Рабочая программа и тематическое планирование по литературе для 7 класса.
рабочая программа (7 класс) по теме

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе составлено на основе программы Г.И.Беленького в соответствии с требованиями новых стандартов образования. Использован кодификатор по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_7_klass.doc501.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ                                        СОГЛАСОВАНО                                    РАССМОТРЕНО

Директор Измайловской                                          Зав.кафедрой                                       на заседании кафедры

гимназии ____________ В.Э. Меламуд                ______________                                       Протокол № __1__   от

«____» _____________ 20 ___ г.                        «____» __________ 20 ___ г.                     «__» __09_ 20 13___ г.

                                                                                               РАБОЧАЯ ПРОГРАМ

____по литературе________

(наименование учебного курса)

Класс: _____7 «В»_________________

Ф.И.О. педагога-разработчика программы: _______Самсина Лариса Геннадиевна_

                                                                                         

                                                                                                   2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса Литература

для 7В класса составлена на основе  «Программы для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009. – 110с. и ориентирована на  использование учебника «Литература». Начальный курс. 7 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2011., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2009;  (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/)

  • Примерная программа по литературе за курс полного (среднего ) образования  

(http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838/)

  •         Цель данного учебного курса:  овладение умением чтения и анализа литературного произведения, воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

  •         Задачи учебного курса: формирование читательской грамотности, совершенствование коммуникативных умений, развитие творческих способностей,  чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
  • формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
  • развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
  • развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

        Программа рассчитана на  68 часов ( 2_ часа в неделю), в т.ч. на практическую (включая лабораторные) работу в количестве ________ часов, обязательные контрольные и зачетные уроки в количестве _______ часов.

        В рамках учебного курса _____________________________ изучается интегративно _____________________  в количестве _______ часов.

        Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы гимназии. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным стандартом ________________________________ образования по _______________________.

        Изменения, внесенные в текст  программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса:

Изменение[1]

Обоснование

          Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса[2]:1 Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

  1. Таблицы и раздаточный материал по литературе для 7 класса (электронный вариант)
  2. ЦОР по всем темам (http://school-collection.edu.ru/)
  3. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996
  4. В.П.Журавлев.  Читаем, думаем, спорим… 7 класс.-  М.: Просвещение, 2008.
  5. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
  6. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 7 класс. -  М.: Вако, 2007.
  7. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
  8. Литература. Начальный курс. 7 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2011.

        Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс[3]:  количественный состав класса – 26 человек, класс общеобразовательный. Уровень учащихся соответствует базовой программе 7 класса.

        Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:

  1.  форма получения образования очная, создан сайт дистанционной поддержки. подготовка и защита  проектов по литературе,
  2. тест;
  3. проверочная работа с выборочным ответом;
  4. комплексный анализ текста;
  5. публичное выступление;
  6. сочинение по изученному произведению;
  7. устное высказывание на заданную тему;
  8. ответ на проблемный вопрос.

        Специфические для учебного курса формы контроля  (текущего, промежуточного, итогового) освоения обучающимися содержания:.

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  • Анализ и интерпретация произведений.
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях. Написание изложений с элементами сочинения.
  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

                                                           ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Школьный курс литературы, с учетом возрастных особенностей учащихся, складывается из нескольких этапов.

Курс 5-9 классов, когда литература становится самостоятельным учебным предметом, можно назвать начальным курсом литературы.

Каждое произведение, предназначенное для изучения в этих классах, разбирается с учетом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возрастных возможностей учащихся. Вместе с тем, объединяя произведения не только хронологически, но и проблемно-тематически ( к историко-хронологическому курсу учащиеся этого возраста еще не готовы), программа фиксирует внимание учителя на некоторых важных нравственных и художественных проблемах.

В 7-м классе учащиеся знакомятся с проблемой художественного пространства и времени. Она раскрывается в произведениях об историческом прошлом, о современной писателям жизни и о будущем.

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома) - выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных произведений — основа изучения литературы в школе.

В настоящее время на уроках литературы все большее место занимают электронные средства обучения. Их применение желательно, а в некоторых случаях бесспорно эффективно, когда речь идет о каких-то фактах биографии писателя, особенностях исторической эпохи, творческой истории произведения или когда требуется провести углубленные наблюдения над художественным текстом. Но и в этих случаях главным остается внимание к слову писателя, к смыслу его творения.

Отметим также, что теоретико-литературные знания, которыми учащиеся должны овладеть по рекомендациям программ, при всей их важности не имеют самодовлеющего значения, их задача — способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке художественных произведений.

Ограниченность учебного времени не позволяет изучать все произведения многосторонне, поэтому программа намечает три списка произведений: для чтения и изучения, для чтения и бесед, для самостоятельного чтения. Произведения, входящие в первый и второй списки, читаются и анализируются обязательно с опорой на художественный текст, но в первом случае они рассматриваются подробнее, во втором — более общо, с позиций главной идеи или каких-то идейно-художественных особенностей; возможны беседы о героях произведения, сопоставление произведения с экранизациями и театральными постановками и т. д. В рубриках «Для самостоятельного чтения» после определенных тем указаны произведения, которые примыкают к изучаемым, а в конце разделов или в конце каждого курса — произведения для свободного чтения по выбору учащихся. О тех и других может идти речь на специальных уроках по руководству внеклассным чтением, которые желательно предусматривать при планировании работы на год.

Ориентиры в изучении произведений условно намечены в аннотациях к ним, где названы те стороны содержания (проблематика, герои, события) и формы (композиция, жанр, язык), на которые следует обратить наибольшее внимание при разборе произведений. В рубриках «Для чтения и бесед» аннотации предлагаются только в сложных случаях.

Комментарии к программе не предопределяют ни единственно возможной литературоведческой трактовки художественных произведений, ни последовательности изучения тем. Учитель может, исходя из данных науки и критики, самостоятельно избирать аспекты анализа предлагаемых программой произведений и с учетом конкретных условий намечать последовательность их изучения.

.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

7 класс

(68 часов)

Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

  1. «Минувшее проходит предо мною...»

          (Писатели о прошлом нашей Родины)

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Калашникова.

