Воспитательное мероприятие "Традиции нашей семьи"
методическая разработка (5 класс)

Менщикова Галина Сергеевна

Воспитательное мероприятие состоит из трех этапов- работа с родителями, работа с детьми, урок семейной лепки. Мероприятие нацелено на знакомство с традициями русского народа, укрепление семейных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini_marafon_traditsii_moey_semi_2.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета

Разработка воспитательного мероприятия

«Традиции моей семьи».

Автор: Менщикова Галина Сергеевна

     Педагог дополнительного образования

                                                                         МБУДО «ЦДО «Радуга» г.Тайшета

                                                                                             

   

                                                                     

2024г.

 Воспитательное мероприятие «Традиции моей семьи»,

 Творческое объединение «Микс»,   педагог Менщикова Галина Сергеевна

Программа «Пластичный мир», возраст обучающихся 9-12 лет

Цель: - создать условия для формирования уважительного отношения к традициям своего народа, своей семьи

 -содействовать воспитанию доброты и любви к своей семье

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с понятием «традиции», «семья»

2. Закреплять знания о семейных ценностях.

Воспитательные:

1. Способствовать формированию доброго и уважительного отношения к своим близким.

Развивающие:

Развивать навыки  совместной работы, посредством создания семейного сувенира (оберега) ключницы  совместно (в паре) с мамой, бабушкой или другим членом семьи.

Оборудование: персональный компьютер с музыкальными подборками, распечатка определений  и кроссвордов, шарад на листах А4

Краткое описание:  урок семейной лепки традиционно проводится в ДТО «Микс» каждый год и обычно проводится весной, но каждый раз посвящен разным темам («Лепка броши из полимерной глины» в подарок маме- 2019 г, «Картина «Розы» в технике рисования горячим пластилином -2021,  «Создание сувенира-игольницы «Спящий дракон» - 2023 г, «Изготовление ключницы в рамках мини марафона традиции моей семьи» - 2024 г). В год семьи такой урок решено было расширить до мини- марафона.

 Мини-марафон «Традиции моей семьи» состоит из трех этапов, первый этап очно-заочный и заключается в работе педагога с родителями через мессенджеры связи, педагог просит родителей ознакомить детей с традициями,  которые существуют в их семье, в семьях бабушек и дедушек, и  затем ребята в устной форме рассказывают на занятии своим одногруппникам, какие традиции есть в их семье (при желании подкрепляют свой рассказ фотографиями), после прослушивания рассказов, ребята вместе обсуждают традиции  других семей (что понравилось, что удивило) и затем делятся друг с другом – какие новые традиции они хотели бы привить своей семье. Педагог на занятии знакомит детей с понятиями «семья» и «традиции», какие существовали традиции у русского народа,  какие из этих традиций сохранились до сих пор, а какие возрождаются  только сейчас. Далее педагог предлагает создать эскиз ключницы, в котором либо будет отражена их любимая семейная традиция, либо то, что больше всего ребенок  любит и ценит в своей семье. Происходит обсуждение - в форме чего может быть изготовлена ключница, какие детали стоит на ней изобразить, что разместить, из каких материалов можно было бы ее изготовить, дети знакомятся  с некоторыми ключницами, представленными мастерами через интернет, вспоминают  какие обереги  изучали ранее на занятиях и можно ли их включить в эскиз ключницы.  Далее ребята приступают к созданию эскизов.

        Следующим этапом является проведение «урока семейной лепки»,  на который в пару к ребенку приглашаются мамы, бабушки или самый близкий член семьи. Проводится мастер-класс по созданию сувенира.

        Третьим этапом является совместное с детьми создание онлайн – выставки творческих работ ребят, созданных за год, куда входят обязательно и созданные ключницы. Ребята предварительно изучали тему «Выставочно-оформительская деятельность», знают этапы проведения выставки, способы планирования, выбора темы и работ, подбирают внешний вид вывески, работы, которые будут выставлены, формируют зрительный ряд в виде презентации, подбирают музыку.  

Ход мероприятия.

- Здравствуйте, ребята, сегодня мы  начинаем первый этап нашего лепного мини-марафона! Как он называется?- мы узнаем, отгадав ребусы на доске, ребенок отгадавший ребус подходит к доске и записывает отгаданное слово. (приложение №1 «Ребусы»)

 -Итак, ребята, тема нашего марафона «Традиции моей семьи». И сегодня мы поговорим о традициях ваших семей, о тех традициях, которые существуют в нашем государстве издревле. Но сначала скажите мне, пожалуйста, что же такое семья и что такое традиции (ответы детей). Правильно, ребята, а вот как эти понятия обозначены в словаре. (Приложение № 2  Понятия «Традиция»  и «Семья»)

-Получается, ребята, что семья - это тоже своеобразная традиция!?

