Рабочая программа по родному русскому языку 11 класс
рабочая программа (11 класс) по теме

 

      Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского языка как родного»    /Отв. редакторы Л.Г.Саяхова, Т.Н.Дорожкина. В настоящей программе указывается примерное распределение учебных часов, отводимых на изучение родного русского языка в 11классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_rodnomu_rus.yaz_._11_kl.hodiya.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

                                                        средняя общеобразовательная школа № 4

                                       городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

   Рассмотрено                                        Согласовано                                           Утверждаю

на заседании МО                            Зам. директора по УР                         Директор МОБУ СОШ №4

Протокол № ____                             _______ Зиангирова Л.Н.                  _________ Юсупова Л.Ю.

от «___» ______2010.                      «___» __________2010                   «___» __________ 2010.

                Рассмотрено

на заседании методического совета

Протокол № ____

от «____» _______2009 г.

                                                                                                                                                   

                                                          Рабочая программа

                                  по родному русскому языку

                                               для 11 класса

               

                                                   

                                           

                                            Нефтекамск, 2010 год

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Углубленное изучение русского языка как родного»    /Отв. редакторы Л.Г.Саяхова, Т.Н.Дорожкина. В настоящей программе указывается примерное распределение учебных часов, отводимых на изучение родного русского языка в 11классе.

Структура документа

     Рабочая программа по родному русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; тематический план; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса. Содержание программы состоит из 9  блоков, обеспечивающих в совокупности углубленное изучение русского языка как родного в аспекте формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенции учащихся. Это следующие блоки:

  1. Русский язык и разновидности его употребления с исторической точки зрения.
  2. Текст и его строение.
  3. Структура словесного произведения.
  4. Художественный текст и его признаки.
  5. Жанровая характеристика художественного текста.
  6. Выразительное чтение художественного текста как этап его интерпретации.
  7. Методы и приемы анализа художественного текста.
  8. Формы художественной речи.
  9. Идейно-художественный уровень текста и его анализ.

         Рабочая программа по родному русскому языку для 11 класса рассчитана на 68 часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю).

    Словесность как школьный предмет вводится на продвинутом этапе обучения -в 10-11 классах, т.к.этот курс имеет обобщающий и систематизирующий характер, объединяя знания о функциональной  стороне языка с усвоением теории литературы.

В 11-ом классе необходимо изучать конкретные произведения словесности как

художественные тексты в их родовой, видовой, композиционно-стилистической и идейно-    образной специфике.

     Цель данного курса- рассмотрение  художественного произведения как феномена словесного искусства в единстве его формы и содержания .Курс направлен на то, чтобы искусственно разведенные стороны- и план содержания ,и план выражения, неделимые в эстетически организованном пространстве художественного текста, при его изучении объединить ,привить учащимся навыки комплексного анализа. При этом решаются следующие дидактические задачи:

-представить новые приёмы и формы работы с художественным текстом на уроках русского языка;

-познакомить учащихся с основными принципами комплексного (лингвопоэтического) анализа художественного текста;

-научить постигать неисчерпаемое содержание художественного произведения, опираясь на анализ его эстетически организованных словесных и структурных форм;

-способствовать повышения уровня речевой и читательской культуры учащихся на основе углубленного изучения поэтики художественного слова;

-развивать исследовательские ,творческие способности учащихся.

     Реализация этих задач включает поэтапную и системную организацию такой учебной деятельности, как чтение, восприятие, анализ и интерпретация произведений словесного искусства.

     Основной единицей анализа признается  художественный текст как закрытая, динамическая, эстетически мотивированная образно-речевая система.

                    Формируемые знания, умения, навыки

-умение определять тему художественного текста;

-навыки формулирования идеи художественного текста;

-умение выделять круг проблем;

-умение определять основную тональность (пафос),дополнительные оттенки в тексте и формирующие их эмоционально окрашенные словесные ряды;

-навыки выявления композиционных особенностей текста на основе структурной и смысловой мотивации;

-умение определять жанрово-стилистические характеристики текста;

-умения обнаруживать изобразительно-выразительные языковые средства и приёмы художественной речи и объяснять их функции;

-умения и навыки интерпретации художественного текста в соотнесении с авторской позицией и культурным контекстом.

                          ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

                                      ( 33 часа )

1.Русский язык и разновидности его употребления с исторической точки

     зрения.

Сведения о развитии русского языка, его стилях (разговорном и литературном).

               2.Текст и его строение.

