"Я тоже была, прохожий! Прохожий остановись!..."
методическая разработка (11 класс) на тему

Сценарий литературной гостиной на тему"Биография Марины Цветаевой", в которой учащиеся знакомятся с  её основными вехами жизни, даётся представление об окружении поэта на протяжении всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marina_cvetaeva.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

   « Я тоже была, прохожий!

      Прохожий остановись!...»

Тема: Биография Марины Цветаевой,

Цель: Познакомить с основными вехами жизни М.Цветаевой.

Задачи: - Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой;

                   - Дать представление об окружении поэта на протяжении всей

                   жизни;                                                                                                                                      

                   - Увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и

                  прославление человека, и убийственная ирония, и страстная

                  любовь;

                -

Оформление: Портреты Марины разных лет, портреты: Ахматовой,

                         О.Мандельштама, А.Блока, Б.Пастернака, гроздь

                         рябины, выставка книг о Цветаевой и сборники её

                         стихотворений.

 Музык.оформление: фонограмма»Мне нравиться, что вы больны не мной »

                                     Вальс  Е.Доги из кинофильма « Мой ласковый и

                                      нежный зверь»

                                       А.Пугачёва «Уж сколько их упало в эту бездну…»

                                                                                                                 

                                                                            Сгоревшая жутко и странно

                                                                            Российского неба звезда.

Два ведущих: готовят сообщение о жизни и личности М.Цветаевой,

    10 кл,11 кл: учат стихи, посвященные близким людям М. Цветаевой,

                        готовят  сообщения о поэтах-современниках  (Блоке,

                        Пастернаке,  Волошине). Задания даны заранее.

                       

Звучит романс «Мне нравиться, что вы больны не мной..»

Чтение стихотворения «Идешь, на меня похожий…»

                       

                        Идешь, на меня похожий,

                        Глаза устремляя вниз.

                        Я их опускала – тоже!

                        Прохожий, остановись!

                        Прочти – слепоты куриной

                        И маков набрав букет –

                        Что звали меня Мариной

                        И сколько мне было лет.

                        Не думай, что здесь – могила,

                        Что я появлюсь, грозя…

                        Я слишком сама любила

                        Смеяться, когда нельзя!

                        И кровь приливала к коже,

                        И кудри мои вились…

                        Я тоже была, прохожий!

                        Прохожий, остановись!

                        Сорви себе стебель дикий

                        И ягоду ему вслед:

                        Кладбищенской земляники

                        Крупнее и слаще нет.

                        Но только не стой угрюмо,

                        Главу опустив на грудь.

                        Легко обо мне подумай,

                        Легко обо мне забудь.

                        Как луч тебя освещает!

                        Ты весь в золотой пыли…

                       - И пусть тебя не смущает

                        Мой голос из-под земли (1.177)

                                                                      Коктебель, 3 мая 1913

1 вед:         26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова родилась Марина Цветаева.

                       

                                     Красною кистью

                         

                                      Красною кистью

                                      Рябина зажглась.

                                      Падали листья,

                                      Я родилась.

                                      Спорили сотни

                                      Колоколов.

                                      День был субботний:

                                      Иоанн Богослов.

                                      Мне и доныне

                                      Хочется грызть

                                      Жаркой рябины

                                      Горькую кисть  (1,273)

                                                                            16 августа 1916

 2 вед:   Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков – копий античных статуй, фрагментов Парфенона, романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с ее нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлем ой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.

1 вед:  Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплескивала в звуках. «После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом», - говорила Марина.

 2 вед:  «Марина Цветаева родилась в семье, - писала ее дочь, - являвшей собой некий союз одиночества». Еще одним «одиночеством» была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную душу.

 1 вед:  Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен, она любила родной Трехпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было ее детство.

  2 вед: Взрослела Марина, а вместе с ней креп и ее талант. И в 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал для Марины историей ее законченного детства. Для нас он интересен как книга – предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся – как в завязи: со своей предельной искренностью и трагизмом – в по-детски светлой книге.

