Самоанализ моей педагогической деятельности
статья

Гармаева Тунгалаг Чагдуровна

 

Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.

Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать условия для становления его субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся. 

 

Основная цель изучения бурятского языка  в школе  - формирование у школьников  коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять  межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения бурятскому языку, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению школьников к культуре

страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами бурятского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_gtch.docx158.8 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности

учителя бурятского языка

I квалификационной категории

Гармаевой Тунгалаг Чагдуровны

Личностно ориентированный подход

в обучении бурятскому языку

с. Дырестуй  

2012 год

Содержание

  1. Цели и задачи педагогической деятельности
  2.  Проблемы, которые удалось решить
  3.  Роль учителя в реализации программы развития школы
  4. Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности
  5. Уровень познавательного интереса обучающихся
  6. Динамика успеваемости обучаемых
  7. Взаимодействие с родителями
  8. Методы оценки деятельности учащихся
  9. Психологическая атмосфера
  10. Взаимоотношения с коллегами
  11. Повышение уровня профессионального мастерства
  12. Трудности в профессиональной деятельности
  13. Воспитательная работа учителя.

  1. Цели и задачи педагогической деятельности.

Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.

Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Основная цель моей работы – научить ученика учиться, создать условия для становления его субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи

1. Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием.

2.Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и т. д.)

3.Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, работать с текстом.

4. Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.

Основная цель изучения бурятского языка  в школе  - формирование у школьников  коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять  межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения бурятскому языку, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению школьников к культуре

страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами бурятского языка.

  1. Проблемы, которые удалось решить.

Начав свой педагогический путь в 2001 году, столкнулась с такой проблемой как нехватка учебника бурятского языка, соответствующих  требованиям образовательного стандарта.   Старый учебник был неинтересен детям, так как  структура учебника была выстроена по непонятным для учащихся принципам, т.е. им сложно было отследить, где начинается следующий урок, и где кончается предыдущий. В последние годы выпускают учебники по бурятскому языку как государственному, соответствующие требованиям нового ФГОС. Это учебники «Эрдэни» для начальных классов, «Алтаргана» для 5-9 классов. Также учебники О.Макаровой «Бурятский язык», «Мэндэ» для учащихся старших классов.

Поскольку обучение бурятскому языку в условиях школы происходит вне естественной языковой среды, в такой ситуации способами формирования социокультурной компетенции служат чтение, аудирование, письмо и говорение, т.е. все виды речевой деятельности. Главным источником получения информации, наряду с другими дидактическими средствами,  является учебный текст, обладающий коммуникативной, прагматической, когнитивной и эпистемической функциями. Будучи продуктом речевого высказывания, он содержит необходимую для передачи информацию и организован в смысловое и структурное единство определенного языкового уровня. В качестве учебного текста могут использоваться как тематические,  художественные тексты, так и стихи, песни, письма, ситуативные клише, интервью, аудио-тексты бесед с носителями языка и др.

Следовательно, одним из наиболее важных и значимых моментов для создания учителем условий эффективного обучения бурятскому языку  является выбор УМК, с  учетом содержания обучения.

  1. Роль учителя в реализации программы развития школы.

Изменение потребностей общества в функциональной и структурной трансформации школы стало одним из условий формирования направлений модернизации Российской системы образования. Образование стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Ключевыми становятся такие ориентиры как «социальная успешность» личности во всех ее проявлениях и качество жизни не как отсроченная ценность, а как результат социальной успешности. Социальная успешность зависит от образовательной активности семьи, мотивов и способностей самого ученика, возможностей среды, в которой идет процесс социализации и, конечно же, от качества деятельности образовательного учреждения.  И в этих условиях повышается социальная ответственность школы, возрастает ее роль в создании условий для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, обеспечить социальную мобильность и адаптацию к различным условиям жизни.

