Тема урока «Кругом родные все места»… (по творчеству М.Ю.Лермонтова) (раздел Русская литература п.п.ХIХ века)
учебно-методический материал (6 класс) по теме

Сызранова Наталия Владимировна

Занимательная форма урока, самостоятельная подготовка учебного материала учащимися позволяют провести занятие интересно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок путешествие-исследование51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Кругом родные все места»… (по творчеству М.Ю.Лермонтова)

(раздел Русская литература п.п.ХIХ века)

Тип урока: комплексное применение умений и навыков, урок внеклассного чтения.

Форма урока: путешествие-исследование.

Особенности урока: урок-путешествие.

Цели урока:

познакомиться с родным местом поэта - Тарханами, с историей этого имения, узнать и пронаблюдать, как связаны отдельные эпизоды жизни-поэта с имением Тарханы, как они отразились в творчестве поэта; узнать, какие события, радостные и грустные, произошли с поэтом в этом имении; открыть для себя Лермонтова-поэта; понять истоки его грусти и печали; продемонстрировать умение выразительного и вдумчивого чтения стихотворений; уметь четко излагать материал; почувствовать красоту русской природы, полюбить, понять, насколько тесны семейные узы; развить в себе чувство любви к родителям; воспитать чувство любви к родителям, чувство патриотизма и гордость за родную землю, которая подарила миру такого талантливого поэта, как М.Ю.Лермонтов.

Развивающие цели: связь с психологий: развитие памяти, мышления, навыков связной  монологической речи.

Интеллектуальные цели: интегрированная связь с живописью, музыкой, историей, умение обобщать, анализировать, работать на ассоциациях, аналогии.

Оборудование урока: презентация с портами поэта и членов его семьи, выставка книг поэта и выставка книг о поэте, фотографии родового имения поэта Тарханы, музыкальное сопровождение.

Методы обучения: организация и самоорганизация учебной деятельности, словесные методы, наглядные и иллюстративные методы, проблемно-поисковые, репродуктивный, эвристический, учебная деятельность под руководством учителя, монологическая речь обучающихся.

Ход урока.

  1. Этап организационный.

Обучающиеся распределяются по группам, согласно подготовленному материалу (домашнее задание опережающее).

  1. Этап подготовительный.

Учитель.

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни, со взлетами вдохновения и горечью разочарований.

Ученик.

М.Ю.Лермонтов родился в Москве 3 октября 1814 года. Ребенком он был увезен в Тарханы, в имение бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.

Прекрасны вы, поля земли родной,

Еще прекрасней ваши непогоды;

Зима сходна в ней с первою зимой,

Как с первыми людьми ее народы!..

Туман здесь одевает неба своды!

И степь раскинулась лиловой пеленой,

И так она свежа, и так родня с душой,

Как будто создана лишь для свободы…

Учитель

Определим тему урока, цели.

Ясным морозным утром, когда искрятся на солнце застывшие в безмолвии снежные волны; теплым майским вечером, когда белым облаком покрываются в садах яблони и вишни и в зарослях сирени щебечут птицы; по осени, когда шелестит под ногами золото опавшей листвы и высоко в небе пролетает клин журавлей; июньским днем, когда воздух густо напоен ароматом лесной ягоды и свежескошенного сена – в любое время года, в любую погоду прекрасна светлая страна детства поэта – Тарханы. (Слайд)

Ученик

Тарханы…Степной пензенский край, уголок России. Здесь прошли детские и отроческие годы Михаила Юрьевича Лермонтова, лучшая половина его короткой 27-летней жизни. Вновь и вновь, в минуты радости, а чаще печали Лермонтов возвращается сюда:

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, - памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные все места…

Ученик.

Тарханское имение принадлежало бабушке поэта; она купила его в 1794 году. История села начинается с челобитной чембарских помещиков Петру I, когда в 1701 году 26 служивых людей просили государя выделить им во владение местные пустующие земли. Первое название села – Долгоруково, в честь владельца. Потом оно называлось Никольское (по названию церкви). Но уже с ХIII века чаще стало назваться Тарханами, потому что местное население, крестьяне, кроме хлебопашества имели промысел: скупали различные ходовые товары и продавали их. Мелкая торговля такого рода называлась «тарханство», а крестьяне, ею занимавшиеся, - «тарханами».

Именно так называл село и Михаил Юрьевич. Зимою 1836 года он пишет Святославу Раевскому в Петербург: «Я теперь живу в Тарханах…у бабушки»… (слайд)

Ученик

Мой дом везде, где есть небесный свод,

Где только слышны звуки песен,

Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,

Но для поэта он не тесен.

До самых звезд он кровлей досягает,

И от одной стены к другой

Далекий путь, который измеряет

Жилец не взором, но душой.

Есть чувство правды в сердце человека,

Святое вечности зерно:

Пространство без границ, теченье века

Объемлет в краткий миг оно.

И всемогущим мой прекрасный дом

Для чувства этого построен,

И осужден страдать я долго в нем,

И в нем лишь буду я спокоен.

  1. Тропа «Исследование» (Слайды)

Учитель («Мозговой штурм»)

  1. Почему Лермонтов осужден на страдания в родном для себя доме?
  2. Почему в стихотворениях поэта звучит голос грусти, тоски?
  3. Чтобы понять душу поэта, его горечь нужно познакомиться с историей жизни семьи поэта.

Ученик.