   1 вед: Первым, кто прочитал «Альбом» и сразу же на него отозвался, был М.Волошин. В этой книге он увидел почти все. Он оценил в цветаевских стихах главное – искренность. По его мнению, никому в поэзии не удавалось писать о детстве из детства                                                                                        (чтение стих. уч-ся («К вам душа так радостно влекома» )

                                     К Вам душа так радостно влекома!

                                     О, какая веет благодать

                                     От страниц «Вечернего альбома»!

                                     (Почему «альбом», а не «тетрадь»?!

                                     Почему скрывает чепчик черный

                                     Чистый лоб, а на глазах очки?

                                     Я заметил только взгляд покорный

                                     И младенческий овал щеки,

                                     Детский рот и простоту движений,

                                     Связанность спокойно-скромных поз…

                                     В Вашей книге столько достижений…

                                     Кто же Вы? Простите мой вопрос.

                                     Я лежу сегодня – невралгия,

                                     Боль как тихая виолончель…

                                     Ваших слов касания благие

                                     И в стихах крылатый взмах качель

  1 вед:  Для гимназистки это была огромная радость и поддержка. В Волошине, «любимом и родном Максе», она нашла друга на всю жизнь.

         

2 вед: Марина была человеком, не любившим своей внешности. Не любила она и говорить о ней. Но мы изменим этому правилу и посмотрим, что пишет о Марине ее дочь в своих воспоминаниях: «Моя мать была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика. Строгая осанка была у нее: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта». Волосы ее, золотисто-каштановые, рано начали седеть. Светлы и немеркнущи были глаза – зеленые, цвета винограда. Лицо было полно постоянного внутреннего напряжения, движения, потаенной выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода…» Такой была Марина.

 1 вед: Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению Волошина. Удивительное время, проведенное с Максом, морские прогулки, творческие вдохновения, часы одиночества стали для Марины самыми счастливыми моментами жизни. В эти дни Марина много писала.

Звучит вальс Е.Доги из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь»

                                      Моим стихам, написанным так рано,

                                      Что и не знала я, что я – поэт,

                                      Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

                                      Как искры из ракет,

                                       Ворвавшимся, как маленькие черти,

                                      В святилище, где сон и фимиам,

                                      Моим стихам о юности и смерти

                                      - Нечитанным стихам!-

                                       Разбросанным в пыли по магазинам

                                       (Где их никто не брал и не берет!),

                                       Молим стихам, как драгоценным винам,

                                       Настанет свой черед  (1,178)

                                                                                         Коктебель, 13 мая 1913

  1 вед:  В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая… Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.

    2 вед:  В дневнике Марины есть запись: «Сережу я люблю бесконечно и навек. Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне. Он блестяще одарен, умен, благороден. Если бы вы знали, какой это пламенный, великодушный и глубокий юноша! Я постоянно дрожу над ним. От малейшего волнения у него повышается температура, он весь – лихорадочная жажда всего. Наш брак до того не похож на обычный, что я совсем не чувствую себя замужем и совсем  не изменилась. Мы никогда не расстаемся. Наша встреча – чудо…»

         Чтение стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо.

                                      Я с вызовом ношу его кольцо!

                                      - Да, в Вечности – жена, не на бумаге!-

                                      Чрезмерно узкое его лицо

                                      Подобно шпаге.

                                      Безмолвен рот его, углами вниз,

                                      Мучительно-великолепны брови.

                                      В его лице трагически слились

                                      Две древних крови.

                                      Он тонок первой тонкостью ветвей.

                                      Его глаза – прекрасно-бесполезны! –

                                      Под крыльями раскинутых бровей –

                                      Две бездны.

                                      В его лице я рыцарству верна,

                                      - Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

                                      Такие – в роковые времена –

                                      Слагают стансы – и идут на плаху! (1,202)

                                                                                                      3 июня 1914

   1 вед: Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912 года в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой «Взыскание погибших». Затем их ожидало свадебное путешествие в Париж и Италию.

   2 вед: А в октябре того же, 1912 года, у Марины и Сергея родилась дочь, ее назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. «Я назвала ее Ариадной вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые считают, что это салонно… Назвала от романтизма и от  высокомерия, которые руководят всей моей жизнью.

         - Ариадна. – Ведь это ответственно!

         - Именно поэтому…»

         Это было маленькое чудо с огромными глазами и горячим  сердцем, которому Марина посвятила много своих стихов.