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

А. К. ТОЛСТОЙ.

Для чтения и бесед

«Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.

Н. В. ГОГОЛЬ. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

Понятие о литературном характере.

А. С. ПУШКИН. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев — Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.

Поэма как жанр. Метафора.

Н. С. ЛЕСКОВ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Человек на часах» — «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников — лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Для чтения и бесед

И. С. Никитин. «Русь»; К. М. Симонов. «Тарас Бульба».

Для самостоятельного чтения (к разделу I)

Н. В. Гоголь. «Миргород»; А. С. Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н. С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие»; А.К. Толстой. «Князь Серебряный».

II. «Художник — голос своей эпохи»

(Писатели-классики о своем времени)

И. С. ТУРГЕНЕВ. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

Для чтения и бесед

Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы...», «Памяти Ю. П. Вревской».

Н. А. НЕКРАСОВ. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» (отрывки).

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования. Гротеск.

Для чтения и бесед

«Дикий помещик».

А.П. ЧЕХОВ. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

Для чтения и бесед

«На мельнице».

«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

И. С. Тургенев. «Записки охотника»; Н. А. Некрасов. «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины; М. Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга»; А. П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т. Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.

  1. Запечатленные мгновения

    (Художественное время в лирике)

Для чтения и бесед

Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»; А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза»; Я. П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».

  1. Человек в движении времени

           (Тема становления личности)

Л. Н. ТОЛСТОЙ — автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и бесед

«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания — важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

Повествование от лица героя-рассказчика.

«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин — рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А. Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей); А. М. Володин. «Старшая сестра»; И. А. Ефремов. «Лезвие бритвы»; В. А. Каверин. «Два капитана»; Л. Пантелеев, Г. Г. Белых. «Республика Шкид»; Е. И. Носов. «Потрава».

  1. Содружество искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

Для чтения и бесед

С. П. Шевырёв. «Звуки»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А. А. Блок. «Я никогда не понимал...»; К. Д. Бальмонт. «Грусть»; К. М. Фофанов. «Художник», «Уснули и травы, и волны,,.».

  1. Перекличка эпох

Ж. Б. МОЛЬЕР. Сведения о жизни комедиографа.

Для чтения и бесед

«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

И. А. КРЫЛОВ. Крылов-драматург.

Для чтения и бесед

«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.

Комедия как литературный жанр.

  1. Фантастика. Тема будущего

Для чтения и бесед

В. А. Рождественский. «Над книгой».

А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Маленький принц» (избранные страницы). Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

Р. Брэдбери.

Для чтения и бесед

«Каникулы», «Земляничное окошко».

                                                Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

  1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  2. умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  3. понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  4. знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  5. умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  6. уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

  1. Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

  • умение раскрыть тему;
  • умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
  • соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Первая  отметка считается отметкой по литературе, вторая – по русскому языку.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  2. полнота раскрытия темы;
  3. правильность фактического материала;
  4. последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  2. стилевое единство и выразительность речи;
  3. число речевых недочетов.

 Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образованияДанный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

  • названо имя писателя с указанием конкретных произведений;
  • названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);
  • предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).

                                       РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»

(ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ)

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

                                                   Основные историко-литературные сведения

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Тема детства в русской литературе.

Русский фольклор

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Народное представление о героическом. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы. Жанры фольклора.

Древнерусская литература

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Связь с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Русская литература XVIII века

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Классицистическая комедия. Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Русская литература XIX века

Влияние поворотных событий русской истории (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права) на русскую литературу. Общественный и гуманистический пафос русской литературы XIX в. Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Романтический пейзаж. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.

Проблема личности и общества. Тема «маленького человека» и ее развитие. Образ «героя времени». Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Русская классическая литература в оценке русских критиков (И. А. Гончаров о Грибоедове, В. Г. Белинский о Пушкине).

Роль литературы в формировании русского языка.

Мировое значение русской литературы.

Русская литература XX века

Классические традиции и новые течения в русской литературе конца XIX — начала XX в.

Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Русская литература советского времени. Проблема героя. Тема родины. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе. Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).

Обращение писателей второй половины XX в. к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров.

Литература народов России

Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости.

Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями — представителями других литератур народов России.

Зарубежная литература

Взаимодействие зарубежной, русской литературы, отражение в них «вечных проблем» бытия.

Античная литература. Гуманистический пафос литературы Возрождения. Европейский классицизм. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Сложность и противоречивость человеческой личности. Проблема истинных и ложных ценностей. Соотношение идеала и действительности.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе XX в. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.

Основные теоретико-литературные понятия

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Литературные роды и жанры.
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
  • Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
  • Общее и национально-специфическое в литературе.

 Календарно-тематическое планирование по литературе


ур

Тема урока

Неделя

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

КЭС КИМ ГИА\ЕГЭ

КПУ КИМ ГИА\ЕГЭ

Формы контроля

Интеграция

Путешествие без расстояний

1

Пространство и время в литературе. Знакомство с программой предстоящего года

09.13

1

Обозначить проблему пространства и времени в литературе, показать особенности их воссоздания в художественном произведении; познакомить учащихся с программой предстоящего учебного года, вызвать интерес к урокам литературы.

У м е т ь: составлять план

 прочитанного; владеть различными

 видами  пересказа.

1.1

1.1

2

Роды и виды (жанры) литературы


Активизировать знания учащихся о жанрах изученных произведений; показать значение родовидовой специфики произведений для их восприятия и понимания; систематизировать знания семиклассников о родах и жанрах литературных произведений.

З н а т ь: о родах и жанрах литературных произведений

1.7

1.2

Тезисы

«Минувшее проходит предо мною...» (Писатели о прошлом нашей Родины)

3

М. Ю. Лермонтов. Перенесемся в XVI век. Строки истории. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Чтение I части

2



Активизация знаний стихотворений М. Ю. Лермонтова, знакомых фактов его биографии, творческой истории произведений; обогащение этих знаний в связи с изучением «Песни про царя Ивана Васильевича»; формирование представления о произведениях на исторические темы, об исторической основе «Песни…»; чтение «Песни…».

