ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ У ШКОЛЬНИКОВ
статья

Калина Виктория Геннадьевна

Формирование мотивации учения в школьном возрасте  является одной из актуальных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_motivatsii_k_uchebe_u_shkolnikov.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ У ШКОЛЬНИКОВ

Калина В. Г.

Калина Виктория Геннадьевна - учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

Село Чкаловское Приморского края

     Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.

    Проблема мотивации к учению присутствовала всегда, но в последнее время, со вступлением общества в цифровую эпоху, она стала более острой. Компьютеры, интернет, повсеместное использование различных гаджетов формируют в сознании отсутствие важности овладения различными знаниями. Зачем мне учить, если можно открыть интернет и узнать? Зачем читать книги, если можно прочитать их краткое содержание? Зачем уметь считать, если есть калькулятор? Такие установки ведут к деградации человека и общества. Отключив интернет, люди останутся не только без информации, но и без способности рационально мыслить.

  Выделяют пять уровней учебной мотивации:

I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

II — хорошая школьная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью). Подобный уровень мотивации является средней нормой.

III — положительное отношение к школе. Школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, им нравится ощущать себя учениками. Познавательные мотивы сформированы меньше и учебный процесс их мало привлекает.

IV — низкая школьная мотивация. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

V — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Дети испытывают серьезные трудности в обучении: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным правилам, нормам. У данных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

   Как мотивировать познавательную деятельность?

   Необходимо организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей:

- материал урока должен быть интересен детям;

- согласование расписания с особенностями возраста;

- согласование темпа урока со скоростью работы всех детей.

   Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся? Можно использовать разные приемы повышения интереса к учебному материалу:

- организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний;

- работа в группах и парах;

- применение ИКТ на уроках;

- понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов;

- чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся;

- обучение должно быть трудным, но посильным (разно уровневые задания);

- чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать;

- позитивная психологическая атмосфера урока;

- чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме;

- в обучении должны создаваться возможности для творчества;

- создание на уроке ситуации успеха для учащихся.

   Для развития положительной и коррекции негативной мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося является решающим, для другого им может и не быть.

  У школьников изначально присутствует различная степень мотивации к обучению. Одни способны достаточно сильно мотивировать себя сами, другим необходима помощь извне. Чем младше ребёнок, тем проще пробудить у него интерес к учёбе. Но и к уже подросшим детям можно найти подход.

   Готовность трудиться, ставить всё новые и новые задачи всегда приводит к успеху. Ведь недаром в списке мотивации студентов Гарварда есть пункт: «Не попотеешь – не заработаешь».

Список литературы

  1.  Зверева, Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г. Ю. Зверева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 787-792. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23112/ Бегларян Г. Когда литература стала современной и интересуется ли ей наше поколение? // Современный литературный поток в школьном образовательном процессе: сб. науч. ст. по итогам IХ Междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста – 2017» / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. СПб.: ЛЕМА, 2018.  
  2. Гордеева Т.О. Мотивация школьников XXI века: практические советы. Методическое пособие – М.: Благотворительный фонд «Вклад в будущее», 2022. – 135 с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Все берутся за это с большим энтузиазмом. Потом появляетс...

«Формирование мотивации обучения школьников».

Формрование мотивации школьников...

Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе.

Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе....

Герасимчик Л.В. Формирование мотивации и познавательной активности школьников – один из факторов повышения учебной успешности.

Обучение – это вид деятельности по приобретению, усвоению знаний, умений, навыков, нахождение решений учебных задач на практике и теории. Говоря о младших школьниках, нужно отметить, что учебная деяте...

Рабочая программа по повышению мотивации к учебе младших школьников

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности....

«Специфика формирования мотивации учебной деятельности у школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

В период обновления образования для учащихся с ОВЗ, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит смещение общеобразовательных аспектов с усвоением основ наук на развитие личност...

«Информационные технологии в исследовательской работе учителя и учащихся по биологии как средство формирования мотивации к учебе».

Материал содержит авторскую концепцию по использованию  информационных технологий в исследовательской работе  учителя и учащихся по биологии....