"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"
элективный курс (8 класс) по теме

Сибгатуллина Рафида Дамировна

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи.

     Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

      По Ожегову С. И.: «Нравственность-это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

        Эмоционально- чувственное развитие ребенка выступает как одно из важных  условии его адаптации в обществе, успешное взаимодействие с окружающим миром. Работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у учащихся связана с их знакомством с поэзией, музыкой, мировой художественной культурой, а также с народным фольклором, обычаями традициями народа, с творчеством национальных поэтов и писатели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский Центр внешкольной работы»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества ЗМР РТ» 

Пути повышения эффективности деятельности  педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент  в условиях взаимодействия культур

народов Поволжья

по материалам Открытых педагогических чтений  

педагогов дополнительного образования

Г.Зеленодольск

2012 год

Нравственное воспитание учащихся на основе музейной педагогике.

Сибгатуллина Р.Д.

Учитель татарского языка и литературы МБОУ Средняя общеобразовательная школа №11 с

углубленным изучением отдельных предметов Зеленодольского муниципального района

      Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи.

     Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

      По Ожегову С. И.: «Нравственность-это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

        Эмоционально- чувственное развитие ребенка выступает как одно из важных  условии его адаптации в обществе, успешное взаимодействие с окружающим миром. Работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у учащихся связана с их знакомством с поэзией, музыкой, мировой художественной культурой, а также с народным фольклором, обычаями традициями народа, с творчеством национальных поэтов и писатели.

      Нравственное воспитание личности ребёнка - одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

     Нравственное воспитание является процессом, направленном на целостное формирование и развитие  личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувство патриотизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

     Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

         Успех нравственного воспитания детей зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям.  

    Развитие личности – важнейшая задача современного образования. Общество требует проявления у человека таких социально значимых качеств, как готовность к творческой деятельности, самостоятельность, ответственность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. Совершенно очевидно, что реализация внеурочной деятельности в практике школы, отвечает требованиям современной жизни.

Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото - видеокопилку.

     Основные плюсы и положительные стороны использования ИКТ в работе: наглядность, доступность, относительно низкие затраты на оборудование, сокращение временных затрат на подготовку наглядности, эстетичность и др.

Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.

Поиски новых подходов к организации образовательного процесса за рамками школьного урока направлены на формирование личности, обладающей высокой эрудицией, физическим и психическим здоровьем, способным, в перспективе, трудиться в любой сфере, а, следовательно, должны давать возможности для развития данных способностей.

    Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

   Необходимо всегда помнить, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми.

Ценностное отношение к народному творчеству, является основой нравственного воспитания личности.                  

         Школьный музей является  одной из форм  дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей  активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, оформления и пропаганды материалов источников по истории, культуре природе, имеющим воспитательную и научно-познавательную ценность.           Школьный музей содействует приобщению школьников к поисковой работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно- нравственных ценностей. И сегодня, и в далёком будущем нам нужно постараться сохранить то доброе и хорошее, что было у нашего народа. Чтобы хоть немного понять и почувствовать, как жили, за что переживали и чему радовались наши далёкие предки, наши прабабушки и прадедушки, поэтому в школах работают музеи, краеведческие уголки.

        Наш музейный уголок играет большую роль в воспитательной работе. При помощи собранных в музее экспонатов и материалов мы направляем учеников на активную деятельность, тем самым  воспитываем в них такие качества как любовь и уважение к культуре, быту, истории, нравам традициям и обычаям, как русского, так и татарского народов.

       Цель нашего музея: ознакомить учащихся с татарской культурой, литературой, творчеством  выдающихся земляков.

       Школьный музей играет большую роль в воспитании национального самосознания учеников, любви к Родине, родному краю, уважение, памяти прошлом своего народа, а также уважение к достижениям настоящего.     Основной формой учебно-воспитательного процесса в школе является урок, поэтому материалы школьного музея, прежде всего, должны использоваться на уроке.

        Методика использования материала разнообразна. Урок можно, например, провести наглядным  методом с использованием материалов музея, Можно провести урок непосредственно в музее, или использовать его отдельные экспонаты, принеся их в класс.

      Экспонатами музея пользуются учителя начальных классов и учителя татарского языка.

       Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории, и определяет будущее нашего народа.

     Подлинным  носителем национальной культуры является тот, кто хорошо познал её и способствует взаимообогащению своей национальной культуры, культуры других народов.          

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации как инновационный метод повышения эффективности и качества обучения детей в отделении дополнительного образования на примере работы кружка "Бисероплетение"

В данной статье я хотела поделиться опытом работы по созданию презентаций и показать их роль как инновационного метода обучения детей. Я использую этот метод как на уроках технологии, так и на занятия...

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей, используемые в учреждении дополнительного образования....

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

Инвалидность – это ограничение в возможностях, обусловленное физическими, психологическими, сенсорными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалид...

«Дополнительное образование детей по математике в условиях детского оздоровительного лагеря»

Программы дополнительного образования в детском оздоровительном лагере направлены на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков...

Выступление на августовском совещании работников образования «Пути повышения эффективности физкультурного образования обучающихся в условиях внедрения ВФСК ГТО

В 1931 году вводится Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО), который становится программной и нормативной основой системы физического воспитания для всей ст...