Рабочая программа по внеурочной деятельности "Северный край" -1 класс
рабочая программа

Серасхова Эльвира Прокопьевна

Программа  внеурочной деятельности «Северный край» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному краю, семье, родному языку.

Усвоение с младшего школьного возраста языка своего народа является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира. Проживая в многонациональном регионе, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_severnyy_kray.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Питлярская средняя общеобразовательная школа

«Образовательный центр»

Программа

по развитию хантыйской речи

«Северный край»

1 класс

2020-2021 учебный год

Составитель учитель родного (ханты) языка

Серасхова Э.П.

Пояснительная записка


Программа  внеурочной деятельности «Северный край» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково - исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному краю, семье, родному языку.

Усвоение с младшего школьного возраста языка своего народа является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира. Проживая в многонациональном регионе, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой своего народа.

Декоративно-прикладное искусство как феномен и вид изобразительного искусства связаны с местным бытом и со средой обитания этноса. Художественное творчество связано с историей народа, его обычаями, праздниками, с традиционной жизнью народа ханты.

Главное направление деятельности кружка «Северный край» воспитывать интерес к культуре, народному искусству и языку народа ханты.

 Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории родного края, родного языка, к культуре народов Севера.

Задачи программы:

Образовательные: обеспечить самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей. Использовать внедрение современных инновационных и компьютерных технологий обучения родному (ханты) языку, средствами прикладного искусства народа ханты.

развивающие: приобщение детей к устному народному творчеству, фольклору. Формирование и развитие у детей художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

воспитательные: воспитание патриотических чувств путем формирования знаний и представлений о родном языке, крае. Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Основные принципы,  положенные в основу программы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- систематичности и последовательности;

- знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения. Эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации; разучивание и исполнение песенок, стишков, инсценировка сказок, игры-загадки. Работа над произношением проводится поэтапно: усвоение правильного звуко и слово произношения, развитие артикуляционных навыков, умение различать звуки хантыйского языка на слух;

- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, поделок, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, поделок, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Северный край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, изготовление поделок, аппликаций, инсценировки коротких сказок. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. В программе большое место уделяется художественно - эстетическому  воспитанию, применяя разнообразные средства приобщения детей к хантыйской культуре через национальное прикладное искусство: знакомство с орнаментом, с традиционной одеждой, предметами быта, национальными игрушками и играми, мастерами народа ханты.

Условия реализации программы

Сроки реализации программы «Северный край»: 1 учебный год. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 68 часов, предназначена для занятий с детьми 7-8 лет. Проводится один раз в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия – 30 минут.

Календарно-тематический план кружка «Северный край» 1класс

Раздел I

Тема и содержание занятий

Количество часов

Знакомство с языком

1.Ведение. Наш Северный край.

2.Знакомство с символикой ЯНАО, Шурышкарского района, п.Питляр.

3.Подготовка проекта «Дом мой - Ямал!».

4.Творческая работа. Собери герб

5.Чтение и заучивание стих. И.Истомин «Мы на Севере живем!»

6.Экскурсия по поселку

7.Творческая работа «Мой поселок Питляр»

Теория

Практика

Ознакомление с окружающим и развитие хантыйской речи

4

3

Моя семья

1.Мой дом, моя улица. Экскурсия

2.Я и моя семья

3.Творческая работа «Моя семья»

4.Моя фамилия. Гипотезы возникновения фамилий.

5.Понятие о родословном древе

6.Творческая работа «Моя родословная»

7.Где работают наши родители

8.Разучивание стих-я на родном языке «Ма семьяем»

4

4

Одежда

1.Одежда народов Севера Презентация

2.Женская одежда Ягушка Творческая работа

3.Мужская одежда Кувщ Творческая работа

4.Детская одежда Малица Творческая работа

5.Обувь

6. Выкройка и шитье национального платья для куклы 2ч

7.Работа над проектом «Дом мой - Ямал!

