёт он лапу.                Вам зверёк знаком такой?

                               (Медведь)            Острозубый, темноглазый,

    Зверька узнаем мы с тобой          По деревьям любит лазать.

    По двум таким приметам:            Строит он свой дом в дупле,

    Он в шубке беленькой зимой,     Чтобы зверю жить в тепле.

    А в шкурке серой – летом.                                                (Белка)

                               (Заяц)

2. «Лишнее слово» (объяснить ответ).

   волк, собака, рысь, лиса, заяц

   лиса, волк, овца, белка

   корова, заяц, кролик, белка

3. «Расскажи о диком животном» (развитие умения отвечать на вопросы полным ответом, связной речи).

   1) название;  2) где живёт (Север, жаркие страны…);

   3) внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные

   признаки – у слона хобот и т.п.);  

   4) жилище (берлога, нора, дупло…);  

   5) как добывает корм;  6) чем питается;

   7) как называются его детёныши.  

3. Грамматика.

1. «Один - много».

   белка – белок (заяц, волк, медведь, волк, лось, олень, белка, лиса, кабан, барсук, ёж и др).

2. «У кого - кто».

У белки – бельчонок  (у лисы, у зайчихи, у волчицы, у лосихи, у медведицы и др.).

3. «Посчитай»

Один заяц, два (три, четыре) зайца, пять зайцев.

(так же: волк, медведь, лиса, белка, рыжая лиса, серый волк, полосатый барсук и т.п.).

4. Моторика.

1. Пальчиковая гимнастика

Сидит белка на тележке.

Продаёт она орешки.

Лисичке - сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому.

Заиньке усатому.

Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку.

Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.

Загибают по одному пальчику на одной (или обеих) руках по очереди.

2. Подвижная игра «На водопой» (координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами -ОНОК, -ЕНОК, названий детёнышей животных).

Тёплым днём, лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок,

За мамой-лисицей крался лисёнок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шёл медвежонок,

За мамой-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой – косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети спокойно идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Крадутся на носочках.

Приседают, медленно двигаются вперёд.

Идут вперевалку.

Скачут вприсядку.

Скачут на прямых ногах.

Идут на четвереньках.

Останавливаются, поворачиваются лицом в круг, разводят руки перед собой в стороны.

Перелётные птицы.

1. Фонематические процессы, психические процессы.

1. «Кто лишний? Будь внимательным» (Развитие слухового внимания, связной речи(употребление сложноподчинённых предложений), классификация перелётных и зимующих птиц).

Педагог произносит названия трёх перелётных и одной зимующей птицы. Дети внимательно слушают и составляют предложения: «лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные – перелётные».

2. Лексика.

1. Вспомнить:

- понятие “перелётные птицы” (уметь объяснить);

- каких перелётных птиц знаем;

- куда улетают птицы, почему.

2. «Четвёртый лишний» (объяснить ответ).

   петух, индюк, курица, ворона

   ворона, попугай, голубь, воробей

3. «Расскажи о птице» (выбрать любую перелётную птицу и рассказать о ней по плану (изображение птицы показать ребёнку)).

1) кто это (название птицы);

2) какая это птица (перелётная, зимующая);

3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длинна ног,

    шеи, форма клюва);

4) чем питается;

5) как голос подаёт, где зимует, как выращивает своих птенцов.

4. «Отгадай загадки»

Чёрный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам рад.

                         (Грач)

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его ….(Скворец)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

                          (Цапля)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех заводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? – …(Соловей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик над окном

Из травы и глины.        (Ласточка)

Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль идёт,

За собою всех ведёт.      (Утка с утятами)

3. Грамматика.

1. «Назови детёныша».

Грач – грачонок (так же: аист, утка, гусь, журавль, кукушка и др.).

2. «Один - много».

Гусь – гуси, гусей (так же: утка, ласточка, лебедь, аист, птица, жаворонок, журавль, птенец, перо и др.).

3. «Назови ласково».

Птица – птичка (так же: перо, гнездо, крыло, утка, журавль, цапля, лебедь и др.).

4. Моторика.

Перелётные птицы.

«Ласточки» (Развитие моторики, координация речи и движений)

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Ласточки садились, все люди дивились.

Сели, посидели.

Взвились, полетели.

Полетели, полетели.

Песенки запели.

Бегут по кругу, машут руками, изображая полёт птиц.

Приседают, руки опускают за спиной. Как бы складывают крылья.

Бегут по кругу, взмахивают руками.

«Ласточка» (Пальчиковая гимнастика)

Ласточка, ласточка, милая касаточка,

Ты где была? Ты с чем пришла?

 - За морем бывала, весну добывала.

Несу, несу весну-красну.

На каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, затем на левой руке.

Зимующие птицы.

1. Фонематические процессы, психические процессы.

1. «Что исчезло?» (Развитие зрительного внимания и памяти).