   1 вед: С самых первых лет жизни Али Марина начала узнавать в ней себя, уже взрослую. Дочь стала центром ее внимания и любви.

    (Чтение стих. уч-ся)

                               Ты будешь невинной, тонкой,

                                Прелестной – и всем чужой.

                                Пленительной амазонкой,

                                Стремительной госпожой.

                                И косы свои, пожалуй,

                               Ты будешь носить, как шлем,

                               Ты будешь царицей бала –

                                И всех молодых поэм.

                                И многих пронзит, царица,

                                Насмешливый твой клинок,

                                И все, что мне – только снится,

                                Ты будешь иметь у ног.

                                Все будет тебе покорно,

                                И все при тебе – тихи.

                                Ты будешь, как я – бесспорно –

                                И лучше писать стихи…

               

                                Но будешь ли ты – кто знает –

                                Смертельно виски сжимать,

                                Как их вот сейчас сжимает

                                Твоя молодая мать  (1,203)

                                                                             5 июня 1914

    2 вед:   А теперь поговорим о тех, кто окружал Марину. О тех, под чьим влиянием формировалась ее судьба, развивался ее талант.

     10 кл А.Ахматова  По-видимому, ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам была тогда А.Ахматова. Именно в эти годы пробуждается у Марины особенный интерес к ахматовской лирике. В этих изысканных стихах живут могучие страсти. В поэтической манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную душу. Она пишет об Ахматовой: «разъярительница ветров», «насылательница метелей, лихорадок, стихов и войн», «златоустая Анна – Всея Руси искупительный глагол»:

      (Чтение стих. уча-ся)

                                О муза плача, прекраснейшая из муз!

                                О ты, шальное исчадие ночи белой!

                                Ты черную насылаешь метель на Русь.

                                И вопли твои вонзаются в нас как стрелы.

                                И мы шарахаемся, и глухое: ох! –

                               Стотысячное – тебе присягает, - Анна

                                Ахматова! – Это имя – огромный вздох

                                И в глубь он падает, которая безымянна.

                                Мы коронованы тем, что одну с тобой

                                Мы землю топчем, что небо над нами – то же!

                                И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

                                Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

                               В певучем граде моем купола горят,

                               И Спаса светлого славит слепец бродячий…

                               - И я дарю тебе свой колокольный град

                               - Ахматова – и сердце свое в придачу!  (1,303)

                                                                                               19 июня 1916

      О.Мандельштам : В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова, Блок и Мандельштам. Именно Мандельштам стал после приезда в Петербург первым цветаевским увлечением. Он пленил ее высокой степенью словесного совершенства. «Если существует Бог поэзии, - писала Марина, - то Мендельштам – его гонец. Он доносит до людей божественный голос точным и чистым».

         В своей увлеченности Мандельштамом Цветаева пишет стихи, которые читаются как пылкие и нежные признания в любви и перекликаются друг с другом вопреки всем бесконечным верстам годов и разлук.

            (Чтение Стих. уч-ся)

                                 Никто ничего не отнял –

                                 Мне сладостно, что мы врозь!

                                 Целую вас – через сотни

                                 Разъединяющих верст.

                                 Я знаю: наш дар – неравен.

                                 Мой голос впервые – тих.

                                 Что вам, молодой Державин,

                                 Мой невоспитанный стих!

                                 На страшный полет крещу вас:

                                 - Лети, молодой орел!

                                 Ты солнце стерпел, не щурясь –

                                 Юный ли взгляд мой тяжел?

                               

                                Нежней и бесповоротней

                                Никто не глядел вам вслед…

                                Целую вас – через сотни

                                Разъединяющих лет   (1,252)

                                                                           12 февраля 1916

         Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по ремеслу, а божество от поэзии и которому, как божежству, поклонялась. Анастасия Цветаева пишет в своих воспоминаниях об отношении сестры к поэту: «Творчество одного лишь Блока восприняла М. как высоту столь поднебесную, что ни о какой сопричастности этой высоте она и помыслить не смела – только коленопреклонялась». Таким поэтическим коленопреклонением стали все Маринины стихи к Блоку в 1916 и 1920 годах, проза о нем, с чтением которой она выступала в начале 30-х годов в Париже. Нигде не опубликованная рукопись выступления не сохранилась. А вот одно из цветаевских стихотворений цикла «Стихи к Блоку».

