Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса по программе Г.И.Беленького
рабочая программа (8 класс) по теме

Снегирева Марина Николаевна

Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе Г.И.Беленького составлена из расчета 68 часов. В Программе есть разделы: Пояснительная записка,  Учебно-тематический план, Содержание учебного предмета, Список литературы.В программе темы указаны поурочно, сформулированы требования к знаниям, умениям и практическому применению знаний по  разделам  и темам. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по литературе для 8А класса составлена на основе Государственного стандарта   2004 года,   Программы  общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». Авторы – составители Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская, О.М.Хренова / Лаборатория литературного образования Института общего среднего образования Российской академии образования. - Москва, «Мнемозина», 2006 год.    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

Программа по литературе   построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (ее образностью, отличиями от других видов искусства).  Сверхзадача курса в  8 классе  - приобщение школьников к эстетическим богатствам классической и новейшей литературы, воспитание их вкусов, интереса к чтению, культуры переживаний.

Основой изучения  литературы  остается чтение, эмоциональное восприятие и изучение художественных произведений. Вместе с тем,  8 класс вносит новые существенные элементы в литературное образование учащихся. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике, способам выражения авторского сознания, особенностям родов и жанров. Усложняются виды и формы самостоятельной работы учащихся: анализ художественного текста, сочинения, устные сообщения, развернутые ответы на вопросы.

 Ко времени обучения в 8 классе школьники достигают такого уровня начитанности, который позволяет делать первые серьезные обобщения литературного характера. В предыдущих классах ученики познакомились с понятиями: литературный герой, литературный характер, сюжет и построение произведения, изобразительно-выразительные средства языка, пейзаж, портрет, интерьер, роды и жанры литературы, художественное пространство и время. В 8 классе все эти понятия уточняются, углубляются, дополняются важнейшими теоретическим понятием художественного образа. Художественное произведение рассматривается как целостный объект, элементы которого составляют неразрывное единство и связаны идейно-тематической основой и авторским отношением к жизни и искусству. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный
  2. проблемное изложение
  3. частично-поисковый
  4. исследовательский

 

 Формы организации учебного процесса: дифференцированная и индивидуальная, полусамостоятельная и самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, зачеты.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: тесты, самостоятельные и творческие работы, сочинения, конспекты, диктанты литературоведческих терминов, кроссворды по литературным произведениям.

В 8А классе на уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, технология развития критического мышления.

Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ на изучение литературы в 8 классе отводится 68 уроков из расчета 2 часа в неделю. В том числе: классных сочинений – 4, домашних сочинений – 1. Программа для 8А класса рассчитана на 2 часа в неделю.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературы за курс 8 класса ученик должен знать/понимать:

·   образную природу словесного искусства;

·  содержание изученных литературных произведений;

·  основные факты жизни и творческого пути классиков;

·   изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

· выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

         ·  воспринимать и анализировать художественный текст;

·  определять род и жанр литературного произведения;

·  выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

·  характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

·   сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

·   выявлять авторскую позицию;

·   выражать свое отношение к прочитанному;

·  выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

·  владеть различными видами пересказа

Использовать приобретенные знания и  умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка

· участия в диалоге и дискуссии

· самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их художественной значимости

· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений

·  поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе в  справочной литературе, периодике, на телевидении, в ЦОР.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

8 класс (68 часов)

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Контрольные работы

1

Введение

2

2

Устное народное творчество. Народные песни

3

1

1

3

Русская старина

3

1

4

Литература XIX века

34

2

1

5

Литература конца XIX  -  начала XX века

7

1

2

6

Литература XX века

14

1

2

7

Из зарубежной литературы.

3

1

8

Повторение изученного

2

Итого

68

6

7

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс (68 часов)

  1. Введение (2 часа)

Урок 1. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.

Урок 2. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

Знать.  Отличие литературы художественной от  научной. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства

Уметь пересказывать научный текст; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Использовать в практической деятельности для использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).

  1. Устное народное творчество. Народные песни (3 часа)

Для чтения и изучения:

Урок 3. Исторические песни. Песня о Петре I, Ермаке, Пугачеве. Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы).

