Мастер - класс "Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках литературы"
методическая разработка

Мальцева Анна Юрьевна

Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс учителя литературы МБОУ «Алексеево-Тузловская СОШ» Мальцевой Анны Юрьевны

Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках литературы (слайд 1)

Слово педагога: Добрый день, уважаемые жюри и коллеги,!. Творчество человека давно уже стало объектом многих исследований, однако пути его познания столь же бесконечны, сколь и само творчество. Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. «Эй, сеньор, — крикнул мальчишка этому человеку. — Зачем вы стучите по этому камню?» Микеланджело взглянул вверх и крикнул в ответ: «Потому что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу?» (слайд 2)

Вот, какой блестящий пример необычного восприятия процесса творчества!

Сегодня на занятии я постараюсь вам показать, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способности учащихся.

Проведём небольшую интеллектуальную разминку. (приглашаю 3 -4 человека)

Задание 1. Определите известные пословицы, если все слова и фразы «Перевёрнуты», то есть замените на (антонимы), так чтобы получился фразеологизм.(слайд 3)

Перевёрнутые фразеологизмы

Ответ

#1052;окнуть от ненависти - Сохнуть от любви

#1069;так вон там кошка вырыта - Так вот где собака зарыта

#1056;аспорото чёрными ножницами - Шито белыми нитками

#1042;зять красный переулочек - Дать зелёную улицу

#1058;ри ботинка – не комплект - Два сапога – пара

#1082;уры не клюют –кот наплакал

#1044;уша в душу- как кошка с собакой

Задание 2. По пяти подсказкам вспомните название басни И.А. Крылова.

1. Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету.

2. Этот предмет находился рядом с рекой.

3. Герои принадлежали к совершенно разным классам.

4. По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю.

5. Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился. «Лебедь, Рак и Щука» (слайд 5-6ответ)

Детство

(Творческая мастерская письма)

(слайд7-8)

Цель: вернуть человека через ощущения в разные состояния детства, хорошие и плохие; вспомнить радости и обиды (трагедии) детства и выплеснуть в творческих работах; «повернуть» взгляд взрослого на своего ребёнка, ученика.

Оборудование: для каждого участника листочки и ручки, шаблон детской ладошки; презентация, слайды с картинами природы, спокойная музыка.

В начале мероприятия учитель читает стихи:

Дайте мне побыть девчонкой,

Я устала взрослой быть,

Я хочу смеяться звонко,

О проблемах позабыть. Дайте мне такое средство,

Чтобы хоть на полчаса,

Я смогла вернуться в детство

Вновь поверить в чудеса.

Стать наивной, неуклюжей,

Сердцем людям доверять,

Босиком бежать по лужам,

И ромашки собирать.

Иль осеннею порою,

Золотистую листву,

Вверх подбросить над собою,

У прохожих на виду.

Загадать свое желанье,

Чтоб исполнилось оно,

Есть свое очарованье,

В вере трепетной в добро.

Дайте мне побыть ребенком,

Отдохнуть от суеты,

Ведь живет еще девчонка,

В глубине моей души.

#1057;аморегуляция. (слайд 9)

Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь в состояние внутреннего самосозерцания. Успокойте все внутренние органы вашего тела. Скажите: «Мне легко и спокойно».

#1048;ндуктор. Глаза закрыты. Вспомните своё детство. (Включается запись с детскими голосами (лепет, плач, смех). Какого цвета ваше детство? (Каждый ассоциирует своё детство с цветом). Каждый произносит вслух, какого цвета детство. И сейчас мы окажемся в творческой мастерской письма.

3. А теперь запишите тему «Детство». Учитель записывает на доске, остальные – на листочках.

4. Нарисуйте дом своего детства. Попробуйте разделить его на две половинки. В одной половинке напишите тёплые слова о вашем доме детства, в другой – холодные, горькие.

5. Социализация. Прочитаем слова о вашем доме. Называем тёплые слова. Дописываем, если забыли что-то написать. Эти слова согревали нас, от них веяло теплом и добром. А сразу ли вы вспомнили горькие слова?(не называем и не проговариваем, только вывод делаем). Давайте вспоминать их пореже.

6. Вспомните свой детский альбом с фотографиями. Перелистайте его мысленно. Найдите свою любимую фотографию. Где она снята? Может кто то стоит или сидит рядом и вас это волнует, радует? Какими мы были в детстве? Запишите несколько фраз.

7. Социализация. Если уже готовы, прочитайте слова, которые описывают вас. Дополните описание.

8. Загляните вглубь себя, почувствуйте самые тонкие струны своей души.

«Воспоминания». (слайд 10)

(ответы) запишите кратко:

- или о чём вы переживали в детстве?

- или какие шалости и проделки совершали?

- Ваши детские радости.

- Ваши детские успехи.

- Любимая в детстве игрушка.

- Любимый герой.

- Самый любимый в детстве человек.

9. Звучит музыка. Учитель читает стихи. «Картины и образы детства». А теперь прошу послушать меня, после чего, запишите те образы детства, которые особенно близки.

Земляничные поля…

Детства призрачные дали.

Дно истоптанных сандалий грела тёплая земля.

Земляничные поля…

Жизнь была необозрима,

облака летели мимо

парусами корабля.

Земляничные поля…

Пляшут солнечные блики по лицу,

а земляники столько, что глаза горят…

Земляничные поля…

Аромат, достигший сердца…

приоткрою в детство дверцу – обращу туда свой взгляд.

«Земляничные поля» А. Кожейкин

- Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждого. Главное, найти их в себе!

10. А теперь попрошу отложить составьте слова из букв слова «детство». Например: совет, тесто, вето, свет, тест, дот, сто и др. Запишите их в первый столбик. Во второй столбик напишите слова-ассоциации. (слайд11)

11. Социализация. Чтение слов и дополнение списка.

12. Выберите единственное слово или словосочетание – самое тёплое, подчеркните его. Это – тема мини- сочинения (каждый определяет свою собственную тему согласно выбранного слова).

13. Напишите мини-сочинение или (четверостишье).

14. Чтение сочинений, стихотворений.

15. Рефлексия. (слайд13)

Подводя итог нашему занятию, прошу вас ответить на вопросы:

– Как я чувствовал себя на разных этапах работы?

- Моё настроение до начала занятия и сейчас.

Заключительное слово учителя: Многие считают, что только писатели, композиторы, художники, дизайнеры и другие творческие люди обладают особенными способностями к творчеству, которых лишены остальные смертные. Однако эта точка зрения не совсем правильна. Силы воображения дремлют в отдаленных уголках нашего сознания; многие не обращают на них должного внимания или попросту их игнорируют. Художник живет в каждом из нас, и в этом мы сегодня убедились. Спасибо всем за отличную работу! (слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Решение продуктивных и творческих задач на уроках русского языка и литературы».

Представлен весь спектр материалов для проведения мастер-класса по технологии решения продуктивных задач....

Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы

мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...

Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы

Мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы

Презентация.Мастер-класс "Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы"...

Творческое задание на уроке литературы. Придумать басню.

Методические рекомендации . Как написать свою басню? Помощь учителю и ученикам....

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способнос...