Педагог показывает детям 5-7 предметных картинок (по изучаемой теме, или насыщенных изучаемым звуком), предлагает внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем дети закрывают глаза, педагог убирает картинку. Дети открывают глаза и называют, какая картинка исчезла.

2. «Доскажи словечко» (Развитие слухового внимания, чувства ритма)

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится –

Всё хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится … (синица).

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далёкий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь –

Раз красавец прилетел к нам,

Житель севера … (снегирь).

3. «Проблемные вопросы» (Развитие логического мышления)

 - Как помочь зимующим птицам перенести зиму?

 - Чего больше: птиц или крыльев?

 - Ворона больше синицы. Кто меньше? Кто большой?

 - Почему так называют: кормушка, скворечник, птицелов?

2. Лексика.

1. «Отгадай загадки»

Странный доктор есть на свете,

Он деревья лечит, дети.

 - Где болит? Тук-тук!

А, нашёл. Тут! Тут!

                              (Дятел)

Чёрнокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут!

                              (Снегирь)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл – а всё же птица

                               (Воробей)

Днём спит, ночью летает,

Прохожих в лесу пугает.  (Сова)

Чёрный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор.

                                (Дятел)

2. «Сравни птиц с людьми и животными»

У человека – дети, а у птицы – птенцы.        У человека – нос, а у птицы - …

У животных – шерсть, а у птиц - …              У кошки – лапы, а у птицы - …

3. «Кто как говорит?»

Воробей – чирикает (Так же: ворона, голубь, сорока и др.)

4. «Расскажи о птице» (выбрать любую зимующую птицу и рассказать о ней по плану (изображение птицы показать ребёнку)).

1) кто это (название птицы);

2) какая это птица (перелётная, зимующая);

3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длинна ног,

    шеи, форма клюва);

4) чем питается;

5) как голос подаёт, где зимует, как выращивает своих птенцов.

6) как человек может помочь этой птице пережить зиму?

3. Грамматика.

1. «Исправь ошибки»

Чёрный ворона – чёрная ворона (так же: белый сова, серое голубь, снегирь клевала хлеб, сорока сидел на заборе, ворона чирикала на солнышке и т.п.)

2. «Посчитай»

Один голубь, два (три, четыре) голубя, пять голубей.

(так же: ворона, воробей, синица, снегирь, кормушка и др.).

3. «Чем больше, тем лучше»

ребёнок должен образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-…) и продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем он должен придумать несколько предложений с этими словами.

4. Моторика.

«Снегири» (Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)

Вот на ветках, посмотри.

В красных майках снегири.

Распустили пёрышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

 - Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку.

На первое слово каждой строки – частое потряхивание руками, на второе – один хлопок по бокам.

По 2 поворота головы на каждую строку.

Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями.

«Кормушка» (Пальчиковая гимнастика)

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки

На название каждой птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

Домашние животные и птицы.

1. Фонематические процессы, психические процессы.

1. «Доскажи словечко»

Шубу тёплую в колечках

Носит тихая …     (овечка).

Ходит рыжий, пьёт из лужи,

Не боится лютой стужи.

Хвост лохматый, чёрный нос…

Кто же это? Рыжий …     (пёс).

2. «Проблемные вопросы» (Развитие логического мышления)

 - Смогут ли домашние животные выжить на воле? Почему?

 - Почему так называют: конюшня, свинарник. Телятница.

 - Объясни значение выражений: как корова языком слизала, как кошка с собакой, покупать кота в мешке.

2. Лексика.

1. «Отгадай загадки»:

    Бежит замарашка                             Все следы находит точно.

    В щетинистой рубашке.                  Охраняет склады ночью.

    Хвост крючком,                               Уши чуткие и нос –

    Нос пятачком.                                   Это друг наш верный…

                              (Свинья)                                                   (Пёс)

                                        Бегут по дорожке

                                        Борода да рожки. (Коза)

2. «Кто как голос подаёт?»

Корова – мычит (так же: собака, свинья, кошка, овца, лошадь, утка, гусь, курица, корова и др.)

3. «Подскажи словечко»

Табун – много лошадей, стадо – много …, отара – много - …, свора – много … .

4. «Расскажи о домашнем животном»  (выбрать любое домашнее животное, наклеить его изображение в тетрадь и рассказать о нём по плану (записать рассказ ребёнка в тетрадь)).

   1) название;  

   2) внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные

   признаки – у свиньи пятачок, у коровы копыта и т.п.);

   3) где живёт (конура, хлев, дом и т.д.);

   4) чем питается;

   5) как называются его детёныши,

   6) какую пользу приносит людям.

3. Грамматика.

1. «У кого кто?»

У кошки – котята (Так же: у козы, у свиньи, у собаки, у коровы, у лошади, у утки, у гуся, у курицы, у овцы и др.)

2. «Назови ласково»

Ухо – ушко (Также: лапа, собака, кошка, овца, шерсть, хвост, коза, утка и др.)

3. «Посчитай»

Один кот, два (три, четыре) кота, пять котов.

