Особенности любовной лирики Н.А.Некрасова.
статья (10 класс) по теме

Корбанова Оксана Васильевна

 

Творчество Н.А.Некрасова широко представлено в литературоведении, но до сих пор нет научных трудов, посвященных комплексному анализу любовной лирики поэта. В работах лишь нескольких авторов мы обнаружили частичный анализ некоторых стихотворений Н.А.Некрасова о любви (Чуковский К.И. «Мастерство Некрасова», Скатов Н.Н. История русской литературы 19 в)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

   Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………………………………..1
  2. Глава 1. Особенности стихотворений «панаевского цикла»……………. 4
  3. Глава 2. Анализ стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно».....8
  4. Заключение…………………………………………………………………………………….….12
  5. Приложение 1……………………………………………………………………………….……13
  6. Список литературы……………………………………………………………………….……19

Введение  

   Тема исследовательской работы: Особенности любовной лирики Н.А.Некрасова.

   Цель:  

- выявить характерные черты стихотворений «панаевского цикла» Н.А.Некрасова;

- провести комплексный анализ стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно».

   Предмет работы:  структурно-семантическая связь стихотворений «панаевского цикла»  Н.А.Некрасова.

   Объект исследования:

- поэтическая ткань стихотворений «Да, наша жизнь текла мятежно», «Я не люблю иронии твоей», «Так это шутка, милая моя» и др;

   Методы исследования: структурно – семантический и сравнительно-сопоставительный  анализы  поэтического текста,

   Хронологические рамки: Работа охватывает  период жизни и творчества Н.А.Некрасова с 1842г по 1877г

   Актуальность: Творчество Н.А.Некрасова широко представлено в литературоведении, но до сих пор нет научных трудов, посвященных комплексному анализу любовной лирики поэта. В работах лишь нескольких авторов мы обнаружили частичный анализ некоторых стихотворений Н.А.Некрасова о любви (Чуковский К.И. «Мастерство Некрасова», Скатов Н.Н. История русской литературы 19 в)

   В своей работе мы использовали книги, проливающие свет на наиболее важные страницы жизни и творчества поэта (Степанов Н.Л. «Николай Алексеевич Некрасов», Жданов В.В. «Жизнь Некрасова», Переписка Н.А.Некрасова в двух томах и  др).

Практическая значимость исследования: Основные положения и выводы работы могут быть использованы учащимися и учителями – филологами при изучении творчества Н.А.Некрасова.

   Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. Кроме общего заключения, каждая глава содержит краткие выводы и обобщения. В конце приводится список использованной литературы.

   Анализ стихотворения проводился по следующему (примерному) плану:

1.   Основные образы стихотворения, их взаимосвязь.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения, пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

- Композиционные решения;

- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;

-  Звуковой ряд стихотворения, использование ассонанса, аллитерации;

-  Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;

- Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4.  Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

5.  Глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6.   Дополнительные (свободные) размышления.

Глава 1.

Особенности стихотворений «панаевского цикла».

   Талантливый русский поэт Н.А. Некрасов, будучи преемником великих А.С.Пушкина  и М.Ю.Лермонтова, не пошел за ними, а создал свою собственную поэзию, свои ритмы, свои созвучия, свой тон. «Пути, утоптанные гладко, я пренебрёг... я шёл своим путём». Некрасов создал новый стиль, новую поэтику, ввёл в русскую литературу унылые скорбные интонации и интонации сатирические, фельетонные. По - новому зазвучала и тема любви, которая решается как трагическое и безвыходное противостояние двух характеров.  

   В сборнике 1856 года, в его четвёртом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений, посвященных А.Я.Панаевой (1819—1893). Незаурядная писательница (ей принадлежат широко известные «Воспоминания» и написанные в соавторстве с Некрасовым романы «Три страны света» и «Мертвое озеро», повесть «Семья Тальниковых» и ряд рассказов), А. Я. Панаева была женщиной не только редкой красоты, но и большого ума, который признавали такие выдающиеся люди, как Н. Чернышевский и Н. Добролюбов, Т. Шевченко и В. Белинский.