        Елизавета Алексеевна Арсеньева происходила из старинного дворянского рода Столыпиных. Приобретя имение, она начала устраиваться крепко и основательно, «по-столыпински». За восточной окраиной села был построен одноэтажный барский дом, разбиты сады и парк…

        Сюда весной 1815 года вернулись из Москвы Юрий Петрович и мария Михайловна Лермонтовы с полугодовалым сыном Михаилом. С этого времени начинается для Михаила Лермонтова тарханская пора.

        Семейная жизнь в тарханском доме складывалась несчастливо. Под одной крышей сошлись несходные характеры: мечтательная, кроткая Мария Михайловна, властолюбивая Арсеньева, добрый, но вспыльчивый Юрий Петрович. Постоянные семейные ссоры подорвали и без того слабое здоровье Марии Михайловны. 24 февраля 1817 года она скончалась Мише в это время было два с половиной года.

        Ученик.

        В своем дневнике в 1830 году на одной из страниц Лермонтов написал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услышал ее, она не произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».

Учитель

А может быть, мотив, слова этой песни всплыли в памяти М.Лермонтова, когда он писал свою колыбельную, «Казачью колыбельную песню»?

Ученик (Можно включить запись песни, приглушив звук, чтобы слышать чтение ученика)

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой, старый воин,

Закален в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье.

Я седельце боевое

Шелком разошью…

Спи, дитя мое родное,

Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя ч выйду –

Ты махнешь рукой…

Сколько горьких слез украдкой

Я в ту ночь пролью!..

Чпи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.

Ученик

        После сметри жены Юрий Петрович возвращается в свое маленькое, не разделенное с матерью и тремя незамужними сестрами имение Кропотово в Тульской губернии. Сына оставляет в Тарханах, надеясь в ближайшее время забрать его к себе. Но богатая бабушка решает оставить внука при себе. Начинается долгий спор за ребенка. Решающим аргументом в споре стали деньги. Арсеньева пишет духовное завещание, в котором все имущество завещает внуку с тем условием, что он будет находиться при ней до совершеннолетия безо всяких на то препятствий со стороны отца или его родственников. Униженный и оскорбленный, Юрий Петрович отступился.

        Распря между родными, близкими людьми воспринята была ребенком как трагедия и отразилась в его творчестве.

Ученик.

Ужасная судьба отца и сына

Жизнь розно и в разлуки умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина!

Но ты свершил свой подвиг, мой отец,

Постигнут ты желанною кончиной;

Дай бог, чтобы, как твой, спокоен был конец

Того, кто был всех мук твоих причиной!

Но ты простишь мне! я ль виновен в том,

Что люди угасить в душе моей хотели

Огонь божественный, от самой колыбели

Горевший в ней, оправданный творцом?

Однако ж тщетны были их желанья:

Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страданья!

Учитель

        Убитый на чужбине и похороненный вдали от родных полей поэт не остался там навечно. В апреле 1842 года его прах был предан земле вторично – теперь на земле тарханской. В центре села Тарханы – сельская церковь Михаила Архангела и рядом с ней – часовнянад могилой поэта.

В 16 лет Лермонтов написал стихотворение, которое, как и многие другие, стало пророческим: (слайд)

Ученик

…Я родину люблю

И больше многих: средь ее полей

Есть место, где я горесть начал знать,

Есть место, где я буду отдыхать,

Когда мой прах, смешавшися с землей,

Навеки прежний вид оставит свой.

Учитель

И как бы выполняя последнее завещание поэта, шумит и склоняется над его последним пристанищем могучий дуб.

Ученик

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тень сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

  1. Подведение итогов.

(Желательно, чтобы ученики сами сделали выводы)

Все творчество М.Лермонтова доминирующей темой была тема одиночество, наверное, потому что любовь бабушки не смогла заменить любовь родителей. Место, где Михаил Юрьевич был по-настоящему счастлив – это имение Тарханы, где прошли детские беззаботные годы поэта. Любовь к Родине у поэта – это любовь именно к Тарханам.

  1. Рефлексия

Основные истоки творчества поэта.

Формирование характера будущего поэта.

Любовь к Родине.

  1. Выставление оценок, комментирование.
  2. Домашнее задание.

Выразительно чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус».

Письменный ответ на вопрос: каким образом тема одиночества нашла отражение в данном стихотворении.

        1. Лермонтовский заповедник "Тарханы": Док. и материалы, 1701-1924 /[Сост., подгот. текста и коммент. Фролова П.Ф.; Под ред. Полукаровой Л.В.]. - Пенза, 2001 
2. Этот край ... моя отчизна!: Лермонт. музей-заповедник "Тарханы" /[Общ. ред. Полукарова Л. и др.]. - М.: Воскресенье, 2002 
3. Мельникова Т.М. "И дышит непонятная святая прелесть в них...": Рассказы о реликвиях Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы" /Т.М. Мельникова. - Пенза, 2002. 
4. Сайт Государственного лермонтовского музея-заповедника 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 19 века» 5 класс

Контрольная работа по литературеРаздел «Русская литература 19 века» 5 класс ...

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)

Контрольная работа по литературе Раздел «Русская литература 20 века» (5 класс)...

М. Лермонтов. Кругом родные все места

М. Лермонтов. Кругом родные все места[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10641077","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"319"}}]] [[{"type":"media","...

Обобщающий урок по разделу «Русская литература XIX века».

Целью данного урока является повторение и обобщение изученного в данном разделе с использованием игровых технологий....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....

Конкурс открытых занятий. Тема "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М.Горького и И.Бунина").

Открытое занятие на тему: "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М. Горького и И.Бунина )"...