(Так же: кошка, собака. Лошадь, овца и др.)

4. Моторика.

«Бурёнушка» (Пальчиковая гимнастика)

Дай молочка, Бурёнушка,

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье

Молоко коровье.

Дети показывают, как доят корову.

Делают «мордочки» из пальчиков.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Снова «доят».

«Хозяюшка» (Координация речи с движением, развитие творческого воображения).

Наша-то хозяюшка

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка

Моет языком.

Хрюшка собирает

Крошки под окном.

По столу котище

Лапою скребёт,

Половичку козочка

Веничком метёт.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку.

Присели, наклоняют ритмично голову.

Встали, правой рукой делают движения к себе.

«Метут» пол.

Зима. Зимние забавы.

1. Фонематические процессы, психические процессы.

1. «Чем похожи и не похожи?» (Развитие логического мышления)

Лёд и снег, лёд и стекло, лёд и зеркало, снег и вата.

2. «Вопросы на засыпку» (Развитие логического мышления)

    Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что потом?

    Чего больше – снегопадов или снежинок?

    Чего меньше – зим или зимних месяцев?

3. «Найди ошибку»    (составь предложение правильно) (Развитие логического мышления)

    Река замёрзла, потому что дети взяли коньки.

    Дети катаются на лыжах, потому что наступило лето.

    Мы надели тёплую шубу, потому что на улице идёт дождь.

2. Лексика.

1. «Отгадай загадки»

    Две новые, кленовые                     Я катаюсь на них

    Подошвы двухметровые.              До вечерней поры.

    На них поставил две ноги             Но ленивый мой конь

    И по большим снегам беги.           Возит только с горы.

                                        (лыжи)                                      (санки)

Художник-неведимка

По городу идёт:

Всем щёки нарумянит,

Всех за нос ущипнёт.

А ночью он, пока я спал,

Пришёл с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

                               (Мороз)

Странная звёздочка

С неба упала,

Мне на ладошку

Легла и пропала.

                            (Снежинка)

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

                                 (Ветер)

Подморозило вчера.

Налетела мошкара,

И от этой мошкары

Стали белыми дворы.

                                  (Снег)

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?   (Коньки)

Меня не растили –

Из снега слепили

И вставили ловко

Мне в носик морковку.    (снеговик)

2. «Что лишнее?»   (объяснить ответ)

    сапоги, валенки, сандалии, пимы

    дождь, град, снег, зима

    лыжи, лошадь, санки, коньки

    лыжи, санки, рукавицы, коньки

    зима, декабрь, весна, осень

    декабрь, январь, Рождество, февраль

3. «О чём можно сказать?»

Замерзает - …   (река и т.п.); (так же: наступает, кружатся, летят, падает, надели, обули)

Морозный - …                                                (день, ветер, вечер и т.п.)

Холодная - …                                         (зима, сосулька, погода и т.п.)

Снежное - …                                            (дерево, облако, озеро и т.п.)

Ледяные - …                                        (дороги, сосульки, лыжи и т.п.)

3. Грамматика.

1. «Посчитай»

    Одна зимняя ночь, две (три, четыре) зимних ночи, пять зимних  ночей.

(так же: один холодный день, одна тёплая шуба, один пуховый платок, одно чистое окно, одна снежинка, один снеговик. одна ночь, одна забава, одна зима).

2. «Закончи предложение»

    (закончить предложение словом “снеговик” в нужной форме)

    Мы решили слепить (кого?) …            

    Мы приделали нос-морковку нашему (кому?) …

    Мы показали соседям нашего (кого?) …

    Мы играли (с кем?) со …

    Мы рассказали (о ком?) о …

3. «Назови ласково»

Санки - …      (саночки) (так же: снег, палки, лёд, горка, забава, метель, холод)

4. «Один - много»

Санки - …   (санок) (так же: снежинка, снеговик, ветер, звезда, холод, забава, лёд, снег, метель и др.)

5. «Собери предложение»

    Мороз, рисовать, узор, окно.

    Метель, мести, улица.

    Ира, кататься, зима, коньки.

    Дети, играть, улица, снежки.

4. Моторика.

«На ёлке» (Пальчиковая гимнастика)

Мы на ёлке веселились,

И плясали, и резвились.

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс.

Дал большущие пакеты,

В них же – вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша,

Яблоко, один

Золотистый мандарин.

Ритмичные хлопки в ладоши.

Ритмичные удары кулачками.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки

«Рисуют» руками большой круг.

Делают ритмичные хлопки.

Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с большого.

«Зимние забавы» (Координация речи с движением, развитие творческого воображения).

Мы бежим с тобой на лыжах,

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках,

Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

Дети изображают ходьбу на лыжах.

Изображают бег на коньках.

«Падают»

Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.

Катят воображаемый комок.

«Падают»

Бегут по кругу.

Перелётные птицы.

1. Фонематические процессы, психические процессы.

1. «Кто лишний? Будь внимательным» (Развитие слухового внимания, связной речи(употребление сложноподчинённых предложений), классификация перелётных и зимующих птиц).

