Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.
статья по теме

Денега Светлана Викторовна

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы  в школе III  и IV вида. 

        «Профессия учителя не терпит шаблона,                                                                                                                                              отставания от требования времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего…»

                                                   Ш. Амонашвили.

 (Денега С. В., учитель специальной коррекционной школы-интерната IV вида г.Владимира).

        Современная школа готовится к переходу на новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) второго поколения, с ключевыми положениями которых уже сейчас можно познакомиться.

Цитата: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию

Концепция развития УУД была разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) под руководством профессора МГУ А. Г. Асмолова.

УУД (в широком значении) – умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

УУД (в узком значении) – совокупность действий учащегося, обеспечивающих его способность к  самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 Виды УУД.

Личностные УДД: готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, определение человеком своего места в обществе и в жизни в целом, выбор ценностных ориентиров.

Регулятивные УУД:  умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные УУД: использование знаково-символических средств, действия моделирования, широкий спектр логических действий и операций, общие приёмы решения задач.

Коммуникативные УУД: умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Развитие системы УУД должно осуществляться в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка, а также с учётом его психофизических возможностей, что особенно актуально при работе с детьми в коррекционной школе.

Специально-предметные действия определяются содержанием конкретной учебной дисциплины.

      Цель педагога – создать условия для формирования УУД. Как это сделать? На мой взгляд, проанализировать «старые добрые» методы и приёмы, взглянуть на них с точки зрения формирования УУД,  в разумных пределах внедряя и новые современные технологии.

Такие предметы как русский язык и литература обеспечивают формирование всех перечисленных выше УУД. Это заложено в целях и задачах самих учебных программ. Работа со словом, с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения обеспечивает развитие знаково-символических действий и т.д.

Овладение коммуникативными универсальными учебными действиями особенно важно для слепых и слабовидящих школьников, поскольку у таких детей речь выполняет компенсаторную функцию. Слово корректирует признаки и свойства предметов, уточняет понятийный смысл в ходе усвоения понятий. Компенсаторная функция речи обеспечивает слепым и слабовидящим расширение возможностей познавательной деятельности, а также способствует более успешной адаптации в обществе. Поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственных текстов, умение работать в группе, коллективе на уроках словесности – всё это как нельзя лучше способствует овладению учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями.

Безусловно, новое время требует новых подходов в образовании, новых технологий, в том числе и компьютерных, или информационно-коммуникационных (ИКТ). ИКТ облегчают доступ к информации, дают возможность для индивидуализации и дифференциации обучения, способствуют активизации процесса обучения, реализации идей развивающего обучения. Наряду с уже традиционными презентациями, видеороликами, фонохрестоматиями и т. д. всё большую популярность среди слепых и слабовидящих школьников приобретают флэш-плееры, с помощью которых они с большим удовольствием слушают аудиокниги.

 Ребёнку должно быть интересно учиться. Современной школе по силам выполнить эту задачу. Главное: не забывать, что «учитель в нашем обществе – это человек из будущего».

Литература: 1) «Педагогическое обозрение» №9, 2010 (106) – ФГОС второго поколения. Ключевые положения.

2) В. П. Ермаков, Г. А. Якунин «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения», М., Просвещение, 1990.

     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена формированию УУД на уроках русского языка и литературы...

Статья "Методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы в классах С(К)О VII вида "

Статья  " Обучение русскому языку и литературе в С(К)О классах VII вида."...

Работа по формированию УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения ...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в  коррекционной школе  III-IV вида для слепых и слабовидящих детей...