« Роль советника директора по воспитанию в формировании патриотического воспитания (из опыта работы)
опыты и эксперименты

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Отечеству. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от образования: его роль в этом плане невозможно переоценить.

В начальной школе у детей закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование  личности, осознающей себя как часть общества. Данный этап в жизни маленького человека является особо значимым в воспитании будущего гражданина своей родины. В начальной школе  содержание гражданского образования должно реализовываться как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности. Именно на них школьники  могут усвоить идеалы и ценности общества, семьи, дружбы, взаимопонимания и уважения, патриотизма. 

Патриотическое воспитание в нашей школе – это одно из приоритетнейших направлений педагогической деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МКУ Отдел образования МО «Тарбагатайский район»

МБОО «Заводская средняя общеобразовательная школа»

Тема: « Роль советника директора по воспитанию в формировании патриотического воспитания (из опыта работы)»

Подготовила: советник директора по воспитанию МБОО «Заводская СОШ»

Тогмитова Лилия Санжимитыповна  

Введение

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Отечеству. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от образования: его роль в этом плане невозможно переоценить.

В начальной школе у детей закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование  личности, осознающей себя как часть общества. Данный этап в жизни маленького человека является особо значимым в воспитании будущего гражданина своей родины. В начальной школе  содержание гражданского образования должно реализовываться как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности. Именно на них школьники  могут усвоить идеалы и ценности общества, семьи, дружбы, взаимопонимания и уважения, патриотизма.  

Патриотическое воспитание в нашей школе – это одно из приоритетнейших направлений педагогической деятельности.

Целью патриотического воспитания является формирование гражданско-правовой позиции, любви и уважения к Родине и людям, стремления трудиться и защищать Родину, оберегать природу.

Важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала ещё краше, богаче, стала могучей державой. И каждому из нас надо уметь ей быть полезным. А для этого надо много знать и уметь. С детства совершать дела, которые были бы на благо своего дома, школы, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

В этих условиях становление и развитие патриотического воспитания детей и молодёжи требует инновационных решений и должно основываться на принципиально новых подходах к работе с детьми с применением современных средств обучения и развития, новых педагогических методик и технологий, оригинальных форм проведения образовательной деятельности.

С сентября 2022 года наша школа, наряду с другими школами района, стала площадкой по внедрению должности советника директора.

Советники в образовательных организациях помогают формировать и развивать ценности, которые лежат в основе воспитания через активную социальную деятельность.

Сегодня отмечается подъём роли патриотизма, он призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа. Мероприятия гражданско-патриотической направленности во всех уголках страны обретают государственную значимость.

Советник директора – это специалист, который будет осуществлять деятельность детских объединений, отвечать за организацию мероприятий, курировать социальные проекты для школьников, взаимодействовать с педагогами и родителями в рамках воспитательной работы, а также участвовать в реализации программы воспитания, смотреть на ее эффективность, предлагать что-то новое с учетом сложившихся требований в школе.

Дни единых действий, «Разговоры о важном» помогают сформировать у детей понимание ключевых календарных дат и системы ценностей современной России, привычные календарные даты становятся более интересными и осмысленными для школьников, а участие в акциях дают возможность детям проявить свои организаторские и творческие способности.

Каждый понедельник с нового учебного 2022 года начинается с поднятия флага и исполнения государственного гимна Российской Федерации, наши дети поют гимн и знают его наизусть.

          Активное использование в гражданско-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики страны, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.

Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации внедрила   большой проект «Разговоры о важном». Эта тема  актуальна и важна для нашей страны, тем более в нынешнее время.

Как сказано в Методических Рекомендациях,  главной цель «Разговоров о важном»   является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.

Перед обсуждением «Разговора о важном»  в присутствии обучающихся  проводится церемония поднятие флага и исполнение гимна. Это нововведение вызывает восторг и интерес у моих детей. Во время звучания гимна дети подпевают и  в их глазах,  я вижу важность и понимание происходящего. С гордостью смотрят на ребят, которые удостоились этой чести быть знаменосцем.

Цикл уроков «Разговоры о важном» вошли в обновленные программы воспитания в школах.