   Любовная лирика Некрасова, связанная с именем А. Я. Панаевой, по замечанию В. Евгеньева-Максимова, образует «как бы целую поэму, в которой нашли свое отражение различные моменты в тех длительных, подчас надрывающе-мучительных отношениях, которые связали героя с его избранницей». Впрочем, сам поэт вовсе не желал «биографического» прочтения его стихов. Поэтому, публикуя некоторые из них, он менял их датировку или просто выдавал за перевод «Из Шенье».  Однако даже самый непосвященный читатель чувствует привязанность содержания стихотворений к конкретным событиям жизни автора, адресат их всегда узнаваем. Например, строки «Поражена потерей невозвратной» связаны с трагедией – смертью новорожденного сына.  «Не проклинай! Близка моя могила, \ А ты цветка весеннего свежей» - написаны во время тяжелой болезни.

    К. Чуковский — один из крупнейших «некрасоведов» — писал: «Любовные стихотворения Некрасова замечательны тем, что они написаны от лица утомленного труженика, задавленного непосильной работой. Тем-то и полюбились эти стихи тогдашней трудовой молодежи, что в них она увидела свое, — то, чего не находила у поэтов-дворян: изображение труженической, жесткой, ненарядной любви разночинца».

   Это суждение можно подтвердить отрывком из письма, которое Н. Г. Чернышевский написал Н. А. Некрасову в ноябре 1856 года. Сообщая о колоссальном успехе, какой имеет только что вышедшая книга его стихов («Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли «Ревизор» или «Мертвые души» имели такой успех, как Ваша книга»), критик подчеркивал, что этот успех обусловлен не только идейной тенденцией: «Я сам по опыту знаю, что убеждения не составляют еще всего в жизни — потребности сердца существуют, и в жизни сердца истинное горе или истинная радость для каждого из нас... Поэзия сердца имеет такие же права, как и поэзия мысли,— лично для меня первая привлекательнее последней, и потому, например, лично на меня Ваши пьесы без тенденции производят сильнейшее впечатление, нежели пьесы с тенденцией.

Когда из мрака заблужденья...

Давно отвергнутый тобою...

Я посетил твое кладбище...

Ах, ты страсть, роковая, бесплодная...

и т. п. буквально заставляют меня рыдать, чего не в состоянии сделать никакая тенденция».

   В стихотворениях «панаевского цикла»  почти нет социальных мотивов, присущих всей лирике Некрасова. Можно сказать, что стихотворения цикла намеренно асоциальны, лишены каких-то конкретных деталей и намёков. На первом плане здесь психологическая мотивировка, изображение чувств и переживаний героев, «поединок роковой».

     Кто же эти «двое»? Лирический герой на распутье, он словно изучает своё чувство. Он не страшится показать свою неправоту, но такой же искренности ждёт и от подруги. Он порой эгоистичен, «уныл и угрюм», но часто сам страдает от своего эгоизма и понимает, как он мучит возлюбленную. Главное его достоинство – великодушие, умение прощать. Он - человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям ( «Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечты»), унынию («Я мучился: я плакал и страдал»), озлоблению («Я жалок был в отчаяньи суровом…»). Поэт говорит только о его чувствах, но не о нем самом.

   В центре «панаевского цикла» — она. И именно в создании характера героини проявилось новаторство Некрасова. Это характер совсем новый, и кроме того, он «дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать» (Скатов).

    Героиня любовной лирики Некрасова - красивая, живая, вспыльчивая,  страстная, («что минута, то вспышка готова»), насмешливая, порой суровая («скупая на ласки»), с быстрыми сменами настроения,  ревнивая, гордая, властная и в то же время покорная. Она удивительно мудрая женщина, способная переносить удары судьбы, прощать своего мятущегося, ревнивого возлюбленного и понимать «его грустный недуг». Он часто впадает в пессимистические настроения, предается унынию, она всегда выступает в роли утешительницы и друга, приходит на помощь в трудную минуту и учит мудрому смирению перед неизбежным:

Ты всегда хороша несравненно,

 Но когда я уныл и угрюм,

 Оживляется так вдохновенно

 Твой веселый, насмешливый ум.

