Педопыт " "«Приобщение детей к мордовской национальной культуре и обучению эрзянскому языку»
статья

Демина Раиса Федоровна

 Педопыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение педагогического опыта77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение инновационного педагогического опыта

Деминой Раисы Федоровны

воспитателя  МДОУ« Детский сад №16» г.о. Саранск

Тема: «Приобщение детей к мордовской национальной культуре и обучению эрзянскому языку»

  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

    Проблема приобщения дошкольников к  национальным  традициям, культуре,  языку имеет особенное значение в современных условиях.

Очень важно, чтобы дети знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Задачи воспитания детей не могут решаться вне содержания национальной культуры, народных традиций, которые веками создавались народом. Знакомство с традициями своего народа духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории, культуре, языку.

    Знакомство детей с мордовской национальной культурой  и обучение их мордовскому языку, в настоящий момент является актуальным и важным направлением воспитания ребёнка в детских садах Мордовии. Мир мордовской культуры открывает детям нравственные ценности мордовского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

Я, как воспитатель детского сада, на протяжении многих лет веду работу по приобщению дошкольников к национальной культуре, воспитании любви к малой родине, знакомлю детей с историей, культурой, языком  мордовского народа.
   Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям национальной культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно - природной среде, понимают меру своей ответственности за её сохранение и приумножение.

    2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

      Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, в которой они возделывали, вещах, которые им принадлежали – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
     Поэтому считаю, что именно в дошкольном возрасте, через культуру родного народа, через ознакомление с родным краем и окружающим его социальным и материальным миром, формируются у детей система знаний, осознанные навыки в формировании у детей чувства любви к родине.

      Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для развития,  саморазвития и реализации потребности дошкольников в познании истории и культуры родного края, развитие коммуникативных способностей детей.

      Я стараюсь научить детей всему этому:
- осознанно понимать и принимать историю своего наследия;
- привить чувство гордости и ответственности к культурному прошлому
Мордовии.
   
Концептуальностью моего опыта является разнообразие методов и форм работы с детьми:

-расширение первоначальных представлений у детей; 
-накопление новых знаний о традициях, обычаях мордвы;
-использование словарного запаса мордовского языка через занятия, 
беседы, заучивание мордовского фольклора;
-закрепление полученных знаний в процессе образовательной
деятельности и воспитание сознательного отношения к национальной
культуре; 
-развитие у детей чувства сопричастности к достижениям земляков в
различных областях;
     На современном этапе, в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, использования программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей.

3. Теоретическая база опыта.

      Наличие теоретической базы выражается: в активном использовании методических разработок известных авторов, которые реализуются на основе введения современных технологий и методик воспитания и обучения дошкольников в данном направлении, выявлении мониторинга усвоения знаний и умений дошкольников, создании условий для максимального развития творческого потенциала воспитанников. 

      В работе использую программы и методическую литературу по приобщению дошкольников к национальной культуре и обучению эрзянскому языку:

1. Детям  о  Мордовии: методическое  пособие для  педагогов ДОУ/ О.В. Бурляева,    Е. Н Киркина;  Мордов.  гос. пед. ин-т.– Саранск, 2013

2. . Исайкина А. И. Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому)                языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики мордовия. Программа и методические рекомендации / некомерческая ассоциация «Поволжский центр культур Финно – Угорских народов». МО Республика Мордовия, МРИО, Саранск, 2007

3. Мы в Мордовии живем:  региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева и др.  Мордовский гос. пед. ин-т– Саранск, 2015.

4. Методические разработки по обучению детей среднего дошкольного возраста эрзянскому языку. Саранск – 2008.

5. Мордовские народные сказки. В обработке Т.К.Самородок

6. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа» О.П. Князева, М.Д. Маханёва

7. Рабочая тетрадь для обучения русскоязычных детей 4-5 лет мордовским (мокшанскому и эрзянскому) языкам. Методическое пособие к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»

8.Хрестоматия к примерному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живём»

4.Технология опыта, система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Работу по приобщению детей к мордовской национальной культуре и обучению эрзянскому языку начала с опроса родителей. Проведённый опрос родителей показал, что в подавляющем большинстве родители стараются возложить работу над этой проблемой на педагогов, причём полностью. И от педагогов ждут результатов.

