Духовно- нравственное воспитание школьников
статья на тему

Надрышина Екатерина Феофановна

Современные проблемы духовно- нравственного воспитания в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno-nravstv._vospitanie_statya.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание школьников.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовём ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Вопрос духовно- нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и преумножению культурных ценностей ,накопленных поколениями ,развивать способности к объективной самооценке и  саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства , способности к социальной адаптации- вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы духовно- нравственного воспитания школьников.

Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ многонациональной России. Ведь дети не только наше будущее, они наше настоящее.

В настоящее время духовно- нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма , преданности идеям социалистической Родины .И весь учебно-воспитательный процесс соответствовал этому направлению. Именно в это время ушли  из нашего обихода слова «духовное» и «духовность».

Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению.

Люди  всё больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, стали меньше доверять друг другу. «А ведь только…Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста…»(Евангелие от Луки).

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к  Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И чтобы вернуться к истокам развития духовно- нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников , но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно- нравственное воспитание школьников. Чаще всего это представлено уроками, беседами, классными часами мероприятиями. Это ,скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности.

Важно, чтобы школьники получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всём её  социокультурном  многообразии и национальном единстве. Поэтому в образовательные программы введены уроки МХК и православной культуры. Духовно- нравственное воспитание нельзя решить только в рамках школьного образования.

Духовно- нравственное воспитание- проблема комплексная и решить её можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума: как взрослых, так и детей. Наше образование имеет большие возможности в духовном воспитании детей, и поэтому, в своей  воспитательной работе  в школе мы обращаемся к традиционному отечественному культурному и духовному наследию. Духовное воспитание школьников, усвоение ими нравственных ценностей на уроках, внеклассных мероприятиях начинается с рассказов о событиях российской истории и подвигах полководцев.  В процессе обучения и воспитания  формируется полноценная личность. Проводя мероприятия, мы исходим из того, что к делу необходимо относиться с душой, а  значит с любовью к  самым близким людям.

Проблемы семьи, духовно-нравственного становления личности в семье ,формирование идеала крепкой семьи обсуждается на уроках православной культуры. Эти  уроки помогают учащимся развивать интеллектуальные, духовные задатки; вырабатывать личные нравственные убеждения; учат бережному и заботливому отношению друг к  другу, к окружающей среде.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребёнку, они приобретаются собственными усилиями.

Только совместно объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения 21 века.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своих письмах писал: « В жизни надо иметь служение- служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счёте верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремиться сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах. О себе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников

Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственно...

Духовно-нравственное воспитание школьников

Доклад на родительское собрание...

Духовно-нравственное воспитание школьников

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...