МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС с учетом регионального компонента
методическая разработка (10 класс)

Братерская Юлия Валерьевна

Методические рекомендации посвящены специфике современного урока в школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Раскрыты отличительные признаки современного урока, типология и характеристика уроков, включающих изучение регионального компонента.

Методические рекомендации содержат теоретические и методические вопросы организации урока в школе в рамках деятельностного подхода с учетом регионального компонента. Рекомендации нужно учитывать при разработке урока в соответствии с требованиями ФГОС: как правильно поставить цель и задачи урока, какие этапы урока должны обязательно присутствовать, как заполнить технологическую карту. Методические рекомендации предназначены для учителей школ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_yu.v._braterskaya.docx78.49 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС с учетом регионального компонента

Составитель: Ю.В. Братерская, учитель английского языка

Аннотация: методические рекомендации посвящены специфике современного урока в школе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Раскрыты отличительные признаки современного урока, типология и характеристика уроков, включающих изучение регионального компонента.

Методические рекомендации содержат теоретические и методические вопросы организации урока в школе в рамках деятельностного подхода с учетом регионального компонента. Рекомендации нужно учитывать при разработке урока в соответствии с требованиями ФГОС: как правильно поставить цель и задачи урока, какие этапы урока должны обязательно присутствовать, как заполнить технологическую карту. Методические рекомендации предназначены для учителей школ.

Государственный заказ направлен на обеспечение приоритетов, один из самых значимых среди которых: «Национальное единство и безопасность — формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину».

ФГОС направлен, в том числе, и на «обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России».

Использование в образовательном процессе местного (регионального, краеведческого) материала продолжает оставаться актуальной проблемой. Важно обеспечить системный подход в организации работы образовательного учреждения, который позволял бы воспитывать гражданина, понимающего исторические, географические, демографические, социально-экономические и другие особенности региона.

Методические рекомендации ответят на вопрос: «Какой алгоритм следует применять учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС»?

                   ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТ СОБОЙ ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА?

Одна из приоритетных задач, стоящих перед современной школой – научить ценить, сохранять и развивать богатую историю и культуру народов России, ибо мировой исторический опыт показывает, что утрата языка, культурных и национальных особенностей равносильна не только потере своего прошлого, но и лишению себя будущего.

Изучение регионального компонента направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, взаимопонимания с другими народами;
  • обеспечение права каждого учащегося на получение знаний о природе, истории, экономике и культуре Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее ХМАО-Югра);
  • формирование способности и готовности к использованию знаний и умений в повседневной жизни, социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
  • формирование личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций;
  • формирование деятельностной личности, обладающей познавательными, коммуникативными, нравственными качествами, а также формирование трудовой, эстетической и физической культуры личности современного школьника;
  • расширение, углубление и конкретизация знаний, предусмотренных федеральным компонентом;
  • повышение статуса образования как фактора развития региона.

Планируя работу над уроком необходимо проанализировать особенности образовательного учреждения (национальный состав, особенности населенного пункта, ресурсы социальных партнерских отношений с учреждениями культуры, спорта, молодежными и другими общественными организациями), важно также выявить запросы родителей, что позволит включить их в совместную деятельность.

Необходимо учитывать следующие принципы реализации регионального компонента содержания образования при разработке урока:

1. Принцип региональности – ориентация на учет особенностей ХМАО-Югры в учебно – воспитательном процессе.

2. Принцип гуманизации – широкое включение в содержание урока знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности в условиях проживания в данном регионе.

3. Принцип историзма – раскрытие исторической обусловленности явлений и процессов, происходящих в природе и обществе нашего края.

4. Принцип комплексности и интегративности – объединение различных аспектов содержания образования, краеведческого материала по разным предметам в единое целое с учетом задач и потребностей региона.

5.  Принцип экологизации – воспитание экологически образованной личности, осознающей особенности и особую остроту экологической ситуации в ХМАО-Югре, ответственность перед современным и будущими поколениями за сохранение и улучшение природы родного региона.