                        (Чтение стих. уч-ся)

                                 Ты проходишь на запад солнца,

                                 Ты увидишь вечерний свет.

                                 Ты проходишь на запад солнца,

                                  И метель заметает след.

                                 Мимо окон моих – бесстрастный

                                 Ты пройдешь в снеговой тиши,

                                 Божий праведник мой прекрасный,

                                 Свете тихий моей души!

                                 Я на душу твою – не зарюсь!

                                 Нерушима твоя стезя.

                                 В руку, бледную от лобзаний,

                                 Не вобью своего гвоздя.

                                 И по имени не окликну,

                                 И руками не потянусь.

                                 Восковому, святому лику

                                 Только издали поклонюсь.

                                 И, под медленным снегом стоя,

                                 Опущусь на колени в снег,

                                 И во имя твое святое

                                  Поцелую вечерний снег –

                                  Там, где поступью величавой

                                  Ты прошел в гробовой тиши,

                                  Свете тихий, святыя славы,

                                  Вседержитель моей души  (1,289)    2 мая 1916

        1 вед: Судьба распорядилась так, что М.Цветаева провела в России годы первой мировой войны и революции. Этот человек, обладавший даром письма и чувств, наделенный безграничным талантом, любовью к жизни, вынужден был, как и миллионы остальных  людей, жить среди голода и нищеты, среди холода и смертей. Что писала Марина в эти годы – длинными, зимними, голодными вечерами, у слабо потрескивающей печки, под бульканье воды в котелке, где варились с великим трудом приобретенные картофелины?

    2 вед: Домашний быт был каторжным. Не было денег. Все, что можно было продать, - продано. Все, что можно было сжечь, чтобы не замерзнуть, - сожжено. Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала дочерей в приют, чтобы хоть как-нибудь спасти от голода, но голод был и в приюте. Ирина, младшая, умерла. При одной мысли о гибели Сергея Марину пронизывал ужас. Так жила она, каждый день ожидая развязки. Знала ли, что в тягостном ожидании между жизнью и смертью пройдут годы? Она ждала. Спасало лишь одно – поэзия. Все силы стиха, жившие в ней, словно бросились на помощь. Рождались звуки и слова. В темной, отсыревшей квартире, при свете коптилки, появлялись мудрые строки. Мигал огонь, шла ночь, о чердачную крышу стучал дождь, сердце сжималось от тоски и дурных предчувствий. Но возникали стихи, помимо воли, из каких-то глубинных, неисчерпаемых душевных родников.

         1 вед:                   В сокровищницу

                                     Полуночных глубин

                                     Недрогнувшую

                                     Опускаю ладонь.

                                     Меж водорослей –

                                     Ни приметы его!

                                     Сокровища нету

                                     В морях – моего!

                                     В заоблачную

                                      Песнопенную высь –

                                      Двумолнием

                                      Осмелеваюсь – и вот

                                      Мне жаворонок

                                      Обронил с высоты –

                                      Что за морем ты,

                                      Не за облаком ты!  (11.44)

                                                                           15 июля 1921

    2 вед:  …Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921 года. «Мой милый друг, Мариночка, получил письмо от Ильи Эренбурга, что Вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я обезумел от радости. Наша встреча с Вами была величайшим чудом, еще большим чудом будет наша встреча грядущая…»

  1 вед:  Марина записала в тетради: «С сегодняшнего дня – жизнь. Мой Сереженька! Если от счастья не умирают, то во всяком случае – каменеют. Я верю в чудо, Сережа!».

   2 вед: Она еще не знала, что должен пройти год, чтобы в июне 1922 они наконец встретились.

   1 вед:  С июля 1921 года до мая 1922 года, до приезда в Берлин, Марина написала больше ста стихотворений, поэмы «Переулочки», «Молодец», «Егорушка», циклы стихов «Психея», «Разлука», «Ремесло».

