Урок - викторина по русскому языку и литературе "Русское народное творчество"
методическая разработка (5 класс) по теме

Занимательный урок для учащихся 5 класса содержит вопросы по русскому языку и литературе и может быть обобщающим по темам "Лексика", "Словообразование", "Русские народные сказки", "Пословицы и поговорки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-viktorina_russkoe_tv_vo.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – викторина по русскому языку и литературе

для 5 класса

«Русское народное творчество»

Подготовила: учитель русского языка

              и литературы школы № 738

                   Суворова Наталья Валентиновна

Цель урока:

Повторить и обобщить знания по русскому устному народному творчеству, развить ум, смекалку, проявить талант и поверить в себя.

ЭПИГРАФ:

         Два чувства дивно близки нам-

         В них обретает сердце пищу-

         Любовь к родному пепелищу,

         Любовь к отеческим гробам.

                             А.С. Пушкин

         Сказка – ложь, да в ней намек-

         Добрым молодцам урок!      

                             А.С. Пушкин

Ход урока:

   1.Вступительное слово учителя

2.Представление команд

3.Выполнение заданий

4.Подведение итогов

Слово учителя:

      Здравствуйте, дорогие ребята!

      Мир русского фольклора – мир самобытный, особенный, неповторимый. Человек, любящий свою страну, не может остаться равнодушным к  красоте русского слова, к народной мудрости, фантазии, смекалке. Мы прикоснемся к подлинно народному творчеству, священному, мудрому, вечному –  гармоничному миру славянской души.

      Сегодня вам предстоит доказать: что вы знаете о русском устном народном творчестве? Знаете ли героев сказок? Умеете ли сами сочинять сказки?

      Внимание… мы открываем волшебный сундучок с заданиями.

Задания:

   1.Объяснить  значения слов: Ратник, Булава, Богатырь, Человек, Сказка и др.

  1. Вопросы из волшебного сундучка (учитель достает сундучок с карточками - элементами народного творчества. Задача учащихся – определить, к какому жанру народного творчества относятся карточки с заданиями).

  1. Назвать особенности композиции волшебных сказок
  1. Зачин
  2. Концовка
  3. Волшебные события
  4. Волшебные герои

  1. Конкурс капитанов:

Записать:

Волшебные герои русских сказок.

Кто больше?

  1. Вопросы командам.

Пока капитаны готовятся, вопросы командам:

  1. Как называлась куколка – оберег на Руси?
  2. Что значит «добрый молодец»?
  3. Как понять выражение «красная девица»?
  4. Чем сказка отличается от мифа?
  5. Во что оборотилась Василиса Премудрая, чтобы спастись из подводного царства?
  6. Кто герои европейских сказок?
  7. Кто герои восточных сказок?
  8. Кто герои африканских сказок?

  1. Угадай сказку по картинке. (Репродукции заранее подготовлены).

  1. Задание из лексико –орфографической «шкатулки»:сложить из различных частей слов имена сказочных героев.

(Например, Соло-вей Раз – бой - ник, Ива – нушка -     дура-чек, Крас- ная Шапо –чка и т.п.)

Для каждой команды - свой набор имен.

  1. Придумайте продолжение  короткой сказки:

Однажды в холодный хмурый весенний день, Атилло Георгиевич, богатырь наших дней, вышел в поле погулять, силушку поразмять. Вдруг солнце ослепило его…

  1. Закончи пословицу:
  1. Мир строит – война … (разрушает)
  2. Умел ошибиться – умей и … (исправиться)
  3. Малое дело лучше большого … (безделья)
  4. Береги платье снову, а … (честь смолоду)
  5. Маслом каши … (не испортишь)
  6. Кабы на цветы да не морозы, и зимой бы цветы … (расцветали)
  7. Умелые руки не знают  (скуки)
  8. Грамоте учиться - ..(всегда пригодиться)
  9. Нет друга – ищи, а нашел -…(береги)
  10. Труд человека кормит, а лень - …(портит)
  11. Нет лучше дружка, чем  …  (родная матушка)

 

(И тому подобные)

   10. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, НАГРАЖДЕНИЕ.

Материалы для карточек:

  1. За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри. (Считалка)

  1. Масленица – полизуха

Полизала сыр и масло,

Полизала блины да стопы

На тарельцы.(Масленичная песня)

  1. Пышки- лепешки,

                Поросячьи ножки

В печи сидят,

На нас глядят! (колядка)

  1. Дали Клаше каши с простоквашей

Ела Клаша кашу с простоквашей. (Скороговорка)

  1. Федя – бредя

Съел медведя,

Упал в яму,

Крикнул маму:

«Ма-а-а-ма!» (Дразнилка)

  1. Жаворонки –жавороночки,

Прилетите к нам.

Принесите нам лето теплое,

унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима наскучила,

Руки – ноги отморозила. (Закличка - веснянка)

  1. Катя- Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дороженьке,

Топни, Катя , ноженькой (Пестушки)

  1. Четыре братца

Под одной крышей живут

Никогда не ссорятся  (стол)   (Загадка)

  1. Радуга-дуга!

Не давай дождя!

Давай солнышка,

Давай ведрышка! (Закличка)

             10-Стал добра коня он заседлывать:

                На коня накладывает потничек,

                А на потничек накладывает войлочек,

                Потничек он клал ведь шелковенький,

                А седелко клал черкасское. (Былина)

             11-Тридцать три вагона в ряд

                Тараторят, тарахтят

                Тараторят, тарахтят

                У платформы встали в ряд (скороговорка).

  1. Уж как я свою коровушку люблю!

Уж как я –то е крапивушки нажну

Кушай вволюшку, коровушка моя!

Еш ты досыта, буренушка моя!

Уж как я свою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Что б чыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала (народная песня) …

  (И другие)

Подготовила _____________Суворова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Урок-викторина по русскому языку "Путешествие в слово" в 5-6 классах

Цель урока:-углубить знания учащихся по русскому языку;-привить интерес к предмету путем включения упражнений занимательного характера;-расширять словарный запас учащихся.Задачи урока:- повторение и о...

Урок-викторина по русскому языку в 4-м классе

Обобщить знания учащихся о частях речи углубить знания учащихся по русскому языку, познакомить с интересными языковыми фактами. в простой и интересной форме познакомить учащихся с различными явлениями...

Воспитание интереса к русской культуре путем познания народного творчества

Сегодня русский язык –один из богатейших мировых языков с уникальной историей развития. Именно этим вызван мой интерес к заявленной теме. Она представляет интерес с точки зрения инновационности,...

Технологическая карта урока-викторины по русскому языку «Счастливый случай»

Урок-игра для студентов 1 курса СПО на тему: обобщение знаний по части речи «Имя существительное»....