Результатом вышеуказанных изменений стала разработка программы развития школы «Школа как социокультурный и здоровьесберегающий центр образовательного пространства», при обсуждении которой принимала участие.   

  1. Технологии и приемы, применяемые в педагогической деятельности.

В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”. Включить “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности.

   На своих уроках применяю разные технологии. Наиболее часто в своей практике использую технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, технологии современного проектного обучения, а также информационные технологии.

В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями и т.д. Стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ребята 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «Любимые праздники» и т.п. Ребят постарше волнуют другие проблемы: «Мода – это все?», «Дружба», «Взаимоотношения с родителями» и др.

       Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельной поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.  

 Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно ориентированной ситуации и через игру как основной вид учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса. Игра непременно содержит соревнование и конфликт, принятие роли и экспертную оценку результата, делает явными скрытые противоречия обыденной жизни, обостряет состояние состязательности, придает процессу учения черты непроизвольности. Именно в игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и  усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.

Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет  совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр можно применять в работе над любым из видов речевой деятельности (я применяю и при обучении говорению, и аудированию, и чтению, а также при развитии различных навыков). Возраст учащихся также не имеет значения, варьируется содержательная часть, подбираются лексические единицы, подходящий языковой материал.

Игры могут быть грамматическими (построение вопросительных предложений, например, Ши хаана байнабши? Ши юу хэнэбши?и.т.д..), лексическими (намеренные ошибки в употреблении слов, домино), фонетическими (например, разучивание и театрализация стихотворений, физминутки: хлопаем, топаем и т.п. как только услышим слово на определенный звук и др.), орфографическими (шифровки, ребусы и т.п.), аудитивными (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования), речевыми (обсуждение афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, пословиц и т.д.), которые способствуют формированию речевых навыков.

В старших классах помимо дидактических игр, использую деловую игру, особенно при работе над развитием и закреплением навыков чтения и говорения. В основном - это исполнение ролей (например, пресс-конференции с обязательным участием всех учащихся, но роли они выбирают сами; могут быть и журналисты, и просто заинтересованные лица, но каждый из них готовит для себя легенду, продумывает имидж, линию разговора). Самому событию предшествует длительная подготовка: чтение, изучение дополнительных материалов, выведение грамматических структур, учет возможного развития событий и т.п.

Как и любые другие технологии, игровые технологии имеют свои плюсы и минусы. С моей точки зрения, их можно представить в таком виде:

Плюсы и минусы игровых технологий:

Плюсы

Минусы

  1. повышение мотивации к изучению предмета,
  2. проявление самостоятельности учащихся,
  3. формирование ответственности;
  4. развитие творческих способностей;
  5. учащиеся активно включаются в учебную деятельность и не просто запоминают и воспроизводят знания, а ещё умеют применять их на практике;
  6. практическая значимость сочетается с созданием прочной языковой базы, служит развитию творческих умений и способностей учащихся;
  7. хороший способ закрепления.
  1. сложности в оценке учащихся (порой даже четко проработанные критерии не помогают);
  2. некоторые учащиеся отсиживаются (при работе в группах, например);
  3. непредсказуемость хода игры (можно продумать все до мелочей, но дети есть дети, поэтому все может пойти по другому сценарию) – хотя… может это и плюс;
  4.  подготовительный этап занимает много времени;
  5. не всегда можно уложиться во временные рамки;
  6. не для любого материала.

Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой и парной  работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, художников, хранителей времени, и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах и парах  воспитывает умение обосновывать свою позицию и отказываться от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Такая работа дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса.

Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

   На своих уроках применяю такой прием как рефлексия. Считаю рефлексию необходимым моментом личностно ориентированного урока.  Ведь именно она позволяет учителю осуществить  обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке,  что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с учителем в начале урока, с какими трудностями  они столкнулись на уроке и как их разрешить.

Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.

    Использование ИКТ  вызывает интерес и апробируются  мною в практической деятельности  через:

  1. Электронный учебник бурятского языка
  2. Внутришкольный  образовательный ресурс.