З н а т ь: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными  видами пересказа, участвовать в диалоге по

 прочитанному произведению

4.9

1.2

1.3

Выразительное чтение

История

4

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Анализ I, II частей



Раскрытие биографической и исторической основ поэмы, ее проблематики; проверка знания событий и героев «Песни…»; привлечение внимания школьников к композиционным особенностям поэмы; анализ первой и второй главы.

4.9

2.3

Выразительный пересказ.

Характеристика героя.

ИКТ

5

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». «Песня…» и устное народное творчество. Анализ III части


3


Анализ III части. Поведение Кирибеевича и Калашникова перед боем. Мотивы поведения. Роль Ивана Грозного в этой части и поэме в целом. Близость «Песни…» к произведениям устного народного творчества. Наблюдение над особенностями языка поэмы.

4.9

2.2

Наизусть

Сочинение-миниатюра.

6

А. К. Толстой «Василий Шибанов» (для чтения и обсуждения)

Углубить представление о поэтическом творчестве А. К. Толстого, с отдельными произведениями и краткой биографией которого учащиеся познакомились в предыдущих классах. Раскрыть историческую основу баллады и ее творческое переосмысление поэтом. Разобраться в изображении характеров героев произведения, отношении к ним автора. Показать роль архаизмов в художественном тексте на историческую тему. Совершенствовать умение школьников выразительно читать художественное произведение.

У м е т ь: выразительно читать художественное произведение.

5

2.4

История

7

Н. В. Гоголь. О писателе. Историческая основа повести «Тарас Бульба». Что может быть непонятно в содержании повести? «Тарас Бульба». «Это было трудное, бранное время»

4

Вспомнить известные произведения Н. В. Гоголя. Познакомиться с исторической основой повести. Комментированное чтение и анализ I главы повести. Выявить «самые оригинальные, самые резкие» черты казачества, его нравственные принципы: преданность родине, христианская вера, чувство товарищества и др. Характер Тараса и его сыновей. Единство «силы смеха» и «лирической силы» в авторском повествовании. Эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация изобразительные средства языка.

З н а т ь: содержание повести;

содержание понятия “деталь” произведения,

нравственную проблематику повести;

 владеть различными видами пересказа,

 участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.

У м е т ь: выделять смысловые части

 художественного текста, сопоставлять

 эпизоды и сравнивать героев

4

2.8

Тезисы.

Сообщение.

Презентация.

ИКТ

8

«Тарас Бульба». Глава II. «…Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему»

Картины величия и красоты степи, ее воздействие на Тараса и сыновей. Тема дороги в повести. Изобразительно-выразительные средства языка повести.

4

2.2

Характеристика героя.

9

«Тарас Бульба». Главы III–VI. «Так вот она, Сечь!<…> Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!» (Нравы и обычаи Запорожской Сечи)

10.13

5

Выявить «самые оригинальные, самые резкие» черты казачества, его нравственные принципы: преданность родине, христианская вера, чувство товарищества и др. Сечь как кузница воли и героизма казаков. «Беспрерывное пиршество» и «разгульное море» в мирное время, сплоченность и единение в минуту грозной опасности.

4

2.3

Сравнительная характеристика.

МХК

10

«Тарас Бульба». Главы VII–IX. «Как умеют биться на Русской земле и …как умеют умирать в ней за святую веру»

Сопоставление двух враждебных лагерей, избрание Остапа атаманом. Анализ второй битвы под Дубном – центральный эпизод повести. Тема родины. Верность казаков боевым традициям. Изображение битвы крупным планом и отдельных героев-казаков, динамика батальных сцен. Образ Тараса Бульбы.

З н а т ь: содержание повести;

содержание понятия “деталь” произведения,

нравственную проблематику повести;

 владеть различными видами пересказа,  участвовать в диалоге по

прочитанному произведению.


У м е т ь: выделять смысловые части

 художественного текста, сопоставлять

 эпизоды и сравнивать героев

4

1.4

Сообщение.

Устное высказывание.

11

«Тарас Бульба». Главы X–XII. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»

7

Анализ изменений в облике Тараса, его душевного состояния, его «неугасимой горести». Анализ эпизодов последних героических подвигов запорожцев, Остапа и Тараса. Трагические события повести и оптимизм ее заключительных строк.

4

2.8

Эссе

МХК

12

«Тарас Бульба». Характер литературного героя



Определение характера литературного героя, элементарные сведения по психологии, необходимые для характеристики персонажей.

4

2.9

Самостоятельная работа.

13

«Тарас Бульба». Пишем сочинение. «Приглашаем в библиотеку»

8

Обучение сочинению, рекомендации к самостоятельному чтению сборника «Миргород».

1.8

3.1

Сочинение.

14

А. С. Пушкин. О писателе. Историческая основа поэмы «Полтава». «Полтава»




Дать представление учащимся об исторических взглядах А. С. Пушкина, его произведениях на исторические темы; об исторической основе поэмы «Полтава», ее героях. Чтение первой песни поэмы.

З н а т ь: историческую основу

изучаемых произведений А.С. Пушкина,

понятие жанров: поэмы, баллады, драмы

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтический текст, выразительно

читать стихотворный отрывок

4

1.3

Презентация.

История.

15

«Полтава». Композиция, стихотворный язык поэмы, анализ характеров Марии, Мазепы, Кочубея

9




Выявить первоначальные впечатления учащихся о прочитанной поэме, проверить знание ее содержания; рассмотреть особенности сюжета (определить его элементы в поэме) и композиции «Полтавы».

4

2.2

Выразительное чтение.

ИКТ.

16

«Полтава». Герои и язык поэмы. Полтавский бой. Метафора

Проанализировать характеры Мазепы и Кочубея; раскрыть роль олицетворений, эпитетов, сравнений в описаниях украинской ночи; значение этих описаний в раскрытии душевных переживаний героев; дать понятие о метафоре; текстуальный анализ строф, посвященных Полтавскому бою, показать поэтичность изображения грандиозного для России события.

4

2.3

3.2

Характеристика героя.

17

«Полтава». О поэме. Петр I и его недруги. Кульминация и развязка событий в поэме. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Полтава»

11.13

10

Сопоставить изображение Петра I и Карла XII и Мазепы в поэме, проследив функциональную роль метафоры и других изобразительно-выразительных средств. Закрепить понятие метафоры. Осмыслить развязку любовной и исторической сюжетных линий поэмы. Систематизировать итоги аналитической работы над поэмой. Проверить знания учащихся по теме.

4

2.4

Устное и письменное высказывание на проблемные вопросы.

18

Н. С. Лесков. О писателе. К истории создания рассказа «Человек на часах». «Человек на часах (1839 г.)». «…Отчасти придворный, отчасти исторический анекдот… любопытной эпохи»

Дать учащимся представление о жизни и творчестве Н. С. Лескова, тематике и жанрах его произведений, познакомить с исторической основой рассказа «Человек на часах», причиной интереса писателя к событиям, отраженным в рассказе. Чтение рассказа.

З н а т ь: тематику и жанры произведений Лескова, историческую основу рассказа.


У м е т ь: анализировать рассказ по вопросам учебника

5.12

2.8

Сообщение.

Презентация.

ИКТ.

19

«Человек на часах (1839 г.)» «Ложь во спасение»

11


Анализ рассказа, выявление смысла его названия, мотивации поступков героев, обусловленных как их личными качествами, так и общественно-исторической обстановкой; наблюдение над мастерством языковой характеристики героев произведения.

15.12

2.2

Работа по карточке.

20

Завершая раздел хрестоматии… И. С. Никитин «Русь»

Систематизировать знания учащихся о произведениях на исторические темы, помочь осмыслить общее и особенное в них, величие русской истории; воспитание патриотизма.

4

1.4

Наизусть.

«Художник – голос своей эпохи» (Писатели-классики о своём времени)

21

Писатели о своем времени. О писателе. История создания «Записок охотника». Рассказ «Бирюк» И.С.Тургенева.

13

Сформировать установку на восприятие произведений раздела «Художник » голос своей эпохи», показать их отличие от произведений на историческую тему. Познакомить учащихся с событиями жизни И. С. Тургенева, связанными с созданием «Записок охотника», подготовить учащихся к восприятию рассказа «Бирюк».

З н а т ь: содержание понятия пейзаж.

У м е т ь: составлять тезисы и план

 прочитанного; владеть различными

 видами пересказа.

5.2

1.12

Презентация.

ИКТ

22

Рассказ «Бирюк»


Проверка знания текста рассказа «Бирюк», сведений о сборнике рассказов «Записки охотника». Анализ рассказа «Бирюк». Выявить сущность конфликта и его роль в раскрытии характеров персонажей. Осмыслить внутренний конфликт Бирюка и драматизм его судьбы. Показать особенности тургеневского повествования: связь картин природы с идейно-художественным смыслом рассказа, мастерство диалога, скрытый психологизм, роль рассказчика. Дать учащимся начальное представление о художественной детали.

5.12

2.2

Эссе.

История.

23

Стихотворения в прозе


12.13

14

Познакомить учащихся с особенностями нового для них жанра: глубиной содержания при небольшом объеме текста, лиризмом, музыкальностью стихотворений в прозе. Показать многообразие их тематики

З н а т ь: своеобразие стихотворений в прозе.

У м е т ь: воспринимать и анализировать

поэтику стихотворений в прозе,

выразительно читать стихотворения в прозе.

5.12

2.2

2.8

Выразительное чтение.

ИКТ.

24

Стихотворения в прозе


Проверка знания стихотворений в прозе, обучение выразительному чтению стихотворений в прозе.

5.12

1.2

Наизусть

25

Н. А. Некрасов. О поэте. Историческая основа стихотворения «Железная дорога». «Железная дорога». «Вот они – нашей дороги строители!..»

15

Вспомнить известные сведения о жизни поэта, знакомые стихотворения; рассказать о становлении Некрасова-поэта, о народной теме в его творчестве. Познакомить с фактической основой стихотворения «Железная дорога». Чтение стихотворения.

З н а т ь: о народной теме в творчестве поэта, основу стихотворения «Железная дорога», особенности его композиции

5.6

1.3

Презентация.

Доклад.

ИКТ

26

«Железная дорога» и устное народное творчество. Два мнения о стихотворении «Железная дорога». «Вот они – нашей дороги строители!..»

Анализ стихотворения «Железная дорога». Особенности его композиции. Прием контраста в стихотворении. Стихотворный размер. Усеченная строка. Связь стихотворения с устным народным творчеством.

5.6

2.3

Устное высказывание.

История.

27

«Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Орина, мать солдатская». «Мало слов, а горя реченька…»

16

Внимание Некрасова к судьбе русской женщины. Диалогическая форма стихотворения «Орина, мать солдатская». Значение эпиграфа. Ритм причитания в словах Орины. Отношение поэта к горю крестьянки.

З н а т ь: о женской теме в стихотворениях Некрасова

У м е т ь: выразительно читать стихотворения.

5.6

3.1

Работа по карточке.

МХК.

28

«Долюшка женская» в стихах Н. А. Некрасова. «Мороз, Красный нос» (отрывок). «В полном разгаре страда деревенская…»

Стихотворения о судьбе русской женщины. Восхищение ее духовной силой, красотой.

5.6

2.8

Наизусть.

29

О писателе. М.Е.Салтыков Щедрин.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Прокурор общественной жизни»


17

Познакомить учащихся с личностью «прокурора общественной жизни», обогатить представление о юморе и сатире, особенностях сатирического повествования Салтыкова-Щедрина.

З н а т ь: содержание сказок.

У м е т ь: выявлять парадоксы

 в народной жизни, отраженные

в сказках, составлять рассуждения

о сильных и слабых сторонах

народного характера.

5.8

2.2

3.2

Презентация.

ИКТ.

30

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Его обличительный смех «горек и пронзителен»

01.14

Анализ сказки. Углубить знания об иносказании, авторской иронии, гиперболе, гротеске. Выявить связь сказок Салтыкова-Щедрина с народной сказкой.

5.8

2.3

Устное и письменное высказывание

31

«Дикий помещик». М. Е. Салтыков-Щедрин как сатирик

Формирование умения самостоятельно анализировать текст, подобный изученному. Закрепление знаний об особенностях творческой манеры Салтыкова-Щедрина – создателя сказок.