А как вы думаете, что же самое главное в семье? (Ответы детей)

Для разных людей ценности в семье разные, но думаю вы согласитесь со мной- главное, что мы хотим видеть в семье - это мир, покой, любовь и взаимопонимание и конечно же традиции, которые делают семью крепче, сплоченнее.

Многие традиции уходят своими корнями далеко вглубь времен. На протяжении  большого промежутка времени формировались наши народные традиции, часть из них появилась во времена христианства, часть – намного раньше, во времена язычества. Какие же это традиции?- наверняка многие из них вы знаете. Рассмотрите картинки на доске и попробуйте назвать эти традиции. (дети называют-педагог открывает название традиций на доске-ответы детей: свадьба, выкуп невесты, ярмарка, рождество, Ивана Купала)  (Приложени №3 «Картинки «Традиции»)

- Все правильно ребята,  свадьба - это традиция которая существует еще со времен язычества, но окончательно сформировалась с приходом христианства. Здесь внутри самой традиции существуют свои правила- и знакомство с родителями, и выкуп невесты, и уже позже появившаяся традиция- дань уважения и благодарности войнам Великой отечественной войны- возложение цветов к памятнику защитникам отечества. Если вы посмотрите в семейном альбоме фотографии со свадьбы бабушек и дедушек, вы наверняка увидите традиционную  фоторафию, где молодые  возлагают к памятнику цветы. Как вы считаете, ребята, это важная традиция? (ответы детей)

Конечно, это очень важная традиция, мы должны помнить и знать о тех, кто защищал нашу родину.  

 Еще одной традиционной составляющей свадьбы был каравай (педагог показывает муляж каравая из соленого теста- приложение №4 «Фото муляжа каравая»), - кстати, каравай, ребята, был не только свадебной традицией, большой, пышный, румяный каравай на вышитом рушнике был символом гостеприимства, что так же являлось хорошей традицией русского народа. Каравай показывал трудолюбие хозяйки, хлебосольность дома и многое другое и был желанным гостем на любом праздничном столе.

      И, конечно же, любой праздник сопровождался ярмаркой.  Ярмарки устраивали в городах. На ярмарке можно было не только что-то купить и продать, ярмарка была способом общения. Помните пословицу: на людей посмотреть-себя показать. Ярмарка была способом заработать деньги, отдохнуть, заключить соглашения, узнать последние новости, ярмарка была настоящим большим и шумным праздником.

  Еще одним традиционным праздником, с приходом христианства стало у нас Рождество Христово. В 90-е годы этот праздник мало кто справлял, и он был  забыт многими семьями, сейчас же эта традиция вновь возрождается. Так же как и Ивана купала- традиция пришедшая к нам из язычества с традиционной проверкой чувств молодых пар, прыгающих через костер и гаданием на венках со свечой, которые опускали в реку и отправляли по течению, с поиском цветка папоротника, который по поверью исполнял любое желание. В наше время добрая традиция Ивана-Купала смешалась  с христианскими ценностями и переросла в дальнейшем в праздник 8 июля - День семьи, любви и верности, в память о крепкой любви и преданности Петра и Февроньи, и  ставшая в наше время символом крепкой семьи (рассказ педагога сопровождается небольшим музыкальным сопровождением).

  Вот как много традиций в нашей стране, и это еще не все – наша страна многонациональная и своеобразная, в ней сочетается много разных традиций. И кроме общих крупных традиций внутри страны, существуют еще традиции  н внутри семьи.

 Ребята, несколько занятий назад,  я просила ваших родителей познакомить вас с традициями, которые существовали у ваших бабушек и дедушек, есть в вашей семье, или поделиться - какие бы традиции ваши родители мечтали завести в своей семье. И сейчас я приглашаю вас рассказать о своих традициях.  Ребята поочередно представляют небольшие рассказы.

 - Как много интересных и разнообразных традиций в наших семьях. Ребята, какие традиции  других семей вам понравились, может быть, какие-то удивили? Дети делятся друг с другом, что им понравилось, удивило.

- Ребята, а может быть вы хотели бы завести какие-то традиции в своей семье,  о которых услышали сегодня?- ответы детей

- Замечательно, но наша задача сегодня - не только познакомиться с семейными традициями, а создать эскиз сувенира-ключницы, в котором будет изображена традиция вашей семьи или то, за что вы больше всего любите и цените свою семью.