На теоретическом этапе урока изучение нового материала я часто сопровождаю демонстрацией учебной информации из электронного учебника. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты теоретического материала, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Учебник, представленный средствами мультимедиа, расширяет свои функции. Он становится не только средством передачи информации, но и усиливает обучающие и развивающие функции. Удивительно интересными являются материалы из раздела «Амар сайн». Здесь можно найти много познавательных игр. Такие как, "Моя родословная", "Мое тело", "Моя одежда", "Волшебная кисть", "Животные", "Птицы».)

Как бы интересно и захватывающе не был написан учебник, как бы красиво ни рассказывал учитель, образ территории лучше создается при использовании ярких фотографий и иллюстраций. При этом особенно важным является использование зрительного канала восприятия. Программы разработки презентаций Power Point, позволяет мне подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства информации, максимально используя достоинства каждого и устраняя недостатки. Демонстрация на экране высококачественных иллюстраций позволяет создать более полный образ изучаемого объекта.

        Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным. Презентации использую как на отдельных этапах урока, так и для связи занятия в единое целое. Слайды в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации.

Поэтому использую на уроке демонстрационные средства: слайды, картины, анимации, что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе — понятий.

  1. Одним из сайтов, используемых мной в учебной деятельности, является сайт "Буряад       хэлэн".http://www.buryadxelen.org – сайт предназначен для поддержки «Электронного учебника бурятского языка». Здесь можно  найти сведения о бурятском языке, его грамматике, культуре и обычаях бурятского народа, а также проверить свои знания, узнать что-то новое.    С этого сайта я использую видеосюжеты из проекта "Мунгэн дуhалнууд"- "Серебряные капли". Дети слушают живую литературную речь, учатся правильно произносить слова, выразительно говорить на родном языке. Данный вид работы повышает эмоциональное восприятие учащимися  материала. Самостоятельный поиск необходимой информации на бурятских сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу.  

  2. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
  3.      Создание компьютерных тестов с помощью программы “Power Point”. Для создания такого теста не надо брать большое количество заданий (достаточно 3-5), чтобы выполнение теста не занимало много времени на уроке. Практика показала, что лучше выбирать “закрытые” тестовые задания, т.е. задания при которых из нескольких вариантов предложенных ответов абсолютно верным является только один. Учащийся, прочитав задание, выбирает на его взгляд правильный ответ. Наводит курсор на этот вариант ответа и подтверждает свой выбор нажатием левой клавиши мыши. Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания. Тесты, созданные с помощью программы “Power Point”, при необходимости можно изменять и дополнять.
  4. Считаю, что использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Разрабатываемые мною тесты представляют собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, при электронной версии по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
  5. При создании теста с выбором ответа на компьютере, обозначаю вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора  или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел. Можно создать на таких программах  MyTest, Тестор тесты не с одним ответом, но и где может быть несколько правильных  ответов, вопросы на соответствие, набрать ответ и.т.д.
  6. В практике работы на уроках обобщения и систематизации знаний и способов деятельности предлагаю обучающимся выполнить проектные и творческие работы:  компьютерные презентации, с применением  изучаемого материала в других областях знаний. Затем эти работы представляются и защищаются перед учащимися класса в виде PowerPoint  презентации, брошюры, буклеты, и видеофильмы, коллективно  анализируются и рецензируются  результаты  их выполнения. (Пример)
  7.  На уроках по теме «Бурятская культура»   мы разрабатываем мини-проекты, затем учащиеся дорабатывают их дома, используя домашние компьютеры, готовят презентации. Например, по темам «Бурятская кухня», «Бурятская национальная одежда»,  «Моя родословная»  и т.д.
  8.  Учащиеся, разрабатывая проект, используют электронный учебник и другие разные источники информации. В ходе проекта учащиеся ведут самостоятельный поиск, обработку и представление информации.