   Любовь рассеивает грустные мысли, вселяет в душу лирического героя надежду, помогает ему «без обычного страха» смотреть «в темное море» будущего.

   Любовную лирику Некрасова отличает сюжет, конкретность, которых раньше не было в любовной поэзии. В его стихах всегда какая-то история, чаще воспоминание о  былом счастье, которое уже не вернется.

   Основные мотивы «панаевского цикла»: мотив ссоры («Если, мучимый страстью мятежной...», «Мы с тобой бестолковые люди...»); расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя...», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей...»); воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно...», «Давно — отвергнутый тобою...»); писем («Горящие письма») и др. «Панаевским» стихам присуща некоторая парность (ср., например, «Тяжёлый год — сломил меня недуг...» и «Тяжёлый крест достался ей на долю...», «Прости» и «Прощание»).

   Таким образом, стихотворения цикла объединяют не только общность содержания, но и художественные особенности: сквозные образы и детали; «нервность» интонации, передающая почти «достоевские» страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения.

   Говоря о самом известном некрасовском цикле, нельзя обойтись без сравнения его с «денисьевским циклом» Тютчева. (Сходство это подробно проанализировано в работах Скатова.) Как и у Тютчева, любовь у Некрасова почти никогда не бывает счастливой. Мотивы страдания, «незаконности» любви, «мятежности» пронизывают оба цикла и тем самым объединяют — в интимной лирике — двух столь разных поэтов.

   В заключение ещё раз вернёмся к вопросу о новаторстве любовной лирики Некрасова. Оно состоит не только в новизне содержания («прозы жизни»), но и в том, что для изображения «непоэтических» явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение. Позже эти особенности некрасовской поэтики будут продолжены другим поэтом-новатором — В.Маяковским, у которого тема любви также получает очень своеобразную трактовку.

Глава 2.

Анализ стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно».

   Чтобы проследить особенности любовной лирики Некрасова, обратимся к анализу стихотворения «Да, наша жизнь текла мятежно», написанному поэтом в 1850г.
  Стихотворение сюжетно. Из уст лирического героя мы узнаём непростую историю любви и расставания. Повествование ведётся с такой неподдельной искренностью, что мы чувствуем сопричастность к происходящему.

   Это элегическое стихотворение по содержанию можно отнести к исповедальной лирике, по форме оно напоминает письмо – обращение к любимой женщине. Герой с нетерпением ждёт от неё «заветные листы» и мысленно пишет ответ. Неотправленное, это письмо становится страницей лирического дневника героя.

   Начало стихотворения очень ёмкое в содержательном плане. Всего в четырёх строчках отразилась бурная жизнь героев, полная  тревог и потерь, которые не объединили героев, не сблизили их, а напротив, явились причиной расставания. Теперь вдали от любимой герой страдает, мучается:

           Отдаться не могу с любовью ничему,

        И жизнь скучна, и время длинно,

        И холоден я к делу своему.

   Воспоминания «своей волшебной властью» уводят героя в прошедшее. Именно в «прошедшее», т.е. «пережитое», а не «прошлое», которое прошло, не оставив следа. И вот герой вновь и вновь переживает «и первое движенье страсти», и «борьбу с самим собою», и «с каждым днём сильней кипевшую любовь». Зачем нужно было бороться с чувством? Почему его избранница так долго сомневалась, не верила, колебалась? Не здесь ли - в самОм начале отношений - кроется тайна неизбежного, по мнению героя, расставания?

   Как бы то ни было, теперь герой живёт воспоминаниями о счастливых днях. Его душа и сердце не могут смириться с потерей возлюбленной, он обращается к ней с вопросами:

А ты?.. ты так же ли печали предана?..

И так же ли в одни воспоминанья

Средь добровольного изгнанья

Твоя душа погружена?

И жаждет получить ответ - «скажи! я должен знать…». Но лишь ответ, что и её «гнетёт тоска разлуки», способен утешить больную душу героя. Как странно это звучит, но как искренне. Возможно, именно своей откровенностью он когда-то покорил героиню.