  Понятие о теме, идее, структуре текста явлении интертекстуальности как взаимодействие

текстов.

               3. Структура словесного произведения

Понятие сюжета, композиции, фабулы, словесного ряда, детали.

              4.Художественные текст и его признаки.

  Универсальные и специфические признаки художественного текста. Индивидуальность, образность, диалогичность, риторичность, интертекстуальность. Антропоцентризм художественного текста как проявление его гуманитарной природы.

            5. Жанровая характеристика художественного текста.

  Жанр как единство формально – содержательных признаков как типовая модель текстов. Общая характеристика системы жанров. Эпические жанры: роман, повесть, новелла, художественный очерк и другие. Драматический жанр: комедия, трагедия, драма и другие. Лирические жанры: ода , элегия, послание, стансы, сонет и другие.

          6. Выразительное чтение художественного текста как этапы его интерпретации.

  Техника исполнения (художественного чтения) текста: дикция, орфоэпические нормы, мелодика, ударение (фонетическое, логическое, фразовое), паузы, тембр, громкость «полетность» голоса , синтагматическое членение ,акцентологическая структура фразы, обусловленная выделением темы и ремы (старого и нового).

Выразительное чтение как способ актуализации смысловой стороны текста и его пафоса.

Чтение художественного текста как выражение индивидуально-личностного понимания и «открытия» литературного произведения.      

  1. Методы и приемы анализа художественного текста.

  Историко-лингвистическое комментирование, герменевтический комментарий (пояснение историко-культурных реалий, мифологических  и исторических  имен, социокультурных фактов ,эпиграфов, цитат и т.п.),стилистический эксперимент (процедуры по изменению структур текста, отдельных его фрагментов с целью «обнажения приема» и его выявления функциональной роли в произведении),семантический,сопоставительно-стилистический,количественный методы, метод описания.

 

         8.Формы художественной речи.

  Прозаическая, стихотворная речь ,промежуточные формы(стихопроза, верлибр, ритмизированная проза).Родожанровые особенности художественной речи в эпических, драматических и лирических произведениях.

        9. Идейно-художественный уровень текста и его анализ.

   Основное содержание литературного произведения. Тема и мотивы, определяющие концептуальное содержание литературного произведения. Его главная идея и «смысловые обертоны». Основной эмоциональный тон, его динамика и обогащение. Проблематика: основная и дополнительная .Авторская позиция- «самобытное нравственное отношение»(Л.Н.Толстой) писателя к изображаемому.

                               ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование  разделов и тем

              Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Русский язык  и разновидности его употребления с исторической точки зрения.

1

1

2

Стили речи. Научный стиль. Основные признаки научного стиля.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

1

1

3

Публицистический стиль. Основные признаки. Лексические, синтаксические особенности.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле.

1

1

4

Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк.

1

1

5

Портретный очерк.

1

1

6

Проблемный очерк. Устные выступления.

1

1

7

Дискуссия.

Дискуссия на тему «Почему нужно быть ответственным и трудолюбивым человеком.»

1

1

8

Официально- деловой стиль.

Заявление, автобиография, доверенность.

1

1

9

Разговорный стиль речи.

Составление микротекста  (в основе лексика, характерная для разговорного стиля.)

1

1

10

Художественный стиль.

Анализ художественного текста.

1

11

Анализ художественного текста.

1

1

ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ.

12

Текст и его строение.

Тема и идея.

Работа над определением темы и идеи.

1

1

 

СТРУКТУРА СЛОВЕСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

13

Структура словесного произведения. Понятие сюжета.

Композиция произведения.

1

1

14

Фабула.

Словесный ряд, детали.

1

1

15

Проверочная работа по теме  « Текст и его строение».

1

1

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ

16

Художественный текст и его признаки. Индивидуальность, интертекстуальность.

1

1

17

Образность, диалогичность,  риторичность. Антропоцентризм художественного текста.

1

1

18

Смысловая структура художественного текста.

1

1

ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

19

Жанровая характеристика художественного текста.

Эпические жанры

1

1

20

Драматические жанры

1

1

21

Лирические жанры

1

1

22

Обобщение по теме «Жанровая характеристика художественного текста»

1

1

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

23

Выразительное чтение художественного текста, как этап его интерпретации

Выразительное произношение художественного текста

1

1

24

Выразительное чтение. Конкурс чтецов.

1

1

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

25

Методы и приемы анализа художественного текста.

Герменевтический комментарий

1

1

26

Стилистический эксперимент  

1

1

27

Семантический, сопоставительно- стилистический метод описания.

