Воспитание толерантности на уроках литературы.
статья по теме

Федотова Любовь Алексеевна

Толерантность - не новое явление в жизни общества. Русские люди с давних времён относились с пониманием и глубоким уважением к своим соседям по территории проживания и другим народам, отдалённым от России тысячами километров, отличающимися культурой,  вероисповеданием и цветом кожи. Роль литературы в формировании толерантного отношения  к разным народам огромна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-vospitanie_toleranntnosti_na_urokah_literatury.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности на уроках литературы

Федотова Любовь Алексеевна,                                                                                                                       учитель русского языка и литературы 

I.   Значение  воспитания толерантности в современных условиях.

В наше время  одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе. Именно в школе ребенок должен знакомиться с толерантными установками. Воспитание толерантности актуально и востребовано в наши дни, когда, по словам Федерико Майора, генерального  директора ЮНЕСКО  “Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам “жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов”.                                                                                    О гармоничных отношениях в многонациональном государстве  и говорил президент Российской Федерации, Д.А. Медведев: "Россия должна стремиться к гармони-зации национальных отношений в стране. Мы должны работать над тем, чтобы в конечном счете все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу".   Что же такое «толерантность?      “Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение. Толерантность не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим утверждениям”. (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Учительская газета. – 2000. – № 37.)                    Толерантность ( от лат. tolerantia – терпение) “…означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. (Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.// Учительская газета. – 2000. – № 37.)                                                                                                  Исторически сложившийся менталитет российских граждан, как, впрочем, и граждан других стран, предполагает бинарность отношения: “свой – чужой”, “черное – белое”, “хорошее – плохое”. Кризисная социальная ситуация в многонациональном обществе становится питательной средой для возникновения межнациональной розни в диапазоне от легкого раздражения до различных форм дискриминации и открытого межнационального конфликта. Построение цивилизованного общества, способного строить экономически развитое государство, для чего потребуется задействовать все человеческие ресурсы, требует изменения принципа общественных взаимоотношений. Принцип толерантности – норма цивилизованного компромисса, взаимодействие разных людей с разными вкусами, взглядами, ценностями.                                                                                        Подростковый период развития личности характеризуется некоторыми особенностями, которые мы относим к интолерантному (противоположному толерант-ности) поведению: повышенная агрессивность, некритичность мышления, несформированность образа “Я”, безответственность, незащищенность, бескомпромиссность. От того, как человек преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть и то, насколько понимающим, терпимым, демократичным станет он в дальнейшем. По свидетельствам ученых, личность представителя авторитарного общества коренным образом отличается от личности представителя демократического общества. С психологической точки зрения, толерантность предполагает, с одной стороны, отсутствие авторитарного синдрома – эгоцентричных претензий на “последние истины”, упрощенного, линейного мышления, “черно- белого” восприятия, склонности к агрессивному поведению, нежелания принимать на себя ответственность за решения, делать выбор и т. д. С другой стороны – наличие высокого уровня уважения и принятия самого себя в сочетании с уважением и принятием других, осознание глубинной экзистенциальной общности людей, способность к договору, кооперации, сотрудничеству.                                                        Сама по себе проблема интолерантных взаимоотношений в обществе не исчезнет. Не случайно была принята федеральная целевая программа “ Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе(2001-2005 годы)”. Необходимы целенаправленные усилия разных организаций и, в первую очередь, организаций, работающих с детьми и молодежью, для того чтобы принципы толерантности через молодое поколение проникали в нашу жизнь.                                                         Кто может помочь  подростку преодолеть период интолерантности и  воспитает перечисленные выше качества?        Работая в этом направлении,  необходимо помнить несколько важных моментов:        

  1. Ребёнок, окружённый критикой – учится обвинять;
  2. Ребёнок, окружённый насмешками – учится быть недоверчивым;
  3. Ребёнок, окружённый враждебностью – учится видеть врагов;
  4. Ребёнок, окружённый злостью – учится причинять боль;
  5. Ребёнок, окружённый непониманием – учится не слышать других;
  6. Ребёнок, окружённый обманом – учится врать;
  7. Ребёнок, окружённый позором – учится чувствовать вину;

Но в то же время:

  1. Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать;
  2. Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым;
  3. Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным;
  4. Ребёнок, окружённый честностью – учится быть справедливым;
  5. Ребёнок, окружённый безопасностью – учится доверию;
  6. Ребёнок, окружённый одобрением – учится уважать себя;
  7. Ребёнок, окружённый любовью – учится любить и дарить любовь;
  8. Ребёнок, окружённый свободой выбора – учится быть ответственным за свои решения.      

          Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка, направленного на формирование толерантности.  Тем не менее, в реальной педагогической практике движение в эту сторону происходит с неимоверным трудом. Находясь в ситуации непосредственного общения со своим ли ребенком, с учеником, с незнакомым подростком в общественном транспорте или на лестничной клетке, взрослые чаще демонстрируют образцы авторитарного, интолерантного поведения, вызывая адекватную реакцию со стороны ребенка. То же происходит и в школе, а ценности толерантных взаимоотношений остаются лишь декларируемыми.

Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и правовыми отношениями.  В разных языках слово “толерантность” имеет разные значения. Один из зачинателей и идейных вдохновителей российского движения за утверждение принципов толерантности А.Г.Асмолов в статье “О смыслах понятия “толерантность” проясняет смысл и значение этого понятия для российского общества.          В русском языке существуют два слова со сходным значением – толерантность и терпимость. Слово “ толерантность” обычно используют в медицине и гуманитарных науках, обозначая им “отсутствие или ослабление реагирования на какой- либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Слово “терпимость”, употребляемое в обыденной речи, означает способность “терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Слово “терпимость” часто ассоциируется с пассивностью, непротивлением. Толерантные установки, напротив, являются активной жизненной позицией, предполагающей защиту

Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие. В современной литературе толерантность трактуется как единство спонтанно-негативного восприятия другого (неприятие, осуждение) и позитивного действия в его адрес ( принятие, допущение). При этом подчеркивается, что толерантное принятие не тождественно снисходительности к другому или вынужденному примирению с осуждаемым явлением. В толерантности другому не просто позволяется существовать, но признается его право на сохранение своей особенности и самобытности. Важное условие толерантного принятия – наличие у субъекта возможности быть толерантным и сознательный отказ от применения силы и давления.

II. Воспитание толерантности на уроках литературы.

Э.Фромм в самовоспитании большое значение придает распознанию в человеке степени наличия тех или иных тенденций и их осознанности самим человеком. В деле воспитания толерантности важно окружение ребенка толерантными людьми.                                   Литература – это философия жизни, которая  учит жить. На  уроках литературы необходимо использовать работы и заповеди академика Д. С. Лихачева: “Не помысли народ свой врагом других народов”, “Уважай мысли и чувства братьев своих”, которые воспитывают толерантное отношение к окружающему миру.    Воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность. Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Нравственное воспитание – важнейшая задача всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы основ облика человека.  В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Ее изучение А. Твардовский назвал уроками нравственного прозрения.                                                                                                                                          Уроки литературы призваны воспитывать ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. Но нравственное воспитание невозможно без психологической культуры. А разве она мыслима без понимания законов развития личности, без адекватной нравственно-психологической самооценки, без умения осмыслить душевное состояние в его диалектности? Уроки литературы должны раскрыть перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что “обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски”. Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий человека.                                        Погружение в художественные миры – это и погружение в самого себя. Граница между “Я” и этими мирами подчас становиться зыбкой или вообще размытой. В идеале урок литерату-ры  должен помочь учащимся в этом деле, требующем усилий души и разума. Усилий, определяющих нравственную атмосферу урока. Наши ученики – подростки, юноши и девушки. Они переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок. Это время крайностей негативизма и максимализма, в которые впадают подростки, когда сталкиваются с несовершенством в окружающей жизни.  А главное – это время мучительных раздумий над впервые вставшими перед сознанием “вечными вопросами”. Тогда появляются первые трудные раздумья о жизни и смерти, о родном теплом мире и холодной бесконечности Вселенной, тогда приходят мысли об истории и ее отношении к современности, о своем месте в “цепи времен”, тогда начинают волновать тайны нравственных отношений, приходит первая влюбленность, просыпаются серьезные чувства.                                                                                         Подростку не по плечу в одиночку справиться с этим грузом новых впечатлений и раздумий. Именно тогда в его не защищенную душу могут проникнуть едкие вирусы цинизма. В это время мы не вправе оставлять подростка без нравственной поддержки. Надо незаметно, как бы невзначай, помогать ему находить ответы на первые трудные философские вопросы. Учить переживать душевные муки, облагораживаться ими, неустанно искать выходы из невидимых тупиков мысли и чувства.  И нет советчика менее ненавязчи-вого и вместе с тем более проникновенного, чем литература. “Юноше, обдумывающему житье”, приходит на помощь опыт мышления и переживания литературных героев, он незаметно проникается тем мироотношением, всегда нравственным и эстетическим, которое воплощено в художественном мире талантливого литературного произведения.  Надо учитывать также и то обстоятельство, что на современном этапе проблема нравственного формирования личности, а значит и воспитательного назначения литературы, встала с невиданной прежде остротой. Ведущей тенденцией современности стало возрастание духовных запросов.                                                                                                      Нравственные коллизии воссоздаются во всех лучших произведениях современной литературы. В художественных произведениях толерантность в основном отражается в двух видах: во-первых, отношения между людьми показываются такими, какими они должны быть, то есть без насилия, и, во-вторых, показывая интолерантное поведение своих героев, автор выражает протест против них.                                                         Произведения замечательного русского писателя А.Платонова входят в ныне действующую программу по литературе для средней школы как для обязательного, так и для самостоятельного изучения. Творчество Платонова  позволяет прикоснуться к жизни “обнаженным сердцем”. Научить этому трудно, может быть, невозможно. И Платонов, не учит, он просто верит – верит в творчество человеческого в человеке, в победу разума и добра.   И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по человечески упорно борющийся за свое существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по-настоящему человечны, они “одно дыхание, единое, теплое живое существо” (Платонов). Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви. Главная моя задача – помочь детям понять это, потому что “больно одному – больно всем, умирает один – мертвеют все” (А.Платонов). Здесь уместно вспомнить этический принцип русского философа Н.Ф.Федорова: “Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех”.                                      Толерантным отношениям в семье учит рассказ Л. Улицкой “Пиковая дама”. Разбирая взаимоотношения членов семьи Мур, старшеклассники приходят к выводу, что надо жить своей жизнью, не заменять себя никем, для того чтобы смочь полностью реализовать себя с пользой для всего человечества и для себя, а не в угоду так бесславно живущему одному человеку. В еще Библии сказано: “Ни сыну, ни жене, ни брату, ни другу не давай власти над собой при жизни твоей”.                                                                                                                                                                            Перед школой стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, важно научить молодежь наряду с развитием собственной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов. Уроки литературы должны способствовать развитию толерантной личности. Ведь литература – средство подспудного воспитания в целом и толерантности в частности, в ней заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения.