   Но правда часто приносит страдания. Герой сам признаётся: «Как странно я люблю!» Ощущается противоречивость его чувств. С одной стороны, герой отпускает возлюбленную, говорит о свободе её выбора, желает ей счастья,  с другой стороны -  ревнует и хочет быть единственным мужчиной в её жизни.

   И что-то нам подсказывает, что очень скоро герои снова будут вместе. Нет ощущения законченности их отношений.  

       Композиция стихотворения трёхчастная с разным количеством строк в строфах. Первая и третья части условно диалогичны - прямого диалога нет, но эффект присутствия собеседницы, хотя и находящейся где-то далеко, создаётся обращениями к ней. Таким образом, пространственно-временные рамки стихотворения значительно расширяются.

   Вторая часть стихотворения рефлексивная и представляет собой внутренний монолог лирического героя.

   Несмотря на изменчивость и противоречивость чувств героя, его образ вырисовывается вполне определённо, чего не скажешь об образе героини стихотворения. О ней можно судить лишь по субъективному мнению героя, который считает виновницей своих страданий не только злую судьбу, но и свою возлюбленную. Ведь именно она разорвала отношения, пусть даже и временно, и теперь «средь добровольного изгнанья» наслаждается новой природой, кипящей жизнью и полной свободой.

 В гармонии с жанром стихотворения  находится стихотворный размер – четырёхстопный ямб, который задаёт особенную ритмику.

   Интонация изменяется от размеренно-спокойной (внутренний монолог) до взволнованно-торопливой (строки, обращённые к героине). Здесь конечные стиховые структурные паузы  не совпадают с интонационно-логическими, происходит перенос смыслового отрезка на другую строчку.

    Рифмовка - смешанная, встречаются приблизительные и неточные рифмы: "легко ли" - "доли", "мне" - "вполне", "предана" - "погружена" и т.д. – явление, редкое для русской поэзии середины XIX в. и ставшее общепринятым и широко используемым лишь в поэзии символистов и поэтов XX века: А.А.Ахматовой, С.А.Есенина и др..
    В опровержение мнения о "слабой форме" или "безыскусности" некрасовских стихов, бывшего весьма распространенным среди критиков-современников, одной из особенностей этого стихотворения является яркая звукопись, проходящая через весь текст.  Звукопись эта выделяет несколько основных мотивов стихотворения, одновременно объединяя их:  мотив судьбы,  расставания ( шипящие звуки – ж, ш, сочетания - тр, гр), мотив  любви и воспомининия (сонорные и ассонанс на у и а). Обилие групп согласных ("покорствуя", "взволновавшей", "расскажешь", и т.д.) делают течение стихотворной речи прерывистым, затрудненным, подчеркивают душевное состояние лирического героя.

    Несмотря на большой объём стихотворения и силу выраженных в нём чувств, здесь почти нет тропов. Яркую образность стихотворению  придают эпитеты - «роскошная», «заветные», «мятежно», «пустынно», «бурно».

   Напряжённость и глубина ощущений достигается синтаксическими средствами языка: инверсией – «Желал бы я, чтоб сонное забвенье/На долгий срок мне на душу сошло», восклицаниями – «Скажи! Я должен знать…Как странно я люблю!», вопросительными обращениями – «А ты? Ты так же ли печали предана?», Синтаксическим параллелизмом – «И жизнь скучна, и время длинно, / И холоден я к делу своему».  Анафоры «и» и «как» нанизывая нить однородных членов и  предложений, подчёркивают душевное состояние героев:

Как долго ты была сурова,

Как ты хотела верить мне,

И как и верила, и колебалась снова,

И как поверила вполне!

   Неслучайны повторы ключевых слов стихотворения – «прошедшее», «воспоминание» и словоформы глагола «верить». Они скрепляют стихотворение, способствуют его цельности.

      Обращает на себя внимание весь лексический строй стихотворения. Преобладает высокая лексика – «заветные», «предана», «сошло», «изгнания», «молю». Однако включение в текст стихотворения разговорных оборотов речи - «авось и прилетели», «здорова ли? что думаешь?» создает эффект доверительного, душевного разговора.