Урок 4. Лирические песни

«Породила меня матушка…», «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…» и другие (по выбору). Лирические песни как жанр народной поэзии. Выражение в них «горя и радости сердца». КР №1. Тест по УНТ.

Для самостоятельного чтения: К.Г.Паустовский. «Колотый сахар».

Урок 5. РР – 1. Стихи поэтов, ставшие народными песнями («Славное море, священный Байкал», «Среди долины ровныя», «Вечерний звон», «Вот мчится тройка удалая» и другие по выбору учащихся). 

Знать. Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы

Уметь  самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Использовать в практической деятельности для совершенствования духовно-нравственных качеств личности.

  1. Русская старина.  Древнерусская литература (3 часа)

Урок 6. Жития. Житие Сергия Радонежского (фрагменты). Житийный жанр в древнерусской литературе. Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

Урок 7. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты). Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка.

Урок 8. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.  

КР №2. Терминологический диктант.  

Знать. Ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и древнерусской литературы, понимать роль русского слова в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Уметь формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Использовать в практической деятельности для  совершенствования духовно-нравственных качеств личности.                                                                   

  1. Русская литература XIX века (34 ч.)

Урок 9. А.С.Пушкин. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции.

Урок 10, 11.  Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов.

Урок 12. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в ее характере.

Урок 13. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию.

Урок 14. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.

Урок 15. Роль и характер эпиграфов.

Урок 16. РР – 2. Изложение на основе литературно-художественных текстов (фрагмент повести «Капитанская дочка» - описание метели) с элементом сочинения характеристики образа героя.  

Знать. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Теория литературы: образ-характер.

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. Понимать роль русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки, написание изложений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

Художественный вымысел в литературе.

Для самостоятельного чтения: А.С.Пушкин. «Повести Белкина», стихотворения; М.И.Цветаева. «Мой Пушкин» (фрагменты).

Урок 17. КР № 3. Сочинение–характеристика образа героя по повести «Капитанская дочка».

Урок 18. Н.В.Гоголь.  Сатира в творчестве Гоголя.

Для чтения  изучения:

Урок 19. «Ревизор». Жизненная основа комедии.

Урок 20-21. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия.

Урок 22. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок.

Урок 23. «Ревизор» в театре и кино. РР – 3. Домашнее сочинение – монолог литературного героя. Высказывания героев, ставшие афоризмами.

Знать. Общечеловеческое значение характеров в комедии. Теория литературы: драматическое произведение, комедия. Сатира и юмор в драматическом произведении. Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней.

Уметь характеризовать героев пьесы, сопоставлять героев, работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Использовать в практической деятельности  для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения.

Урок 24. КР № 4. Сочинение – обобщающая характеристика группы героев по комедии Н.Гоголя «Ревизор».

Для самостоятельного чтения:  «Женитьба».

Урок 25. М.Ю.Лермонтов. Певец Родины и свободы.

Урок 26. Лирика: «Кавказ», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!», «Сосед», «Пленный рыцарь», «Завещание». Мотивы вольной кавказской природы.

Урок 27. Символический образ тюрьмы и узничества в лирике.

Урок 28. Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении «Завещание», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога.

Урок 29. «Мцыри». «Мцыри» - любимый идеал Лермонтова» (В.Г.Белинский).  

Урок 30. Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.

Урок 31. «Упругость, энергия стиха» (В.Г.Белинский). Чтение отрывка наизусть.

Для самостоятельного чтения:  «Желание», «Узник», «Соседка» и другие стихотворения (по выбору учащихся), «Боярин Орша».

Урок 32. КР № 5. Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Знать/ понимать связь литературных произведений с эпохой их написания.  Роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.

Уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, находить изобразительно-выразительные средства языка.

Использовать в практической деятельности для написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения,  для выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.

Урок 33. И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы писателя.

Урок 34. «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность.

Урок 35. Сложность характера Аси.

Урок 36. Драма рассказчика, обреченного на одиночество.

