Проблемно-ценностное общение: этическая беседа. Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?
план-конспект занятия (10 класс) на тему

Житникова Надежда Викторовна

Данное мероприятие проводится в форме этической беседы для обучающихся 10 класса по злободневной теме  толерантности. Диалог строится с привлечением произведений русской классики. Диалог создаёт атмосферу постижения исследуемого явления. Эта форма реализует гуманизацию учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_eticheskoy_besedy_dlya_8.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 93

Советского района Волгограда

Проблемно-ценностное общение: этическая беседа.

Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?

Участник конкурса:

Житникова Надежда Викторовна,

учитель русского языка и литературы

Методический комментарий

Литература формирует личность, духовный мир человека, нравственность, мышление, эмоции, творческое начало. Современный учитель похож на поэта, о котором С.С. Аверинцев писал: «Его задача – не только и не столько учить и разъяснять, сколько показывать и внушать».

Стандарты второго поколения направлены на воспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Изучение русской классики с точки зрения традиций и быта других народов открывают учащимся иную сторону произведения.

Умение быть снисходительным к поступкам других людей, уважать их культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности – это и есть воспитание толерантности.

Данное литературное мероприятие проводится в форме этической беседы для обучающихся 10-класса по злободневной теме о толерантности. В наше время часто употребляется данное слово, но многие не знают его значения. В ходе беседы учащиеся получат целостное представление по данной проблеме, узнают о лексическом и семантическом значении этого понятия, рассмотрят проявление особенностей толерантности на примере произведений. Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, В.С. Маканина благодатные для этого произведения. Данная форма реализует гуманизацию учебного процесса. Диалог создаёт атмосферу постижения исследуемого явления. Ребята заранее знакомятся с произведением В. С. Маканина, вспоминают сюжеты произведений, связанных с кавказской темой. В ходе реализации поставленной цели решаются и вопросы социализации обучающихся.

Планируемые результаты:

предметные: овладеть понятием толерантности на примере художественных произведений, воспитывать интерес к творчеству обозначенных писателей через их гражданскую позицию, отражённую в произведении, развивать способность работы с научной литературой – со словарями

метапредметные: овладеть разными видами речевой деятельности и основами культуры устной речи; формировать навыки исследовательской деятельности, развивать умения давать аргументированную оценку разным явлениям социальной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

личностные: обогатить духовный мир личности, воспитывать патриотизм путем приобщения к нравственным ценностям.

Продолжительность: 45 минут.

Возраст: 15-16 лет.

Участники: учащиеся 10 класса.

Оборудование урока: мультимедийная презентация со слайдами, выставка книг

Конспект

 этической беседы по произведениям русской классики

для 10 класса.

Тема: «Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?» (На примере произведений 19-20веков)

Форма проведения: этическая беседа.

Место проведения: классная комната

План беседы

I. Организационный момент

II. Беседа

III. Подведение итогов

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Тема сегодняшней беседы: «Проявление толерантности – это дань моде или необходимость современности?» Давайте попробуем разобраться в  вопросах, непосредственно связанных с темой сегодняшней беседы.

II. Беседа

Нет плохого народа, есть плохие люди,

нет дурных обычаев,

есть неправильное их толкование…

(Слайд 1) На интерактивной доске высвечиваются портрет и слова академика Д.С. Лихачёва: «Великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно, если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать молодому сохранить себя, свой язык, свою культуру».

У. Познакомьтесь со словами эпиграфа и высказыванием Лихачёва.

- Дайте определение понятию «толерантность» (заслушиваются мнения ребят)

- Сравните свои определения с выписанными определениями на доске:

Толерантность - это

а) гармония в многообразии;

б) добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира;

в) способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, уважать культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности.

.- Обратитесь вновь к словам эпиграфа и высказыванию Лихачёва,

 можно ли сказать, что они имеют отношение к понятию «толерантность»?

 - Какое из данных определений соответствует цитате академика

Д.С. Лихачёва?

 (Слайд 2) Словарь В. Даля и С. Ожегова даёт такую синонимию слов «терпимости» - «милосердие» и « снисхождение». 

- Одинаковы ли они в своём лексическом значении?

- Какое, по-вашему, отражает суть «толерантности»?

На сегодняшний день на этот вопрос нет однозначного ответа, мы будем ориентироваться на высказывание академика Лихачёва Д.С.

- Является ли толерантность основой нравственности?

Изменило ли употребление иноязычного слова суть его содержания – «милосердие», «терпимость», «снисхождение»?

То есть эта проблема не нова в обществе.  

Можно ли рассмотреть произведения русской классики с т.з. проблемы толерантности. Какие вспоминаются произведения?

1. Работа с литературными произведениями. (Тексты обучающимся известны)

(Слайд 3)Вспомните эпизоды и заполните графы таблицы?

Название произведения

Эпизод

Проявления «толерантности»

     ???

«народ сей чудный привлекал

Меж горцев пленник наблюдал

Их веру, нравы, воспитанье,

Любил их жизни простоту,

Гостеприимство, жажду брани,

Движений вольных быстроту…»

«Беги,- сказала дева гор,-

Нигде черкес тебя не встретит.

