Сыйфат.
презентация к уроку (7 класс) по теме

Фаткуллина Зиля Алямовна

Урок-повторение на тему "Сыйфат"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок по татарскому языку.47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с существительными (Авторская разработка. Адаптивная система обучения).

      Автор: Каштанова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.

Место работы: Московская область, г. Красногорск, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красногорская гимназия №7» (МОУ Красногорская гимназия №7).

Предмет: русский язык, урок объяснения нового материала.

Участники (класс): 5, 6.

Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.

Задачи:

Обучающие: совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.

Развивающие: развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки; развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание; развитие способностей к самостоятельному труду; развитие познавательного интереса.

Воспитательные: воспитание культуры общения, речи и поведения; повышение мотивации к изучению предмета; вызвать заинтересованность в получении знаний; пробудить любознательность; возбудить готовность решать задачи самостоятельно; побудить учащихся к активности; закрепить уверенность в успехе.

Аннотация: в данном уроке используется адаптивная система обучения при объяснении нового материала, так как в классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку  (разный уровень подготовки). При этом достигается полная занятость всех учащихся и осуществляется высокий уровень постепенного усвоения темы в зависимости от индивидуальных особенностей ученика. Используемые на уроке ИКТ-технологии позволяют сформировать у учащихся интеллектуальные навыки работы с различными источниками информационного воздействия: умение самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию; использовать полученную информацию при изучении нового материала. Познавательная деятельность организована через индивидуальную, групповую работу, носит поисковый характер. Использование наглядности (презентация, готовые ЭОР) позволяют излагать материал эмоционально, что вызывает интерес к предмету и повышает обученность учащихся.

Список используемого программного обеспечения: презентация Prezi.com (ссылка на презентацию): http://prezi.com/5_lzgf91db1a/presentation/.

Список готовых электронных образовательных ресурсов:    интерактивная таблица из Единой коллекции ЦОР, интерактивная таблица из Единой коллекции ЦОР, интерактивная таблица из Единой коллекции ЦОР, электронный учебный модуль  с сайта ФЦИОР, электронный учебный модуль с сайта ФЦИОР, электронный учебный модуль с сайта ФЦИОР.

Ссылки на видео с урока:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=hRybLjz6VT0
  2. http://www.youtube.com/watch?v=HucFjB4-oRQ 
  3. http://www.youtube.com/watch?v=Ir8rJO5uEEU 
  4. http://www.youtube.com/watch?v=hWL1c01kbtw 
  5. http://www.youtube.com/watch?v=hWL1c01kbtw 
  6. http://www.youtube.com/watch?v=uwAeJl-amO4&context=C4e84b4dADvjVQa1PpcFMErOqAuhkPtuDP3AqLKZOsT3aFAYcBinQ= 
  7. http://www.youtube.com/watch?v=RQUv4IOlpKE&context=C4e84b4dADvjVQa1PpcFMErOqAuhkPtuDP3AqLKZOsT3aFAYcBinQ= 

Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы.

Необходимое техническое оборудование: компьютер; мультимедиапроектор; экран; наглядный материал по теме “Слитное и раздельное написание НЕ с существительными», сигнальные карточки (красные — слитно, синие — раздельно); «светофорчики» (зеленый — ученик на самостоятельной работе, красный — нужна помощь учителя); раздаточный материал.

Продолжительность: 45 минут.

Пояснительная записка к уроку.

Ход  урока.

Организационный момент.

Слово учителя: Сегодня у нас с вами необычный урок. У нас новая тема. Запишем число, тему урока (при помощи компьютера и проектора учитель проецирует на экране презентацию (слайд №1)).

Объяснение нового материала.

Слово учителя: Ребята, посмотрим на экран. Написано предложение. Обратимся к нему (слайд №2). Как бы вы написали существительное «неправдой»? НЕ слитно или раздельно с существительным? Покажите сигнальными карточками. Красная — слитно, синяя — раздельно.

Дети показывают сигнальные карточки (10 человек сделали ошибки).

Слово учителя: Почему ошибки? Потому что здесь орфограмма «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными». Поэтому цель нашего урока - научиться понимать, когда НЕ с существительными пишется раздельно, а когда - слитно (слайд №3). Этот материал необходим вам для того, чтобы быть орфографически зоркими всегда.

I этап объяснения нового материала.