5.8

2.4

Выразительное чтение.

ИКТ.

32

А. П. Чехов. О писателе. «Хамелеон»



Восстановить в памяти известное ученикам о творчестве Чехова, личности писателя. Комментированное чтение и анализ рассказа «Хамелеон». Средства сатирического изображения в рассказе.

З н а т ь: факты биографии Чехова, средства сатирического изображения

6.1

1.3

Презентация.

Сообщение.

ИКТ.

33

«На мельнице». «Тоска». О чем и почему молчит писатель

Углубление представления о творческой манере Чехова, психологизм его рассказов, средства раскрытия характеров персонажей.

6.1

2.8

Устное и письменное высказывание.

34

Для самостоятельного чтения. «Репетитор», «Гриша», «Злоумышленник». Завершая раздел хрестоматии

Свернутый анализ рассказов для дополнительного чтения. Повторение и обобщение пройденного материала.

У м е т ь: свёрнуто анализировать рассказы по вопросам учебника

6.1

2.9

3.1

Отзыв.

МХК

Запечатлённые мгновения (Художественное время в лирике)

35

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». «Песок сыпучий по колени…». «Тихой ночью, поздним летом…» «Как неожиданно и ярко…». «О, в этом радужном виденье/ Какая нега для очей!» (Ф. И. Тютчев)

знакомство с лирикой Тютчева – проникновенного певца природы, дарящей ощущение неизъяснимой радости жизни.

З н а т ь: стихотворения о родной природе -

состояние души поэта, переданное через

описание природы

У м е т ь: воспринимать и анализировать

 поэтический  текст, выразительно

читать стихотворение

5.3

2.2

Презентация.

ИКТ.

36

Стихотворения А. А. Фета. «Мотылек мальчику». «Сосны». «Осенняя роза». «Одно из свойств поэта есть хранение живых впечатлений» (А. А. Фет)

Показать конкретность, точность, одухотворенности фетовских пейзажей в стихах; красоту ритмов, звучаний, мелодий.

5.4

1.8

Презентация.

ИКТ.

37

Я. П. Полонский. «Дорога». «Зимний путь». «Тревоги духа, а не скуку | Делил я с музой молодой…» (Я. П. Полонский)

Обратить внимание школьников на светлую печаль стихотворений Полонского, его сопричастность человеческому страданию, слияние с природой. Стихотворные психологические новеллы поэта.

4

3.1

Наизусть.

МХК.

Человек в движении времени (Тема становления личности)

38

Л. Н. Толстой. Любить человека. О писателе. «Детство» (избранные главы). Глава I. «Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким…» (В. Г. Короленко)










познакомить учащихся с биографической основой трилогии, историей её создания. Подготовить учащихся к восприятию толстовского текста через знакомство с особенностями Толстого-писателя в оценке Чернышевского, комментированное чтение главы I повести «Детство».

З н а т ь: содержание повести;

 нравственную проблематику

повести; владеть различными

 видами пересказа, участвовать

 в диалоге по прочитанному

произведению.

У м е т ь: пересказывать произведение

5.10

1.3

Презентация.

Сообщение.

ИКТ.

39

«Детство» (избранные главы). Главы VII, XIII. «…Все это я видел, слышал и чувствовал»





Пказать роль описаний обстановки, вещей, наружности героев, картин природы в раскрытии внутреннего мира героя. Обучение пересказу текста.

5.10

1.2

40

«Детство» (избранные главы). Главы XV, XIX. «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?»

Глава «Детство» как грустное воспоминание о «счастливой, невозвратимой поре детства». Мир мыслей и чувств Николеньки в этой главе. Грубое издевательство барчуков Ивиных и братьев Иртеньевых над Иленькой Грапом. Тема социального неравенства в повести. Противоречивость чувств Николеньки. Мастерство портрета в повести.

Знать:

Содержание произведения,


Уметь:

Давать характеристику герою.

5.10

2.2

Характеристика героя.

41

«Отрочество» (избранные главы). Глава II «Гроза». «…Глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства… всегда останутся существенными чертами его таланта…» (Н. Г. Чернышевский)

Дать представление о повести «Отрочество», настроить учащихся на ее самостоятельное чтение. Раскрыть мастерство Толстого в использовании изобразительно-выразительных средств и звукообразов в картине грозы. Обратить внимание учащихся на параллелизм в описании картин природы и душевных переживаний Николеньки.

Знать:

Основные изобразительно-выразительные средства языка.


Уметь:

Понимать роль различных тропов в создании образов и выражении авторской мысли.

5.10

2.3

42

«Отрочество» (избранные главы). Главы III, V. «…Перемена моего взгляда на предметы, лица и свое отношение к ним…»

Осветить отрочество как

5.10

2.4

 новый этап в жизни человека, начало отрочества Николеньки. Помочь осмыслить «моральную перемену» в нем, «уяснение сознанием» зла социального неравенства. Раскрыть смысл противопоставления понятий «прежде» и «теперь». Обратить внимание на склонность Николеньки к анализу, рефлексии, пришедшую на смену детской непосредственности. Рассмотреть его отношение к старшему брату как показатель изменившегося взгляда на мир, замкнутости, сомнении в своих силах.

3.1

43

Герой и рассказчик повестей «Детство» и «Отрочество»




Подвести итоги анализа повестей «Детство», «Отрочество». Обратить внимание на задачу, которую ставил перед собой писатель, работая над трилогией: показать различные эпохи в становлении духовного мира человека. Осветить моменты автобиографизма и художественного обобщения в изображении главного героя повести, мастерство Толстого в изображении движений души. Показать близость и отличие героя и рассказчика в повести. Проверить знания по теме.

Знать:

Текст прочитанного произведения.


Уметь:

Определять идейно-композиционное единство произведения, анализировать эпизоды.

5.10

2.9

Эссе

ИКТ.