Педагог произносит названия трёх перелётных и одной зимующей птицы. Дети внимательно слушают и составляют предложения: «лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные – перелётные».

2. Лексика.

1. Вспомнить:

- понятие “перелётные птицы” (уметь объяснить);

- каких перелётных птиц знаем;

- куда улетают птицы, почему.

2. «Четвёртый лишний» (объяснить ответ).

   петух, индюк, курица, ворона

   ворона, попугай, голубь, воробей

3. «Расскажи о птице» (выбрать любую перелётную птицу и рассказать о ней по плану (изображение птицы показать ребёнку)).

1) кто это (название птицы);

2) какая это птица (перелётная, зимующая);

3) внешний вид (размер, окраска перьев, особенности строения: длинна ног,

    шеи, форма клюва);

4) чем питается;

5) как голос подаёт, где зимует, как выращивает своих птенцов.

4. «Отгадай загадки»

Чёрный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам рад.

                         (Грач)

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его ….(Скворец)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

                          (Цапля)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех заводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? – …(Соловей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик над окном

Из травы и глины.        (Ласточка)

Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль идёт,

За собою всех ведёт.      (Утка с утятами)

3. Грамматика.

1. «Назови детёныша».

Грач – грачонок (так же: аист, утка, гусь, журавль, кукушка и др.).

2. «Один - много».

Гусь – гуси, гусей (так же: утка, ласточка, лебедь, аист, птица, жаворонок, журавль, птенец, перо и др.).

3. «Назови ласково».

Птица – птичка (так же: перо, гнездо, крыло, утка, журавль, цапля, лебедь и др.).

4. Моторика.

Перелётные птицы.

«Ласточки» (Развитие моторики, координация речи и движений)

Ласточки летели,

Все люди глядели.

Ласточки садились, все люди дивились.

Сели, посидели.

Взвились, полетели.

Полетели, полетели.

Песенки запели.

Бегут по кругу, машут руками, изображая полёт птиц.

Приседают, руки опускают за спиной. Как бы складывают крылья.

Бегут по кругу, взмахивают руками.

«Ласточка» (Пальчиковая гимнастика)

Ласточка, ласточка, милая касаточка,

Ты где была? Ты с чем пришла?

 - За морем бывала, весну добывала.

Несу, несу весну-красну.

На каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, затем на левой руке.

Посуда.

1. Фонематические процессы, психические процессы.

1. «Вопросы на засыпку» (Развитие логического мышления)

    - Что будет, если на плиту поставить кастрюлю, чашку, стакан, глиняную тарелку, деревянную миску?

    - Почему так называют: солонка, маслёнка, хлебница, соусник, кофейник, чайник, конфетница, мясорубка, скороварка?

2. «Доскажи словечко»

И в столовой, и на кухне, в ресторане – и везде:

Если варят, то в кастрюле, жарят – …    (сковороде).

Любим пить по воскресеньям

Чай с малиновым …   (вареньем).

2. Лексика.

1. «Отгадай загадки»

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю.

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду.    (Ложка)

Вся макушка в дырках мелких,

Перец сыплется в тарелки.    (Перечница)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу –

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела –

Пейте чай – вода вскипела!    (Чайник)

Щука в море,

А хвост – на заборе.   (Ковш)

При виде еды

Не считают ворон,

Бросаются дружно

С обеих сторон.    (Вилка и нож)

С глубокими и мелкими

Знакома я тарелками.

И если в них еда,

Проворна я тогда.    (Ложка)

2. «Что где лежит?»

Сахар – в сахарнице, хлеб – в …, масло – в …, селёдка – в …, соль – в …, перец - , конфеты – в …, чай – в …, кофе – в …

3. «Для чего они нужны?»

Ложка – чтобы есть суп.

Так же: нож, тарелка, сковорода, вилка, чашка, кастрюля, чайник, скалка, миска, хлебница.

3. Грамматика.

1. «Сосчитай до пяти»

Одна глубокая тарелка, две (тир, четыре) глубоких тарелки, пять глубоких тарелок.

Так же: синее блюдце, заварной чайник, стеклянный стакан, деревянная миска, железная ложка, глиняная чашка.

2. «Исправь предложения»

    - Суп разлить по тарелки.   (Суп разлили по тарелкам.)

    - На чайнике кипит чай.   (В чайнике кипит чай)

    - В чашка налить горячий кофе.

    - Мы есть суп ложка.

4. Моторика.

«Мамина каша» (Пальчиковая гимнастика)

Мама каши наварила,

Мама кашей всех кормила.

Положила мама кашу

Кошке – в чашку,

Жучке в – плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Всё до крошки раздала.

Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.

Загибают по одному пальчику на левой руке.

Разжимают кулачок.

Сдувают «крошку» с ладошки.

Транспорт.

1. Общие речевые умения и навыки.

1. «Проговаривание потешки» (Работа над интонационной окрашенностью речи)

Проговаривание потешки с заданной интонацией (грустно, радостно, с жалостью и т.п.).