4

4

4.Дом и предметы быта

1.Жилище коренных народов Севера Презентация

2.Просмотр фильма «В стойбище у оленеводов»

3 Предметы быта

4.Посуда

5.Творческая работа «В стойбище» 3ч

4

3

Раздел II

Тема и содержание занятий

Ознакомление с природой и развитие хантыйской речи

Раздел III

Ознакомление с ДПИ и фольклором народа ханты

Времена года

1.Времена года (зима, весна, лето, осень) Р.Ругин

2.Экскурсия в зимний лес

3.Месяцы года.

4.Приметы и загадки о природных явлениях

5.Работа над мини-проектом «Кладовая родного края»  

6. Проект «Кладовая родного края»  Презентация

7.Викторина «Знаешь ли ты родную природу?

4

3

Домашние и дикие животные

1.Знаете ли вы, что такое Красная книга?

2.Звери и птицы нашего края. Загадки

3.Просмотр северного мультфильма «Кукушка»

4. Чтение и рисование по сказке «Снегирь и мышонок»

5.Чтение сказки И.Истомин «Черный и белый»

6.Лепка из пластилина белого и бурого медведей.

7.Чтение М.Шульгин «Северный олень» рисование

8.Собака – друг человека

4

4

7. Рыбы нашего края

1.Река – жилище рыб. Знакомство с названиями рыб.

2.Рисование рыб.

3.Чтение сказки И.Истомина «Почему рыбы живут в воде?»

4. Просмотр фильма «Летняя и зимняя рыбалка»

5.Пословицы, поговорки, загадки

6.Викторина «Люби и знай родной край!» (по 2 разделу)

4

2

Орнамент – символическое изображение животных, птиц, растений, рыб.

1.Что такое орнамент? Знакомство с некоторыми видами орнаментов Презентация

2.Расматривание изделий ДПИ

3.Рисование орнаментов по шаблону

4.Аппликация Летняя женская одежда, Детская малица. Орнамент на бурки.

5.Мини-проект «Мама мастерица» с родителями

3

2

Игрушки народа ханты

1.Знакомство с игрушками народов Севера. Рассматривание игрушек Презентация

2.Творческая работа «Хантыйская кукла – акань» 3ч

3.Творческая работа «Хантыйский платок»

1

4

 

Игры и танцы северных народов

1.Подвижные игры народов Севера «Перетягивание палки», «Кусы», «Важенка и оленята», прыжки ч\з нарты и другие. Проводятся на свежем воздухе.

2.Интеллектуальные игры: «Кто быстрей посчитает до 10 на ханты языке?», «На ощупь», «Слова-наоборот» и др.

3.Самобытные упражнения и танцы народов Севера. Прослушивание песен

4. Разучивание хантыйского танца «Куренька»

5. Проект «Дом мой - Ямал!» Презентация

2

5

Итого

68 часов из них

34

34

Основное содержание программы

          Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные исторические и культурные  факты, способные дать простор творческому воображению, направлено на восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.

Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения  полученных знаний  на уроках  окружающего мира,  литературного краеведения. Программа кружка составлена из трех разделов:

  1. «Ознакомление с окружающим»  
  2. «Ознакомление с природой родного края»
  3. «Ознакомление с искусством и фольклором народа ханты»

Практическая направленность работы кружка:

  • Проведение тематических, комплексных занятий;
  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Практическая деятельность школьников

            Первый раздел:  (сентябрь - декабрь) «Ознакомление с окружающим и развитие хантыйской речи» составлены занятия по темам: «Знакомство с языком» - 7  занятий – дети знакомятся со словами, часто употребляемыми в общении, учатся задавать вопросы и отвечать на них. Занятия построены так, что дети в них живо участвуют.  «Моя семья» - 8 занятий – дети знакомятся со словами родственной терминологии, дети наглядно проигрывают ситуации взрослых, то есть своих родителей, братьев и сестер. Работают над проектами «Моя фамилия» с родителями. «Одежда» - 8 занятий – дети знакомятся с традиционной одеждой народа ханты, посещают музей фино-угорской культуры. Практические работы детей по теме. «Дом и предметы быта» - 7 занятий  – продолжают знакомство с жилищем коренных жителей – чум. Его предметами быта. Изготовление композиции по технике оригами «В стойбище»

