Рабочие программы по курсу внеурочной деятельности "Родной край" - подготовка к олимпиаде по -краеведению.
рабочая программа

Худи Некое Аркадьевна

Внеурочная детельность "Родной край" -5 -7 - классы-подготовка к олимпиаде по краеведению -Худи Н.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

___________________________________________________________________________

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
научно - методическим советом школы-интерната
Протокол от «___»___________2017 г.
 №____

 

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы - интерната
_________Т.Р.Исманов
«__»________2017 г.
Приказ «___»______2017 г.
№ ____


Рабочая программа по курсу

внеурочной деятельности

«Родной край»

направление: обще - интеллектуальное

Для 5-7  классов

(Подготовка к олимпиадам по КРАЕВЕДЕНИЮ)

Автор-составитель: учитель Худи Некое Аркадьевна

 

2017- 2018 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Родной край» для 5-7 классов на 2017 – 2018 учебный год составлена в соответствии с:

  • ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Санитарно-гигиеническими требованиями, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям реализации обучения в общеобразовательном учреждении»;
  • Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2013-2019 годы (с изменениями от 17 марта 2015 г.);
  • Учебным планом МКОУ «Мыскаменская школа-интернат» на 2018-2019 учебный год.
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 декабря 2009 г. N 729 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях"

Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к родному краю, а также раскрытия их способностей. Подготовка к олимпиаде - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления, это возможность своего маленького открытия.

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной         деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

         Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

Внеклассная работа проводится в тесном контакте с уроками. Но при этом внеклассная работа – не повторение изученного на уроке материала, а шаг вперёд в обогащении учащимися знаниями, умениями и навыками. Учитель в интересной, нетрадиционной форме проводит занятия, развивает интерес к культуре малых народов как предмету.

Применение игровых технологий, использование элементов занимательности позволяет сделать обычную работу детей интересной и увлекательной, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Монотонная деятельность учащихся становится эмоционально окрашенной, что активизирует работу детей. Всё это приводит к более осмысленному усвоению знаний, так как дети сами заинтересованы в их получении. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на углубление учебного материала за счёт изучения отдельных понятий из курса культуры народов Ямала, способствует формированию глубоких знаний по предмету, развивает интерес к изучению родного края, а также обусловлен новыми требованиями, связанными национально-региональным компонентом, который предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка  и национальной литературы.

Для проведения внеклассных занятий с использованием занимательности необходимы следующие условия:

- новизна;

- необычность;

- неожиданность;

- несоответствие прежним впечатлениям.

Данная программа внеурочной деятельности обще – интеллектуальной направленности разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 -7 классов. Программа направлена на развитие кругозора и мышления у учащихся. Приобщение к сохранению национальных культур.

Программа предполагает изучение многовекового опыта выживания в условиях Крайнего Севера, специфического образа жизни, устройства быта, организации труда, которые помогали людям жить в суровом климате Севера в полной гармонии с природой.

Программа предусматривает знакомство с самобытной национальной культурой. В том числе с некоторыми обрядами и обычаями, дизайном утвари и одежды, национальными играми, орудиями труда основами технологии изготовления необходимых в быту вещей.

Задачи курса:

  • способствовать лучшему осмыслению понятий «человек», «семья», «родная земля», «тундра Ямала», «родной язык», через приобщение учащихся к народной памяти;
  • прививать навыки экологического образования и нравственного воспитания с использованием традиций народной педагогики ненцев, складывавшихся веками;
  • помочь каждому учащемуся осознать свою роль в сохранении материальных и духовных ценностей ненецкого народа.

В основе всякого обучения лежит коммуникация и, общение, поэтому курс обще – интеллектуального направления «Родной край» даёт этнокультуроведческие знания истории родного края, материальной и духовной культуры, этноса народов Ямала.

Формы проведения занятий:

  • лекции;
  • беседы;
  • игры;
  • викторины;
  • самостоятельная работа.

Методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративные;
  • поисковые;
  • творческие.

Система контроля:

  • Курс завершается проверочной работой – тестом, которая позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

        Являясь предметом гуманитарного цикла, курс обще - интеллектуального цикла «Родной край» даёт возможность учащимся  познакомиться с историей малой родины, осознать важность владения этими знаниями и применить их на практике для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса  можно выделить несколько направлений:

  •  родной край и люди проживающие на Ямале;
  •  традиционный уклад жизни коренных жителей Ямала;
  • знание и интерес к родным корням, своей семьи воспитание национальной гордости и любви к своему народу;
  • семья и дети, взаимоотношения членов семьи,  семейные обычаи и традиции, и воспитание чувства уважения к семье;
  •  древние имена и этимология имени человека;
  • значение колыбели и колыбельной песни,  любовь к матери к родному дому;
  •  коллективные игры и чувство дружбы и товарищества;
  • традиционные занятия ненцев – оленеводство, охота, рыболовство;
  •  роль оленя и собаки в оленеводческом хозяйстве;
  • Окружающий мир человека тундры: чум, виды нарт, одежда, утварь и т.д.;
  •  человек и природа и их взаимозависимость, (живая и неживая природа тундры);
  • своеобразная древняя письменность ненцев;
  • национальная культура и одежда ненцев;
  • мифология и сказки ненецкого народа.

Занятия обще - интеллектуального направления о « родном крае» расширяют знания и представления детей о родном крае, о народах проживающих на Ямале, воспитывают любовь к своему краю. Знакомят с традиционным укладом жизни коренных жителей Ямала. Воспитывают чувство уважения к семье. Развивают интерес к родным корням своей семьи, воспитывают национальную гордость и любовь к своему народу. Пробуждают желание участвовать в коллективных играх, воспитывают чувство дружбы и товарищества. Уточняют и расширяют знания детей о традиционном занятии ненцев – оленеводстве, пробуждают интерес к профессиям оленевода, рыбака. Воспитывают любовь к животным. Способствуют к воспитанию бережного отношения к вещам, окружающим человека. Прививают взаимосвязь человека с природой и их взаимозависимость. Воспитывают любовь к природе. Развивают речь учащихся и логическое мышление, мотивацию к получению знаний. Развивают интерес к живой и неживой природе тундры. Знакомят со своеобразной древней письменностью ненцев. Развивают наблюдательность, интерес к своей национальной культуре, уважению к труду ненецких мастериц. Обобщают и расширяют знания детей о национальной одежде ненцев.

                                Описание места учебного предмета в учебном плане.

Важность предмета для школьников подчеркивается тем, что «Родной край» рекомендован для внеурочной деятельности новым стандартом.

Объём учебного времени, отводимого на изучение обще - интеллектуального курса «Родной край» в 5-7  классах  – 1 час в неделю, 35 часов в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Одним из результатов обучения курсу «Родной край» является решение задач воспитания – осмысление и присвоение школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, ответственность за сохранение первозданного уклада жизни, как среды обитания коренных народов Севера.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

В содержание курса  входит:

  • знакомство с самобытной национальной культурой, с обрядами и обычаями, и национальными играми, дизайном утвари и одежды, национальными играми, орудиями труда, основами технологии изготовления необходимых в быту вещей,
  • изучение лексики из сферы общения (этикет, этика ненецкой семьи, стойбища, рода, народа);
  • речевые умения (степень владения родным языком как средством общения);
  • знания и представления о национальной культуре (фольклор, литература, песенное искусство, этнопедагогика, история).

Учебно-тематический план 5 - 7 классы (35 часов из расчёта 1 час в неделю)

№ п/п

Дата

Коррек-тировка

Тема урока

Количество уроков

Основные виды учебной

деятельности учащихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне

1.

В краю родном, где отчий дом.

1

Участвовать в коллективной

 игре. (Н).

Разгадывать  кроссворд.(П).

Отгадывать загадки.(П).

Рисовать на заданную тему(Н).

Знать: последовательность

установки чума.(П)

Называть составные части

чума.(П)

Знать: значение ненецких  

фамилий.

2.

Колыбельные песни.

1

3.

Моя семья.

1

4.

Чум - мой дом.

1

5.

Из какого ты рода?

1

6.

Что обозначает твоё имя?

1

Объяснять значение и

этимологию ненецких имён(Н).

7.

Я из тысяч оленей своего узнаю!

2

Различать масти оленей. (Н).

Объяснять значение слова

 «пидте’’ мя».(П).

8.

Мой верный друг.

1

Рисовать на заданную тему (Н).

Отгадывать загадки. (П).

9.

Без нарты в тундре не прожить.  

1

Различать виды нарт.(Н).

Объяснять, зачем нужна

 нарта (Н).

Отгадывать загадки.(П).

Рисовать на заданную тему(Н

10.

Природа и человек.

2

Объяснять – взаимосвязь

человека тундры с природой.(Н).

Разгадывать  кроссворд.(П).

11.

Народный календарь ненцев

2

Различать осенние и зимние

месяцы.(П).

 Объяснять сезонные изменения погоды.(Н).

12.

Мой папа - оленевод.

1

Анализировать  особенности

труда оленевода.(П).

14.

Поговорим о рыбе и рыбаках.

1

Различать и называть  виды  рыб.

(Н)

 Классифицировать  виды рыбалки.(Н).

Различать и называть  виды  рыб.

(Н)

 Классифицировать  виды рыбалки.(Н).

15.

Меткое слово народа

2

Отгадывать загадки.(П).

 Объяснять значение пословиц и поговорок. (П).

этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.

16.

Ненецкие сказки.

2

Исполнять эти речевые

 произведения, используя

полученные сведения о речи,

этикетных жанрах, несловесных средствах и т.д.

17.

Ненецкие народные легенды (ярабц’’, сюдбабц’’, хынабц’’).

2

Различать  жанры устного

 народного творчества (П). 

Выяснять значение непонятных

слов (Н).

18.

Языком орнамента…

2

Различать виды орнамента.(Н).

Рисовать на заданную тему(Н

19.

О чём может рассказать наша одежда (древняя «письменность» ненцев).

1

Объяснять что такое «древняя письменность ненцев».(Н).

Выяснить значение слова «пидте’’мя».(П)

20.

Мама -  рукодельница. (Скроенное и сшитое мамой).

1

Различать виды ненецкой

национальной одежды.(П).

 Рисовать на заданную тему.(Н

21.

Древние верования ненцев.

1

Объяснять что такое вера.(Н).

22.

Сихиртя - кто они?

1

Выяснить историческое прошлое

народа сихиртя (Н).

Выяснить значение слова

«сихирць»(П)

23.

Писатели и поэты о Ямале.

2

Выяснить имена и фамилии

 поэтов и писателей Ямала.(П

24.

Герои ненецкого

мифологического пантеона.

1

Выяснить значение слова «пантеон»(П)

25.

Легенда. Притча. Былина.

1

Выяснить - жанры устного народного творчества.

Различать – легенду, притчу и былину.

26.

Первые национальные деятели культуры и науки Ямала

1

Знать национальных деятелей

 культуры Ямала. (П).

Участвовать в коллективной

 беседе.(Н)

27.

Проверочная работа – тест.

1

Выяснить: знания и умения

полученные на занятиях. (Н).

Итого:

35

 

Учащиеся должны знать:

  • народные обычаи и традиции;
  • народные пословицы и поговорки, песни, сказки, сказания ненецкого народа;
  • культ родителей, деда, бабушки;
  • родословную своей семьи;
  • устройство чума, правила поведения в нём;
  • устройство нарты;
  • ненецкий календарь;
  • разновидности рыб, насекомых, животных и птиц, обитающих на Ямале;
  • навыки обращения с домашними животными;
  • народные  приметы и запреты;
  • трудовые навыки;
  • этикет общения;
  • поэтов и писателей Ямала.

Учащиеся должны уметь:

  • разгадывать кроссворды, ребусы;
  • участвовать в коллективной игре;
  • отгадывать загадки;
  • рисовать на заданную тему;
  • знать последовательность установки чума;
  • называть составные части чума;
  • знать значение ненецких фамилий;
  • объяснять значение и этимологию ненецких имён;
  • различать масти оленей;
  • различать виды нарт;
  • объяснять – взаимосвязь человека тундры с природой;
  • различать осенние, зимние, весенние, летние месяцы;
  • анализировать особенности труда оленевода;
  • различать и называть виды рыб;
  • классифицировать виды рыбалки;
  • объяснять значение пословиц и поговорок;
  • пересказывать ненецкие сказки, используя полученные сведения о речи, этикетных жанрах;
  • различать жанры устного народного творчества: ярабц, сюдбабц, хынабц.