2. Фонематические и психические процессы.

1. «Доскажи словечко» (Развитие фонематического восприятия)

К своей машине он спешит,

Чтоб завести мотор.

Не любит утром долго спать,

Чуть свет встаёт …     (шофёр)

На такси и в самосвале,

На пожарной и на скорой –

Вы, конечно, их узнали –

Трудятся весь день ...        (шофёры)

Завтра утром наша мама

Отправляется в полёт,

Потому что наша мама

Называется …      (пилот).

2. «Проблемные вопросы» (Развитие логического мышления)

- Чем отличается самолёт от ракеты, катер от лодки?

- Почему так называют: самолёт, вертолёт, молоковоз, бензовоз, самосвал, грузовик.

3. «Объясни значение выражений» (Развитие логического мышления)

 - Тише едешь, дальше будешь. Вставлять палки в колёса. Сесть на мель.

3. Лексика.

1. «Отгадай загадки»

Что за чудо – едет дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.   (Автобус)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И умчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.   (Поезд, вагоны)

Несётся и стреляет,

Ворчит скороговоркой,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой.    (Мотоцикл)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся – под лучами

Отливает серебром.    (Самолёт)

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю…

Отправляюсь я в полёт.

Кто же это?             (Вертолёт)

Паровоз без колёс,

Вот так чудо – паровоз.

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл.    (Пароход)

2. «Четвёртый лишний»

 - Автобус, трамвай, самолёт, автомобиль.

 - Катер, лодка, мотоцикл, пароход.

 - Троллейбус, велосипед, метро, трамвай.

3. «Кто чем управляет?»

Автобусом управляет …(водитель); грузовиком управляет …(шофёр); поездом управляет …(машинист); вертолётом управляет …(вертолётчик); самолётом управляет …(лётчик); кораблём управляет …(капитан); мотоциклом управляет …(мотоциклист); велосипедом управляет …(велосипедист); ракетой управляет …(космонавт).

4. «Составь рассказ по плану»

1. Как называется это транспортное средство?

2. Из каких частей оно состоит?

3. Чем приводится в движение?

4. Где движется этот транспорт?

5. Для чего используется? Что перевозит?

6. Кто управляет этим видом транспорта?

4. Грамматика.

1. «Один – много»

Один автобус – много …(автобусов). (Так же: грузовик, поезд, машина, троллейбус, лодка, электричка, колесо, самолёт, корабль, телега).

2. «Составь предложение правильно»

Машина, ехать, дорога.

Самолёт, небо, летит, высоко.

Большой, волны, корабль, плывёт.

Шоссе, автомобиль, мчаться.

Магазин, около, мотоцикл, остановился.

3. «Назови какой, какая, какое?»

Шина для автомобилей (какая?) –    (автомобильная).

Билет на автобус (какой?) – …(автобусный).

Масло для машин (какое?) – …(машинное).

5. Моторика.

1. «Есть игрушки у меня» (Пальчиковая гимнастика)

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.

Загибают пальчики на обеих руках.

Хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно.

2. «Самолёт» (Координация речи с движением)

Руки в стороны – в полёт

Отправляем самолёт.

Правое крыло вперёд,

Левое крыло вперёд,

Полетел наш самолёт.

Дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны.

Поворот через правое плечо.

Поворот через левое плечо.

Бегут по кругу, расставив руки в стороны.

3. «Теплоход» (Координация речи с движением)

От зелёного причала

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два –

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперёд –

Раз, два –

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Шаг вперёд, руки опущены.

Два шага назад.

Два шага вперёд.

Руки вытянуты вперёд и сомкнуты – это нос теплохода; движения по кругу мелкими шажками.

Материалы и инструменты.

1. Общие речевые умения и навыки.

1. «Проговаривание потешки» (Работа над интонационной окрашенностью речи)

Проговаривание потешки с заданной интонацией (грустно, радостно, с жалостью и т.п.).

2. Фонематические и психические процессы.

1. «Проблемные вопросы» (Развитие логического мышления)

 - Почему пилу делают из железа?

 - Почему так называют: отвёртка, щипцы, напёрсток, тиски.

3. Лексика.

1. «Отгадай загадки»

Огородник Федот

С длинным носом живёт.

Где наклонится,

Там вода течёт.       (Лейка)

Скручена, связана,

На кол посажена,

А по улицам пляшет.    (Метла)

Кланяется, кланяется,

Придёт домой – растянется.    (Топор)

Зубастые, а не кусаются.      (Грабли)

Сам худ, а голова с пуд.        (Молоток)

Зубы есть, а хлеба не ест.      (Пила)

Одноглазая старушка узоры вышивает,

Весь мир одевает, а сама нагишом.  (Иголка)

Железная сестрица зубаста и остра:

Её и клён боится, и тополь, и сосна…

И даже дуб боится попасть на зуб сестрице.

                                                            (Пила)

2. «Четвёртый лишний»

 - Грабли, яма, лопата, топор.