Слово учителя: Посмотрим на экран (слайд №4). запишите предложение в тетрадь (слайд №5). Как это узнать? Вот у нас в предложении существительное «НЕПРАВДА» (слайд №6). Не знаю, что писать.

  1. Смотрю, употребляется существительное без НЕ? Закрою не. Правда (слайд №7).  Да, употребляется.
  2. Образовалось ли новое слово? Да. Как это доказать? Можем подобрать синоним? Можем подобрать синоним к существительному: НЕПРАВДА – ЛОЖЬ (слайд №8). Заменим существительное НЕПРАВДА синонимом; ЛОЖЬЮ НЕ ПРОЖИВЁШЬ. Смысл остался. Вывод: НЕ - является приставкой, пишу слитно (слайд №9).

- Обратимся к предложению на экране (слайд №10). Просигнальте карточками, как бы вы написали НЕ с существительным: слитно или раздельно? (7 человек сделали ошибки). Ошибки потому, что здесь орфограмма «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными». Существительное «НЕНАСТЬЕ» (слайд №11). Не знаю, как писать. Смотрю, употребляется ли существительное без НЕ? Закрою НЕ. Нет такого слова «НАСТЬЕ» (слайд №12). Следовательно, НЕ является частью корня, пишу слитно (слайд №13). Есть такие существительные, которые без НЕ не употребляются, но НЕ является приставкой (слайд №14).

    - Обратимся к предложению на экране (слайд №15). Просигнальте карточками, как бы вы написали НЕ с существительным (9 человек ошиблось). В этом предложении противопоставление с союзом А и антоним (правда — ложь) (слайд №16). Значит НЕ — отрицательная частица. Пишу раздельно (слайд №17). Посмотрим на следующее предложение (слайд №18). Просигнальте карточками, как бы вы написали НЕ с существительным (ошиблось 10 человек). В этом предложении отрицание (слайд №19). Поэтому НЕ — частица, пишу раздельно (слайд №20). А если в предложении есть слова усиливающие отрицание (слайд №21): вовсе не, далеко не, отнюдь не — НЕ частица, следовательно, НЕ с существительными пишу раздельно (слайд №22).

I этап закрепления нового материала.

Слово учителя: Дети, кто возьмется прокомментировать слово на изученную орфограмму, объяснить написание? Обратимся к экрану (идет работа с ЭОР, на экран проецируются задания, дети отвечают, учитель кликает на соответствующие радиобаттоны).

а.       Интерактивная таблица из Единой коллекции ЦОР.

b.       Интерактивная таблица из Единой коллекции ЦОР.

  1. Интерактивная таблица из Единой коллекции ЦОР.

Каждое предложение комментирует ученик (3 человека), остальные записывают в тетрадь. Выделяют орфограмму (одной чертой - почему, двумя – потому что). Если ученик ошибся, учитель поправляет.

Слово учителя: Те ребята, которые комментировали (3 человека), уходят на самостоятельную работу и зажигают зеленые светофорчики.

Учитель дает им раздаточный материал (приложение 1). Самостоятельная работа учащихся.

II этап объяснения нового материала.

С учителем работают ученики, не усвоившие тему.

Слово учителя: А как мы пишем НЕ с существительными, если слово без НЕ не употребляется? (дети отвечают). Если мы образовали новое слово и смогли подобрать синоним. Как пишем НЕ с существительными? (дети отвечают). А если есть противопоставление с союзом А и антоним, если есть отрицание и слова, усиливающие отрицание? (дети отвечают). (Если дети ошибаются, учитель поправляет).

  1. Вот задание. Правильно сделает самый внимательный. Записать предложение. Обозначить изученную орфограмму (слайд №23). Проверяем написанное, сверяя с экраном (слайд №24). У кого правильно, тот «уходит» на самостоятельную работу (работа с раздаточным материалом). Поставьте зеленые светофорчики (их «зажигают» учащиеся, которые ушли на самостоятельную работу, таких учеников стало больше, 11 человек работают самостоятельно).

III этап объяснения нового материала (для тех, кто ошибся).

Слово учителя: Сейчас с теми, кто ошибся, будем играть.

Работа с раздаточным материалом (на основе ЭОР, приложение 2). Учитель проецирует на экран готовый ЭОР (тестовое задание) с сайта ФЦИОР). Дети отвечают, объясняют орфограмму.