Второй раздел: (январь – март) «Ознакомление с природой и развитие хантыйской  речи» составлены занятия по темам: «Времена года» - 7 занятий – дети знакомятся с писателями Севера. Знакомятся с приметами погодных явлений. Заучивают стихи о природе. Работа над мини-проектом «Кладовая родного края».  «Домашние и дикие животные» - 8 занятий – дети знакомятся со сказками о животных северных писателей. Практические работы по теме. Знакомство с Красной книгой ЯНАО. «Рыбы нашего края» -6 занятий – дети знакомятся с названиями рыб, выполняют практические задания.

Третий раздел: (апрель – май) «Ознакомление с искусством и фольклором народа ханты» составлены занятия по темам «Орнамент – символическое изображение животных, растений, птиц, явлений природы» - 5 занятий – дети знакомятся с народным искусством народа ханты. Орнамент – важная часть народной культуры является средством выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа. «Игрушки народа ханты» - 5 занятия – дети знакомятся и изготавливают национальные игрушки – акань. «Игры и самобытные физические упражнения, танцы народов Севера» - 7 занятий  - знакомство с национальными играми и танцами народа ханты. Прослушивание и заучивание  хантыйских песен. Итоговое занятие – презентация проекта «Дом мой Ямал!»

Дети могут  участвовать в фольклорном празднике ханты «Ворна хатл», традиционном празднике «С днем рождения, Ямал». Посещают школьный музей, дом-мастерскую Г.Хартаганова, экскурсии в осенний, зимний лес, на природу. Приглашаем народных умельцев, которые знакомят с прикладным искусством. Знакомятся с поэтами Севера и их творчеством, исполняют театральные постановки по сказкам народов Севера, разучивают танцы, песни на ханты языке.

Развитие хантыйской речи детей осуществляется в естественной обстановке, в соответствии с целями и задачами занятий: во время прогулок, когда учитель проводит  беседы с детьми, при выполнении режимных моментов, на встречах с родителями. Естественная обстановка помогает на занятиях создать речевой стимул для высказывания ребенка, так как усвоение новых знаний у детей осуществляется в интересной и доступной форме. Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности.

Предполагаемые результаты реализации программы

Программа предусматривает достижение первого уровня результатов в 1 классе: предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Планируемые результаты на  конец  1-го года обучения:

Личностные результаты:

  • знать историю своей семьи, происхождение своего имени и фамилии, семейных традиций;
  • уметь правильно вести себя в школе, в коллективе учащихся;
  • знать историю происхождения своего села, района, уметь бережно относиться к Земле;
  • знать растительный и  животный мир родных мест,
  • уметь экологически грамотно вести себя в природе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные результаты:

  • иметь представление о себе; собственной принадлежности;
  • уметь слышать и понимать речь учителя, пытаться говорить на хантыйском языке о семье, игрушках;
  • знать символику ЯНАО, Шурышкарского района, родного поселка;
  • знать наиболее типичных представителей животного мира Шурышкарского района;
  • знать какую пользу приносят представители животного мира;
  • знать некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных, предметах быта, одежды.
  • знать о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов;
  •    создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные композиции на темы окружающей жизни родного края;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов.

Материально-техническое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по Программе «Северный край» необходимо:

  • Классная доска.
  • Магнитная доска.
  • Персональный компьютер с принтером.
  • Ксерокс.
  • Сканер
  • Мультмедиапроектор

Литература для учителя

Методические указания по обучению хантыйской грамоте \\ Просвещение. №18, с.124-141.