 - Меховой, кожаный, синий, шерстяной.

 - Иголка, шёлк, ножницы, напёрсток.

 - Топор, дрова, пила, рубанок

3. «Что бывает?»

Каменным (дом, памятник и т.п.), стеклянным, бумажным, металлическим, кожаным, меховым, резиновым (и др. материалы).

4. «Что делают?»

Топором, молотком, лопатой, граблями, ножницами, иголкой (и др. инструменты).

4. Грамматика.

1. «Назови ласково»

Молоток – молоточек (так же: ключ, нож, гайка, гвоздь, топор, грабли, напёрсток и др.).

2. «Придумай предложения с парами слов»

Гвоздь – молоток, игла – ткань, пила – дрова, лопата – яма.

3. «Из чего – какой?»

Из чугуна – чугунный (так же: из металла, бумаги, стали, резины, камня, серебра, пластика, золота, дуба, синтетики, пластмассы, глины и т.п.)

4. «Сосчитай до пяти»

Один острый нож, два (три, четыре) острых ножа, пять острых ножей.

Так же: длинные ножницы, короткий гвоздь, тяжёлая лопата, новые грабли и т.п.

5. Моторика.

1. «Старый клён» (Координация речи с движением)

На поляне перезвон,

Это пилят старый клён.

Поперечная пила

Отхватила полствола,

Рвёт кору и режет жилки,

Летят жёлтые опилки.

Только крякнул старый ствол

И пошёл, пошёл, пошёл.

Упал наземь левым боком,

Утонул в снегу глубоком.

Дети встают парами, изображают работу пилой.

Руки вверх. Медленно наклоняются.

Ложатся, вытягиваются.

Профессии. Строительство.

1. Общие речевые умения и навыки.

1. «Проговаривание потешки» (Работа над интонационной окрашенностью речи)

Проговаривание потешки с заданной интонацией (грустно, радостно, с жалостью и т.п.).

2. Фонематические и психические процессы.

1. «Проблемные вопросы» (Развитие логического мышления)

 - Кому какое орудие труда (н-р, маляру – кисть и т.д.).

 - Почему так называют: продавец, кассир, рыбак, швея, учитель.

 - Кого больше – врачей или больных? Учителей или учеников?

3. Лексика.

1. «Отгадай загадки»

Его приходу каждый рад,

Когда на кухне водопад.   (Водопроводчик)

Средь облаков, на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо жили люди в нём.    (Строители)

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.       (Крановщик)

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук.        (Сапожник)

У этой волшебницы, этой художницы

Не кисти, не краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивей.   (Парикмахер)

Я бываю выше дома

И легко, одной рукой

Поднимаю груз огромный.

Кто, скажите, я такой?      (Подъёмный кран)

К нам во двор забрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот откроет рот.     (Экскаватор)

2. «Кто что делает?»

Учитель – учит читать, писать, считать. (Так же: пожарный, строитель, маляр, плотник, фотограф, повар, портной, парикмахер, библиотекарь, врач, писатель, водитель, продавец, тракторист, доярка, птичница и др.).

3. «Кому что надо для работы?»

Парикмахеру – ножницы, расчёска, фен, бигуди. (Так же др. профессии).

4. «Путаница?» (поиск фактической ошибки)

Маляр шьёт одежду. Водитель управляет самолётом. Парикмахер вяжет кофту. Библиотекарь разносит почту. Фотограф сочиняет музыку. Тракторист доит коров. И т.п.

5. «Опиши профессию по плану» (построение монолога)

1. название профессии;

2. какие инструменты нужны для работы по этой профессии;

3. что делает человек этой профессии;

4. значение этой профессии для людей.

4. Грамматика.

1. «Один – много»

Учитель – учителя – учителей. (Так же другие профессии).

2. «Придумай предложения с парами слов»

Строитель – дом, маляр – кисть, крановщик – кран, парикмахер – фен, учитель – оценка.

3. «Собери предложения»

Крановщик, подниматься, в, свой, кабина. Экскаватор, рыть, земля, огромный, ковш.

4. «Назови по образцу»

Он художник, а она – художница. (Так же: учитель, писатель, певец, переводчик, проводник).

5. Моторика.

1. «Маляры» (Координация речи с движением)

Маляры извёстку носят,

Стены кистью купоросят.

Не спеша разводят мел.

Я бы тоже так сумел.

Дети идут по кругу друг за другом, держат в руках воображаемые вёдра.

Повернулись лицом в круг, движения воображаемой кистью вверх-вниз.

Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре.

«Красят».

2. «Повар» (Пальчиковая гимнастика)

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он!

Ребром ладони дети стучат по столу.

Загибают большой палец.

Загибают указательный палец.

Загибают средний палец.

Загибают безымянный палец.

Загибают мизинец.

Разводят руками.

Весна. 8 марта.

1. Фонематические и психические процессы.

1. «Доскажи словечко» (Развитие фонематического восприятия)

Ой беда! Ой Беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу … (проталинки).