   Б.Пастернак: Сильнейшим из берлинских литературных впечатлений оказалась для Цветаевой книга Пастернака «Сестра моя жизнь». Она пишет, что тогда жила этой книгой, «пила ее, не отрываясь». Всегда искавшая собеседников и друзей, она нашла друга в Пастернаке. Стихи его поразили Марину родством с ее собственной душой. Но, как часто случалось в  судьбе Цветаевой, ее преследовал Рок разлуки. Пастернак жил в России, Марина – в Берлине.

             (Чтение уч-ся стих.)

                                       Рас-стояние: версты, мили…

                                       Нас рас-ставили, рас-садили,

                                       Чтобы тихо себя вели

                                       По двум разным концам земли.

                                       Рас-стояние: версты, дали…

                                       Нас расклеили, распаяли,

                                       И не знали, что это – сплав

                                       Вдохновений и сухожилий…

                                       Не рассорили – рассорили,

                                       Расслоили…

                                                           Стена да ров.

                                       Расселили нас, как орлов –

                                       Заговорщиков: версты, дали…

                                       Не расстроили – растеряли.

                                       По трущобам земных широт

                                       Рассовали  нас, как сирот.

                                      Который уж, ну который – март?!

                                      Разбили нас – как колоду карт!  (11,258)

                                                                                     24 марта 1924

           Переписка между Пастернаком и Цветаевой является уникальным примером пылкой, длительной и плодотворной творческой дружбы.

            Пастернак сыграл в жизни Цветаевой большую роль, сравнимую лишь с ролью Волошина – в юности или с ролью Блока. Пастернак и Цветаева были романтиками в стихах, в жизни, в письмах, оба раздували огонь своей дружбы-любви и раздували тем сильнее, чем больше оказывались разъединявшие их расстояния: сначала – до Берлина, потом – до Праги, затем – до Парижа.

           Забудешь ты мой профиль горбоносый,

           И лоб в апофеозе папиросы,

           И вечный смех мой, коим всех морочу,

           И сотню – на руке моей рабочей –

           Серебряных перстней, - чердак-каюту,

           Моих бумаг божественную смуту…

           Как в страшный год, возвышены Бедою,

           Ты – маленькой была, я – молодою  (1,485)

                                                                      Ноябрь 1919

    1 вед: 1 февраля 1925 года у Марины родился «вымечтанный сын» Георгий, Мур – так называли его дома. «Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил», - писала Марина.

 2 вед:  В последние годы эмиграции Цветаева пишет поэму «Крысолов», «Поэму Конца»,  «Поэму Горы», «Поэму Воздуха». Особое внимание ее занимает проза. Воспоминания о друзьях-современниках – одна из замечательных страниц цветаевского творчества. Среди них  о Максе Волошине, о В. Брюсове, об О.Мандельштаме, об А.Белом и т.д.

           В это время эмиграции особенно чувствовалась тяга Цветаевой к истинно русскому. Именно тогда, в 30-е годы, она обращается к пушкинской теме. Марина переводит на французский язык стихи Пушкина. Она посвящает Пушкину целый цикл стихов, в которых высочайшим образом оценивает его талант, его необходимость новому поколению.

           В эти же годы Марина писала:

    1 вед: Так одинока, как это пятилетие, я никогда не была. Дома я вроде «стража беспечности» - роль самая невыгодная. Весь день смотреть, направлять и все по мелочам…

           У меня нет человека, к которому бы я могла прийти вечером, сбыв с плеч день, который, раскрыв дверь, мне непременно обрадовался бы, ни одного человека, которого не надо бы предварительно запрашивать: можно ли? Я здесь никому не нужна.

                           Существования котловиною

                           Задавленная, в столбняке глушизн,

                           Погребенная заживо под лавиною

                           Дней – как каторгу избываю жизнь.

                            Гробовое, глухое мое зимовье.

                            Смерти: инея на уста красны –

                            Никакого иного себе здоровья

                            Не желаю от бога и от весны.

                                                                       11 января 1925

Возвращение на Родину

           В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина вместе с Георгием вернулись в Россию.

           Именно тогда в нашей стране наступило время жестокого и беспощадного террора. Сергей Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы.

           Елабуга, где Цветаева провела первые месяцы эвакуации, стала для Марины последним местом жительства. Заявление в Литфонд.

           Чтение текста.

           В Совет Литфонда

           Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. М.Цветаева. 26 августа 1941 года.