Учебно – методическое обеспечение программы.

Литература для учащихся:

  • Бармич М.Я. «Ненэцие лаханако». «Ненецкие сказки». Учебное пособие для учащихся 2 -5 классов ненецких школ. Издательство «Дрофа» Санкт – Петербург 2008 год.
  • Бармич М.Я. Картинный словарь ненецкого языка. Учебное пособие для учащихся  общеобразовательных учреждений 2-е издание, стереотипное Санкт-Петербург Филиал издательства « Просвещение» 2006 год.
  • Бортко Т.И., В.Т.Еманов, Павлов А.В. «Культура народов Ямала». /Учебник 5 – 7 классы». Тюмень 2002 год.
  • Истомин И.Г. «Ненецкие сказки». Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, ООО «Гарнет», 2008 год.
  • Терещенко Н.М. «Неко хадакэнда вадако». «Сказки бабушки Неко». Издательство «Просвещение» Санкт – Петербургский филиал ООО « Базальт», 2004 год.

Литература для учителя:

  • Ахадов Э. «Ненецкий пантеон». Салехард 2007 год.
  • Головнёв А.В.,Зайцев Г.С. «История Ямала». Тобольск – Яр - Сале, 1994 год.
  • Лар Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала. Тюмень. Изд-во института проблем освоения Севера СО РАН 2001 год.
  • Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. «Ненцы уроки предков». ООО «Миралл» Санкт – Петербург 2005 год.
  • Окотэтто Е.Н. «Ненецкие подвижные игры». Санкт – Петербург 2002 год.
  • Сусой Е.Г. «Из глубины веков». Тюмень, 1994 год. Пушкарёва Е.Т.,Бурыкин А.А. Фольклор народов Севера. (Культурно – антропологические аспекты). Санкт-Петербург 2011 год.
  • Терещенко Н.М. Ненецко – русский словарь. 3 – издание, стереотипное. Санкт-Петербург Филиал издательства «Просвещение» 2008 год.
  • Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса». Томск, 2001 год.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • DVD диск: «Как нянчедо  мынику учил человека летать». Ассоциация «Ямал потомкам».

Первый Ямальский анимационный фильм.

  • DVD диск: «Северный край» Сергея Анисимова.

Фильм 1: «На холодном Ямале».

Фильм 2: «Волшебный мир Арктики».

  • DVD диск: «Удивительное путешествие в тундру». ООО «Студия Ханавэй».

Фильм: «Помни, ты не один в этом мире!»

  • DVD диск: «Ненцы уроки предков». ООО «Студия Ханавэй».

Фильм 1: «Колыбель».

Фильм 2: «Отцы и дети».

            Фильм 3: «Звон тынзяна».

             Фильм 4: «Мой друг лайка».

  • DVD диск: Документальный фильм. «Яптик Хэсе».
  • DVD диск: Елена Лаптандер. «Жемчужина Ямала.
  • DVD диск:"Мир северных номадов или правила поведения на стойбище оленеводов. Студия "Илебц" г.Салехард3013год.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу индивидуально-групповые занятия "Подготовка к олимпиаде" 5 класс ФГОС

Рабочая программа по курсу индивидуально-групповые занятия "Подготовка к олимпиаде" 5 класс ФГОС...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Мой край ". 7 класс, ( вариант 2)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"Мой край ".  7 класс, ( вариант 2)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по подготовке к олимпиаде «Олимп по технологии»

     Всероссийская олимпиада школьников по технологии проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный, заключительный, каждый этап включает три тура: тестировани...

Рабочая программа развивающего курса внеурочной деятельности "Мой край: живая география" для обучающихся 5-7 классов.

Рабочая программа развивающего курса внеурочной деятельности "Мой край: живая география" направлена на углубленное изучение родного края.   Главной задачей  этого курса являет...