44

Ф. М. Достоевский. О писателе. «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). Глава «Связался со школьниками». «…Я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой…» (Ф. М. Достоевский)

Познакомить с важнейшими событиями из жизни Ф. М. Достоевского, с особенностями изображения писателем страдающего человека в переломные, критические моменты жизни. Подготовить учащихся к восприятию глав из романа «Братья Карамазовы». Чтение и анализ главы «Связался со школьниками».

Знать:

Текст произведения.


Уметь: формулировать собственное мнение и свою позицию, участвовать в коллективном обсуждении.

5

1.3

Выразительное чтение.

45

В семействе штабс-капитана Снегирева. (Главы из романа «Братья Карамазовы»). «Слезы…

сочувствия, сострадания

и любви»






Выявить впечатления учащихся от прочитанных глав, вопросы, которые у них возникли, проблемы, которые хотелось бы обсудить. Актуализировать для семиклассников предстоящий анализ текста. Анализ глав «Надрыв в избе», «И на чистом воздухе»: познакомить учащихся с типичным героем Достоевского – «униженным и оскорбленным» штабс-капитаном Снегиревым. Показать мастерство писателя в раскрытии психологических состояний персонажей. Раскрыть взаимоотношения отца и сына Снегирёвых: их взаимопонимание, сочувствие друг другу, сострадание, духовное единение отца и сына, готовность защищать друг друга в момент тяжелого испытания. Привлечь внимание учащихся к функциональной роли интерьера в произведении.

Знать:

План анализа эпизода.


Уметь:

Находить примеры для анализа, выделять и находить необходимую информацию, читать вслух и понимать прочитанное.

5

2.8

46

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). У Илюшиной постельки. Илюша и Коля Красоткин.«Дорогой для

нас мальчик..!»







Раскрыть незаурядные характеры Илюши и Коли Красоткина, сложность их взаимоотношений. Разъяснить этико-психологические понятия в связи с поведением Коли Красоткина:самолюбие, самолюбование, самовластие, самоосуждение.

Знать:

план анализа эпизода.


Уметь:

Давать сравнительный анализ, делать анализ эпизода, используя терминологию и полученные знания.


5

2.3

Сравнительная характеристика.

47

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы»). Главы «Илюша», «Похороны Илюшечки. Речь у камня». «…Ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства…»

Проанализировать поступки и поведение Алеши Карамазова – «положительно прекрасного» героя Достоевского. Раскрыть нравственное влияние Алеши на мальчиков. Показать, что подростки в изображении Достоевского подвержены как добрым, так и злым влияниям: подчиняясь сильному, они способны бездумно и жестоко травить слабого, но они же ранимы и отзывчивы, способны глубоко сочувствовать, любить. Обобщить изученное, подвести итоги изучения темы.

5

2.4

48

Контрольное сочинение по темам: «Как хороша жизнь, когда сделаешь что-нибудь хорошее и правдивое!», «Прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства», «Вовремя человека пожалеть хорошо бывает»

Обучение сочинению, рекомендации к самостоятельному чтению произведений Ф. М. Достоевского

Знать:

Основные принципы создания собственного высказывания.

Уметь:

Строить монологическое высказывание, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

5

2.9

Сочинение

49

М. Горький. О писателе. «Детство» (избранные главы). Глава I. «…Её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни»

Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии и творчества М. Горького, чтобы подготовить их к восприятию повести «Детство». С помощью стилистического анализа главы I подготовить учащихся к самостоятельному чтению повести.

Знать:

Содержание предложенных глав.


Уметь:

Формулировать собственное мнение и свою позицию, участвовать в коллективной беседе.

7

1.3

Презентация.

ИКТ.

50

«Детство» (избранные главы). Главы II, III. «…Свинцовые мерзости дикой русской жизни…»






Привлечь внимание учащихся к композиции II главы: сочетанию описаний (портреты героев), характеристик персонажей, окрашенных передачей впечатлений Алёши от обитателей дома Каширина, рассказов о наиболее значительных происшествиях. Формирование умения школьников отдельные положения, высказывания и оценки автора проиллюстрировать конкретными примерами из текста произведения. Обратить внимание учащихся на размышления писателя о памятном былом (они повторяются и в последующих главах) как на композиционный приём построения повести. Раскрыть мастерство Горького в создании портретных характеристик, показать роль деталей в них. Проследить детали-лейтмотивы в характеристике деда, роль сравнений из мира живой природы, помогающих увидеть наружность и поведение человека.

Знать:

План анализа эпизода, план составления портретной характеристики.

Уметь:

Владеть изученной терминологией, выразительно читать и понимать прочитанное,

Излагать свое мнение и понимать позицию автора.

7

2.2

3.1

План ответа на проблемный вопрос.

История.

51

«Детство» (избранные главы). Главы III, IV, V. «…И потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь»








Углубить представления учащихся о персонажах повести, анализируя их поведение в эпизодах праздничного вечера в доме Каширина, сцене пожара. Анализ образа Цыганка, отношения к нему рассказчика, образа бабушки по прочитанным главам. Обратить внимание учащихся на восприятие музыки героями повести как на средство их характеристики. Показать мастерство писателя в изображении пляски Цыганка и бабушки (роль сравнений, эпитетов, выразительных глаголов); сцены пожара (краски, звуки, запахи в сцене пожара). Проанализировать речь героев как средство их характеристики.

Знать:

Функции изобразительно-выразительных средств.

Уметь:

Выявлять роля художественных средств, владеть устной и письменной монологической речью.

7

2.4

Самостоятельная работа.

52

«Детство» (избранные главы). Главы VII, VIII. «…Моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих

людей в родной своей стране – лучших людей ее…»








Обучение стилистическому анализу текста в процессе его разбора под руководством учителя: впечатления улицы; чуткость и милосердие Алеши в эпизоде встречи с Григорием Ивановичем. Обучение характеристике литературного героя: работа под руководством учителя над характеристикой Хорошего дела – «чужого» и «лучшего из людей».

Знать:

Текст произведения.

Уметь:

Составлять характеристику героя, проводить сравнительный анализ.

7

2.8

Сравнительная характеристика.

