Учебный модуль «История Забайкалья» и технология «Перевернутый урок»
статья

Жаргалова Бальжима Дугаржаповна

В статье рассматривается актуальная проблема преподавания региональной истории в контексте школьного курса истории России в условиях необходимости осуществления интеграции региональной и общероссийской истории. Автор предлагает модель интеграции региональной и истории на материалах истории Забайкалья с учетом требований ФГОС и ИКС. Использование ИКТтехнологии

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья61.5 КБ
Office presentation icon Презентация1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Статья

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема преподавания региональной истории в контексте школьного курса истории России в условиях необходимости осуществления интеграции региональной и общероссийской истории. Автор предлагает модель интеграции региональной и истории на материалах истории Забайкалья с учетом требований ФГОС и ИКС. Использование ИКТтехнологии

Ключевые слова: Историко-культурный стандарт, региональная история, Забайкалье, преподавание истории ФГОС, Перевернутый урок

«Всему, что необходимо знать, научить

нельзя, учитель может сделать только

одно - указать дорогу».

Р. Олдингтон

Региональная история – это раздел исторической науки, изучающий прошлое и настоящее всех народов, проживающих на территории субъекта федерации, в их экономическом, социальным, политическим, конфессиональным, культурном взаимодействии и диалоге. В условиях внедрения ФГОС общего образования существенной трансформации подвергся региональный блок отечественной истории. Следует отметить, что ФГОС предполагает однокомпонентную модель общего образования без выделения федерального и регионального компонентов содержания образования.

В то же время Историко - культурный стандарт как концептуальный документ для разработчиков Концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории рекомендует изучение истории России (курса отечественной истории) через историю регионов РФ. Однако в условиях отсутствия четкой нормативной основы регионализация исторического образования осуществляется не системно. В настоящее время не разработана инновационная модель преподавания региональной истории.

Дискуссии о месте и роли региональной истории в системе школьного исторического образования России насчитывают не одно десятилетие. Очевиден факт, что изучение региональной и локальной истории - необходимая часть исторического образования и патриотического воспитания населения.

Однако возникают закономерные вопросы:

Как в условиях ограниченности времени на уроке истории сочетать материал общероссийской истории и региональной? По какому принципу должен быть осуществлен отбор материала региональной истории? Как правильно методически организовать работу на уроке истории с привлечением регионального компонента?

Относительно содержания привлекаемого регионального материала Историко – культурный стандарт рекомендует:

Включать в учебный материал этнокультурный компонент: история страны через историю регионов.

1. В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира регионов [3, с.4] .

 2.Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.

3. При формировании у школьников на материале отечественной истории чувства патриотизма нужно иметь в виду, что гордость военными победами предков – неотъемлемая часть отечественного исторического сознания.

4. При изучении истории народов России, необходимо делать акцент на взаимодействии культур, на укреплении экономических, социальных, политических и других связей между народами. Речь должна идти об истории межнациональных отношений на всех этапах отечественной истории. В школьном курсе должен превалировать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Трагедии, разумеется, нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания регионов.

Как правильно методически организовать работу на уроке истории с привлечением регионального компонента?

Изучение материала об основных событиях и личностях отечественной истории необходимо строить на основе широкого привлечения различных исторических источников. Главная задача на этом уровне — привить школьникам интерес к истории (прежде всего, отечественной, в том числе сквозь призму микроистории). Вместе с тем, работа с источникоом должна заложить основы грамотной работы с ретроспективной информацией, ее анализом — и научить ребят самостоятельно делать выводы на основе проанализированной информации. Также  необходимо использовать задания, предусматривающие обращение школьников к изучению истории своей семьи, локальной истории, «собиранию устной истории», что позволит им приобрести опыт поисковой и аналитической работы.

Рассмотрим, как данные требования могут быть реализованы в процессе привлечения материалов по истории Забайкалья  на уроках истории.

Забайкальский край характеризуется многонациональным и поликонфессиональным составом населения, обладает историко-культурным наследием, выходящим за рамки современных границ республики. Например, земли этнической Бурятии до XVII века были частью Центральноазиатского мира и исторические процессы в этом регионе были связаны с историческими процессами в Центральной Азии, а не России. Учитывая изложенное, для данного региона представляется целесообразной реализация НРК в форме курса национально-региональной истории.