Применяя  информационные технологии, мне удалось:

  1. Индивидуализировать  учебный процесс за счет предоставления   возможности  учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения.   В  классах,  как правило  8-13 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями,  темпом познания  и другими индивидуальными качествами. Использование компьютера позволило  каждому учащемуся работать самостоятельно,  с учетом уровневой дифференциации. Уровень  обученности  слабых при этом повысился,  не остались  без внимания и сильные ученики
  1. Создать условия  для развития  самостоятельности  учащихся.                                    

Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.

  1. Повысить качество наглядности в учебном процессе
  1. Использовать компьютер  для освобождения  учащихся от трудных, непонятных текстов в учебнике;
  1. Снизить  трудоемкость процесса контроля и консультирования.
  2. Снять у учеников нервную нагрузку,  сопутствующую контрольным  работам,  исчезает карающая роль оценки – ее всегда можно попытаться исправить, если  все повторить.

     Информационные  технологии  повысили  

  1. информативность урока,
  2. эффективность обучения,
  3. придали уроку динамизм и выразительность.

          Итогом  внедрения  ИКТ  в образовательный  процесс  является      позитивная динамика  изменения качества знаний  и повышение  познавательной активности   учащихся.

2009-2010

2010-2011

Успеваемость Качество знаний

100% 68%

100% 71%

5) Уровень познавательного интереса обучающихся.

В силу того, что предмет «бурятский  язык» является одни из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению бурятского языка. С этой целью стараюсь применять на уроках различные технические средства (музыкальный центр,  компьютер), разнообразить  формы подачи материала (с включением игровых моментов), в старших классах подбирать материал к уроку на волнующие их темы. Привлекаю учащихся к участию в сетевых проектах, театральных постановках на языке, научно-исследовательской работе по предмету, разработке сценариев мероприятий, выпуску тематических газет, листовок, буклетов, созданию презентаций.

Результативность участия в олимпиадах и НПК

Год

Ф.И.О. участника

Класс

Уровень олимпиады

Результати вность

2008 г

Галсанова Арюна

8 класс

Районная олимпиада по бурятскому языку

2 м

2008 г

Леонтьев Петр

9 класс

Районная олимпиада по бурятскому языку

3 м

2009 г.

Цыбикова Валерия

11 класс

Районный НПК «Шаг в будущее»

1 м

2009 г.

Цыбикова Валерия

11 класс

Районная  НПК «Шаг в будущее»

2м.

2010 год

Дамбаев Дугаржап

5 класс

районный  конкурс стихов по бурятскому языку

2 место

2011 год

Зиннатова Юлия

3 класс

Районный конкурс стихов

 в День бурятского языка.

1 м

Дамбаев Дугаржап

6 класс

Районный конкурс стихов

 в День бурятского языка.

2 м.

2012 г.

Вампилова Эржена

9 класс

Районная олимпиада по бурятскому языку

1 м.

Данзанов Валера

8 класс

Районная олимпиада по бурятскому языку

3м.

2012 г.

Вампилова Эржена

9 класс

Республиканская олимпиада по бурятскому языку

7 м.

2012 г.

Вампилова Эржена

9 класс

Республиканская  НПК «Шаг в будущее»

участие

  1. Динамика успеваемости обучаемых.

Система моей педагогической деятельности (совокупность методов, приемов, применяемых технологий, взаимоотношения с учащимися, вовлечение их в различные виды деятельности) позволила добиться устойчивых результатов. Успеваемость составила 100%, что говорит о правильности выбранного мною направления организации учебной и воспитательной деятельности моих учащихся.

Таблица 1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся

Показатели

2008-2010

2009-2010

2010-2011

Общая успеваемость

100%

100%

100%

Качество обученности

56%

61%

66%

Успеваемость Качество знаний

100% 68%

100% 71%

Таблица 2. Результаты итоговой аттестации – 9 класс

     

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

 

      Успеваемость

      Качество знаний

7, Взаимодействие с родителями.

