Проект по развитию творческих способностей у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования "Живая картинка".
материал

Мохова Лариса Александровна

Проект по развитию творческих способностей  у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования "Живая картинка".

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivaya_kartinka.docx175.27 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ачинская  школа № 3»

Проект по развитию творческих способностей  у детей с ОВЗ через нетрадиционные техники рисования

"Живая картинка".

                                           

                                                     Ачинск, 2023

      Актуальность проекта.

      Характерной особенностью аномального развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР является выраженное нарушение  процессов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики, эмоционально - волевой сферы.

      Мой опыт работы в воспитании и обучении данной категории детей показал необходимость расширять рамки коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.   Эффективность обучения во многом  зависит от  применения инновационных методов и приемов работы с детьми.

Практика показывает, чтобы сделать процесс обучения полезным и интересным, необходимо использовать методы и приемы, способствующие воспитанию и развитию личности, настроенной на успех. Вся организация обучения должна быть ориентирована на  включение ребенка в деятельность при условии создания интереса к данным видам деятельности.

      Изобразительная деятельность занимает важное место и занимает большое социальное значение в работе с ребенком с ОВЗ. Это способствует расширению социокультурного опыта, формирует у обучающихся навыки адекватного взаимодействия и общения в совместной деятельности, содействует коррекции нарушений эмоциональной, познавательной, коммуникативной, двигательной сфер, содействует творческому потенциалу обучающихся.  

       Игры с красками, рисование карандашами, лепка  - это те  обыденные темы, которые удовлетворяют потребность учеников в творчестве. Они становятся активными, у них развиваются познавательные интересы, творческие способности, обогащается и активизируется словарный запас.

      Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами. Такие занятия доставляют детям радость, создают положительный настрой. Работая с интересным материалом, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

      Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления школьника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, обогащается их словарный запас.

         Я уделяю особое внимание  нетрадиционным техникам рисования, как средства развития творческих способностей, мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательные, завораживающие занятия, которые удивляют и восхищают детей, в них не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Поэтому данную тему  я считаю актуальной.

         Целью проекта является развитие творческих способностей у обучающихся  с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования.

         Задачи:

     - развивать сенсорные эталоны (восприятие цвета, формы, величины, пространственной ориентировки), мелкую моторику;

     - обогащать и активизировать  словарный запас на основе представлений об окружающем мире;

    - развивать речь на основе умения выразить своё отношение к увиденному и выполненному заданию словами;

- содействовать творческому развитию ребенка, способствовать развитию любознательности и познавательной активности; 

 - воспитывать интерес к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий.

        Объект исследования:

         Процесс развития творческих способностей детей с ОВЗ через продуктивные виды деятельности - нетрадиционные техники рисования.

        Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

-изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме развития творческих способностей и мелкой моторики через продуктивные виды деятельности детей с ОВЗ;

- используя специальные диагностические методики в сотрудничестве с педагогом-психологом выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень способностей у детей с ОВЗ;

- выявить дидактические средства, способствующие формированию творческих способностей и мелкой моторики;

- проверить эффективность предложенных средств, использованных на практике.

- провести анализ и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта. 

       Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей  будет эффективным, если:

- определены основы развития творческих способностей и мелкой моторики у детей с ОВЗ;

- выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие творческих способностей;

- в процессе занятий по развитию творческих способностей использовались подобранные и систематизированные игровые упражнения, наглядно-демонстрационный материал.

      Ресурсное обеспечение:

-развивающие книги-брошюры «Рисуем наклейками» для индивидуальной работы с обучающимися, салфетки.

- при необходимости используется компьютер для показа  изучаемого материала.

     Организация и содержание проекта

      Работа над проектом  проводилась в период с  сентября 2023 – по ноябрь 2023 г. Коррекционно-развивающие  занятия проводились 2 раза в неделю, продолжительность 25-30 минут. Проект состоял состоят из трех этапов: в первой части осуществлялась постановка проблемы. Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта, рассматривание образца и его обсуждение, активизация детской деятельности на создание конечного продукта. В третьей части осуществляется обобщение и распространение  полученного опыта.

     Проект «Живая картинка» – направлен на формирование у детей  устойчивого интереса к изобразительной деятельности нетрадиционными техниками рисования. Он способствует развитию творческих способностей, обогащению сенсорного опыта, развитию мелкой моторики. Дети знакомятся с доступными нетрадиционными изобразительными технологиями, с необычными средствами рисования (рисование наклейками). На занятиях продолжается работа с детьми по развитию восприятия формы, цвета, пространственной ориентировки.

Первый этап (сентябрь 2023г.) - поисковый.