Изучение краеведческого материала на уроке иностранного языка стимулирует обращение кьсведениям географического, исторического характера, использование на уроке географической карты родного края способствует познавательной деятельности учащихся, сознательному и прочному усвоению иноязычного материала. Все это служит хорошей основой для реализации на уроке межпредметных связей.

Методы реализации регионального компонента. 

Что касается методов реализации регионального компонента в процессе обучения английскому языку, то их можно классифицировать следующим образом.

  1. Использование коммуникативной методики преподавания английского языка предполагает, что:
  • учащиеся испытывают умственное напряжение, вовлечены в процесс учения,
  • им предлагается использовать свой личный опыт, высказывать свои мнения, ощущения, чувства,
  • в процессе учения школьники принимают участие в реалистичных или реальных действиях,
  • учащиеся вовлекаются в коллективную работу со сверстниками,
  • берут ответственность за планирование, реализацию планов и результаты учения, а также выработку учебных навыков,
  • учитель в зависимости от цели или этапа обучения выполняет различные роли: организатор, помощник, обладатель информации, оцениватель, аналитик, равноправный член ученической группы, корректор, консультант и т.п.).
  1. Организация детского исследования с целью познания себя, своего окружения, быта, культуры, истории, значимости, проблем народа, живущего в Сибири.
  2. Организация детского проектирования с целью создания продуктов, значимых для самого ученика, его семьи, его друзей, его школы, его малой родины, других людей, посещающих его родину (в том числе говорящих на английском языке).
  3. Организация переписки (в том числе по электронной почте), общения в чате, Интернет - проектов со сверстниками, приема англоговорящих гостей в классе/школе, межклассных и межшкольных обменов с целью создания условий для реализации умения общаться на английском языке в реальной жизни.
  4. Организация краткосрочных факультативов, дополнительных образовательных модулей, дистанционных модулей, самостоятельной работы учащихся в библиотеках, музеях, ресурсных центрах, Интернете, индивидуальной работы учащихся, индивидуального и группового консультирования для создания и освоения содержания регионального компонента.
  5. Планирование освоения регионального компонента в конце учебного года, позволяющее ученику  сделать индивидуальный выбор содержания в рамках широкой темы, освоенной в течение учебного года.

Цели изучения содержания регионального компонента.

Изучение содержания регионального компонента на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умений описывать в устной и письменной форме региональные особенности собственной жизнедеятельности с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
  • активизация познавательного интереса, повышение активности усвоения знаний и создание положительной мотивации учения;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру в сравнении языковым сознанием родного народа для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
  • освоение элементарных лингвистических представлений реалий окружающего мира;
  • знакомство с региональным фольклором доступным младшим школьникам.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.

Она достигается следующими путями:

ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с обучающимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности;
  • интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности;
  • коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе, в коллективном поиске ребёнок приходит к открытию;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся;
  • реализация личностно-ориентированного подхода и создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;
  • применение современных педагогических технологий;
  • осознание обучающимся деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом;
  • педагог ведет обучающегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно– поисковой или исследовательской деятельностью обучающегося.

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА

Моделируя современный урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • конкретно определить тему, цель, тип урока и его место в развороте учебной программы;
  • отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, подобрать систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы);
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока;
  • определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся;
  • продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;
  • продумать форму подведения итогов урока;
  • продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

Необходимо четко обозначить тему и цель урока.

Цель – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств.

  1. Цель по SMART должна быть конкретной, что увеличивает вероятность ее достижения. Понятие «Конкретный» означает, что при постановке цели точно определен результат, который Вы хотите достичь. Сформулировать конкретную цель поможет ответ на следующие вопросы:
  • Какого результата я хочу достичь за счет выполнения цели и почему?
  • Кто вовлечен в выполнение цели?
  • Существуют ли ограничения или дополнительные условия, которые необходимы для достижения цели?