Безусловно, одним из важнейших факторов успешности ребенка в школе является неравнодушное отношение его родителей ко всему тому, что происходит с ним в школе и за ее пределами. Для решения данной проблемы обратилась к классному руководителю 5 класса с просьбой пригласить родителей учащихся ко мне на беседу. Во время разговора с родителями постаралась объяснить нашу проблему, рассказала и показала структуру УМК, провела мини-урок бурятского языка, с целью показать родителям принципы моей работы, ход и структуру урока. Подробно объяснила, как готовить домашнее задание, пригласила посетить уроки. С теми родителями, кто не смог подойти в назначенное время встречалась в индивидуальном порядке. После этих встреч в пятом классе наметилась тенденция к улучшению.

В работе с родителями я всегда открыта к диалогу, готова к сотрудничеству, доброжелательно настроена, стараюсь найти подход к каждому. Об успехах учащихся в изучении бурятского языка сообщаю родителям посредством записи в дневник слов «Молодец!», «Умница!», «Очень хорошо!», а также перед родительскими собраниями на отдельных листочках описываю успехи и трудности каждого ребенка, особенно на начальном этапе изучения данного предмета, передаю их родителям через классного руководителя, либо сама.    

  1. Методы оценки деятельности учащихся.

В учебно-воспитательном процессе контроль как его органический компонент выполняет определенные функции, воздействует и на этот процесс, и на деятельность обучаемого, и на деятельность обучающего. Эти функции весьма разнообразны и многоаспектны: проверочная, обучающая,, диагностическая, корригирующая, управленческая, мотивационно - стимулирующая, оценочная, обобщающая, воспитательная, развивающая. В своей деятельности использую следующие виды контроля:

  1. Предварительный – необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося, о понимании им целей изучения бурятского  языка, об индивидуальных особенностях личности, имеющих значение для овладения  речевой деятельностью в целях общения. Также он служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Считаю целесообразным использовать данный вид контроля при знакомстве с новой группой учащихся, при поступлении нового учащегося в класс, а также при оценке остаточных знаний после летних каникул.

На основании данного контроля вношу коррективы в календарно-тематический план, определяю, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на уроках с конкретной группой, намечаю пути устранения выявленных пробелов знаний учащихся.

  1. Текущий контроль – один из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся. Он помогает выяснить непосредственно в ходе урока, насколько понятно излагаются новые сведения, в какой степени объяснение доступно учащимся, как усваиваются элементы нового материала. При выполнении учащимися упражнений и заданий ко мне поступает информация, т.е. показатели качества действий обучаемых. Эти показатели дают основания для принятия оперативного решения по коррекции хода обучения. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной и целенаправленной работы учащихся, активизация их познавательной деятельности, а также определение уровня овладения учащимися умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Данный вид контроля может быть индивидуальным и групповым.
  2. Периодический (рубежный, тематический) контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает, как правило, проверку овладения учащимися определенными знаниями, умениями и навыками в результате изучения достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть (контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты, лексико-грамматические тесты). Он позволяет проверить прочность усвоения полученных знаний, так как проводится через определенный период времени и не по отдельным дозам учебного материала. От учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная деятельность. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами.
  3. Итоговый контроль – контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений у учащихся проявляется в большей степени и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются  интеллектуальные умения и навыки.

Контроль данного вида определяет соответствие проверяемых знаний, умений и навыков в их взаимозависимости, тому или иному уровню, качеству, заданным параметрам, предусмотренным программой.

Проведение итогового контроля имеет две особенности. Во-первых, проверке подлежат речевые умения в чтении, аудировании, говорении, письме. Это требование обусловлено тем, что проверка должна установить уровень коммуникативной компетенции в целом. Во-вторых, подобной проверке должен быть подвергнут каждый ученик в отдельности. Следовательно, проводится проверка с целью определения, достиг или не достиг каждый ученик требуемого уровня обученности. Главное требование к выбору формы и приемов контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем навыкам и умениям, т.е. видам речевой деятельности, которые они должны проверить.