Урок 37.  Поэтическая атмосфера повести.

Знать. Приемы психологической характеристики героев.

Уметь формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка. Использовать в практической деятельности умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

 Для самостоятельного чтения: «Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».

Урок 38. Л.Н.Толстой.  Писатель как поборник суровой правды жизни.

Урок 39. «После бала».  Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.

Урок 40. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Урок 41.. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении.

Знать. Теория литературы: литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения; антитеза как способ построения произведения. Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней. Уметь характеризовать героев художественного произведения, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, находить изобразительно-выразительные средства языка. Использовать в практической деятельности для совершенствования духовно-нравственных качеств личности, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки.

Для самостоятельного чтения: «Хаджи - Мурат».

Урок 42. В.Г.Короленко. Гуманизм писателя.

Для чтения и изучения:

«Парадокс». Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков и его причины.

Урок 43. «Огоньки» - поэтическая миниатюра, утверждающая веру в светлые начала жизни.

Для самостоятельного чтения: «Мгновение».

  1. Русская литература XIX – начала ХХ века (7 ч.)

Урок 44. И.А.Бунин. Лирика и проза писателя.  

Урок 45.Рассказ «Сверчок». Прием противопоставления в рассказе, его значение.

Урок 46. М.Горький. Вера писателя в человека.

Урок 47. «Песня о Соколе». Символико-аллегорический смысл «Песни».

Урок 48. Ее композиция, ритмика, интонационные особенности. РР – 4. Сочинение стихотворения в прозе (домашнее).

Урок 49. «Заветы отца». Смысл сказок Горького.

Знать. Теория литературы: конфликт в художественном произведении.

Уметь  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, совершенствования духовно-нравственных качеств личности.

Урок 50. Вн. чтение: «Ма-аленькая», «Дед Архип и Ленька», «Страсти – мордасти», «Сказки об Италии»  (по выбору учащихся).

  1. Литература ХХ века (14 ч.)

Урок 51. Н.Н.Заболоцкий. Сведения о жизни поэта. «Я воспитан природой суровой», «Журавли», «Птичий двор», «Не позволяй душе лениться».

Урок 52. Одухотворенность природы, единство с ней человека. Труд души, истинная красота человека. Глубина, философичность, афористичность лучших стихотворений поэта.

Знать. Юмор. Языковые средства выразительности.

Уметь выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения.

Использовать в практической деятельности для письменного  анализа стихотворения.

Урок 53. К.Г.Паустовский. Лиризм прозы писателя.

Урок 54. «Телеграмма». Проблема истинной человечности в рассказе (Настя в отношении к матери и скульптору Тимофееву).

Урок 55. Композиция рассказа (роль «ленинградских» страниц). Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя (ср. с «Золотой розой»).

Знать. Теория литературы: юмор; роль воображения в художественном творчестве. Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней.

Уметь определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, писать реферат на литературные (и общекультурные) темы.

Использовать в практической деятельности для владения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки.

Для самостоятельного чтения: «Снег», «Бриз», «Белая радуга», «Разливы рек» (по выбору).

Урок 56. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Василий Теркин» История создания и композиция поэмы.  

Урок 57.   Главы «Переправа», «О награде», «Гармонь».  Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Тема «большой» и «малой» родины.

Урок 58.  «Два солдата», «Кто стрелял», «Смерть и воин», «От автора» Народно - поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы Вов и наше время.

Знать. Теория литературы: образ автора в художественном произведении. Традиции УНТ в литературе -  понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.

Уметь характеризовать героев поэмы, сопоставлять героев нескольких произведений, находить изобразительно-выразительные средства языка.

Использовать в практической деятельности для совершенствования духовно-нравственных качеств личности, формулирования собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценки, для написания сочинения на тему, связанную с тематикой, проблематикой произведения.

Для самостоятельного чтения: «Василий Теркин» (полный текст).