Методические рекомендации по использованию хантыйских загадок / Авт.-сост. Е.А.Немысова. г.Ханты-Мансийск, 1990. 18с.

Монщат па потрат / Авт.-сост. В.Н.Соловар. Нижневартовск. 1996 64с.

Методические рекомендации по развитию хантыйской речи в старшей группе детского сада. Ханты-Мансийск, 1990. 75с.

Национальная газета «Лух Авт». Ангальский мыс.

Орнамент и вещь в культуре хантов. А.М.Сязи. Изд.Томск. универ-та. 2000

Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. Под ред. М.И.Лисиной. – М.: Педагогика.

Обучение 6-х детей общению на русском языке / Е.В.Коток. НИИ преподав. Рус. Языка в школе АПН СССР // Русский язык в нац. школе. 1986. №5. С.25-28.

Попова С.А.Пособие по развитию устной мансийской речи детей дошкольного возраста, не владеющим родным языком. М., 1996. 121с.

Негневицкая Е.И. Ин. Язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. – «Ин. язык в школе»  №6, 1987г. с. 20-26.

Ребенок и декоративно-прикладное искусство. В.Т. Кудрявцев, Р.Г.Решетникова. Москва изд.ИКАР., 2003.

Русско-хантыйский тематический словарь. – Ханты-Мансийск, 1999. 224с.

Русская Ю.Н. Самоучитель хантыйского языка. Л., 1961. 245с.

Соловьева В.И. Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду. Для дошкольных педагогических училищ. Изд. 3-е, испр.ь М.: Просвещение, 1996.

Сказки народа ханты: Ханты мир мощ, Книга для чтения младших классах. Под ред. Н.А.Немысовой, - СПб.: «Алфавит», 1995, 143с.

Технологическая карта занятия

Ф.И.О. учителя: Серасхова Э.П.

Класс/год обучения:1 класс/ 1 год обучения

Дата: 18. 11. 2015 год

Занятие кружка «Северный край»

Тема урока/занятия/: " Работа в парах. Аппликация «Летняя женская одежда». Работа по шаблону ".

Цель: Формирование представления об орнаментах, об их видах, о назначении и  применении их в быту.

Задачи

 Образовательные:

 1.        Учить украшать модель летней ягушки

 2.        Закреплять  навыки работы с картоном.                      

 Развивающие:

 1.        Развивать навыки мелкой моторики рук;

 2.        Развивать речь обучающихся  

 Воспитательные:

  1.     Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к культуре народов Ямала.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • знать значение растений и животных в жизни человека,
  •    узнавать животных  на картинках, по описанию;
  • применять  знания в практической деятельности при работе с режущимися предметами, при работе с шаблоном, при работе с клеем;
  • оформлять результаты работы в виде аппликации.

Личностные результаты:

  • уметь правильно вести себя в классе, в коллективе учащихся;
  • формирование чувства гордости за свою малую родину
  • Формирование установки на безопасный труд, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

        

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составления плана и последовательности, учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • общеучебные универсальные действия (находить ответы на вопросы в иллюстрациях);
  • логические универсальные действия (делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли,  слушать и понимать речь других (на уровне предложения);
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися

 

Оборудование: тематические слайды – презентация, мультимедийный проектор, компьютер, экран, образецы изделия, клей, ножницы, простой карандаш

Материалы: 2 листа  цветного картона разных цветов, шаблоны летней ягушки, узоров из картона).

Расход материалов на группу 12 человек (+ учитель и образец)

№ п/п

Наименование материала

Характеристика материала

Количество

1.

Лист цветного картона

-

14 шт.

2.

Полоска цветного картона

14 шт.

3.

Белый картон для шаблонов

-

14 шт.

Этап урока

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

1

Включение в деловой ритм урока

-Здравствуйте, ребята. Повернулись друг другу, улыбнулись и сели.