Под национально-региональной историей мы понимаем историю всех народов субъекта с древности до наших дней в их экономическом, социальном, политическом, конфессиональном, культурном взаимодействии и диалоге. Школьный курс национально-региональной истории, с одной стороны, отражает факты из жизни этносов и социальных групп региона, совпадающих с границами современных республик, автономных областей РФ, с другой стороны — он вмещает историко-культурное наследие более крупных региональных образований.

Преподавание истории родного края тем более должно строиться не только на использовании сухих фактов, но и на изучении разнообразных точек зрения, исследований, свидетельств конкретных людей – это дает возможность узнать культуру изнутри и получить о ней более глубокие сведения, которые существенно влияют на современное восприятие истории региона.

Научить учиться, усваивать и должным образом перерабатывать информацию — главный тезис деятельностного подхода к обучению. При изучении региональной и локальной истории в урочной и внеурочной деятельности я использую технологию ПЕРЕВЕРНУТЫЙ УРОК

Особое место в системе образования занимает разноуровневость образования детей. Деятельностный подход, продиктованный ФГОС, создает возможности для разноуровнего обучения и практической реализации знаньевого компонента. Организация уроков сегодня проходит в условиях наибольшей самостоятельности учеников. Учителю необходимо выстроить урок так, чтобы ученики самостоятельно нашли решение проблемы урока и сами объяснили, как необходимо действовать в новых условиях.

Анализируя свою деятельность, педагоги часто сталкиваются со следующими проблемами: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями. Для разрешения этих и некоторых других проблем необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они погружались в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Таким образом, урок перестает быть основной формой организации учебного процесса в школе, и всё большее значение приобретают различные формы внеурочной деятельности.

Современный учебник истории должен содержать целостный взгляд на исторический процесс и возможности его познания. Но показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса поможет не каждый учебник. Современный учебник должен быть открытым для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами, средствами

обучения (музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.).

Развитию ИКТ- компетенции способствуют задания, выполнение которых возможно только с привлечением дополнительных источников информации, прежде всего интернета.

Одна из задач современного образования стоящая перед учителем это научить самостоятельно ученика добывать информацию из различных источников и научиться грамотно её использовать. Одним из источников получения информации являются интернет-ресурсы. Поэтому одной из приоритетных задач становится целенаправленная работа, направленная на использования информационных технологий на уроках истории. В результате этого от учителя требуется внедрения в практику своей работы особых педагогических приемов по применению информационных технологий на уроках истории. Необходимо построить урок таким образом, что бы выявить уровень знаний учащихся на данный момент и в дальнейшим постепенно формировать более глубокие знания. Ведь применение информационных технологий на уроках приводит к формированию устойчивого интереса к предмету, а доступность подачи материала с помощью ИКТ ведет к лучшему усвоению нового материала.

Кабинет истории нашей школы оснащен техническими средствами обучения (ТСО), и это дает возможность объяснять новый материал с последующей демонстрацией видеофрагментов, фотографий, презентации. К тому же важен современный взгляд на ситуацию происходящую в мире, и поэтому очень важно использовать цифровые образовательные ресурсы: документальные, научно-популярные фильмы и презентации, фотографии, схемы, диаграммы на уроках истории. И в итоге у обучающихся складывается целостная картина мира.

Создание веб-ресурса позволит оптимизировать труд учителя. На уроках истории используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из научных трудов, документов, высказывания мыслителей и политиков, обобщающие выводы, кратко сформулированные основные идеи.   Хранение этих материалов на специальных веб-ресурсах позволит сэкономить время при подготовке и проведении урока. Учитель истории сможет упорядочить весь материал в соответствии с календарно-тематическим планированием по классам. Также на сайт можно внести карточки-задания, учебные пособия, содержащие наглядный материал и тексты, кроссворды и т. д. Доступ к веб-странице позволит ученикам повысить уровень исторических знаний учеников (организации дистанционного обучения). На веб-ресурсе можно организовать для учеников чаты, форумы и конференции.

На уроках истории в рамках концепции ИКС для большей эффективности необходимо использовать технологии мультимедиа: иллюстрации объектов, фотографии, предметные коллекции, портреты, интерактивные модели, видеоэкскурсии.

Нельзя не согласиться со словами Фридриха Дистервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Изучение региональной и локальной истории – оптимальное поле для такого рода деятельности. Но необходимо помнить, что ИКТ не может заменить учителя и его живое слово.

На мой взгляд, необходимо сочетать урочную форму обучения с применением информационных технологий. И рассматривать ИКТ как технологию преподавания для лучшего обучения учащихся.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что информационные технологии значительно повышают интерес учащихся к уроку и предмету , на уроке учащиеся настроены на плодотворную работу благодаря тому что материал подается в доступной и наглядной

Метод проекта активно использую в 6-8 классах на уроках по истории России (УМК А.В. Торкунова издательства «Просвещение»). 

Далее учащиеся самостоятельно работают, используя алгоритмы деятельности, при необходимости провожу индивидуальные и групповые консультации. Приветствую выбор ребят, создающих индивидуальные мини-проекты, т.к. это способствует формированию метапредметных УУД, необходимых для подготовки и защиты итогового индивидуального проекта в конце учебного года.

Защита мини-проектов проводится на двухчасовом занятии в форме конференции, где ребята представляют свои проекты, участвуют в оценивании других проектов, принимают участие в обсуждении достоинств и недостатков представленных работ. Итоговая отметка состоит из средней рейтинговой  оценки проекта, самооценки и оценки учителя. Участие ребят в оценочной деятельности побуждает их не только четко следовать обозначенным критериям в процессе создания проекта и актуализировать собственную деятельность на протяжении всей конференции, но и продумывать способы поддержания контакта с аудиторией в процессе защиты проекта.

Использование метода кейс-стади является, на мой взгляд, самым продуктивным в процессе изучения региональной истории в процессе урочной и внеурочной деятельности по причине отсутствия учебников, освещающих историю региона. Серьезная трудность в связи с этим возникает у учителя, перед которым стоит проблема поиска, отбора и систематизации краеведческого материла. Систематизированный учителем краеведческий материал структурируется в кейсы и выдается обучающимся для изучения и анализа.

Сущность кейс-технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений предлагаемых ситуаций. Для достижения целей предметного обучения на уроке наиболее пригодны мини-кейсы, используемые в сочетании с другими методами и технологиями обучения. Кейс технологии рекомендуются для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

При формировании кейсов учитель должен предусмотреть следующие моменты: материалы для анализа должны отражать реальную жизненную ситуацию; материалы должны содержать ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий для решения; материалы должны быть подобраны с учетом имеющихся у обучающихся предварительных теоретических знаний; результаты работы учащихся могут содержать неоднозначные, множественные решения.

        Систематизированный в кейсы материал по региональной и локальной истории удобен в использовании, его легко «встроить» в урочную систему, можно использовать во внеурочной деятельности и при разработке итоговых индивидуальных проектов.

Использование метода проектов и метода кейс-стади в процессе преподавания региональной истории способствует формированию личности, по новому относящейся к процессу познания; личности, умеющей добывать знания и применять их для решения встающих перед ней проблем в быстро меняющемся мире; личности с развитыми творческими способностями, самостоятельностью мышления и чувством личной ответственности за принятые решения.

Изменения коснулись и смены образовательной парадигмы – это концепция, которая включает в себя стратегию и тактику, доминант и приоритетов развития образования.

Прежде всего:

  1. Превращение знания из цели в средство.
  2. Учить способам познавательной, практической деятельности
  3. Применять компетентностный подход
  4. Субъект-субъектные отношения, выстраиваемые по горизонтали, отношения двунаправленные
  5. Использование интерактивных, развивающих технологий
  6. Развитие универсальных учебных действий
  7. Главная цель образования- развитие личности, ее социализация

Ведущие компетенции

  1. Информационная
  2. Социальная
  3. Коммуникативная
  4. Когнитивная
  5. Предметная

форме.

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1401

Мишина И.А., Цыренова М.Г. Методологические подходы к преподаванию курсов федеральной, региональной и локальной истории в условиях реализации концепции нового УМК по отечественной и всемирной истории // Преподавание истории в школе. 2016. №7. С. 3-12.

Вяземский Е.Е. Национально-региональный компонент исторического образования. URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Vazemskii_Nacional_komponent/.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жаргалова Бальжима Дугаржаповна, учитель истории МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2»

Слайд 2

Учебный модуль «История Забайкалья» и технология «Перевернутый урок»

Слайд 4

Возможно ли учить как вчера?

Слайд 5

Методологическая разработанность «Перевернутый урок» – модель смешанного обучения, предполагающая предварительное знакомство обучающихся с теоретическими основами темы до урока в качестве выполнения домашнего задания. Идея «перевернутого обучения» отражена в работах Басалгиной Т. Ю., Курвитс М., Ремизовой О., Бейкер С. (Baker Celia), Бергман Дж. (Bergmann J.), Семс А. (Sams A.), Баррет Д. (Berrett D.), Дрисколл Т. (Driscoll Tom), Горман М. (Gorman M.), Грин Г. (Green G.), Маршалл Г.В. (Marshall H.W.), Морони С.П. (Moroney S. P.) и др.

Слайд 6

Новые образовательные условия Учитывать скорость информационного потока Развитие навыков критического анализа Планирование своей деятельности Эффективное воплощение идей Пассивный поглотитель Активный добытчик искатель мыслитель разработчик

Слайд 7

Сравнительная характеристика Индивидуализация Традиционный урок Перевернутый урок Все учились по одной и той же программе. Один учитель рассказывал тридцати совершенно разным людям одно и то же. Ребенок ни на что не влиял. Учишься ты хорошо или плохо, можешь пройти годовую программу за месяц или за полгода, все равно должен ходить в школу каждый день к восьми утра 11 лет подряд. Образовательные программы будут полностью персонализированными, не будет общих классов. Каждый человек будет учится со своей скоростью, сам определять последовательность изучения предметов и время, которое на них тратит, сложность и форму, в которой ему удобнее получать информацию.

Слайд 8

Преимущества модели «перевернутый урок»: изменение временного диапазона для осмысления затруднительного материала; новое подход к домашним заданиям (задание на опережение); индивидуализация способов изучения нового материала; относительное равенство всех участников образовательного процесса; субъектная активность всех учащихся в учебной деятельности; использование образовательных возможностей интернет-пространства

Слайд 9

Субъективность педагога Субъективность ученика

Слайд 10

ТЕХНОЛОГИЯ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС Роль учителя в перевёрнутом классе Подвигает детей к тому, чтобы они стали самостоятельными добытчиками знаний. Выстраивает с каждым учеником траекторию его индивидуального образования. Контролирует, консультирует и направляет. По-другому планирует урок. По-другому оценивает детей. Работа в зоне ближайшего развития по Л.С.Выготскому

Слайд 12

Условия реализации проекта Для реализации модели «Перевернутый урок» необходимо: анализ и переструктуривание программы спроектирование содержания учебных занятий сформирование банка видеороликов, задании и дополнительного материала по темам создание сайт учителя

Слайд 13

Сетевое сотрудничество МОУ «Агинская средняя общеобразовательнаяшкола №2» МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №2» Агинский краеведческий музей им.Г.цыбикова Забайкальская краевая библиотека им.Жамцарано Районная библиотека Музей природы

Слайд 14

Сайт учителя

Слайд 18

Традиционная форма Модель перевёрнутый класс Изучение теоретического материала Выполнение заданий на закрепление Выполнение заданий на закрепление повышенной сложности Класс Класс Дом Дом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Инфинитивные обороты" (по технологии "Перевернутый урок")

Данная презентаци предназначена для учащихся 9 класса (учебник И.Л. Бим) в рамках изучения темы "Инфинитивные обороты statt...zu, ohne....zu, um....zu". В презентации дан материал для ...

Статья "Проектирование урока по технологии "перевернутый класс"

В статье представлен опыт применения на уроках информатики одной из современных образовательных технологий "перевернутый класс" с целью дифференциации и индивидуализации процесса обучения....

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК КОМПОНЕНТА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Статья о том, как специально организованная работа с учебником (чтение учебного текста, заполнение таблиц, поиск ответа на проблемные вопросы) способствует формированию универсальных учебных действий,...

Презентация к уроку с элементами технологии "Перевернутый класс"

Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому.(Д.Пойя)Урок сэлементами технологии "Перевернутый класс" по теме "Умножение обыкновенных дробей"(6 класс)...

Повышение качества проведения учебных занятий через внедрение информационных технологий на уроках технологии

Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит...

«Формирование универсальных учебных действий (УУД) через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС».

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных...

Учебно-методический материал "Использование игровых технологий на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе

Представленные задания по биологии предназначены для воспитанников коррекционной школы VIII вида. Они так же могут быть использованы во внеклассной работе по предмету. Различные задания такого характе...