Патриотизм  и гражданственность – это  одна из важнейших черт       гармоничной личности и отличительное качество граждан России.

    Воспитание патриотизма и гражданственности  -  это неустанная работа по созданию у школьников  любви и гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого  чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинство личности.

Цель данной работы – выявить методы и приёмы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического воспитания в МБОО «Заводская СОШ»

Задачи:

1. Обосновать принципы патриотического воспитания.

2. Выявить методы и приёмы патриотического воспитания школьников.

3. Показать эффективные формы воспитания патриота в школе.

Объект исследования – процесс патриотического воспитания в МБОО «Заводская СОШ».

Предмет исследования – педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.

Гипотеза исследования – воспитание патриотизма учащихся общеобразовательной школы становится педагогически результативным, если:

• общая цель патриотического воспитания школьников трактуется широко;

• на основе базисной программы разработан комплекс занятий.

Планируемый результат:

• развитие целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать в учащихся высокую общую культуру, патриотические чувства и сознание на основе исторических ценностей России и родного края;

• воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю и её замечательным людям;

• формирование ответственного понимания у учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;

• создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического формирования личности ребёнка и подрастающего поколения

Методы исследования:

1. Изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Наблюдение за деятельностью школьников, беседы, тематические мероприятия.

Основные направления деятельности советника директора по воспитанию:

- организует подготовку и реализацию дней единых действий в рамках Всероссийского календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ;

- информирует и вовлекает школьников для участия в днях единых действий Всероссийского календаря образовательных событий, а также всероссийских конкурсов, проектов и мероприятий различных детско-взрослых общественных объединений и организаций;

 - оказывает содействие в создании и деятельности первичного отделения РДДМ, формирует актив школы;

 - выявляет и поддерживает реализацию социальных инициатив обучающихся ОО (волонтерство, флешмобы, социальные акции и др.), осуществляет педагогическое сопровождение детских социальных проектов;

- участвует в разработке и реализации рабочей программы и календарного плана воспитательной работы в образовательной организации, в том числе с учетом содержания деятельности детских общественных объединений, получивших наибольшее распространение в общеобразовательной организации;

- вовлекает обучающихся в творческую деятельность по основным направлениям воспитания;

- анализирует результаты реализации рабочих программ воспитания;

 - принимает участие в организации отдыха и занятости обучающихся в каникулярный период.

Учащиеся  активно участвовали  в различных мероприятиях:

1) Фото-челлендже «Дружба народов – единство России» на День народного единства;

2)  Настольная игра «Что я знаю о России» на День народного единства;

3) Интеллектуальный марафон  «Государственные символы России» на День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации;

4) Интеллектуальная игра «Что мы знаем о Конституции» на День Конституции Российской Федерации;

5) Интеллектуальный марафон  «Государственные символы России» на День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации;

6) Интеллектуальная игра «Что мы знаем о Конституции» на День Конституции Российской Федерации;

7) Устный журнал «Герои СВО – рождение истории»;

8)  Интеллектуальная игра «От Руси к России»;

9) Видеопоздравления участникам СВО;

10)  Литературно-музыкальная композиция «Гордимся славою Героев»;

Наша школа  взаимодействует  с  Управлением Пограничных войск ФСБ по РБ  официальное соглашение   было подписано  с 2016 года.

По инициативе и непосредственном  участии Управления  Пограничных войск ФСБ по Республики Бурятия и Совета ветеранов  (Председатель полковник Коблицкий В.Н.) 1 сентября 2016 года была установлена мемориальная доска  Виктору Гаврилову.  Так начинается  активное сотрудничество и совместная работа с пограничниками.  Они частые наши гости, которые проводят в школе уроки Мужества, видео-уроки, выставки оружия.  Пополняют школьный Музей книгами, экспонатами. Встречи  Управления  Пограничных войск ФСБ по Республики Бурятия и Совета ветеранов посвященная Дню пограничника стали традиционными. Особый интерес представляют посещение  Музея Боевой Славы , электронного тира и практических занятий по разборке оружия пограничников.

 Тесное сотрудничество  и взаимодействие осуществляется  с БРОО «Боевое Братство».  