Всегда действует правило: одна цель — один результат. Если при постановке цели выяснилось, что в результате требуется достичь нескольких результатов, то цель должна быть разделена на несколько целей.

  1. Цель по SMART должна быть измеримой. На этапе постановки цели необходимо установить конкретные критерии для измерения процесса выполнения цели. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:
  • Когда будет считаться, что цель достигнута?
  • Какой показатель будет говорить о том, что цель достигнута?
  • Какое значение у данного показателя должно быть для того, чтобы цель считалась достигнутой?
  1. Цели по SMART должны быть достижимы, так как реалистичность выполнения задачи влияет на мотивацию исполнителя. Если цель не является достижимой — вероятность ее выполнения будет стремиться к 0. Достижимость цели определяется на основе собственного опыта с учетом всех имеющихся ресурсов и ограничений.

Ограничениями могут быть: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт исполнителя, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие управленческих рычагов у исполнителя цели.

  1. Для определения значимости цели важно понимать, какой вклад решение конкретной задачи внесет в достижение глобальных стратегических задач компании. В постановке значимой цели поможет следующий вопрос:

- Какие выгоды принесет компании решение поставленной задачи?

- Если при выполнении цели в целом компания не получит выгоды — такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов компании.

5) Цель по SMART должна быть ограничена по выполнению во времени, а значит должен быть определен финальный срок, превышение которого говорит о невыполнении цели. Установление временных рамок и границ для выполнения цели позволяет сделать процесс управления контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки.

Задача – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что надо сделать, чтобы достичь цель урока?" Таким образом, задачи должны начинаться с глаголов – «повторить»,

«проверить», «объяснить», «научить», «сформировать», «воспитывать» и пр.

  1. Образовательные        задачи        (отражают        планируемые        предметные        результаты обучения):

а) контролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков, изученных или сформированных на предыдущих уроках;

б) обеспечить усвоение следующих основных знаний (понятий, законов, фактов), входящих в содержание темы занятия и формировать на их основе научное мировоззрение;

в) сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие умения и навыки (планирование учебной работы, решения задач, работы с книгой, справочниками, развитие темпов чтения, письма, формирование навыков самоконтроля).

  1. Развивающие задачи (задачи развития интеллекта, познавательных интересов)

(отражают планируемые метапредметные результаты обучения):

а) развивать у обучающихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение составлять план конспекта, резюме текстов, план изученного; формировать умения сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

б) развивать у обучающихся самостоятельность мышления в процессе учебной деятельности, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, самостоятельные упражнения, нахождение собственных примеров к теме, самостоятельное составление задач, обобщение;

в) развивать познавательные интересы обучающихся, внося в содержание занятия элементы новизны, связи их с жизнью, познавательных споров, использовать приемы стимулирования интереса.

  1. Воспитательные задачи (отражают планируемые личностные результаты обучения): а) воспитание нравственных качеств личности: патриотизма, коллективизма, гуманности,

ответственности, чувства собственного достоинства, милосердия, толерантности;

б) привитие эстетического вкуса обучающимся: ознакомить обучающихся с какими либо произведениями искусства: литературы, живописи, музыки и т.п.; ознакомить с элементами эстетики в труде, природе, быту; развитие чувства прекрасного;

г) формирование у обучающихся положительного, созидательного, творческого отношения к труду; развитие волевых качеств при достижении поставленных целей;

г) формирование механизма физического самовоспитания, самоорганизации, самооценки, самодисциплины.

АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ УРОКА ПО ФГОС С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

На этапе проектирования учитель наполняет модель урока конкретным содержанием по следующему алгоритму:

1. Определение темы урока и ее возможностей с учетом регионального компонента для достижения требуемых ФГОС образовательных результатов.

 2. Формулировка цели урока (SMART цели) в соответствии с требованиями к результатам обучения.

3. Конструирование учебных задач и содержания обучения с ориентировкой на аутентичный материал и возможности обучающихся.