   Новый для своего времени взгляд на счастье, на любовь и на любимую, так обстоятельно раскрытый в этом стихотворении, будет устойчив, обязателен для всех следующих произведений Некрасова на ту же тему. Не встретится в них застылости и однообразия в отношении к живому чувству любви.

Заключение

   Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.

   Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, то в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов поэтизировал и «прозу любви».

   Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт умел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.

  Творчество А.Н.Некрасова многочисленными нитями связано с нашей современностью, многие его стихи звучат сегодня актуально и по-новому сильно.


Приложение 1

                        * * *

        Да, наша жизнь текла мятежно,

        Полна тревог, полна утрат,

        Расстаться было неизбежно —

        И за тебя теперь я рад!

Но с той поры, как всё кругом меня пустынно!

        Отдаться не могу с любовью ничему,

        И жизнь скучна, и время длинно,

        И холоден я к делу своему.

Не знал бы я, зачем встаю с постели,

Когда б не мысль: авось и прилетели

Сегодня, наконец, заветные листы,

В которых мне расскажешь ты:

Здорова ли? что думаешь? легко ли

Под дальним небом дышится тебе?

        Грустишь ли ты, жалея прежней доли,

        Охотно ль повинуешься судьбе?

Желал бы я, чтоб сонное забвенье

На долгий срок мне на душу сошло,

        Когда б мое воображенье

        Блуждать в прошедшем не могло...

Прошедшее! его волшебной власти

        Покорствуя, переживаю вновь

        И первое движенье  страсти,

        Так бурно взволновавшей кровь,

И долгую борьбу с самим собою,

        И не убитую борьбою,

Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.

        Как долго ты была сурова,

        Как ты хотела верить мне,

И как и верила,  и колебалась снова,

        И как поверила вполне!

Счастливый день! Его я отличаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь мою считаю,

Я праздную его в душе моей!

Я вспомнил всё... одним воспоминаньем,

        Одним прошедшим я живу —

И то, что в нем казалось нам страданьем,—

        И то теперь я счастием зову...

                

А ты?.. ты так же ли печали предана?..

И так же ли в одни воспоминанья

Средь добровольного изгнанья

        Твоя душа погружена?

Иль новая роскошная природа

И жизнь кипящая, и полная свобода

        Тебя навеки увлекли,

        И разлюбила ты вдали

Всё, чем мучительно и сладко так порою

Мы были счастливы с тобою?

Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!

        Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

        Души моей смягчает муки...

1850

                * * *

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим —

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво н нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты —

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жажды полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

1850

                 * * *

Так это шутка? Милая моя,

Как боязлив, как недогадлив я!

Я плакал над твоим рассчитанно-суровым,

       Коротким и сухим письмом;

Ни лаской дружеской, ни откровенным словом

       Ты сердца не порадовала в нем.

Я спрашивал: не демон ли раздора

Твоей рукой насмешливо водил?

Я говорил: «когда б нас разлучила ссора —

Но так тяжел, так горек, так уныл,

Так нежен был последний час разлуки...

Еще твой друг забыть его не мог,

И вновь   ему ты посылаешь муки

Сомнения, догадок и тревог —

Скажи, зачем?.. Не ложью ли пустою,

Рассеянной досужей клеветою

       Возмущена душа твоя была?

И, мучима томительным недугом,

Ты над своим отсутствующим другом

Без оправданья суд произнесла?

Или то был один каприз случайный,

Иль давний гнев?..» Неразрешимой тайной

Я мучился: я плакал и страдал,

В догадках ум испуганный блуждал,

Я жалок был в отчаяньи суровом...

Всему конец! Своим единым словом

Душе моей ты возвратила вновь

И прежний мир, и прежнюю любовь;

И сердце шлет тебе благословленья,

Как вестнице нежданного спасенья...

Так няня в лес ребенка заведет

И спрячется сама за куст высокий;

Встревоженный, он ищет и зовет,

       И мечется в тоске жестокой,

       И падает, бессильный, на траву...

            А няня вдруг: ау! ау!

       В нем радостью внезапной сердце бьется,

       Он все забыл: он плачет и смеется,

       И прыгает, и весело бежит,

       И падает — и няню не бранит,

Но к сердцу жмет виновницу испуга,

Как от беды избавившего друга...