Особо торжественно проходит прием в ряды Юнармейцев

Также наша школа  активно взаимодействуем с 35-й зенитно-ракетной гвардейской бригадой. Юнармейцы нашей школы ездят на дни открытых дверей  в воинскую часть. Ребята участвуют  в митингах, также им рассказывают об истории образования воинской части и о повседневных задачах, выполняемых военнослужащими. Наши юнармейцы ознакомляются с образцами вооружения и военной техники. Военнослужащие  рассказывают и о возможностях современного стрелкового оружия, технических характеристиках военных машин, средств связи и также угощают  кашей приготовленной в полевой кухне.

В этом году вновь был утвержден план совместной работы по военно-патриотическому воспитанию и проведению практических занятий с юнармейцами нашей школы.

Каждый четверг в 14.00 военнослужащие занимаются с юнармейцами:

- военно-политической подготовкой;

- строевой подготовкой;

- тактической подготовкой;

 а также проводят практические задания по медицинской подготовке.  

Сегодня в школе - 67 юнармейцев, и многие желают пополнить их ряды.

Также проводятся  Уроки Мужества, библиотечные уроки, Викторины, смотры строя и патриотической песни, конкурсы рисунков и стихов, боевых листков; видеоуроки, Вахты Памяти и т.д. Традиционные Акции: Георгиевская ленточка", "Аллея  памяти", «Свеча памяти»,  "Письмо Победы", "Письмо ветерану, труженику тыла!»

"Бессмертный полк",  "Окна Победы"   на окнах  школы, домов, школьных автобусов.

В прошлом году в районном автопробеге, организованный Тарбагатайским отделением "Женщины России"  (руководитель Рогачёва М. П) приняли участие женщины нашего посёлка: Ананьева О. П., Заиграева Н. Л, Черниговская У. П., Патрина Е. С. Юнармейцы 5А класса: Патрина Г, Кожевина П, Улаханова С., Богомазова А., исполняли песни для труженников  тыла, дарили подарки и вручали поздравления сделанные своими руками. Автоледи проехали по всём сёлам Тарбагатайского района. Поздравили восемь жителей с. Надеино и шесть ветеранов труда п. Николаевский.

В школе оформлен уголок Боевой Славы выпускникам отдавшим свою жизнь защищая нашу Родину: Гаврилову Виктору Илларионовичу, Ситникову Игорю Геннадьевичу, Заиграеву Александру Харитоновичу.

 28 октября 2022  была Установлена Мемориальная доска  выпускнику школы Ситникову  И.Г. , героически погибшему в ходе  специальной военной операции на Украине.

В  становлении  личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Таким примером является Военно-патриотический клуб «Единство» под руководством Дементьевой Татьяны Геннадьевны. Наш военно-патриотический клуб «Единство» имени Виктора Гаврилова  создан с целью всестороннего воспитания в духе военных традиций, патриотизма, православия. Для развивать ребят физически, вырабатывать навыки и умения жизни в военно-полевых условиях. Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Российское Движение  детей и молодежи  «ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ», «Орлята России»,  волонтерский отряд "Добродеи".

Только целенаправленная, регулярная работа может принести положительный результат.    Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что наш опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивым названием Россия.

Николай Михайлович Карамзин говорил: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы ( из опыта работы).

В статье обобщен  опыт работы школы по патриотическому воспитанию молодежи. Новизна педагогического опыта, представленного на семинаре, заключается в усовершенствовании отдельных сторон пед...

Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности ребенка (Из опыта работы)

Цель работы – организация сотрудничества  родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.Задачи:- включение родителей в совместную со школ...

Из опыта работы по формированию патриотического воспитания обучающихся

Драматические события, связанные с Украиной, экономическая нестабильность, социальное неравенство общества, эгоизм, равнодушие, немотивированная агрессия, цинизм, рост национализма, низкая престижност...

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...

Роль советника директора по воспитанию и работе с детскими объединениями в общеобразовательных учреждениях

Советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями сегодня является тем самым звеном, которое способно установить надежную связь между школьниками и педагогами....

Статья из опыта работы " Роль внеклассных мероприятий и уроков истории в патриотическом воспитании в МБОО "Заводская СОШ" Тарбагатайского района Республики Бурятия "

Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества. Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательно...