«Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова».
план-конспект урока (5 класс) на тему

Бедовлетова Сайран Секкалиевна

урок литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_5_klasse.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема   урока:  «Бородинская битва и русский солдат в изображении  М.Ю.Лермонтова».

 Класс :             5

Цели урока: 1) наблюдение за развитием сюжета и поведением    героев; выделение ключевых мотивов для характеристики текста, составление сценария  диафильма в малых группах;  

                      2)развитие творческого воображения;

                      3)воспитание гордости за Отечество, уважения к великому прошлому России и героям- защитникам.

Оборудование: историческая карта « Великая Отечественная война 1812 года», фрагмент аудиозаписи стихотворения, список  непонятных слов, тесты, иллюстрации к стихотворению, титры.

                   

                          План урока:

1.Оргмомент.

2.Сообщение  темы, цели урока .

3.Работа над основным материалом.

    а) Вступительная беседа учителя с использованием эпиграфа, сопровождающаяся  сообщениями  учащихся.

    б) Работа по карте «Великая Отечественная война 1812 года»

    в) Работа в тетрадях с записью высказываний М.Ю.Лермонтова и А.П.Ермолова.

    г) Прослушивание  аудиозаписи стихотворения.

   д)  Работа над списком непонятных слов.

   е)  Физминутка.

    ж) Работа с учебником. Составление цитатного плана.

    з)  Создание диафильма

4 Подведение итогов урока ,домашнее .задание.

5.Оценивание работы учащихся на уроке.

.

.

        

                     

                             

                          Ход  урока:

1.Организационный  момент.

   Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о смелости, бесстрашии, подвиге, воинском долге защиты Отечества, связи  поколений.

2.Сообщение темы, цели урока.

  Тема нашего сегодняшнего урока: «Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова».Мы проведем наблюдение за развитием сюжета и поведением героев, выделим ключевые  мотивы для характеристики текста, поработаем  над созданием диафильма.

3.Работа над основным материалом.

    а ).Вступительная   беседа  учителя  с использованием эпиграфа, сопровождающаяся сообщениями учащихся.

   Ребята, знакомо ли вам слово Бородино? Давайте попробуем восстановить ваши знания об этом событии. Но вначале обратимся к словам М.Ю.Лермонтова, служащим эпиграфом к уроку:

          « Москва, Москва… люблю тебя, как сын,

             Как русский,- сильно, пламенно и нежно.»

-Имеет ли отношение это высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?(  сообщение ученицы- 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино , деревне в 124 километрах от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона , который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы.)

-Что значило проиграть бой под Бородино? ( Открыть дорогу на Москву- значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства -сообщение ученицы-В русской армии , которой командовал М.Кутузов, отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной , икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит- России .Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все «за» и « против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней

уверенность в победе, так как русские войска остались непобежденными, ослабило ее наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в этой войне.

   

 

б). Работа по карте.

    Ребята, на карте «Великая Отечественная война 1812 года» крупным фрагментом  изображено это сражение. Покажите, где находится деревня Бородино? А как далеко Москва?

 История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.

    в).Работа в тетрадях: запишите замечательные высказывания М.Ю.Лермонтова и военачальника , героя Отечественной войны 1812 года А.П.Ермолова «У Бородино французская армия расшиблась о русскую!

     г).Прослушивание в записи стихотворения «Бородино»( приложение №1)

Ребята ,давайте внимательно  прослушаем текст стихотворения, обратим внимание  на темп, звукопись., порядок строф. Это нам пригодится , когда на уроке  мы будем работать над  составлением цитатного плана, созданием диафильма.

     д) Работа над списком непонятных слов.(приложение № 2 )

  А сейчас мы , ребята, проведем словарную работу .Здесь выписаны непонятные для вас слова и указаны их значения. Как вы думаете, к какой тематике их можно отнести? Правильно, большинство из них относится к военной тематике. Здесь  есть и иностранные слова. Из какого языка они к нам пришли?

     е) Физминутка.