1

1

ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

28

Родожанровые особенности художественной речи в эпических, драматических и лирических произведениях

1

1

29

Формы художественной речи. Прозаическая, стихотворная речь, промежуточные формы

1

1

АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

30

Идейно– художественный уровень текста и его анализ.

Основное содержание литературного произведения. Основной, эмоциональный тон. Проблематика. Авторская позиция.

1

1

31

Урок- практикум по теме «Аспекты анализа художественного текста.»

1

1

32

Структурно-композиционный уровень текста и его анализ.

1

1

33

Урок-практикум по теме «Комплексный анализ художественного текста».

1

1

              тема

Часы

      Дата

План.    Фак.

Вид занятия

Требования к ЗУН

Примечание

1

Русский язык  и разновидности его употребления с исторической точки зрения.

1

7 09

2

Стили речи. Научный стиль. Основные признаки научного стиля.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

1

1409

3

Публицистический стиль. Основные признаки. Лексические, синтаксические особенности.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле.

1

2109

4

Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк.

1

2809

5

Портретный очерк.

1

510

6

Проблемный очерк. Устные выступления.

1

1210

7

Дискуссия.

Дискуссия на тему «Почему нужно быть ответственным и трудолюбивым человеком.»

1

1910

8

Официально- деловой стиль.

Заявление, автобиография, доверенность.

1

2610

9

Разговорный стиль речи.

Составление микротекста  (в основе лексика, характерная для разговорного стиля.)

1

2311

10

Художественный стиль.

Анализ художественного текста.

2311

11

Анализ художественного текста.

1

3011

ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ.

12

Текст и его строение.

Тема и идея.

Работа над определением темы и идеи.

1

3011

 

СТРУКТУРА СЛОВЕСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

13

Структура словесного произведения. Понятие сюжета.

Композиция произведения.

1

712

14

Фабула.

Словесный ряд, детали.

1

1412

15

Проверочная работа по теме  « Текст и его строение».

1

2112

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ

16

Художественный текст и его признаки. Индивидуальность, интертекстуальность.

1

2812

17

Образность, диалогичность,  риторичность. Антропоцентризм художественного текста.

1

1801

18

Смысловая структура художественного текста.

1

2501

ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

19

Жанровая характеристика художественного текста.

Эпические жанры

1

102

20

Драматические жанры

1

802

21

Лирические жанры

1

1502

22

Обобщение по теме «Жанровая характеристика художественного текста»

1

2202

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

23

Выразительное чтение художественного текста, как этап его интерпретации

Выразительное произношение художественного текста

1

103

24

Выразительное чтение. Конкурс чтецов.

1

1503

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

25

Методы и приемы анализа художественного текста.

Герменевтический комментарий

1

2203

26

Стилистический эксперимент  

1

504

27

Семантический, сопоставительно- стилистический метод описания.

1

1204

ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

28

Родожанровые особенности художественной речи в эпических, драматических и лирических произведениях

1

1904

29

Формы художественной речи. Прозаическая, стихотворная речь, промежуточные формы

1

2604

АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

30

Идейно– художественный уровень текста и его анализ.

Основное содержание литературного произведения. Основной, эмоциональный тон. Проблематика. Авторская позиция.

1

305

31

Урок- практикум по теме «Аспекты анализа художественного текста.»

1

1005

32

Структурно-композиционный уровень текста и его анализ.

1

1705

33

Урок-практикум по теме «Комплексный анализ художественного текста».

1

2405

                    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2001.

  1. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. -М.: Просвещение,2002 .

  1. СаяховаЛ.Г. ,Галлямова Н.Ш., Умарова Л.Д.Русский язык. 11 класс.-Санкт-Петербург:Просвещение,

                                  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Телевизор
  2. DVD проигрыватель
  3. Компьютер

Диски с фильмами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному русскому языку(8 класс)

Рабочая программа по родному русскому языку для основной общеобразовательной школы создана на основе программы для 5-11 классов средней школы «Уг...

Рабочая программа по родному (русскому) языку в 7 классе

В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка в 7 классе....

Рабочая программа по родному(русскому) языку и литературе для 6 класса общеобразовательной школы

Данная учебная программа составлена на основе учебников : Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5 - 7 кл. общеобразоват. учреждений / Науч. ред. В.В.Бабайцева.; Альб...

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.

Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл.

Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе 5-9 кл. ФГОС...

Рабочая программа по родному (русскому) языку, родной литературе

Рабочая программа по родному (русскому) языку...