Цель работы: приобщение дошкольников к национальной истории и культуре посредством ознакомления с мордовским (эрзя) языком.
Задачи: 
1.Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, городу, республике, стране.
2. Воспитывать  любовь к Родине и родному краю и его истории; учить видеть историю вокруг себя( в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц)

3. Приобщать к культуре и традициям мордовского народа; воспитывать лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие

4.Развивать интерес к мордовской культуре, через изучение родного языка.
5. Формировать навыки речевого общения на родном языке.
Основные направления  деятельности
*воспитание интереса к более глубокому изучению истории, традиций и языка своего народа;

*оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре мордвы и обучению родного языка.

      Начальным этапом была работа с родителями, были проведены консультации, беседы, выставки совместных работ и др.

       Вместе с родителями провели большую работу по созданию предметно-развивающей среды: организация уголка национальной культуры, где собраны литература о Мордовии, народные игрушки, дидактические игры, альбомы, куклы в национальных  костюмах, мордовская вышивка, дидактический материал по обучению языку и др.

      По данному направлению разработала перспективный план, рабочую программу, цикл тематических занятий: «Музеи города Саранска», «История возникновения города Саранска»,  «Саранск – столица Мордовии». Для родителей провела консультации: «Из истории Саранска»,  «1000 лет вместе», «Улицы нашего поселка»и т.д.

      Для осуществления поставленных задач подобрала наглядные и методические пособия, произведения художественной литературы, образцы народного искусства, дидактические игры.

С детьми работаю по следующим направлениям:

художественно-эстетическое развитие детей, на материале устно-поэтического и музыкального фольклора, мордовского декоративно-прикладного искусства;

историко-культурное образование дошкольников в процессе знакомства с республиканской символикой, гербом и флагом Мордовии, названиями городов и улиц, историческими достопримечательностями Мордовского края;

физическое развитие детей через использование подвижных игр.

      Устное народное творчество является главным средством активации речевой деятельности. Это и песенки и пестушки, прибаутки, стихи, загадки, считалки, дразнилки.

      Художественная литература и устное народное творчество издавна служат важным средством воспитания детей дошкольного возраста. Они являются неиссякаемым источником выразительности детской речи и несут в себе познавательный, нравственный и эстетический аспект.

      Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя, тем самым, словарный запас детей.

      Детей знакомлю со сказками, праздниками, традициями и обычаями мордовского народа.

      Именно обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Дети горячо переживают все события, которые происходят с их любимыми героями. У них ярко проявляется эмоциональность восприятия тех произведений, в которых есть напряженность, драматические места. Чутко и живо дети реагируют на юмор. Мои воспитанники с большим интересом и желанием слушают рассказы и сказки, лирические и шуточные стихи, загадки, потешки.

      При ознакомлении детей с произведениями мордовского декоративно-прикладного и изобразительного искусства я учитываю тот уровень знаний и технических умений, которым дети овладели в предыдущих группах, и на этой основе строю дальнейший процесс обучения.

     Дети получают много информации о культуре народа, о родном крае, о традициях и истории мордовского народа. Это, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, высказывать интересные суждения.

      В рамках дополнительного образования, организовала занятия с детьми в кружке «Баягине». Общение на мордовском языке организуется в различных формах совместной деятельности, в игровых ситуациях, в которых дети получают информацию об игрушках, о себе, о друзьях, о сказочных персонажах, и их поступках в различных ситуациях. Одним из наиболее ярких выражений в народном творчестве всех народов является национальный костюм. На кружковых занятиях и НОД дети получают знания о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества. Дети с удовольствием слушают мордовскую музыку, исполняют песни на мордовском языке, национальные танцы, участвуют в развлечениях. Мордовские народные игры («В ключи», «В платки», «Раю-раю», «В карусель» и другие), содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к мордовской народной культуре имеет положительные результаты.

      Я надеюсь, что наша совместная работа с родителями в воспитании детей в среде с национальным колоритом даст хорошие, положительные результаты

5. Результативность педагогического опыта.

