программа кружковой работы по теме чувашский фольклор
методическая разработка (10 класс) по теме

Смирнова Маргарита Анатольевна

Введение:

Гуманистическая направленность и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и развития чувашской школы, находящейся в неразрывной связи с единым общероссийским образовательным пространством. Эти принципы  нашли развитие и конкретизацию, а также определенную реализацию  законодательных актах нашей республики, определяющих пути совершенствования всей образовательно-воспитательной работы, -  Законе об образовании РТ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_kruzhkovoy_raboty.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхнеколчуринская СОШ»

Алькеевского района РТ

Смирнова М.А.

руководитель кружка

«Чувашский фольклор»

Верхнее Колчурино-2012 г.

Введение:

Гуманистическая направленность и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и развития чувашской школы, находящейся в неразрывной связи с единым общероссийским образовательным пространством. Эти принципы  нашли развитие и конкретизацию, а также определенную реализацию  законодательных актах нашей республики, определяющих пути совершенствования всей образовательно-воспитательной работы, -  Законе об образовании РТ.

                                         

                                            Цели:

1.Изучение богатства и многообразия материальной культуры чувашского народа.

2.Изучение материальной и духовной культуры родного народа.

Задачи:

  1. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре.
  2. Приобщение учащихся обычаям и традициям родного края.
  3. Приобщение воспитанников к эстетическим и нравственно- этическим ценностям своего народа.

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Программа кружка « Чувашский фольклор»  по содержательной, тематической направленности является  художественно-эстетической); по функциональному предназначению -  учебно-познавательной и  общекультурной, ; по форме организации- кружковой, ;  по времени реализации –  длительной подготовки.

Программа  предназначена школьников (до 15  лет), для обучающихся  школе,  а также  и направлена на обеспечение дополнительной теоретической  подготовки по чувашской филологии и культуры родного края

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся  к общечеловеческим ценностям через собственное творчество . Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях ,знакомит с историей родного края), формирует чувство гармонии.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над проектом, при подготовке к олимпиаде и другие творческие работы.

В соответствии с  концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 144 часа. Периодичность занятий  2 раза в неделю .

Логика освоения учебных тем определяется задачами обучающими, развивающими, воспитательными.

Все образовательные блоки  предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей. 

Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.

Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с образовательной программой курса.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ раздела темы

Название разделов и тем

Вид занятий

Количество часов

теория

практика

Всего

1

История чувашского народа. Ознакомление с устным народным творчеством. Что такое фольклор.

Рассказ учителя. Прослушивание кассет.

5

5

10

2

Устное народное творчество-мастерство пения, народная мудрость. Одежда и быт чувашского народа.

Работа с книгами над темой «Устное народное творчество». Сбор материалов.

5

10

10

3

Чувашский фольклор-это жизнь и история нашего народа.

Пение песен. Чувашские детские игры. Элементы игр.

5

10

10

4

Календарные праздники чувашского народа: Чуклеме, сурхури, серен, улах и т. д.

Постановка игр. Пение детских песен.

4

10

10

5

Чувашский фольклор в современной жизни.

Участие на вечерах, декадах чувашского языка и литературы, на концертах.

5

10

10

6

Тесная связь с нашими бабушками и дедушками. Сбор материала.

Сбор материала по фольклору.

4

10

10

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ТЕХНОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

I раздел.

 История чувашского народа. Ознакомление с устным народном творчеством.

Теоретические занятия проходят в виде лекций, встреч, чаепитий на тему «Ознакомление с устным народным творчеством».

Экскурсии в музей и «Сувар» Спасского района ,П.П.Хузангая, Чувашско- Бурнаевская  СОШ.

Темы для самостоятельной работы. Прослушивание народных песен. «Песня- душа народа».

Средства обучения: магнитофон, рассказы педагога, экскурсоводов.

Литература по теме для учащихся.

  1. Чаваш халах самахлахе.Юрасем. Шупашкар 1978 с.
  2. Юмарт Г.Ф. Чаваш юмахсем. Шупашкар 1982 с.

2 раздел.

Устное народное творчество- народная мудрость. Одежда и быт чувашского народа.

Теоретические занятия: Занятия- встречи, занятия- вечера на тему «Устное народное творчество».

Экскурсии: в краеведческие музеи  школ, Хузангаевской, Борискинской,Чув-Бурнаевской  СОШ

 Темы для самостоятельной работы: чтение книг, прослушивание песен, просмотры видеофильмов на тему «Чувашские подвижные игры».

Средство обучения: рассказы педагогов и экскурсоводов, аудио видео – техника.

Литература по теме (для учащихся)

  1. Культура чувашского края. Чебоксары, Чувашское книжное издательство 1994 г.
  2. В.В. Данилов, Б.В. Павлов. История и культура Чувашской республики. Чувашский республиканский институт образования. Чебоксары 1996 г.
  3. О. Г. Кульев. Таван ен культури. Чувашское книжное издательство 2002 г.

3 раздел.

Чувашский фольклор- это жизнь и история нашего народа.

Теоретические занятия: занятии- семинары, занятия- лекции «История чувашского народа».

Экскурсии: краеведческие музеи Старо-Матаковская СОШ, Юхмачинская СОШ.