Физминутка для всех учеников.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

  1. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Слово учителя: Ребята, которые весь урок работали со мной, вам задание: прочитайте правило в учебнике, расскажите про себя правило, сверяя с учебником. И поработайте с карточками (учитель раздает раздаточный материал).

Дети самостоятельно читают параграф в учебнике, запоминают правило, сверяя свой ответ с учебником, записывают свои предложения в тетрадь с карточек  раздаточного материала, выделяют орфограмму (прил. 3).

В то время, как слабые ученики самостоятельно работают, учитель проверяет сильных учащихся, отключив их от самостоятельной работы. На экране проецируется готовый ЭОР (з.1 и з.2) с сайта ФЦИОР.

Контроль усвоения нового материала.

Контроль всех учащихся.

Слово учителя: Для чего мы выучили правило?

Дети отвечают: Чтобы им пользоваться.

Слово учителя: Давайте покажем, как мы умеем пользоваться новым правилом. Самые внимательные сделают задание без ошибок. Графический диктант. Напишите цифры от одного до десяти. Если слитно НЕ с существительным ставим плюс, если раздельно – минус.

Учитель диктует предложения.

  1. Оля - маленькая неряха.
  2. Ты мне не друг, а попутчик.
  3. Рассказать небылицу товарищу.
  4. Я люблю голубые незабудки.
  5. Выразить недоверие собранию.
  6. Ты большая неженка.
  7. Нерешительность вратаря подвела команду.
  8. Это дерево совсем не ель.
  1. Видна небрежность в одежде.
  2. На улице разыгралась непогода.

Сверяем с экраном (слайд №25).

Слово учителя: У кого правильно? Похвалите себя. Поставьте + на полях. Кто ошибся, тот ставит на полях точку.

Домашнее задание. Дается по степени усвоения нового материала. (слайд №26).

Рефлексия.

Слово учителя: Ребята, вам понравился урок? Достигли мы цели урока? Запомнили вы, как пишется НЕ с существительными? (дети отвечают). Молодцы! Урок окончен. Всем спасибо. (слайд №27).

Приложение №1.

Проверь себя! Синонимы с приставкой НЕ.

К данным словам подберите синоним с приставкой НЕ, например, БОЛЕЗНЬ — НЕДУГ.

Ложь - _________________;          Отсутствие свободы - _________________;

Ошибка - _________________ ;       Слабость - _________________.

Слова для выбора:

неправда, непосредственность, неуместность, несвобода, незадача, недуг, недоступность, недочет, непоседливость, неловкость, немощность

Проверь себя! НЕ – приставка и НЕ – часть корня.

Впишите в левый бок  слова, в которых НЕ является приставкой, а в правый – слова, в которых НЕ является частью корня:

(не)погода, (не)ожиданность, (не)фтяник, (не)лепость, (не)деля, (не)жность, (не)веста, (не)счастье, (не)босвод, (не)видаль.

НЕ – приставка

НЕ – часть корня

Проверь себя! Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

Впишите в левый бок  слова, в которых НЕ пишется слитно, а в правый – слова, в которых НЕ не является приставкой и пишется раздельно:

На улице (не)настье. Чувствовать (не)приязнь. Много (не)дочетов. (Не)котел варит, а стряпуха. (Не)серьезность поступка. (Не)жарко, а холодно.

Слитно

Раздельно

Проверь себя! Правописание НЕ с существительными. Объясните написание.

Объясните слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Объяснения вы найдете в нижнем блоке.

Неряшливость - ________________;   Не холод, а тепло - _________________ ; Нелепость - _________________; Неправда - ______________; Ненастье - _____________________  ;

Не сила, а слабость - _________________; Невоспитанность - _________________  .

Объяснение:

1. Можно заменить синонимом без НЕ.

2. Без НЕ не употребляется.

  1. Есть противопоставление.

Проверь себя! Синонимы с приставкой НЕ.

К данным словам подберите синоним с приставкой НЕ, например, БОЛЕЗНЬ - НЕДУГ

Горе - ______________;   Враг -  _______________; Подозрительность - _______________ ; Изъян - _________________;   Вымысел - _________________.

Проверь себя! НЕ – приставка и НЕ – часть корня.