4. Конструирование деятельности обучающихся, направленной на достижение планируемых образовательных результатов и учебных задач урока, формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

5. Конструирование деятельности учителя (приемы мотивации учащихся; используемые образовательные технологии, методы, средства, обучения и другое) по организации взаимодействия с обучающимися.

6. Определение уровня достижения планируемых результатов на каждом этапе урока.

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА

Титульный лист (учитель, предмет, тема, класс, дата)

Тип урока

Цель

Задачи

Планируемые результаты

Средства обучения

Оснащение (оборудование) занятия

Технология обучения (методы обучения)

Ход занятия. Технологическая карта занятия.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Структура технологической карты включает:

  • этап урока;
  • продолжительность этапа;
  • задачи этапа;
  • деятельность учителя;
  • деятельность учеников;
  • формы контроля;
  • ожидаемый результат.

        Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и ученика, организовать самостоятельную деятельность обучающихся в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Этап урока

Время

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы контроля

Ожидаемый результат

Организационный

момент

Проверка домашнего

задания

Изучение        нового

материала

Закрепление        нового

материала

Контроль

Рефлексия

Домашнее задание

Технологическая карта позволяет учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у обучающихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы, определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать межпредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на каждом этапе освоения темы.
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;
  • обеспечить повышение качества образования.

                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Галлямова Л.Ф. Статья «Использование регионального компонента на уроках английского языка».
  2. Лекарева Л.Г. Статья «Национально-региональный компонент в изучении предмета «Иностранный язык»: [урок.1сентября.рф]– URL - https://urok.1sept.ru/articles/571729.
  3. ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
  4. Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе., 2001, No4.
  5. Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса "Иностранный язык и регионоведение"// Иностранные языки в школе, 2006, No5.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.

        

Приложение 1

УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин». Учитель должен затронуть все три пласта мотивации:

  • «хочу» — вызываем интерес к уроку, к деятельности;
  • «надо» — подводим ученика к осознанию важности и необходимости нового знания;
  • «могу» — определяем тематические рамки познания, демонстрируем, что непосильных и сверхсложных задач не предвидится.

Приемы для этапа мотивации:

  • Психологический тренинг.
  • Графический диктант.
  • «Да-нет».
  • Рифмованное начало урока.
  • Эпиграф к уроку.
  • Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
  • Начало урока с элементами театрализации.
  • Прием «Фантастическая добавка».
  • Прием «Оратор».
  • Отсроченная догадка.
  • Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием «Светофор».

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
  • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обобщение.
  • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.
  • Приемы для этапа актуализации:
  • Видеосюжет.
  • Прием «Лови ошибку».
  • Анализ выполнения домашнего задания.
  • Лото.
  • Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
  • Ролевой сюжет.
  • Отсроченная догадка.
  • Смена ролей.
  • Театрализация.
  • Ряд ассоциаций.
  • Интеллектуальная разминка.
  • Мозговой штурм.
  • Прием «Почини цепочку».
  • Слепой текст.
  1. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

  • Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание, проговаривают вслух: что и как они делали.
  • В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они
  • «споткнулись» — это место затруднения.
  • Завершается этот этап работы тем, что ученики вспоминают, как они решали подобные задачи ранее, и фиксируют, что сейчас этого знания им недостаточно. Важно выделить — какого именно знания или умения не хватает — это причина затруднений.

Приемы:

  • Таблица ЗХУ.
  • Мозговой штурм.
  • Подводящий диалог.
  • Прием «Яркое пятно».
  • Группировка.
  • Домысливание.
  • Кластер.
  • Составление алгоритма.
  • Прием «Птичий базар» – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

  1. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

  • Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
  • На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
  • Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
  • Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
  • Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.
  • Выбираются средства, с помощью которых будет изучаться новая тема: формулы, уже изученные правила, понятия, алгоритмы, модели и пр.

Приемы:

  • Деловые игры.
  • Дерево целей.
  • Пресс-конференция.
  • Эксперимент.
  • Проблемный ряд.
  • Подводящий диалог.