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась … (верба).

Рад весне братишка Сашка,

И собака рада Жулька.

На припеке, с крыши нашей

Утром свесилась ... (сосулька).

Снег в лесу. Сугробов много.

Не слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель).

На реке и треск, и гром.

Это значит ледолом.

На реке лёд идёт,

Это значит … (ледоход).

2. «Исправь предложения» (Развитие логического мышления, понимание родственных связей).

 - Сначала родились мы, а потом – наши родители.

 - Бабушка младше мамы.

 - Я – бабушкина дочка.

2. Лексика.

1. «Отгадай загадки»

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт.   (Весна)

Большая белая скала

Всю зиму крепла и росла.

Но от весеннего тепла

Скала осела, потекла.   (Сугроб)

Эта гладкая дорога

Пролежит совсем немного.

Как пройдёт по ней весна,

Вся разрушится она.   (Лёд)

Первым вылез из темницы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.   (Подснежник)

Кто там с крыши надо мною

Нависает в холода?

У кого это с весною

С носа капает вода.    (Сосулька)

Жил я посреди двора, Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.   (Снеговик)

2. «Найди общее слово»

Льётся, журчит – ручей. Дует, шумит – (ветер). Пригревает, ослепляет – (солнце). Голубое, высокое, чистое – (небо).

3. «Назови какое, какая?»

Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, радостное, нежное и т.п. Весна (какая?) – долгожданная, тёплая, дождливая и т.п.

4. «Расскажи о своей маме по плану»

1. Как зовут твою маму?

2. Сколько у неё детей?

3. Что она делает дома?

4. Любимое занятие твоей мамы?

5. Как выглядит твоя мама?

6. Как ты ей помогаешь?

3. Грамматика.

1. «Назови ласково»

Проталина – проталинка.

(Так же: лужа, ручей, льдина, лист, солнце, луч, весна, облако, птица и др.).

2. «один – много»

Месяц – месяцев. (Так же: лужа, ручей, льдина, лист, солнце, луч, весна, облако, птица, гнездо, подснежник, сосулька и др.).

3. «Скажи со словом “весенний”»

День (какой?) – весенний, погода (какая?) – весенняя, настроение (какое?) – весеннее.

(Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы и др.).

4. Моторика.

1. «Весна, весна красная!» (Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Идут в противоположную сторону по кругу.

Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.

Приседают, опускают руки, выдох.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

«Клён»

За окном сосулька тает,

Ветер тучи рвёт в клочки.

Разжимает, разжимает,

Клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.

И, едва растает снег,

Мне зелёную ладошку

Клён протянет раньше всех.

Дети стоят лицом в круг. Четыре прыжка на носочках, руки на поясе.

Руки вверх, наклоны туловища влево-вправо.

Руки вперёд перед грудью, локти опущены вниз, медленно разжимают кулачки.

Четыре прыжка.

Наклоны.

Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые ручки, рукопожатие.

2. «Как у нас семья большая» (Пальчиковая гимнастика)

Как у нас семья большая

Да весёлая.

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Объедаются.

Две Дашки у кашки

Питаются

Две Ульки в люльке

Качаются.

Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.

Загибаем пальцы по очереди (начиная с большого) на обеих руках одновременно.

Электроприборы. Ателье.

1. Фонематические и психические процессы.

1. «Проблемные вопросы» (Развитие логического мышления)

 - Что будет, если отключить электричество?

 - Чем пользовались люди до того, как появились электроприборы?

 - Почему так называют: холодильник, морозилка, пылесос, электрик, светильник.

2. Лексика.

1. «Отгадай загадки»

Режем, режем, вырезаем,

Маме шить мы помогаем.   (Ножницы)

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.   (Иголка с ниткой)

Маленький, кругленький,

А за хвост не поднять.   (Клубок)

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему штанишки.

Назови скорей, кто я?

Ну конечно же…     (швея).

На серебряной шляпке сто ям.

                                     (Напёрсток)

Я еду в себе держу,

Сам от холода дрожу.  (Холодильник)

Протянул свой длинный нос

На два метра … (пылесос)

То назад, то вперёд

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море.   (Утюг)

Нам подскажут вес весы,

А который час – …  (часы)

2. «Что лишнее и почему?»

 - Шёлковый, ситцевый, стеклянный.

 - Закройщица, заказчица, швея.

3. «Добавь словечко»

Бельё гладим – чем? (Утюгом). Мясо храним – где? (В холодильнике). Стираем одежду с помощью – чего? (Стиральной машины).

3. Грамматика.

1. «Сосчитай до пяти»

Одна кофемолка, две (три, четыре) кофемолки, пять кофемолок.

(Так же: стиральная машина, холодильник, пылесос, чайник, плита, телефон, лампа, телевизор).

2. «Один – много»

Телевизор – (много) телевизоров.

(Так же: стиральная машина, холодильник, пылесос, чайник, плита, телефон, лампа, магнитофон, компьютер, провод, розетка, техника).