1850

                 * * *

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минута, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,

Всё, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир, и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья...

1851

               * * *

Давно — отвергнутый тобою,

Я шел по этим берегам

И, полон думы роковою,

Мгновенно кинулся к волнам.

Они приветливо яснели.

На край обрыва я ступил —

Вдруг волны грозно потемнели,

И страх меня остановил!

Поздней — любви и счастья полны,

Ходили часто мы сюда,

И ты благословляла волны,

Меня отвергшие тогда.

Теперь — один, забыт тобою,

Чрез много роковых годов,

Брожу с убитою душою

Опять у этих берегов.

И та же мысль приходит снова —

И на обрыве я стою,

Но волны не грозят суровее

А манят в глубину свою...

1855

        ГОРЯЩИЕ   ПИСЬМА

Они горят!.. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала...

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?

Их ложью жизнь еще не назвала,

Ни правды их еще не доказала...

Но та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!

Свободно ты решила выбор свой,

И не как раб упал я на колени;

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени!..

Безумный шаг!.. быть может, роковой...

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1877

                   * * *

Тяжелый год — сломил меня недуг,

Беда застигла, — счастье изменило,—

И не щадит меня ни враг, ни друг,

       И даже ты не пощадила!

Истерзана, озлоблена борьбой  

       С своими кровными врагами,

       Страдалица! стоишь ты предо мной

Прекрасным призраком с безумными глазами!

       Упали волосы до плеч,

Уста горят, румянцем рдеют щеки,  

       И необузданная речь

       Сливается в ужасные упреки,

Жестокие, неправые... Постой!

Не я обрек твои младые годы

На жизнь без счастья и свободы,

Я друг, я не губитель твой!

Но ты не слушаешь . . . . . . . . . . .  

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1855

              * * *

Как ты кротка, как ты послушна,

Ты рада быть его рабой,

Но он внимает равнодушно,

Уныл и холоден душой.

А прежде... помнишь? Молода,

Горда, надменна и прекрасна,

Ты им играла самовластно,

Но он любил, любил тогда!

Так солнце осени — без туч

Стоит не грея на лазури,

А летом и сквозь сумрак бури

Бросает животворный луч...

1856

                   * * *

Тяжелый крест достался ей на долю:

Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;

Кому и страсть, и молодость, и волю —

Всё отдала, — тот стал ее палач!

Давно ни с кем она не знает встречи;

Угнетена, пуглива и грустна,

Безумные, язвительные речи

Безропотно выслушивать должна:

«Не говори, что молодость сгубила

Ты, ревностью истерзана моей;

Не говори!.. близка моя могила,

А ты цветка весеннего свежей!

Тот день, когда меня ты полюбила

И от меня услышала: люблю —

Не проклинай! близка моя могила,

Поправлю всё, всё смертью искуплю!

Не говори, что дни твои унылы,

Тюремщиком больного не зови:

Передо мной — холодный мрак могилы,

Перед тобой — объятия любви!

Я знаю: ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе...

О, погоди! близка моя могила —

Начатое и кончить дай судьбе!.. »

Ужасные, убийственные звуки!..

Как статуя прекрасна и бледна,

Она молчит, свои ломая руки...

И что сказать могла б ему она?..

1856

Список литературы:

1.        Некрасов Н.А.  Стихотворения и поэмы. - М.: Просвещение, 1986.

2.        Мадер Р. Д. «Да, наша жизнь текла мятежно…»/ Литература в школе №8, 2004.

3.        Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Н.А.Некрасова. - М.: Просвещение, 1985.

4.        Степанов Н. Л. Николай Алексеевич Некрасов.  - М., 1962.

5.        Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. - М., 1955.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.

На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...

Презентация к уроку "Любовная лирика Н.А. Некрасова"

Представлен материал к уроку "Любовная лирика Н.А. Некрасова"....

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова.

Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А. Некрасова....

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Любовная лирика Н.А.Некрасова"

В презентации собран материал, представляющий адресатов любовной лирики Н.Некрасова, её своеобразие....