  1. Реализация построенного проекта

Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

Приемы:

  • Вопросы к тексту.
  • Доклад.
  • Лови ошибку.
  • Пресс-конференция.
  • Проблемный диалог.
  • Фантастическая добавка.
  • Деловые игры.
  • Проблемный поиск.
  • Ромб ассоциаций.

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

Приемы:

  • Комментирование чтение.
  • Вопросы к тексту.
  • Лови ошибку.
  • Отсроченная догадка.
  • Синквейн.
  • Пресс-конференция.
  • Презентация.
  • Прием «Снежный ком».
  • Рассказ-эстафета.
  • Прием «Удивляй».
  • Фиш-боун.
  • Аукцион.
  • Реклама.
  • Таблица «? + !».
  • Прием «Я беру тебя с собой».

  1. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Приемы:

  • Щадящий опрос.
  • Деловые игры.
  • Прием «Да-нет».
  • Прием «Реставратор».
  • Найди соответствие.
  • Творческие тесты.
  • Работа на компьютерах.
  • Мини-проекты или мини-исследования.
  • Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).
  • Блиц-контрольные.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

Приемы:

  • Кластер.
  • «Найди ошибку».
  • Шесть шляп.
  • «Верю-не верю».
  • Тестирование.
  • Различные виды опросов.
  • Эссе, резюме.
  • Составление кроссворда.
  • Контрольная работа или диктант.
  • Восстанови текст.
  • Свои примеры.

8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:

  • уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.
  • ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Приемы:

Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.

Приложение 2

УРОК ОБОБЩЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ

В отличие от традиционных уроков обобщения и закрепления, уроки систематизации и обобщения знаний (иногда их называют также уроками общеметодологической направленности) строятся не на основе информационно-объяснительной формы обучения, а на принципах деятельностного, развивающего обучения. Отсюда и обилие новых форм, методов и приемов, которые рекомендуется применять на уроках этого типа.

Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы

По требования ФГОС указывают два вида целей:

  • Содержательные: выявление уровня знаний учеников по теме (циклу, разделу), высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету
  • Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки учеников, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Рекомендуемые методы работы: частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно- наглядный.

Выбор дидактического и наглядного материала для уроков обобщения и систематизации знаний Особенно внимательно учителю следует отнестись к выбору дидактического материала. Для уроков данного тира лучше всего подходят графики, сводные таблицы, алгоритмы, инфографические материалы, дающие наиболее общее и детализированное представление обо всей теме. Работа по таким материалам должна строиться поэтапно: разбирая каждый график или схему, важно обращать внимание учеников на взаимосвязь отдельных аспектов, подчеркивать основные понятия и идеи, предлагать ученикам сравнивать, сопоставлять те или иные факты.

На этапах актуализации знаний или первичного закрепления рекомендуется использовать аудио- и видеоматериалы. Это может быть учебный фильм, серия диафильмов, фрагменты художественного кино или документального фильма. После просмотра ученики должны не просто пересказать и обсудить сюжет увиденного, но и обязательно связать его с материалом учебника, со своими знаниями.

Примерный план проведения урока систематизации и обобщения знаний

Уроки общеметодологической направленности должны строиться по следующей схеме: восприятие и осмысление отдельных фактов — обобщение этих фактов — формирование понятия категории и системы знания — усвоение более сложных систем знаний, основных идей изучаемой науки.

Примерная структура построения такого урока:

  1. Самоопределение — это начальный этап урока, во время которого важно создать нужную мотивацию, психологически комфортную остановку в классе. Рассчитан данный этап на 1-2 минуты.

У каждого учителя в арсенале есть немало способов побудить мотивацию учеников. Можно использовать любые приемы, которые эффективны именно для этого класса: словесное приветствие, аутотренинг, ритмическое начало урока, музыкальное, эпиграф к уроку, цитаты, пословицы, поговорки, цитирование крылатой фразы и пр.