      Проанализировав все полученные результаты, можно сделать вывод, что, работая над темой «Приобщение дошкольников к мордовской национальной культуре и обучению эрзянскому языку», мне удалось реализовать поставленные задачи. У детей появилось не только новые представления о социальной действительности, но и эмоционально – положительный настрой по отношению к национальной культуре. Они лучше узнали и полюбили природу родного края, культуру мордовского  народа, научились петь мордовские песни, с интересом и удовольствием выполняют задания по аппликации, рисованию, ручному труду.

Также одной из форм работы в данном направлении является создание кружка «Баягине», где детям, посещающим дошкольную образовательную организацию, предоставляется возможность делать первые шаги в изучении родного языка и приобщении к национальной культуре.

      Еще одной из форм работы является привлечение родителей к активному участию в образовательной деятельности по приобщению воспитанников к изучению истории родного края и обучению родному языку. В связи с этим неоднократно: на родительских собраниях, при проведении открытых мероприятий, были проведены беседы о необходимости воспитания в детях чувства любви к истории и культуре мордвы, национальному языку. 
     В повседневной жизни в детском саду мы играем в мордовские подвижные игры, разучиваем потешки, стихи, мордовские песни и танцы, читаем мордовские народные сказки и произведения современных авторов; дети знают историю своего города, знакомы с государственной символикой; знают, что в Мордовии проживают люди разных национальностей. 
     Обобщение педагогического опыта по воспитанию у дошкольников  в процессе приобщения к истории и культуре родного края, посредством языкового восприятия представлено в различных формах:

- участие в международном семинаре «Финно - угорские языки и культура в дошкольном образовании: проблемы обучения, опыт и перспективы» (2014г): - участие в межрегиональном семинаре с международным участием «Мордовские языки: в дошкольном образовании: проблемы обучения, опыт, перспективы» г. Инсар (2015г.)

-выступление   с докладом «Приобщение детей к национальной культуре мордовского народа средствами информационно – коммуникационных технологий» на межрегиональном научно – практическом семинаре «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» 2016г

- участие  в региональном семинаре «Образование и воспитание  детей дошкольного возраста в условиях поликультурного региона» (2016г)

- проведение праздника  ко Дню мордовских языков «Мордовия моя, народов дружная семья» с участием родителей и телевидения (2016г)

- участие в межрегиональном научно – практическом семинаре «Актуальные проблемы педагогики и  методики дошкольного и начального образования» (2017г)

- участие в межрегиональном семинаре «Мордовские языки в дошкольном образовании: проблемы обучения, опыт, перспективы» (2017г)

- интервью по телевидению на канале «Россия 1. Мордовия»  из опыта работы по обучению детей эрзянскому языку(2016г)
- участие в городских  конкурсах  «Бабань парь», «Вечкевикс мастор»

      Все это является подтверждением того, что работа по приобщению дошкольников к национальной культуре, истории и традициям посредством изучения родного языка в детском саду необходима, важна и полезна. 
6. Анализ результативности.

     Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают и наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы. В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), рассматривание иллюстраций.
Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.
7. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
      Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коммуникации с носителями языка как основы формирования иноязычной культуры при обучении английскому языку

Целью данной работы является исследование различных методов обучения, связанных с формированием устойчивой коммуникативной и социокультурной компетенции у учащихся  Необходимость этой работы прод...

Приобщение детей к традициям и культуре народа страны изучаемого языка через вовлечение их в творческое проектирование

Традиции и культуры других стран - это объект, который всегда вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых. Данная работв направлена на то, чтобы познакомить детей на раннем этапе развитя, как ...

Проект «Приобщение детей к русской национальной культуре»

Проект «Приобщение детей к русской национальной культуре» Цель: приобщение детей к истории и культуре Родины. Задачи: • формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности ...

КОНТАКТ ИНОЯЗЫЧНЫХ КУЛЬТУР ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. При взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и выступают в сложные отношения; при этом в процессе взаимо...

Статья на тему: "Использование коммуникации с носителями языка как основы формирования иноязычной культуры при обучении английскому языку".

Использование коммуникации с носителями языка как основы формирования иноязычной культуры при обучении английскому языку Целью данной работы является исследование различных методов обучения, связ...

Приобщение детей к истокам национальной культуры на уроках родного языка

Как сегодня в современных условиях приобщить подростков к народным традициям, подтолкнуть их к осознанному изучению культуры своего родного края? . Особо благодатную почву для реализации регионал...