Давайте проверим вашу готовность к занятию.

Подготовка класса к уроку

Дети проверяют свои инструменты и принадлежности, находящие у каждого на их рабочем месте (клей, ножницы, простой карандаш,  лист  цветного картона одного цвета, полоска цветного картона другого цвета, шаблон летней ягушки, шаблоны узоров из картона).

Личностные: самоопределение; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она  осуществляется.

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(проверка усвоения знаний прошлого урока)

3

Выявляет уровень знаний обучающихся. Определяет типичные недостатки

Скажите, какая была тема прошлого занятия? (Слайд №1)

 -Сегодня также мы продолжаем работать над орнаментами.

-Вспомним что такое орнамент?  

- Вспомним названия орнаментов.

-Какие названия орнаментов вы помните? («Чумики», «Уши зайца», «Головки», «Рога оленя», «Локоть лисы»). (Слайд №2)

 При работе вам понадобятся   приёмы работы по шаблону, применённые на прошлых уроках.

- Как будете работать по шаблону?

-Вспомним геометрические фигуры (Слайд №3)

- Молодцы!

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Обучающие отвечают, что орнамент - это узор из одинаковых повторяющихся фигур, называют приёмы работы по шаблону уже изученные на прошлых уроках, называют геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат и т.п.)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и другими обучающимися;

познавательные:анализ объектов с целью выделения ведущих признаков

3.Постановка учебной цели и задач

 (подготовка к восприятию нового)

3

Активизирует знания обучающихся. Создает проблемную ситуацию

-Сейчас отгадайте загадку и вы узнаете, что мы будем делать на занятии.

-(В одно отверстие войдёшь, из трёх отверстий появишься)

-Молодцы, конечно, это малица.

-А что носят девочки, мамы?

-Да, совершенно верно, женщины носят ягушки.

Как вы думаете, что мы будем делать на занятии?

(Будем делать ягушку)

Мы будем делать аппликацию летней ягушки.

-Давайте хором произнесём слово аппликация

Чему вы научитесь? (Мы научимся делать аппликацию летней ягушки). (Слайд №4)

Ставят учебные цели, формулируют (уточняют) тему урока и определяют задачи,  ставят проблему

Обучающиеся по словам-подсказкам отгадывают одежду, о которой идет речь в загадке.

-Малица.

Затем отгадывают женскую ягушку.

Отвечают на вопросы учителя.

Хором произносят слово аппликация

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные – формулирование познавательной цели и задач, темы урока;

логические: формулирование проблемы

4.  Построение проекта выхода из затруднения

3

Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации

-Ребята, что это?

-Вы можете отличить женские кисы от мужских? (Слайд № 5)

-Что нарисовано на женских кисах?

-На женских кисах можно увидеть чум, как вы думаете, почему нарисован чум?

-Потому, что хозяйка, она следит, чтобы в чуме всегда было тепло, чтобы все члены семьи были обогреты и накормлены.

- А что нарисовано на мужских кисах?

-На них нарисована нарта, вид сверху.

-Почему нарисована нарта?

- Потому, что мужчина добытчик, он ездит на охоту, на рыбалку, он пасёт оленей. А ещё можно увидеть мужскую колотушку (янгаць), которой он проверяет ягель, разгребая колотушкой снег.

-А сейчас увидим отличия женской и мужской одежды? (Слайд № 6)

- Почему ягушка с разрезом спереди, а малица цельная, без разреза?

- Потому, что женщина может покормить ребёнка в любой момент и даже в дороге.

У женской ягушки, где располагаются узоры?

- Спереди, по подолу, по рукавам, а у сорочки по подолу и по рукавам, по вороту. Значит, орнаменты мы будем располагать спереди у ягушки, по подолу и по рукавам.