Соотношение видов и форм контроля можно выразить с помощью следующей таблицы:

Вид контроля

Формы контроля

предварительный

Тестирование – а) индивидуальное, б) письменное; собеседование – а) индивидуальное и фронтальное; б) одноязычное или двуязычное

текущий

Опрос (разные виды, в том числе тестирование), наблюдение

периодический

Опрос (индивидуальный, комбинированный, взаимный), контрольные работы, тестирование

итоговый

Контрольные устные и письменные работы, тестирование, экзамен

10. Психологическая атмосфера  

 Во всех классах, в которых я работаю (8 классов со 2-го по 9 й) сложилась доброжелательная атмосфера. Учащиеся чувствуют себя на моих уроках достаточно комфортно, конфликтных ситуаций не бывает. Одним из факторов сложившихся отношений считаю обладание чувством юмора, а также учет психо - эмоционального состояния ребят на момент урока.

Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. В своей работе использую технологию сотрудничества, которая, с моей точки зрения весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить на уроке. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства. В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: собеседник, исследователь, фасилитатор (человек, создающий условия для учения), консультант. Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что

а) даю возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаю другим детям сделать это;

б) при неудачном исправлении ошибок сама даю правильный ответ;

в) воспитываю терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе;

г) откладываю коррекцию до конца задания;

д) записываю серьёзные ошибки во время ответов и возвращаюсь к ним, когда ученик закончил говорить;

е) стараюсь давать положительную оценку работе учащихся;

ж) у учащихся всегда есть возможность исправить оценку либо предоставить невыполненную работу в течение недели.

Считаю, что созданные мною условия позволяют учащимся чувствовать себя комфортно на уроках бурятского  языка.

  1. Взаимоотношения с коллегами.

Залогом успешной, творческой, интересной работы, по моему мнению, является дружный, сплоченный коллектив, стремящийся к единым целям, готовый к изменениям. Относительно своих коллег могу сказать, что мне повезло работать именно с такими людьми, которые всегда поддержат, помогут советом. По своему характеру я человек открытый, доброжелательный, искренний, априори относящийся хорошо к людям. С некоторыми из коллег поддерживаю дружеские отношения, со всеми остальными - ровные, хорошие. Всегда откликаюсь на просьбы о помощи в чем-либо, искренне радуюсь успехам других, сопереживаю. Конфликтных ситуаций за время моей работы в школе (10 лет) не было.

12. Повышение уровня профессионального мастерства.

Свое отношение к повышению уровня профессионального мастерства хочу выразить словами К.Д. Ушинского «Учитель живет, пока он учится. Когда он перестает учиться, он умирает». Данные слова очень четко отражают мое педагогическое кредо. Одними из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск. В межаттестационный период прошла следующие  курсы повышения квалификации, большая часть которых была пройдена по собственной инициативе:

Уч. год

Формы повышения квалификации, КПК  пробл., целев., семин. и т.д.  

Проблематика

Форма

Где

Удостоверение (№, дата)

2007.

«Координация усилий представителей местного сообщества по снижению суицидального поведения»

Семинар

БИПКРО

Свидетельство

2008

Проектирование сайта общеобразовательного учреждения.

Курсы повышения квалификации

БИПКРО

Удостоверение № 592

3-5 апреля

2009

Дистанционные курсы

Сертификат

2010

«1С : Управление школой»

Курсы повышения квалификации

АНО Методический центр «Байкалсофт»

Удостоверение

№66

 1-3 апреля

2011г

 «Основы администрирования школьной локальной сети»

Курсы повышения квалификации

ВСГТУ Интернет – центр

Удостоверение № 6826

2-11 июня 2011г.