Посмотрите - какое разнообразие ключниц. Ребята знакомятся с образцами ключниц в сети интернет. Педагог сопровождает просмотр небольшим рассказом- появление ключей и ключниц относят еще ко временам фараонов. Рамзес  2ой повсюду носил с собой на поясе палочку с  отверстиями под ключи, ключи напоминали больше крючок, а не ключ в нашем понимании.  

Позже в древней Греции ключ усовершенствовали и он стал похож на монтировку. Первый навесной замок и ключи к нему появились в Риме.  А максимально похожий на современный ключ и замок появился в соединенных штатах Америки. Замки использовали повсеместно, их становилось больше, носить ключи в карманах  и хранить в разных местах в доме стало неудобно, ключи часто терялись, тогда- то и придумали  первые ключницы и они были отнюдь не настенные. Первые ключницы носили на поясе и, лишь потом, появились настенные с крючками для нескольких ключей сразу. Такой предмет интерьера создавал не только уют в доме, но и украшал, становился своеобразным оберегом, символом - показывающим, что вся семья дома. Современные настенные ключницы  настолько разнообразны и практичны, что некоторые авторы придумывают ключницы, в которых ключи висят на брелоках, а не на крючках. Мы посмотрели, какие могут быть ключницы, вам дается минута, чтобы подумать как будет выглядеть ваша ключница, вспомните какие обереги мы изучали ранее на занятиях и можно ли их включить в эскиз вашей ключницы, и  далее мы приступаем к зарисовке эскиза. Конечно, вы можете расчитывать на мою помощь.

  Дети  советуются с педагогом, рисуют свои эскизы. Раскрашивают в цвете, решают из какого лепного материала будет их изделие (соленое тесто, холодный фарфор, мягкий пластилин).  По возможности старшие помогают младшим.

На доске создается мини выставка из эскизов ключниц.

 - Посмотрите какие прекрасные и разные ключницы у нас получились. Давайте каждый глядя на свой эскиз составим список инструментов и материалов, необходимых на следующий урок. (ребята записывают себе домашнее задание-  приготовить.. - в основном это набор инструментов для лепки, лепная масса, клей, картон для основы, небольшие крючки, кисть для тонировки и клея, сухая пастель, ножницы.)

Проходит обсуждение  - какие этапы лепки будут осуществляться по эскизу:

- ребята, сейчас, глядя на свои эскизы давайте кратко (по очереди) проговорим какие этапы лепки будем осуществлять (ответы детей). Правильно, сначала идет подготовка основы - переводим эскиз на основу, вырезаем по силуэту. Далее лепим детали дальнего плана—стены, крыша, при необходимости создаем фактуры дальнего плана, затем детали ближнего плана, например окна, забор и деревья, цветы перед домом, птицы и т.д. все эти этапы детям уже знакомы.

Рефлексия: ребята,  вам понравилось сегодняшнее занятие?

- что было самым интересным для вас?

- что вы узнали сегодня впервые?

Детям вручаются приглашения для мам на урок семейной лепки. (Приложение № 5 «Приглашение»). Педагог просит детей поделиться с родными тем, что они узнали на занятии и пригласить на урок семейной лепки.

На уроке семейной лепки- второй этап мини марафона,  дети пробуют себя в роли педагога,  обучая мам своему творчеству, такая традиция нашего объединения помогает поверить детям в свои силы, стать увереннее,  а мамам- поверить в способности своих детей, стимулирует детей и взрослых к совместной деятельности. .

- Дорогие мамы, бабушки, ребята, я рада видеть вас на втором этапе нашего мини-марафона. Урок семейной лепки, стал для нашего объединения традиционным. А традиции - это именно то, что нас объединяет как внутри страны, так и внутри семьи. И конечно же традиции помогают сохранять наши семейные ценности. А что помогает сохранить нам ценности внутри дома – мы узнаем разгадав, кроссворд о главных семейных качествах.(Приложение №6 Кроссворд)

    Педагог называет вопрос, первый кто отгадал- подходит и записывает слово в кроссворд. Постепенно открываются два выделенных слова.( приложение

Так что же нам помогает сохранить внутри дома наши ценности, материальные блага? Какие слова у нас получились?- ключ, и замок .- верно и сегодня мы свами сделаем семейный сувенир-оберег ключницу.  Как ключи и замки оберегают наши семейные богатства, так  и мама сохраняет тепло и уют дома, его традиции, обе6регает нас,  многое знает и умеет, учит нас в течение всей жизни.  А как вы думаете, ребята, можете ли вы чему-то научить своих  мам?

