Методическая разработка для 5 класса на тему «КАЛМЫЦКИЕ ПОЭТЫ О ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ»
методическая разработка (5 класс)

Компакова Антонина Николаевна

Нет  ни  одного  калмыцкого  поэта,  кого  бы  оставил  равнодушным   бесценный  дар  природы - тюльпан.  На  территории  Европы  в  диком  виде  ( т.е  в  степи) тюльпаны  в  таком  количестве  произрастают  только  в  Калмыкии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_kalmytskie_poety_o_prirode_5_klass.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  ЛИТЕРАТУРЫ  В  5  КЛАССЕ

ТЕМА  «КАЛМЫЦКИЕ  ПОЭТЫ  О  ПРИРОДЕ  РОДНОГО  КРАЯ»

ЦЕЛИ: 

             1)познакомить  учащихся  с  пейзажной  лирикой  калмыцких       поэтов, помочь  уяснить  ее  особенности;

                2)развивать  поэтическое  восприятие, творческие  способности      детей;

             3) воспитывать  любовь  к  родному  краю, интерес  к  поэзии  Калмыкии

ХОД  УРОКА

1.Вступительное  слово  учителя

На  предыдущем  уроке  мы  познакомились  со  стихами  русских  поэтов  о  родной  природе. Наша  Россия  предстает  в  этих  стихах  во  всей  красоте  и  многообразии.  Мы  отмечали  неразрывную  связь  мира  природы  с  чувствами  и  переживаниями  человека, восторгались  бесчисленностью  красок, звуков  и  запахов,  царящих  вокруг.

Сегодня  на  уроке  мы  познакомимся  с  пейзажной  лирикой  калмыцких  поэтов. Конечно  же,  стихи  о  природе  связаны,  прежде  всего,  со  степью.  Ее  бескрайние  просторы  с  детских  лет  вошли  в  сердце  каждого,  живущего  здесь.

Послушайте  стихотворение  А. Балакаева

2. Чтение  стихотворения

Степь  родная, пеленала  ты  меня,

И  любила,  и  ласкала  ты  меня.

Ты  мне  кланялась  узорчатой  травой

Ты  и  в  горе,  ты  и  в  радости  со  мной.

Зултурган  цветет,  и  ландыш,  и  типчак

Ароматом  не  надышишься  никак.

Степь  раскинулась  ковром  передо  мной

Травы  клонятся  со  скрипом  под  ногой.

А  в  степи  необозримой  воздух  чист!

Я вдыхаю - он  прозрачен  и  душист

И  друзей  я  тут  встречаю  и  родных,

Я  сердечно  пожимаю  руки  их.

3.Анализ  стихотворения

- Перескажите  «прозой»  это  стихотворение.

- Какую  картину  вы  представляете,  читая (слушая) стихотворение?

- Из  каких  цветов  состоит  степной  ковер?

- Знакомы  ли  вам  названия  трав:

зултурган

типчак

(биологическая  справка)

- Каким  настроением  проникнуто  это  стихотворение?  Докажите.

- Какими  еще  травами  богата  наша  степь?  (полынь)

4. Послушайте  стихотворение  Д.Н. Кугультинова  « Полынь»

Имя  Д. Кугультинова  известно  не  только  у  нас  в  Калмыкии, но  и  во  всем  мире.  Он  автор  многочисленных  стихов,  поэм,  сказаний.  За  свое  творчество  он  удостоен  многих  наград  как  Калмыкии,  так  и  России.

Когда апрель  рассыпал  горсти

Лучей – сверкающих   монет

Я  собирал  в  степи  букет…

Цветы,  как  праздничные  гости,

Меня  пленили  пестротой -

Пунцовы,  золотисты,  сини…

И  я  не  замечал  полыни

Такой  привычной  и  простой

Жарою  сделалась  теплынь

И  перешли  в  другие  страны

Ромашки,  лютики,  тюльпаны,

Осталась  горькая  полынь.

Не  помышляя  о  разлуке,

Она  выносит  знойный  ад,

Струит  целебный  аромат

Со  степью, с  нами  делит  муки.

И  машет  мне  рукой  своей

Как  будто  вовсе  не  в  обиде,

Что , обольстясь  красой  гостей,

Я  проходил,  ее  не  видя.

5.  Беседа  по  содержанию

- Почему  именно  полынь – самое  распространенное  растение  в  степи?

- Какой  художественный  прием  использует  Д.Кугультинов,  рассказывая  о  ней?  ( олицетворение )

- Найдите  примеры  (не  помышляет  о  разлуке, выносит  ад,  делит  муки,  машет  рукой ).

Мы  убеждаемся  в  том, что  и  в  стихах  калмыцких  поэтов  мир  природы  неотделим  от  чувств  и  переживаний  человека

6. Тюльпан – символ  калмыцкой  степи

Описывая  красоту  степи,  поэты  не  могли  не  написать  о  символе  нашей  степи – тюльпане.

(этимологическая  справка:  тюльпан – ( с  тюркского – тюрбан – головной  убор,  напоминающий  цветок)

Нет  ни  одного  калмыцкого  поэта,  кого  бы  оставил  равнодушным  этот  бесценный  дар  природы.  На  территории  Европы  в  диком  виде  ( т.е  в  степи) тюльпаны  в  таком  количестве  произрастают  только  в  Калмыкии.

Но  сейчас  над  ними  нависла  угроза  уничтожения,  и  они  занесены  в  Красную  книгу.  Нам  повезло  родиться  в  этом  краю, весной  мы  можем  любоваться ими.

 - Подбор  эпитетов  к  слову  тюльпан

7. Конкурс  стихов  о  тюльпане  (выразительное  чтение  стихов)

(предварительное задание)

8. Творческая  работа

 - Попробуйте  и  вы  написать  свое  стихотворение – гимн  тюльпану

9. Редактирование  вариантов.

10. Обобщение. Подведение итогов

-В  чем  особенность  лирики  калмыцких  поэтов?

- О  чем  бы  вы  хотели  написать  в  своих  стихах?

Домашнее  задание:

написать  стихотворение  или

нарисовать  рисунок  о  родном  крае


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (6 класс) по теме:"Умножение и деление обыкновенных дробей"

Урок-путешествие к "Острову Обыкновенных дробей".Обобщающий урок по данной теме.Отрабатываются умения и навыки применения правил умножения и деления обыкновенных дробей. Урок проводится в форме дидакт...

Методические разработки 5 класс

Представленные методические разработки можно использовать на уроках природоведения (программа Пакуловой, Ивановой)...

Методические разработки 8 класс

Представленные методические разработки можно использовать на уроках географии...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Развивающие кубики для детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс «Роспись праздничной открытки»

Методическая разработка мастер-класса по батику Мастер-класс  «Роспись праздничной открытки»...

Методическая разработка Мастер-класса Тема: «Мастер-класс «Антивирусинка»

Описание: Превосходным материалом для творчества является фоамиран. Из него можно сделать огромное количество оригинальных поделок. В этом мастер классе  я  расскажу: как сделать ...

Методическая разработка Мастер-класса на тему «Важнейшие аспекты стратегии педагогического воздействия на начальном этапе обучения игре на фортепиано в классе фортепианного ансамбля».

Мастер-класс сконсруирован из 2 частей: теореическая и пракическая части. В методической разработке раскрываются аспекты педагогическоо воздействия при обучении игре на фортепиано на начальном этапе о...