53

«Детство» (избранные главы). Главы XII, XIII. «Хотя они (эти мерзости) …и противны, и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, – русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их»

Подготовка к домашнему сочинению по повести М. Горького «Детство»

Подвести итоги изучения темы, проверить знания учащихся. Подчеркнуть оптимистическое звучание произведения, несмотря на тяжёлое впечатление от многих картин в повести. Выявить, в чем проявляется здоровое начало русской жизни, на чем основана вера писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой». Закрепить умение характеризовать литературного героя. Обобщить представления об изображении бабушки в повести. Раскрыть мастерство Горького в пейзажных описаниях через стилистический анализ описания летней ночи и утра. Показать музыкальность, метафоричность описаний; способы передачи красок и звуков летней ночи и утра; ритмику художественного текста. Остановиться на значении слияния человека с природой, смысле включения пейзажа в повесть.

Знать:

Позицию автора, функцию понятия пейзаж, описание.

Уметь:

Составлять план сочинения, отбирать необходимую информацию, формулировать собственное мнение.

7

2.9

3.2

Выразительное чтение.

Домашнее сочинение.

ИКТ.

54

В. А. Солоухин «Закон набата», «Моченые яблоки». Урок внеклассного чтения. (Рассказы Солоухина предлагаются не для глубокого изучения, а для самостоятельного чтения и краткой беседы о них)

Раскрыть гуманистический пафос рассказов В. А. Солоухина, мысли о разносторонности душевного мира человека, об утверждении активности человека в самых непредвиденных обстоятельствах. Обобщающая беседа по разделу о становлении характера человека в детстве и юности, о «порядочности, перешедшей от деда и прадеда», о роли воспитания и самовоспитания в формировании духовного мира человека.

Знать:

Особенности построения рассказа как определенного жанра.

Уметь:

Анализировать текст небольшого произведения, понимать адекватно авторскую мысль, принимать участие в коллективной беседе.

8

2.4

Содружество искусств (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

55

С. П. Шевырев «Звуки». В мире красок и звуков. Три языка искусства

Цель изучения темы – показать, в чем состоит своеобразие музыки и живописи в сравнении с художественной литературой, как запечатлевается время и пространство в этих видах искусства. Обратить внимание школьников на гибкость, уникальные возможности слова писателя, способного передать сущность и особенности других видов художественного творчества; на умение поэта в сжатой поэтической речи воссоздать признаки разных видов искусства.

Знать:

Отличие литературы от музыки и живописи как родов искусства друг от друга.

Уметь:

Выразительно читать и понимать написанное, называть и определять тему, замысел произведения.

8

2.2

Выразительное чтение.

56

К. Г. Паустовский. О писателе. «Корзина с еловыми шишками». «Слушая хорошую музыку, я мечтаю о том, чем в это время занято мое сердце» (Стендаль)

Сообщить учащимся сведения о Паустовском и Григе, необходимые для погружения в тему, восприятия рассказа. Помочь почувствовать школьникам эмоциональность и изящество рассказа Паустовского, изображение покоряющей силы музыки.

Знать:

Основные сведения о жизни и творчестве писателя.

Уметь:

Определять особенности творческой манеры, выразительно читать.

8

1.3

МХК.

57

К. Г. Паустовский. «Исаак Левитан» (в сокращении). «Художник часто замечает то, чего мы совсем не видим» (К. Паустовский)

Привлечь внимание школьников к тому, как изображает Паустовский творческий путь Левитана. Показать умение Паустовского словами передать и сюжет картины, и пронизывающее картину настроение художника, точность и образность метафор писателя, емкость эпитетов.

Знать:

Содержание произведения.

Уметь:

Определять художественные особенности очерка, правильно и четко давать ответы на вопросы.

8

2.2

ИКТ.

58

Языком поэзии. А. Блок «Я никогда не понимал…» К. Бальмонт «Грусть». К. Фофанов «Художник», «Уснули и травы и волны…». «…Знание соседних областей искусства – поэзии, живописи, скульптуры и музыки – необыкновенно обогащает внутренний мир…» (К. Г. Паустовский)

Показать, как поэтическое слово взаимодействует с музыкой и живописью. Познакомить со стихотворениями, посвященными видам искусства, взаимодействующим с искусством слова. Показать роль искусств в обогащении духовного мира человека. Познакомить учащихся со стихотворениями Блока, Бальмонта о живописи и музыке.

Знать:

Особенности построения поэтического текста.

Уметь:

Выразительно читать текст, понимать прочитанное, выявлять художественные особенности.

7.3

1.8

Наизусть.

Перекличка эпох

59

Ж. Б. Мольер. О драматурге. «Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие первое. Жизнь Ж. Б. Мольера

Ввести учащихся в мир Мольера и в мир героев его комедии, подготовить к ее восприятию. В процессе комментированного чтения I действия вызвать интерес к сатирическому содержанию комедии, доставить наслаждение от комического содержания сцен, диалогов. Вызвать желание читать комедию

Знать:

Понятие драмы, ее особенности, вехи жизненного пути Мольера.

Уметь:

Выразительно читать, комментировать прочитанное.

2.8

Выразительное чтение.

ИКТ.

60

«Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действие второе. Действие третье (явления 1–3). Журден и его наставники

Раскрыть сатирическое содержание комедии. Показать приемы комического изображения Журдена: несоответствие его повадок и языка речи и манерам, которые он хочет усвоить. Выявить приемы комического изображения наставников Журдена, алчного учительского сословия. Подвести учащихся к пониманию того, что слуги (в данном случае Николь) являются выразителями авторских чувств и нравственных оценок в комедиях Мольера.

Знать:

Отличие комического от трагического.

Уметь:

Понимать позицию автора, аргументировать свои ответы, искать и находить необходимую информацию.

1.2

Работа по вопросам учебника.

МХК.

61

«Мещанин во дворянстве» (избранные сцены). Действия третье (явления 4–21, в сокращении) и четвертое. Фиаско господина Журдена

Раскрыть противостояние ложных друзей Журдена – графа и маркизы – и истинных защитников его благосостояния – служанки и жены, усиливающее напряженность в развитии действия. Показать, что в комедии высмеивается два характера: «мещанин во дворянстве» (разыгрывающий аристократа и тем невольно обличающий его) и мещанин в собственном обличье. Закрепить представление учащихся о комедии как жанре драматургии. Проверить знания учащихся по изученной теме. Заинтересовать школьников комедиями Мольера, чтением комедий как жанра литературы.