           Отьединение сына, болезненно пережившего страшные беды, выпавшие на его долю, резко усугубляло одиночество Марины. Она продолжала работать: готовила сборник, много переводила…

           У Марины не было  больше Сергея. Он был расстрелян 11 октября 1941 г. Она не знала, что с дочерью. 16 лет Ариадна была в ссылке. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с читающей Россией не состоялась…

                            …О черная гора,

                            Затмившая весь свет!

                            Пора – пора – пора

                            Творцу вернуть билет.

                           

                              Отказываюсь – быть.

                              В Бедламе нелюдей

                             Отказываюсь – жить.

                             С волками площадей

                             Отказываюсь – выть.

                             С акулами равнин

                             Отказываюсь плыть –

                             Вниз – по теченью спин.

                              Не надо мне ни дыр

                              Ушных, ни вещих глаз.

                              На твой безумный мир

                              Ответ один – отказ  (11,360)

                                                                    15 марта – 11 мая 1939 г.

           31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.

            Стихотворение, посвященное Марине Цветаевой:

                               В Москве, в переулке старинном,

                               Росла я, не зная тогда,

                               Что здесь восходила

                                                              Марина –

                                Российского неба звезда.

                                                А после, в гремящей траншее,

                                                Когда полыхала земля,

                                                Не знала, что смуглую шею

                                                Тугая стянула петля.

                               Не знала, что вновь из тумана

                               Взойдет – и уже навсегда –

                               Сгоревшая жутко и странно

                               Российского неба звезда.

                                                                               Ю.Друнина

В исполнении Аллы Пугачёвой звучит «Уж сколько их упало в эту бездну…»

       

             

                   

                 Викторина о жизни и творчестве М.И.Цветаевой.

1. Назовите дату рождения Марины Цветаевой? ( 26 сентября 1892г.)

2.Кому из великих русских поэтов посвятила Цветаева циклы стихов?

     ( А.С.Пушкину, А.А.Ахматовой, А.А.Блоку)

3. Как назывался первый альбом поэта? ( «Вечерний альбом»)

4. Как звали великого русского писателя, с которым Цветаева долгое время

    находилась в «эпистолярном» романе, а встретилась лишь спустя долгое

    время? (Б. Пастернак)

5. Назовите имя сестры Марины Ивановны? ( Анастасия Ивановна)

6. С женой какого первого нобелевского лауреата общалась Марина

    Цветаева? ( с женой И.Бунина)

7. В каком году и где познакомилась Марина Цветаева с Сергеем?

     ( в 1911 г. в Коктебеле)

8.Сколько лет была в ссылке дочь Ариадна?( 16 лет)

9. Что произошло с мужем Марины Цветаевой? (  расстрелян 11

     октября 1941 г.)

10. Когда и как умерла Марина Цветаева? ( 31 августа 1941 г. покончила с

       собой)

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я тоже была..." (урок – встреча с поэтом Мариной Цветаевой)

На этом уроке учащиеся знакомятся с личностью и судьбой М.И.Цветаевой,с основными  этапами ее жизни и творчества .Ребята учатся сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать мате...

Открытый урок по литературе "Я тоже была, прохожий".

Методическая разработка открытого урока по литературе "Я тоже была, прохожий". Урок посвящен жизни и творчеству Марины Цветаевой и проводился в форме литературной гостиной....

"В этом мире я только прохожий"

литературная гостиная по творчеству С.А. Есенина...

Эссе "Оглянись, незнакомый прохожий..."

Эссе было написано для участия команды "Рожденные экологией" в литературном конкурсе на слете юных экологов Московской области "ЭКО"....

Урок литературы в 11 классе по творчеству Марины Цветаевой: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"

Цели:образовательные – познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой, определить основные черты личности поэта на протяжении всей жизни.развивающие – развивать чувство прекрасного, у...

Ко дню села были объявлены разные конкурсы. Мы тоже к празднику готовились,

       Говорят, мастерами не рождаются, ими становятся.…Но  каждый идет своей дорогой.. В настоящее время модно декорирование, создаваемое своими руками....

"Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!"

Урок литературы на 1 курсе по творчеству Марины Цветаевой:...