  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднений. На данном этапе урока важно выделить основные проблемы, возникшие при изучении данной темы, раздела. Предлагаются несколько заданий разного характера, но которые в целом отражают все усвоенные навыки и умения, предполагают использование всех полученных знаний по теме.

Задания не должны быть большими по объему, так как весь этап рассчитан на 5-7 минут. Приемы, которые можно использовать на этапе актуализации знаний:

  • Ассоциативный ряд. Попросите учеников вспомнить и назвать ассоциации, которые вызывает у них данная тема. Это могут быть понятия, идеи, образы, воспоминания, чувства, эмоции.
  • Разные виды мини-опросов. Желательно чередовать виды опросов, комбинируя разные типы вопросов – от редуктивныхдо творческих и объемных.
  • Лови ошибку.
  • Тестирование. Тесты тоже можно подобрать не стандартные, с набором вариантов ответов, а логические, сопоставительные. Например, где требуется соотнести понятие и его определение или составить логическую цепочку.

  • Проблемная ситуация или проблемный вопрос. Для данного типа урока лучше выбрать проблемный вопрос или ситуацию, которые уже прорабатывались, но по которым остались вопросы и уточнения.

  • Мизансцены — довольно эффективный прием, с помощью которого легко не только актуализировать знания, но и создать комфортную психологическую обстановку.
  • Дидактические игры.
  • Задача учеников на данном этапе — обозначить рамки своего знания и зафиксировать те ошибки и недочеты, которые он смог обнаружить в ходе выполнения первичных пробных заданий.
  1. Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из ситуации. Эти этапы универсальны для всех уроков по ФГОС. Задача учителя здесь исключительно координирующая — нужно направить размышления учеников к осознанию ими своих недочетов, попросить зафиксировать выявленные проблемы и предложить проект, план по решению выявленных проблем.

Проект выхода из ситуации легче строить по следующему плану:

  • Ученик фиксирует свою проблему, находит неверный ответ или решение.
  • Ученик определяет: с какой темой связана его ошибка — это материал новой темы или что-то из давно пройденного.
  • Ученик намечает план решения проблемы: поиск нужного правила, обращение к словарю, повтор пройденного материала, исправление ошибки по аналогии с подобными заданиями и т.д.

В идеале работа проводится индивидуально, самостоятельно каждым учеником. Но, например, в начальной школе для этого этапа можно предусмотреть работу в парах или мини-группах.

Приемы для данного этапа: различные виды деловых игр на уроке, «дерево познаний», пресс-конференция, проблемный ряд.

  1. Реализация построенной стратегии, проекта. Проводится в зависимости от выбранной формы урока и использованных ранее на уроке приемов. То есть, ученик проверяет, насколько действенен его план, удается ли разрешить затруднение выбранным им способом.

Эту работу можно проводить в группах, объединив учеников по схожести допущенных ошибок или выявленных недочетов.

Вариант работы на уроке обобщения:. 3-ий и 4-ый этапы урока можно объединить и предложить ученикам работу с учебником. При этом используются самые разные методы работы с текстом: составление тезисов, таблицы «ЗХУ», чтение с остановками, составление опорных конспектов, составление вопросов, сочетание работы над текстом с составлением графиков, схем и таблиц. Но все конкретные задания по учебнику в итоге должны работать на общую идею — подвести учеников к обобщению, систематизации знаний и умений.

Очень важно выбрать правильный текст — он должен не только обобщать пройденный материал, но и демонстрировать использование новых знаний на практике. Для точных наук удобнее использовать тексты, которые затрагивают межпредметные и метапредметные связи. Например, вы изучали по математике теорему Пифагора. Можно предложить текст, демонстрирующий, как с помощью данной теоремы решаются практические задания.

  1. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель данного этапа: применение усвоенного знания в новых условиях, на практике.

Учитель для данного этапа подбирает задания, которые призваны систематизировать полученные знания и применить их на практике, ориентируясь на некоторые изменения в условиях.