3. «Назови ласково»

Телефон – телефончик.

(Так же: стиральная машина, холодильник, пылесос, чайник, лампа, магнитофон, провод, розетка).

4. Моторика.

2. «Напёрсток» (Пальчиковая гимнастика)

Вышивает, шьёт иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

А напёрсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

Говорит иголке:

 - Шей,

А колоться ты не смей!

Левая ладошка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка; иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.

Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки напёрсток.

«Шьют»

Грозят указательным пальчиком левой руки.

Весна в природе.

1. Фонематические и психические процессы.

1. «Доскажи словечко» (Развитие фонематического восприятия)

Ой беда! Ой Беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу … (проталинки).

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась … (верба).

Рад весне братишка Сашка,

И собака рада Жулька.

На припеке, с крыши нашей

Утром свесилась ... (сосулька).

Снег в лесу. Сугробов много.

Не слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель).

На реке и треск, и гром.

Это значит ледолом.

На реке лёд идёт,

Это значит … (ледоход).

2. «Проблемные вопросы» (Развитие логического мышления)

 - Почему весна приходит после зимы, а не после осени

 - Почему так называют: веснушки, первоцвет, подснежник, ледоход, скворечник, проталина, саженцы, капель (сначала уточнить значения слов).

3. «Какое слово не подходит?» (Развитие фонематического восприятия)

 - весна, весенний, весёлый, весной.

 - ветка, ветреный, ветер, ветры.

2. Лексика.

1. «Отгадай загадки»

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнёт –

В лесу подснежник расцветёт.   (Весна)

Большая белая скала

Всю зиму крепла и росла.

Но от весеннего тепла

Скала осела, потекла.   (Сугроб)

Эта гладкая дорога

Пролежит совсем немного.

Как пройдёт по ней весна,

Вся разрушится она.   (Лёд)

Первым вылез из темницы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.   (Подснежник)

Кто там с крыши надо мною

Нависает в холода?

У кого это с весною

С носа капает вода.    (Сосулька)

Жил я посреди двора, Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.   (Снеговик)

2. «Скажи наоборот» (с 6 лет)

Холодно – тепло. (Так же: солнечный – пасмурный, ветреный – тихий, безветренный, радостный – печальный, грустный, глубокий – мелкий, быстрый – медленный, облачно – ясно, безоблачно).

3. «Исправь предложения»

 - Наступила весна, медведица впала в спячку и вывела медвежат.

 - В гнезде у лисы появились лисята.

 - Волчица учила зайчат охотиться.

 - Волчица привела волчат в тёплое дупло.

 - Белка учит бобрят валить деревца и строить хатку.

3. Грамматика.

1. «Кто с кем?»

Весной мамы играют с детёнышами – кто с кем? Волчица – с волчонком.

(Так же: медведица, лиса, белка, рысь, зайчиха, ежиха и др.).

2. «Сосчитай до пяти»

Один мохнатый медвежонок, два (три, четыре) мохнатых медвежонка, пять мохнатых медвежат.

(Так же: пушистый зайчонок, серый волчонок, рыжий бельчонок и т.п.).

4. Моторика.

1. «Весна, весна красная!» (Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков).

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Идут в противоположную сторону по кругу.

Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.

Приседают, опускают руки, выдох.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

«Клён»

За окном сосулька тает,

Ветер тучи рвёт в клочки.

Разжимает, разжимает,

Клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.

И, едва растает снег,

Мне зелёную ладошку

Клён протянет раньше всех.

Дети стоят лицом в круг. Четыре прыжка на носочках, руки на поясе.

Руки вверх, наклоны туловища влево-вправо.

Руки вперёд перед грудью, локти опущены вниз, медленно разжимают кулачки.

Четыре прыжка.

Наклоны.

Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые ручки, рукопожатие.

2. «Дрозд-дроздок» (Пальчиковая гимнастика)

Дружок ты мой, дрозд,

В крапинку хвост,

Носик – остренький,

Бочок – пёстренький,

Перья – тонкие,

Песни – звонкие.

Весной распеваются,

Зимой забываются.

Дети машут сложенными ладонями, как крыльями

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.

Снова машут сложенными накрест ладонями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека логопедических домашних заданий по лексическим темам.

Картотека состоит из карточек с домашним заданием для вклеивания в домашнюю тетрадь детям, занимающимся в логопедическом пункте. Материал взят из книги З.Е.Агранович "Сборник домашних заданий в помощь...

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Пальчиковые игры по лексическим темам...

Картотека "Речь с движением по лексическим темам"

Речь с движением  по лексическим темам...

картотека домашних заданий по лексической теме "Деревья"

Картотека домашних заданий по лексической теме "Деревья"...

Картотека заданий для воспитателей по лексическим темам

В деле формирования речи ребенка с ОНР самое главное -это закрепление материала. Поэтому взаимосвязь в работе воспитателей и учителя-логопеда -это залог успешной коррекции речевых нарушений. Данный ма...

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи

В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....