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Выбор наиболее оптимальных форм и приемов для реализации проекта.

Изучение и анализ научно исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме;

подбор наглядно-демонстрационного,

раздаточного   материала.

сентябрь

 Мохова Л.А., учитель-дефектолог

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

Разработка содержания проекта: развитие творческих способностей и мелкой моторики у детей через продуктивные виды деятельности: рисование наклейками.

Сентябрь - октябрь

Мохова Л.А., учитель-дефектолог

Определить объем и содержание работы по проекту.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

ноябрь

Второй этап (октябрь 2023 г.) – практический.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования наклейками.

«Дикие и домашние  животные».

Рисование наклейками

7.10.2023

14.10.2023

Мохова Л.А., учитель-дефектолог

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить соотносить формы предметов, соответствующие числа приклеивать аккуратно и равномерно точки на всю заданную поверхность бумаги, пользуясь салфеткой.

«Дикие и домашние  животные».

Рисование наклейками

24.10.2023

Третий этап (ноябрь2023 г.) - завершающий

Обобщение распространение  полученного опыта.

Отчет о проведении проекта (встреча с родителями: беседа с демонстрацией результатов работ)

19.11.2023

Мохова Л.А., учитель-дефектолог

     Планируемые результаты.

      Развитие творческих способностей ребенка является одним из важнейших направлений умственного развития ребенка, в том числе и речевого, и является одной из главных основ для овладения многими видами деятельности. Развитие перцептивных действий способствует формированию представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, положению в пространстве, развитию тактильных ощущений.

 С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания: запоминание, мышление, воображение, речь строятся на основе образов восприятия, поэтому полноценное развитие невозможно без опоры на чувственное  восприятие. Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно развитие мыслительной деятельности ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

      Показатели достижения результатов проекта на основе наблюдения.

 По результатам работы над проектом оценивались следующие показатели:

- работоспособность        

- ориентировка в задании

- самостоятельность        

- принятие инструкций

- выполнение задания в течение определенного промежутка времени        

- активность        

- принятие помощи

       Результаты качества деятельности детей в данном краткосрочном проекте дают возможность наглядно проследить положительную динамику развития, что свидетельствует о высоком уровне отзывчивости на проводимую коррекционную работу.

        Дети практически научились планировать свою работу, анализировать свои действия и  их результаты. Постепенно происходит коррекция и развитие психических процессов.

Развитие мелкой моторики. Происходит развитие творческого воображения ребенка,  развитие мускулатуры руки, координации, развитие свойств мышления (анализ, синтез, умение сравнивать). Происходит сенсорное развитие: формирование представлений о предметах, об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине. В процессе продуктивной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, дети совершают трудовые действия, овладевают определенными умениями. Деятельностный подход (совместное  творчество с учителем)  позволяют снять перенапряжение детей.

      Дальнейшее развитие проекта

      После завершения проекта открылась возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в развитии и коррекции. Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью использования нетрадиционных технологий.

Список литературы.

Богатеева, З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием / З. Богатеева // Дошкольное воспитание. – 2007.

Вайзман, Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей / Н.П. Вайзман. – М.: Педагогика, 1997. – 234 с.

Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. – М.: Просвещение, 1985. – 254 с.

Дудьев, В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи / В.П. Дудьев // Дефектология. – 1999. – № 4. – С. 36-40.

Забрамная, С.Д. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью / С.Д. Забрамля, Т.Н. Исаева. – М.: Академия, 2002. – 324 с.

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Е.М.,Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/  Под ред. Казаковой Р.Г – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009. – 96С., ЦВ. ВКЛ.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа (образовательная область «Художественное творчество») учебно – методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2011. – 208с., переизд. Дораб. И доп.

Мальцева, Е.В. Организация подготовительных занятий по коррекции дефектов речи у детей с задержкой психического развития / Е.В. Мальцева // Дефектология. – 1993. – № 2. – С. 40-42.

Пятница Т.В. Речевые нарушения у детей. Скорая логопедическая помощь/ Т.В.Пятница. – Ров н/Д: Феникс, 2011. -336,[2] с.:ил. – (Библиотека логопеда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация грантовых проектов для развития творческих способностей детей в условиях сельской местности

В своем выступлении я остановлюсь на тех проблемах развития дополнительного образования в Кирово-Чепецком районе, которые мы решили за счет реализации грантовых проектов. Этот важный источник финансир...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.Формирование творческой личности - одна из важных зада...

Консультация: «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Степень развития мелкой моторики у ребёнка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие ...

Развитие творческих возможностей детей и подростков через дополнительное образование

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, сти...

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"...

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...