Доклад
материал

Кильдиярова  Лариса Сергеевна

Доклад для выступления на школьном МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.37 КБ
PDF icon dlya_vystuplenya.pdf2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОАУ «Лопчинская СОШ» в п.Ларба

Доклад

По теме: «Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов социальногуманитарного блока»

(ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Методические рекомендации

Выполнила:

учитель английского языка

Кильдиярова Л.С.

Ларба, 2024

Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов социальногуманитарного блока

Сегодня важно научить школьника адаптироваться в сложном социуме. Компетентность выпускника определяется совокупностью ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Метапредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, которые можно применить как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в конкретных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни.

Метапредметные результаты изучения предметов гуманитарного цикла в школе проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать свою деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Использование метапредметных технологий в преподавании позволяет учащимся развиваться, самосовершенствоваться путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Если обычные уроки позволяют получить определенные знания, то на метапредметах важно действие, которое позволяет мыслить более свободно (индивидуально, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками).

На уроках гуманитарного цикла часто используется такая метапредметная технология как проектная деятельность. Учебный проект для школьников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе самому, максимально используя свои возможности. Учебный проект позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.

В своей практике учителя, преподающие предметы гуманитарного цикла, могут использовать разные виды проектов: информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты. А также кратковременные и длительные проекты.

Данная форма обучения эффективна и перспективна. Применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. Дети учатся работать в команде и нести ответственность за собственные действия. Выдвинуть проблему и найти способы и методы её решения – вот задача проекта. Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций. Например, проект «Эхо войны в моей семье» имеет и большое воспитательное значение, когда ребёнок, рассматривая старые фотографии, расспрашивая старших, прикасается к истории своей семьи, собственным корням. А проекты, связанные с биографией или творчеством писателей, расширяют кругозор учащихся, углубляет их знания по предмету.

Одним из способов формирования метапредметных знаний и умений являются интегрированные уроки, в ходе которых реализуется взаимосвязь смежных учебных дисциплин, в результате чего образуется неразрывное целое, обусловленное разумным взаимодополнением знаний по разным предметам.

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование умений сопоставлять явления и факты, выделять главное, составлять из отдельных элементов целую картину, делать выводы.

На таких уроках формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения: составлять связное устное высказывание, соблюдать языковые нормы, выражать своё мнение, пересказывать текст, вести дискуссию и т.д.

Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт. Хорошо интегрируются уроки русского и английского, географии и английского, истории и литературы, литературы и языка.

Технология развития критического мышления – один из приёмов формирования метапредметных навыков.

Главной особенностью технологии развития критического мышления является «конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Данная технология реализуется через следующие приёмы и методы работы: постановка прямых и скрытых вопросов к тексту; поиск в тексте ответов на поставленные вопросы; графическая систематизация материала текста: таблицы, схемы; ведение записей.

Эти приёмы можно успешно использовать при подготовке к ГИА в работе с текстами.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...