Статьи.

  1. Булгакова М.Н. Воспитание толерантности / М. Н. Булгакова // Справочник заместителя директора школы. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №8.
  2. Воробьева О.Я. В лияние эмоциональной среды на успеваемость учащихся                / О.Я. Воробьева// Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №1.
  3. Воробьева О.Я. Использование элементов PR в работе учителя / О. Я. Воробьева // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №11.
  4. Гревцева И.В. Классный час "Что такое толерантность?" / И. В. Гревцева // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
  5. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе / Е. Громова // Воспитание школьников. - 2006. - №1.
  6. Зайцева М.И. Проект "Подросток и толерантность" / М. И. Зайцева // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №1.
  7. Иванова Т.А. Классный час для учащихся средних классов "Все мы разные" / Иванова Т.А., Е. В. Борисоглебская // М.:Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
  8. Летяга Д.С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №3.
  9. Никулина О.Б. Формирование основ толерантного сознания : продолжение / О. Б. Никулина // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №10.
  10. Никулина О.В. Методика выявления уровня толерантности у учащихся и педагогов / О. В. Никулина // Справочник заместителя директора школы. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №11.
  11. Пойми меня // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2007. - №7.
  12. Городская целевая программа "Столица многонациональной России" на 2008-2010 гг. : Приложение к постановлению Правительства Москвы от 04.12.2007 № 1050-ПП (извлечения)// Справочник заместителя директора школы. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №8.
  1. Васильева Ф.И., Васильева Е.А. Толерантность как способ социальной адаптации личности.
  2. Декларация принципов толерантности. Учительская газета. № 37, 2000.
  3. Тулаева Е.Б. “Я тоже всему свету нужен” “Юшка” и “Неизвестный цветок” А.Платонова. Журнал “литература в школе” № 7, 1998.
  4. Терентьева Н.П. Учить любить человека. Рассказ “Юшка”. Журнал “Литература в школе” №2, 1997.
  5. Минасян С.С. Прости нас, Юшка! Урок в 7 классе по рассказу А.П.Платонова. Журнал “Литература в школе” № 3, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности на уроках географии

Уважение и утверждение культурных различий - высокий уровень поликультурного образования для детей и взрослых. Лучше всего человек утверждает себя и свою идентичность в процессе деятельности, когда уч...

«Воспитание толерантности на уроке английского языка».

Толерантность в системе воспитания духовной культуры  школьников на уроках иностранного языка.Толерантность в нашем понимании – это не просто терпимость к непохожему Другому, но предполагает три ...

Воспитание толерантности на уроках литературы

Доклад о воспитании толерантной личности...

Воспитание толерантности на уроках географии

Материал о воспитании толерантности на уроках географии...

Статья "Воспитание толерантности на уроках географии"

Воспитание толерантности на уроках географии....

Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы как фактор формирования гражданской позиции учащихся

В статье описана система работы учителя русского языка и литературы по воспитанию толерантности учащихся....