Например, если вы изучали тему «Стили речи», то можно, к примеру, попросить учащихся расшифровать язык СМС или интернет-сообщений и попробовать определить стиль речи.

На уроках математики, например, предложить задачу, для решения которой нужно несколько изменить изученное правило, Например, решить «от обратного».

На данном этапе ученики должны «проговорить» основные моменты, озвучить толкование главных идей, понятий пройденной темы. В итоге получается некая «выжимка» самого основного, что должны были усвоить учащиеся.

  1. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь важно, чтобы полученные на предварительных уроках знания по теме предстали в виде целостной системы. Варианты и формы работы выбираются в зависимости от подготовленности учеников и сложности темы.

На данном этапе можно использовать следующие приемы:

  • Построение алгоритмов.
  • Работа по карточкам.
  • Исследования или мини-проекты.
  • «Лови ошибку».
  • «Реставратор».
  • «Щадящий опрос».

Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе составляли алгоритм — значит, по разработанному алгоритму.

  1. Самоконтроль и самооценка. В идеале ученик, сверяясь с шаблоном и учитывая систему оценивания, должен сам оценить свои знания и умения и выставить оценку.

Но на практике удобнее проводить эту работу вместе с работой по взаимоконтролю и взаимному оцениванию. Работа может проводиться в парах или мини-группах. Ученики проверяют работу друг друга, оценивают ее. Затем ученик сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.

  1. Рефлексия учебной деятельности — завершающий этап урока, на котором проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся должны оценить свою работу на уроке, поставить себе оценку. Приемы рефлексии — инсерт, кластер, графики, «светофор», различные таблицы и прочие. На данном этапе урока можно завершить работу с теми приемами, которые использовались в начале занятия, но предполагали завершение в конце урока. Это такие методические техники, как «Отсроченная отгадка», «Дерево предсказаний», «Шесть шляп» — то есть, ученики подводят итоги своей работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной проработки.

Приложение 3.

УМК «ЗВЕЗДЫ ЮГРЫ» ДЛЯ 10-11 КЛАССА

Учебное пособие является центральным элементом учебно-методического комплекта серии «Звёзды Югры» для 10-11 класса общеобразовательных организаций. Отличительными особенностями учебного пособия являются: модульное построение, наличие аутентичного материала о России и Ханты-Мансийском автономном округе (Югра), заданий, целенаправленно готовящих к Единому государственному экзамену по английскому языку. Материалы учебного пособия способствуют достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

СОДЕРЖАНИЕ УМК «UGRA STARS 10»

№ п/п

Название модуля

Тема с учетом регионального компонента

1.

Спорт и развлечения

Открытый стадион «Югра Атлетикс».

2.

Еда и здоровье

Ханты-мансийский автономный округ – Югра.

3.

Время путешествий

Увидеть Югру – Влюбиться в Россию.

4.

Проблемы окружающей среды

Исследуй природу Югры! Сохраняй природу!

5.

Современная жизнь

Кванториумы Югры. Современные технологии.

СОДЕРЖАНИЕ УМК «UGRA STARS 11»

№ п/п

Название модуля

Тема с учетом регионального компонента

1.

Общение

Югра онлайн.

2.

Вызовы

Югра – рай для спорта!

3.

Развитие

Вопреки всему. Могущественная индустрия Сургута.

4.

Избалованные выбором

Югорское ремесло

5.

Права

Единый государственный экзамен для родителей

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС

презентация, отображающая типы современного урока, ресурсы современного урока, модели современного урока и их характеристики...

Cеминар-лекция: «Критерии результативности современного урока в соответствии c требованиями ФГОС второго поколения».

Новый ФГОС начального общего образования был введен в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ. С 2011 года в нашей школе учащиеся начальной школы и учи...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

Презентация "Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС"...

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС

В статье рассказывается об основных научных подходах в образовательном процессе...

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО СТАЦИОНАРА.

laquo;Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»  К.Д. Ушинский...