Впишите в левый бок  слова, в которых НЕ является приставкой, а в правый – слова, в которых НЕ является частью корня:

(не)брежность, (не)урожай, (не)вежда, (не)взгоды, (не)серьезность, (не)женка, (не)внимательность, (не)ряха, (не)покорность, (не)точность, (не)настье, (не)решительность

НЕ – приставка

НЕ – часть корня

Проверь себя! Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

Впишите в левый бок  слова, в которых НЕ пишется слитно, а в правый – слова, в которых НЕ не является приставкой и пишется раздельно:

На улице (не)погода. Ребенок (не)поседа. (Не)достаток образованности. (Не)печь кормит, а руки. (Не)преклонность характера. (Не)буря, а ураган. (Не)урожай картофеля.

Слитно

Раздельно

Проверь себя! Правописание НЕ с существительными. Объясните написание.

Объясните слитное и раздельное написание НЕ с существительными.  Объяснения вы найдете в нижнем блоке.

Непорядок - ______________ ;  Неточность - ______________ ;

Не работа, а забота - ______________; Неполадки - ______________ ;

Неприятель - ______________; Неровность - ______________ ;

Неурожай - ______________ ; Неуклюжесть - ______________.

Объяснение:

1. Можно заменить синонимом без НЕ.

2. Без НЕ не употребляется.

3.Есть противопоставление.

Приложение 2.

Дополните правила примерами. Поставьте их в нужное правило.

Есть существительные, которые всегда пишутся с НЕ раздельно:

например, не овощ

Существительные, которые без НЕ не употребляются, пишутся с НЕ только слитно:

например, неваляшка

НЕ МЕДВЕДЬ,   НЕ ДЕРЕВНЯ,  НЕВИДИМКА,  НЕНАСТЬЕ

Прочитайте пословицы. Как в них пишутся существительные с НЕ?

Умный человек с одного слова поймет, а не*вежде и сто слов не поможет. (слитно/раздельно)

Писать – не*языком чесать. (слитно/раздельно)

Языком молоть – не*дрова колоть. (слитно/раздельно)

Не*поседа портит беседу. (слитно/раздельно)

Дополните правила примерами. Поставьте их в нужное правило.

Слитно с НЕ пишутся существительные, которые можно заменить синонимами без НЕ, например: У леса находился лагерь неприятеля.

Раздельно с НЕ пишутся существительные, если в предложении есть противопоставление,

например: Славик был не приятелем, а просто хорошим знакомым.

От работы юная художница получала не удовольствие, а наслаждение.

Не счастье, а только беду принесло его решение покинуть родной город.

Прошлым летом со мной случилось несчастье.

В голосе отца слышалось неудовольствие.

Прочитайте пословицы. Как в них пишутся существительные с НЕ?

Не*воля счастья не дает. (слитно/раздельно)

Не*беда ошибиться, а беда не исправиться. (слитно/раздельно)

Не*правду порой хитрый сказывает, а обманывает. (слитно/раздельно)

Если нрав горяч, жди не*удач. (слитно/раздельно)

Приложение 3.

Проверь себя! Правописание НЕ с существительными. Объясните написание.

(подчеркните одной чертой почему, двумя — потому что).

(Не)работа сушит, а забота. Чувствовать (не)приязнь. Рассказывать (не)былицы. Слезы (не)годования. (Не)решительность действий. (Не)точность в ответе. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло. (Не)пером пишут, а умом. Лишний ум (не)помеха. Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник (не)работник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сыйфат темасын гомумиләштереп кабатлау

6 класста сыйфат темасын кабатлау...

сыйфат

сыйфат турында төшенчә...

Сыйфат темасы буенча контроль дәрес.

Рус мәктәбенең 7 нче сыйныфы өчен....

сыйфат

татар теле дәресләрендә  БДИга әзерлек рәвешендә үткәрелгән дәрес...

6нчы сыйныфта сыйфат темасын кабатлау. Презентация

Рус мәктәпләренең татар төркемендә татар теле дәресенә презентация...

6нчы сыйныфтагы рус төркемнәре өчен татар теленнән дәрес эшкәртмәсе. Сыйфат. Сыйфат дәрәҗәләре.

6нчы сыйныфтагы рус төркемнәре өчен татар теленнән дәрес эшкәртмәсе. Сыйфат. Сыйфат дәрәҗәләре....

: Сыйфат. Сыйфат дәрәҗәләре.

Сыйфат.Сыйфат дәрәҗәләре....