«Поймай комара»: руки раздвигаются в стороны- делается вдох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу- делается выдох. На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Учитель говорит учащимся: « Медленно, медленно сводите руки ( не спугните комара) , произносите непрерывно звук «з-з-з», прихлопните комара, быстро разведите Куки в стороны, произойдет автоматический вдох».

«Гудение провода»:на доске написано сочетание букв: нунноннанненниннын .Произносите непрерывно это сочетание, берите короткий вдох, где вам удобнее, и продолжайте упражнение .Вскоре вы заметите, что появляется «второй» звук, непрерывный ,протяжный ,напоминающий гудение проводов. Звук «н» произносите так, как будто вы верхним кончиком языка, как молоточком, постукиваете о верхние зубы, легко, без нажима ,играя. Прислушайтесь к « гудению проводов». Теперь то же упражнение проделайте со звуком «м».

    ж)Работа с учебником. Составление цитатного плана.

Ребята, я просила вас дома ознакомиться с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова .Сейчас на уроке мы прослушали аудиозапись. Понравилось ли оно вам? Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?А какие художественные приемы  можно встретить в стихотворении? Правильно, это и сравнения, и метафоры,и риторические обращения. С какой целью поэт их использует? Верно, они позволяют с большей художественной

силой передать атмосферу боя, чувства русского воина-защитника Отечества.  А теперь давайте проследим за сюжетом произведения, выделим значимы

смысловые части и вместе с тем сами еще раз обратимся к славным страницам истории России. На  доске написаны пункты плана .Ваша задача -сопроводить цитатами эти пункты    

 1.Отступление ( « Мы долго молча отступали…)-3 строфа

 2. Выбор места сражения (« И вот нашли большое поле»)-4 строфа

 3. Ожидание боя (« Два дня мы были в перестрелке»)- строфы5,6

 4. Ночь перед сражением (« Прилег вздремнуть я у лафета»)- строфа7

 5. Клятва верности (« И умереть мы обещали»)- строфы8,9

 6. Описание Бородинского сражения (« Вам не видать таких сражений»)-строфы10-12

 7.Поле боя после сражения (« Тогда считать мы стали раны…»)-строфа13

    з) Создание диафильма.(приложение3)

   Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Здесь ваши иллюстрации к этому произведению. Чтобы  составить диафильм, вам нужно их последовательно расположить .Подумайте, каким кадром вы начнете ваш фильм и какую подпись под ним сделаете. Сделайте кадр с титрами к нему.(Титр-надпись на кадре, передающая слова действующих лиц или содержащая пояснительный текст в кинофильме, диафильме.) Прокомментируйте, пожалуйста, то, что у вас получилось. Молодцы!

  4.А подвести итог урока я предлагаю вам тестированием.(приложение4)

    В качестве домашнего задания  попробуйте сделать еще 2-3 кадра к диафильму или выучить наизусть отрывок  из стихотворения.

  5. Оценки за урок.

     Я хочу всех вас поблагодарить за активную работу на уроке. Все заслуживают оценки «отлично». Молодцы!

Муниципальное     общеобразовательное      учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 2  г. Новоузенска

  Саратовской    области »

 

Методическая   разработка   урока

литературы    в    5    классе

учителя    Бедовлетовой   С.С.

Стаж  педагогической работы   27  лет

     

     

   

             Новоузенск     2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Кроссворд "Бородинская битва"

Материал подготовлен для конкурса к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Презентация кроссворда с рисунком воспитанника....

Mодель урока : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»

Тема для модели урока : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»...

Урок : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»

Урок : «Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М. Ю. Лермонтова»...

Урок литературы в 5 классе "М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Изображение массового героизма русских солдат в Бородинском сражении"

Цель урока: познакомить  учащихся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»,  вспомнить, какие исторические события легли в основу этого стихотворения; проанализировать стихотворение; разв...

Героизм русских солдат в битве при Бородино. 5 класс

Разработка урока. М.Лермонтов. "Бородино" 5 класс...

Конспект урока литературы в 5 классе "Бородинская битва и русский солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино""

Данный материал представляет собой технологическую карту в соответствие с требованиями ФГОС....