- да.

 Сегодня вы попробуете себя в роли педагогов. Вы многому научились, и по изготовленному ранее эскизу вместе с мамой  (вместе - не за маму!) вам нужно сегодня слепить свой сувенир.  И что и как лепить – будете обьяснять вы!- важно помнить, что вы сегодня педагоги для своих мам, то что знаете и умеете вы- мама не умеет и не знает, ваша задача -проявить терпение и спокойствие и поделиться своими знаниями и умениями.

Но сначала – подготовка: (игра крокодил) – вам нужно приготовить материалы и инструменты, перед вами на учительском столе лежит список необходимых материалов и инструментов. У мам на столах  стоят корзинки с множеством разных материалов и инструментов, и по команде - дети поодному без слов объясняют мамам,  что нужно приготовить.  Например (стек, воздушный пластилин, клей, кисть- показывая жестами)

Молодцы, все справились,  а теперь начинаем лепить. Ваша задача объяснить мамам что и зачем мы делаем. Дети рассказывают мамам про этапы выполнения работы и про правила техники безопасности при лепке. Педагог проверяет и при необходимости подсказывает, направляет.

Когда  ключницы слеплены, проходит мини презентация своих работ с пояснениями что именно изображено, какие традиции и качества своей семьи дети и мамы ценят больше всего и изображены на ключницах.

- Вы все сегодня постарались на славу,  и завершить второй этап нашего марафона я предлагаю вручением грамот за прошедшие конкурсы,  и просмотром фото презентации «Это мы!» (мамы видят своих детей за работой, веселые и шуточные моменты с переменок).

Рефлексия: уважаемые мамы, дорогие ребята, я надеюсь вам понравилось сегодняшнее мероприятие, совместная лепка, что было самым тяжелым для детей? – справились ли вы с этим? Что нового узнали мамы про своих детей?  Понравилось ли вам работать вместе? Будете  пробовать дома такие совместные творческие посиделки?

Всем спасибо, на сегодня наш урок семейной лепки окончен.

  Третий этап – практико –ориентированный, ребята  по изученному ранее материалу подготавливают выставку- презентацию. Подбирают ей название с учетом имеющихся работ, отсматривают подходящие по качеству работы, при необходимости сообщают какую работу и где нужно отреставрировать перед фотографированием, проводят реставрацию, делают фото работ, при незначительной помощи педагога редактируют и составляют презентацию. Добавляют эффекты либо музыку по желанию. Конечным результатом являются созданные работы (их ребята забирают домой) и онлайн выставка на сайте учреждения.  

В конце третьего этапа проводится рефлексия

Скажите, пожалуйста, вам понравилось  наше мероприятие?

О каких традициях мы с вами говорили в начале марафона?

Появилось ли у вас желание ввести какие - либо новые традиции в своей семье? Ребята, вы большие молодцы, я вами очень горжусь  вижу, что вы научились не только чтить свои традиции, но и уважать своих близких, прислушиваться к их  мнению, а наше мероприятие заканчивается и я говорю вам  СПАСИБО за участие. И до новых встреч на занятиях!

Список литературы:

1. Википедия (определение понятия традиции)

2. в контакте.  Деревяшки – изделия из дерева, лозы  статья  «История появления ключниц»

3. Картинки «Традиции» взяты на просторах интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Свадьбы в нашей семье»

Краеведческая конференция учащихся Шатурского муниципального района        Тема: «Свадьбы в нашей семье»     Авторы: Огурцов Ники...

Спорт в нашей семье

Спорт в  семье Маркович...

Презентация "Наш класс-наша семья!"-выпуск 2010-2011

Презентация "Наш класс-моя семья!",выпуск 2010-2011.Классный руководитель Буренко Наталья Александровна....

Родительское собрание «Наша семья — наше богатство!»

Взаимодействие педагогов и родителей в приобщении школьников к семейным традициям. Разработано Наследниковой О.Г...

Открытый урок: "Наша семья: какая она?".

Конспект урока английского языка по теме "Наша семья: какая она?" с презентацией....

Семейный спортивный праздник «Наша семья - семь спортивных Я!».

Сценарий интересного праздника  для старших дошкольников с родителями по спортивным играм  с элементами здоровьесбережения....

Воспитательный час «Наше здоровье – в наших руках».

Эта разработка воспитательского часа.Цель: обучение детей способам бережного отношения к собственному здоровью, приёмам сохранения здоровья.Задачи:Образовательная: продолжить формирование основных пра...