Темы для самостоятельной работы. Просмотр видеофильмов с выступлениями фольклорных прослушивание народных песен.

Литература по теме (для учащихся)

  1. Чаваш самахлахе. I, III, IV томсем, Шупашкар 1978 с.
  2. Чаваш самахлахе, 10 класан веренупе вулав кенеки, I пай, Шупашкар 1993 с.

4раздел.

Календарные праздники чувашского народа:Уяв , Акатуй ,Манкун ,Сурхури,

Теоретические занятия: занятия- лекции, занятия- семинары, занятия-вечера «Праздники, праздники …»

Экскурсии: Чувашский республиканский краеведческий музей в г. Чебоксары.

Темы для самостоятельной работы: «Сурхури уяв», «Пиво-варение», Чувашская свадьба »- воспоминание бабушек.

Средство обучения: чтение, участие в школьных мероприятиях.

Литература по теме (для учащихся)

  1. Чаваш самахлахе, X класен веренупе вулав кенеги, I пай, Шупашкар 1993 с.
  2. ЧГУ им. Ульянова, чаваш ачисен уявсенчи вайи- кули, Шупашкар 1999 с.

5 раздел.

Чувашский фольклор в современной жизни.

Теоретические занятия: занятие-встреча с О.В.Мурзин.

Экскурсии: экскурсия в ДК

Темы для самостоятельной работы: «Что такое чувашский фольклор». «Фольклористы чувашского народа». «Как видна связь современной жизни с фольклором?». «Постановка игр».

Средство обучения: рассказы педагогов, чтение книг.

Литература по теме (для учащихся)

  1. Чаваш халах самахлахе, II-V тома, Шупашкар 1978- 2002 сс.

6 раздел.

Тесная связь  нашими бабушками, дедушками. Сбор материалов фольклора.

Теоретические занятия: уроки-лекции «Что такое фольклор и материалы?», занятия-семинары «Обработка материалов», ознакомление со сценариями к календарным праздникам. Занятия с бабушками и дедушками. Постановка праздников.

Экскурсии: выход на природу. Постановка чувашских игр на природе. Постановка весенних праздников на природе.

 Темы для самостоятельной работы:

 Рефераты:

 «Игры бабушек»

«Бабушки веселее внуков»

«Пожелание бабушек»

«Обряды наших бабушек»

«Народные песни»

Средство обучения: рассказы бабушек и дедушек, вечера с бабушками, рассказы педагога дополнительного образования.

Литература по теме (для учащихся)

  1. О.Г. Кульев. Таван ен культури, Чаваш кенеки издательстви. Шупашкар 2002с.

4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

  Проведение праздников, вечеров, игровых программ. Выходы в музеи, театры. Участие в выставках, ярмарках, делах учреждения, района, города, республики и т.д.

№№ пп

Содержание

Ответственность

1.

«Уяв»чувашский праздник

Смирнова М.А.

2.

Разучивание чувашских песен и танцев.

Смирнова М.А.

3.

Исследовательские работы

Смирнова М.А.

4.

Выступление фольклорной группы «Нарспи»

Смирнова М.А.

5.

Отчетное выступление кружковцев. Чувашские народные песни и игры.

Смирнова М.А.

  Проведение родительских  праздников. Индивидуальные собеседования.

6. РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

Один час занятий – 60 минут, из которых 45 минут – работа с детьми, 15 – перерыв для детей.

Понедельник- 14.00- 16.00

Среда- 14.00- 16.00

Прогнозируемый результат:

  1. Совершенствование системы воспитания учащихся  через чувашское народное творчество;
  2. В результате работы по программе кружка «Чувашский фольклор» обучающиеся

должны знать: историю родного края, обычаи наших бабушек и дедушек, календарные праздники чувашского народа.

должны уметь: _петь народные песни, ставить чувашские народные игры по сценарию.

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  (автор, название книги, место и год издания).

1).В.Д. Данилов, Б.И. Павлов. История и культура Чувашской Республики. Чувашский Республиканский Институт Образования. Чебоксары,1996г.

2).М.И. Скворцов. Культура Чувашского края. Чувашское книжное издательство. Чебоксары 1994г.

3).О.Г. Кульев. Таван ен культури. Чаваш кенеке издательстви. Шупашкар,2002с.

4).Н.Г.Иванова, В.П.Никитин. Чаваш самахлахе.1 пай.Чаваш кенеке издательстви. Шупашкар,1993с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы "Юные кулинары" -6 класс

Кружковая работа по предмету технология может проводиться через внеклассную работу и внеурочную деятельность. При организации кружка «Юные кулинары», учитывалось прежде всего, желание учащихся научить...

Программа кружковой работы по музыке "Юные гитаристы"

Занятия в музыкальных кружках пробуждают у ребят интерес к хоровому, вокальному, инструментальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру...

рабочая программа кружковой работы по ПДД

Тематический план кружка по изучению ПДД...

Программа кружковой работы на тему "Семья"

ГБУСОН РО Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Каменск-Шахтинского.             Программа  кружковой р...

Программа кружковой работы на тему "Семья"

ГБУСОН РО Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Каменск-Шахтинского.             Программа  кружковой р...