Урок 59. КР № 6. Сочинение по поэме А.Твардовского «Василий Теркин»

Урок 60. В.М.Шукшин. Сведения о жизни писателя. «Микроскоп». Человек с «чудинкой» («чудик») как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знанию. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Урок 61. «Дядя Ермолай». Причина, по которой дядя Ермолай серьезно относится к легкомыслию юных героев рассказа. Вопрос о смысле жизни таких людей, как Ермолай.

 «Солнце, старик и девушка». Подвиг или равнодушие героя? Для самостоятельного чтения: «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и другие рассказы (по выбору учащихся). РР – 5. Эссе как вид сочинения по литературе (домашнее сочинение-эссе).

Урок 62. Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Русский огонек», «О Московском кремле», «Старая дорога», «Посвящение другу», «Зимняя песня», «Журавли», «До конца».

Патриотический характер лирики поэта. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».  

 Знать/ Понимать авторскую позицию и свое отношение к ней.

Уметь  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, писать реферат на литературные (и общекультурные) темы. Использовать в практической деятельности -   отвечать на вопросы по  прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа.

Урок 63. КР № 7. Тема семьи в русской литературе. Письменный анализ стихотворения.

  1. Из зарубежной литературы (3 ч.)

Урок 64. Литература эпохи Возрождения

В.Шекспир. Слово о драматурге. «Ромео и Джульетта» (сцены). Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви.

Знать. Теория литературы: трагедия. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному тексту; вести диалог

Использовать в практической деятельности для формирования эстетического вкуса.

Урок 65. РР – 6. Устное сочинение дискуссионного характера.  «Сила чувства юных героев, их преданность друг другу».

Урок 66. М.Сервантес. Слово о писателе. «Дон Кихот» (главы). Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Санчо Панса. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

Урок 67-68. Повторение изученного. Рекомендация литературы на лето  (2ч.)

Развитие речи – 6 ч. (из них 3 ч. домашних сочинений)

Контрольных работ – 7 ч.

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

КР №1. Тест по УНТ. (сент.)

КР №2. Терминологический диктант.  (окт.)

КР № 3. Сочинение–характеристика образа героя по повести «Капитанская дочка». (Нояб.)

КР № 4. Сочинение – обобщающая характеристика группы героев по комедии Н.Гоголя «Ревизор». (Дек.)

КР № 5. Сочинение по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».(Янв.)

КР № 6. Сочинение по поэме А.Твардовского «Василий Теркин» (Март)

КР № 7. Тема семьи в русской литературе. Письменный анализ стихотворения. (Май)

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Беленький Г.И. Литература 8 класс. Методические советы. – М., «Просвещение», 2009
  2. Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы  уч-ся по литературе. 8 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
  3. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 8 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2010.
  4. Волков С.В.. Я иду на урок. Книга для учителя. Литература 8 класс. – М., «Первое сентября», 2009
  5. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс – М., «ВАКО», 2008
  6. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература 5-8 классы. Тесты. – М., «Дрофа», 2006
  7. Мещерякова  М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: Рольф, 2008.
  8. Н.В. Егорова Поурочные разработки 8 класс. -  М.: Вако, 2007.
  9. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 8 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
  10. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. и др. Литература в 8 классе: Урок за уроком. - М.: «Русское слово», 2007

Мультимедийные пособия

1.«Уроки литературы Кирилла и Мефодия» (7-8 классы).

2. «5 баллов. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки»

3. DVD-диски с экранизациями художественных произведений, изучаемых в 8 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе. 11 класс. По программе В.Я.Коровиной

Рабочая программа рассчитана на работу в общеобразовательных классах....

Рабочая программа по литературе. 9 класс. По программе Г.И.Беленького.

Развернутое планирование представляет собой материал, содержащий сведения по формам и методам работы, необходимым  для усвоение знаниям и умениям - предметным и метапредметным, а так...

Рабочая программа по литературе 10 класс по программе В.Г.Маранцмана

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной (М.: Просвещение)

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго по­коления...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 класс по программе В.Я.Коровиной

Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потреб­ностями имеет художественная литература. Курс ли­тературы в ...

Рабочая программа по литературе 5 класс по программе Г.И. Беленького

Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к учащимся, календарно - тематическое планирование, содержание ........