Знать:

Понятие комедии, ее отличительные черты, приемы создания.

Уметь:

Пересказывать эпизоды, выразительно читать, делать анализ текста.

1.4

Характеристика героя.

МХК.

62

И. А. Крылов. О писателе. «Урок дочкам» (отрывки). Явления второе, третье, четвертое, пятое, шестое. «Люблю, где случай есть, / Пороки пощипать!»

Расширить представление о творчестве И. А. Крылова, познакомить школьников с новыми для них гранями личности баснописца и драматурга. Вызвать интерес к драматургическому творчеству Крылова, познакомить с комедией «Урок дочкам».

Знать:

Особенности творческого пути писателя.

Уметь:

Выразительно читать, обобщать и систематизировать свои знания.

4

2.2

3.1

МХК.

63

«Урок дочкам» (отрывки). «…С нашим вкусом, с нашим дарованием – зарыть нас живых в деревне!»

Расширить представление о творчестве И. А. Крылова, познакомить школьников с новыми для них гранями личности баснописца и драматурга. Вызвать интерес к драматургическому творчеству Крылова, познакомить с комедией «Урок дочкам».

Знать:

Содержание комедии.

Уметь:

Строить монологическое высказывание, выполнять устное рецензирование.

4

2.3

Эссе.

Фантастика. Тема будущего

64

А. де Сент-Экзюпери. О писателе. «Маленький принц» (избранные главы). «Откуда я? Я из моего детства. Я пришёл из детства, как из страны»

Познакомить с биографией Экзюпери, показать, как факты биографии, преломившись, нашли отражение в творчестве, дать представление о личности писателя. Выявить первые впечатления от прочитанной сказки. Вовлечь школьников в ее анализ.

Знать:

Биографию писателя, основы его мировосприятия.

Уметь:

Осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст в зависимости от поставленной цели.

2.4

ИКТ.

65

«Маленький принц» (избранные главы). «…Я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр».

Цель изучения сказки на уроке – прочитать ее как лирико-философское, аллегорическое фантастическое произведение о любви, о смысле существования человека на земле, об истинных и мнимых ценностях. Размышление над смыслом афоризмов Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»; «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Развивать в семиклассниках внимание и интерес к духовной жизни человека

Знать:

Роль литературы в формировании мировоззрения человека.

Уметь:

Адекватно понимать прочитанное, формулировать свою точку зрения, строить монологическое высказывание, вести диалог.

2.8

Сочинение-миниатюра.

66

Р. Брэдбери. О писателе. «Каникулы». «А нам не будет одиноко?»

Расширить представление о фантастике, показать, что и в фантастических произведениях главный интерес сосредоточен на человеке, его внутреннем мире, переживаниях, мотивах поступков. Помочь семиклассникам увидеть, что главную ценность для человека представляет другой человек, «узы неповторимой нежности» человеческих привязанностей, все, чему человек отдает «свои дни». Развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, предлагая домыслить, досочинить эпизоды разбираемых рассказов.

Знать:

Отличительные черты фантастики.

Уметь:

Правильно и четко давать ответы на вопросы, вести диалог, понимать прочитанное.

2.9

ИКТ.

67

Р. Брэдбери. «Земляничное окошко». «…Чего нам больше всего недостает?»

Подвести итоги изучения раздела «В мире фантастики и приключений». Выявить общность проблем в произведениях Сент-Экзюпери и Брэдбери.

Знать:

Функции изобразительных средств для создания фантастического произведения.

Уметь:

Систематизировать и обобщать полученную информацию.

3.1

68

Итоговый урок. Обобщим изученное

Сосредоточить внимание семиклассников на стержневых проблемах курса, объединяющих в единое целое все разделы хрестоматии. В центре внимания – время и пространство в художественных произведениях разных родов и жанров. Закрепление понятий о родо-жанровой принадлежности изученных произведений. Проверка теоретико-литературных знаний школьников.

Знать:

Отличие произведений разных родов и жанров.

Уметь:

Понимать идейно-тематическое своеобразие произведений .

3.2

График контрольных работ по литературе в 7 классе

дата

Вид работы

Тема

Контрольное сочинение по повести Гоголя Н. В. «Тарас Бульба».

Темы: 1)«Тарас Бульба – герой повести Гоголя»;

2). «Остап и Андрий (сравнительная характеристика)»

Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Полтава»

Темы: «Незабываемые страницы поэмы», «Судьба Кочубея», «Вероломный гетман», «Герой Полтавы».

Контрольное сочинение 

«Как хороша жизнь, когда сделаешь что-нибудь хорошее и правдивое!», «Прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства», «Вовремя человека пожалеть хорошо бывает»

Подготовка к домашнему сочинению по повести М. Горького «Детство»

«Почему Алёша Пешков сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни?», «Роль бабушки в жизни Алёши», «История жизни деда Каширина».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию 9 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию 9 класс И.П. Насонова УМК под общей редакцией акдемика РАО Г.А. Бордовского...

Рабочая программа и тематическое планирование для 8-9 классов

В работе представлены календарно-тематические планирования а также рабочие программы для учащихся 8-9 классов,обучающихся по программе М.Биболетовой(английский язык)...

Рабочая программа с тематическим планированием по литературе в 8 классе по программе Коровиной В.Я.

Рабочая программа и полное тематическое планирование к учебнику Литература. 8 класс в 2-х частях. Авторы- составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин,М.; Просвещение,2008 год...

рабочая программа и тематическое планирование по биологии 8 класс

рабочая программа составлена на основании федерального стандарта и развёрнутое тематическое планирование по биологии 8 класс по программе В.В. Пасечника...

Рабочие программы, календарно- тематическое планирование по литературе для 5, 9-11 классов

Рабочие программы, календарно- тематическое планирование по литературе для  5, 9-11 классов...

Рабочая программа и тематическое планирование по литературе для 11 класса

Рабочая программа по литературе   для 11  класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего  общего образования, на основе примерн...