Спеши, не трать ночных часов;

Возьми кинжал: твоих следов

Никто во мраке не заметит»

???

  ???

«Ухватился за шест, велел Дине держать и полез…Дина его тянет ручонками за рубаху изо всех сил… взял Жилин шест и говорит:

- Снеси на место, Дина, а то хватятся,- прибьют тебя татары…»

???

 ???        

« - Я такой же человек, как ты. А ты такой же, как я. Зачем нам воевать? - продолжал говорить всем известные слова Рубахин… Рубахину хотелось, чтобы юноша хоть как-то ему возразил. Хотелось услышать голос. Пусть что-то скажет. (Рубахин всё больше чувствовал себя неспокойным.)»

???

Для справок к таблице

1) В.С. Маканин «Кавказский пленный» 2) А.С. Пушкин «Кавказский пленник» 3) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Каких героев можно отнести к толерантным, а каких - к интолерантным? Аргументируйте свою точку зрения. (Учитывайте данные таблицы) – следующий (слайд 4) в презентации к беседе.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других
доброжелательность

желание что-либо делать вместе

понимание и принятие

чуткость

любознательность

снисходительность
доверие

гуманизм

непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения

раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность

Какой вывод можно сделать?

У. Вывод: толерантность – это прежде всего поступки, через которые понимаешь, с кем имеешь дело, проявляя терпимость, чуткость, внимание, заботу, доброту – все лучшие качества человеческой личности. Литературные герои являются носителями этих толерантных качеств. Данные произведения рассматривают и проявление интереса к обычаям и культуре других народов – черкесов, татар, чеченцев.

Литература – это гуманитарная наука, сегодня именно она является посредником между политикой и экономикой. Насколько будет воспитана культура взаимоотношений, настолько успешно сложатся и другие отношения между людьми разных национальностей, вероисповедания, возраста. Поэтому обращение к толерантности – потребность времени и общества. Согласны ли вы с этим?

2. У портретов писателей.

Подготовленные заранее учащиеся рассказывают из жизни писателей эпизоды, связанные с кавказской тематикой (это могут быть презентации):

1) А.С. Пушкин на Кавказе

2) Л.Н. Толстой и Кавказ

3) как возникла тема Кавказа в творчестве В.С. Маканина

После выступлений учеников отвечаем на следующий вопрос:

- Как вы считаете, жизненный опыт писателей помог им создать произведения, героями которых стали люди другой веры, культуры?

- О какой гражданской позиции писателей можем сказать?

3. Диалог с писателями. (Работа по группам)

- Составьте вопросы, которые вы могли бы задать А.С. Пушкину, Л.Н. Толстому, В. Маканину по теме сегодняшнего диалога. (Одна группа задаёт вопросы, другая даёт предполагаемые ответы, учитывая автобиографические данные и период жизни писателей, третья группа оценивает ответы – экспертная группа под руководством учителя).

4. Продолжите список литературных произведений, в которых можно выделить тему «толерантности». Прокомментируйте эпизоды этих произведений с точки зрения проблемы толерантности?

1) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - эпизод ?

2) Л. Н. Толстой «Война и мир» - ?

3) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» - ?

4) М. Шолохов «Тихий Дон» - ?

4) В.Кондратьев «Сашка»  - ?

5) …

- Помогли ли нам эпизоды художественных произведений понять о чертах толерантности? Толерантность – это проявление чувства взаимопонимания не только между народами , но и между людьми разного социального положения, образа жизни (пример, Сонечка Мармеладова).

III. Подведение итогов

- Наша беседа будет ли способствовать построению ваших межличностных взаимоотношений?

- Что для Вас проявлять толерантность?

(Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность)

- Ребята, как вы полагаете, чувство толерантности нужно воспитывать в себе или оно даётся человеку с рождения?

- Может ли быть образованный человек интолерантен, а не образованный – толерантен?

Учитель. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

 Насколько важно обращение к этой теме сегодня? Задумайтесь, когда вам придётся вспомнить о нашей беседе?

Литература

1. Ожегов С.И.Словарь русского языка. –М. «Русский язык», 1987.

2.Маканин В.С. «Кавказский пленный», журнал «Новый мир» 1995, №4

3.Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектная деятельность в школе-дань моде или необходимость"

Размышления о необходимости рационального использования ресурсов в образовании...

Рабочая программа "Дискуссионный клуб", направление «Проблемно – ценностное общение».

Рабочая программа "Дискуссионный клуб", расчитана на 32 занятия в год....

Школьный психолог: дань моде или необходимость

На сегодняшний день психолог явление, казалось бы, обычное. Но, тем не менее, еще далеко не все до конца осознают всю важность данного специалиста в образовательном процессе. Давайте разберемся, кто т...

Проект «Засорения» разговорная речи современной молодежи: влияние времени, дань моде или необходимость?»

Цель проекта - доказать современной молодежи, что использование неоправданных заимствований, варваризмов, употребления в речи «американизированной» лексики, замена нормированных и общеприн...

Формирование функциональной грамотности: дань моде или необходимость?!

В статье приведены примеры формирования функциональной грамотности на уроках информатике в основной школе из опыта работы....