-А какие цвета орнамента подойдут  к красной ягушке? (Зелёный, синий, жёлтый)

- Правильно, красный сочетается с зелёным, с синим, с жёлтым цветом. (Показать контрастные цвета картона)

Обучающиеся при помощи педагога выясняют различия рисунков на женских и мужских кисах

Составляют план достижения цели и определяют  средства (алгоритм, модель, действие и т.д.)

Дети, опираясь на свой жизненный опыт, вспоминают, что у женской ягушки орнаменты располагаются по бокам, по подолу, по рукавам. Женщина может покормить ребёнка в пути. У сорочки орнаменты располагаются по подолу и по рукавам.

Обучающиеся отвечают на вопросы педагога. Говорят, какие цвета контрастные

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление, (подготовка к самостоятельной работе)

5

Устанавливает осознанность восприятия, присвоения. Первичное обобщение

- Как легче работать, по одному или вдвоём?

-Вы будете работать в паре, с соседом.

 (Слайд №7)

 - Сначала каждый обводит шаблон орнамента карандашом на полоске, затем вырезает орнамент. У вас на парте должно получиться четыре орнамента. Тот, кто раньше закончит вырезать узор, обводит шаблон ягушки на картоне, а другой  вырезает ягушку, затем обдумываете, как  оформить ягушку орнаментом и потом приклейте орнамент  на модель, один намазывает клеем, а другой приклеивает орнамент  на модель ягушки, всё лишнее отрезать.

Учитель направляет их рассуждения в нужное русло.

Физминутка: «Ма луиилам»

Решают (выполняют) типовые задания с проговариванием алгоритма вслух (можно в парах)

Обучающие рассказывают, какие названия орнаментов бывают, рассматривают  предлагаемый план выполнения работы, после этого выбирают шаблон орнамента

Варианты ответов детей:

- Орнамент «Чумики», «Головки», «Уши зайца»

- Взять шаблон, положить на картон, обвести карандашом, вырезать орнамент

- Приклеить на ягушку и  т.д.

Обучающиеся с опорой на слайд изготавливают и приклеивают к модели ягушки орнаменты.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения (выполнения) задания, умение осознанно и правильно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

15

Организует деятельность по применению новых знаний

Приступаем к работе

(Учитель помогает, направляет, указывает, оказывает всяческую помощь). (Слайд №7)

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Дети выполняют задание учителя, сравнивая с образцом, данным на слайде.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные: смыслообразование;

Коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

Познавательные: логические: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

7. Подведение итогов, выставка работ

3

-Ребята, у вас получилась аппликация ягушки. Можно ли такую красивую поделку подарить маме?

-Чему научились? (Мы научились украшать ягушку орнаментом)

-Вы очень хорошо потрудились. Вам  удалось выполнить аппликацию женской летней одежды.

- Вот какие красивые модели ягушек у нас получились. Давайте мы их прикрепим на доску, выберите  самые  красивые поделки пар.

Обучающиеся отвечают на вопросы педагога.

- Да, можно подарить маме.

Научились украшать орнаментом модель ягушки.

Обучающиеся выбирают наиболее красивые модели ягушек, крепят на доске.

Регулятивные:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные:

смыслообразование

8. Рефлексивная деятельность

2

Оцените свою работу, своё настроение, покажите смайликом.

Приберите своё рабочее место, благодарю вас за работу, до свидания! (Слайд №8)

Обучающиеся отмечают свое настроение от проделанной работы.

РЕФЛЕКСИЯ на смайликах - солнышко

Коммуникативные – контроль, коррекция, оценка действий партнёров;

Познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край, в котором я живу".

        Программа курса направлена на знакомство с родным краем, обобщением и углублением знаний о нем. В процессе изучения курса у обучающихся будет формироваться ценностно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 7 класс "Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки"

РП по внеурочной деятельности - литература - региональный компонент. Программа расчитана на 35 часов и составлена по учебнику; Учебное пособие Мой Пермский край. Следствие ведут пермяки: литературные ...