2012

«Коммуникативно - ориентированный подход обучения бурятскому языку как государственному»

Курсы повышения

квалификации

БГУ Педагогический институт

Свидетельство № 1070300001375

23-28 января 2012 г.

(копии документов представлены в Приложении )

Для получения значимой, актуальной информации об изменениях в системе образования являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как: www.edu.ru,  www.it-n.ru, www.buryatia.orgwww.1september.ru,,  зарегистрированным пользователем интернет-порталов: www.nsportal.ru, www.proshkolu.ru, www.buryadxelen.com.  Для подготовки мероприятий, уроков использую подписные издания: журналы «Белая юрта», «Байгал», газету «Духэриг».  

Еще одной немаловажной формой повышения профессионального мастерства, безусловно, являются открытые уроки и мероприятия. В период с 2007 по 2009 г.г. дала три открытых урока : «Урин хабар» 4 класс, Сагаалган –буряад арадай hайндэр”8 класс,  Дифтонгнуудай орон» 5 класс, урок – сказка (школьный уровень), 2010 г. выступила на районном МО с докладом «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение ИКТ на уроках бурятского языка».

С целью обмена опытом посещаю уроки коллег как опытных, так и молодых специалистов, районные тематические семинары, конкурсы.

  1. Трудности в профессиональной деятельности

С момента введения  тестирования по бурятскому языку столкнулась с проблемой нехватки материалов для подготовки выпускников к данному экзамену, неотработанной процедурой ведения подготовки к нему. Данная форма тестового контроля требует дополнительного знакомства с форматом теста, овладения технологией выполнения тестовых заданий различных типов и умения работать в ограниченных временных рамках и в условиях, характерных для экзамена. Для решения данной проблемы стараюсь изучать новинки литературы, пользуюсь Internet.  Большую проблему также составляет недостаточное материально-техническое обеспечение кабинета бурятского языка – он просто не соответствует требованиям времени и современных учащихся (для более качественного обучения и поддержания стабильного интереса к предмету необходим современный оборудованный лингафонный кабинет).

  1. Воспитательная работа учителя.

Как классный руководитель, уделяю особое внимание учебной деятельности учеников класса. В содружестве с учителями-предметниками воспитываю сознательное отношение к учебным обязанностям, провожу повседневный контроль над тем, как учится мой класс, посещаю уроки. Вместе с преподавателями данного класса намечаю пути повышения качества учебной работы. Повышение качества знаний - дело сложное и длительное. Слаженность в учебной работе, взаимная помощь учителей и родителей – все это способствует повышению качества обучения. Без постоянного отслеживания текущих результатов учебной деятельности невозможно добиться намеченных целей.

Развитию творческой познавательной активности учащихся способствует привлечение к участию общешкольных и классных мероприятий. Эффективность моей деятельности в качестве классного руководителя можно проследить по результатам участия классного коллектива в жизни школы, количеству проведенных коллективных дел и мероприятий для учащихся и родителей, уровню воспитанности детей. Также призовые места, которые класс занимает в большинстве общешкольных мероприятий. Охват кружковой деятельностью составляет 69%.

Позитивными результатами своей деятельности в качестве классного руководителя считаю: высокую мотивацию учащихся к учебной деятельности, активное участие учеников класса в школьных предметных олимпиадах, заочных региональных олимпиадах; высокий уровень активности учащихся в общешкольных мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация о моей педагогической деятельности

Презентация о моей педагогической деятельности...

Эссе "75-летие алтайского края в моей педагогической деятельности"

Статья - эссе о педагогической деятельности учителя математики в алтайском крае...

САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»

Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо   значимым человеком. Учитель вопло...

Самоанализ результатов моей педагогической деятельности

Самоанализ результатов моей педагогической деятельности за последнии три года работы тренером-преподавателем по футболу...

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности учителя математики

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности учителя математики ...

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности

Самоанализ профессиональной педагогической деятельности раскрывающий суть работы учителя...