Изучение сказок как средство развития коммуникативной способности обучающихся на уроках родного языка и литературы
статья по теме

см.вложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sbornika.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Изучение сказок  как   средство  развития  коммуникативной  способности  обучающихся  на  уроках  родного  языка  и литературы

    Родной язык является средством приобщения к духовному богатству  культуры и литературы народа, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    Воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры, осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных  сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе, осознание эстетической ценности родного языка – вот что является  основной  целью  в  изучении  родного  языка.

    Известно, что  обращаясь  к  народным  традициям, обычаям, мы  у детей не  только   формируем  интеллектуальные, эстетические, этические  качества, но и  коммуникативные способности. Устное народное творчество   не  зря  называют  энциклопедией  народной   педагогики.

     К  примеру, остановимся  на  сказках. Сказки - это  близкое  по душе ребенку  произведение. Сказки  дарят  детям  хорошее настроение, вместе с тем  открывают  возможность  развивать  у них  воображение, красоту души, коммуникабельность. В сказках  раскрываются события жизни в  фантастическом образе. Успешно  воспринимается  новая  сказка, ознакомление  с которой  начинается  с вступительного слова, объяснения учителя. Нельзя  ни  в коем  случае  говорить, что в жизни  не  бывает  как  в сказке. Дети  хорошо  знают, что  сверхъестественных сил на земле  не существует, но все - таки  надо дать возможность им  помечтать, ведь каждый  человек  хочет  увидеть  мир  как  в  сказке. Хорошее  настроение, полученное от сказок, пробуждает  радость  на душе  и  учит  мечтать  ребенка. Оценивая  персонажи,  обучающиеся  учатся  отличать хорошие  и плохие  качества  людей. Учитель  должен  задавать  внятные  вопросы  при  анализе  сказок, но  нельзя  сказки  связывать с жизнью  обучающихся, с отношением  между  ними. Ведь народ  издавна  сочинял сказки, чтобы  их  пересказывали, передавали устья в уста.Как  указывает  кандидат  филологических  наук  Ф.Б.Санъяров, башкирские народные  сказки  отличаются  богатой  эмоциональной  окраской  и речевым  стилем. Из своей практики могу сказать, что сказки, написанные  простым  языком, обучающиеся  быстрее запоминают  и  легче  пересказывают.

    На моих  уроках,  при  изучении  сказок, дети читают по ролям, демонстрируют  инсценировки, делают иллюстрации, выполняют  проектные  работы с применением компьютерной технологии, дают  полную характеристику положительным  и  отрицательным  героям. По программе в  5-м  классе  изучаются  сказки  «Урал батыр», «Аҡъял батыр». В сказке  «Урал   батыр»  обучающиеся  устно дают  полную  характеристику  Уралу  и  Шульгану. Когда  ребенок  передает  содержание  сказки в  свободной  форме, в разговорном  народном  стиле, можно  услышать,  насколько  он  знает свой  материнский язык. Дети  делают письменное  описание  Акбузату, таким образом, они   развивают и  письменную  речь.  Я считаю, что  именно фольклор  дает  возможность  развивать  метапредметные  способности  ребенка. При изучении  сказки «Ҡамыр батыр» дети познают образность сказочного языка. Изучая сказок «Әминбәк», «Ҡәмән  менән Сәмән, картуф сәскән Сәлмән», обучающиеся видят, что труд народом оценивается высоко, что в сказках раскрывается идея призывания получению образования и профессии.

    Итак, изучение сказок дает  возможность  развивать у ребенка  логическое и  образное  мышление, раскрыть мировоззрение и развивать  культуру  речи  и  коммуникативную  способность.

       



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Викторины (небольшой письменный опрос по материалу изученного произведения) по литературе для 5 класса

Викторины (на7-10 минут) необходимы учителю, чтобы проверить усвоение материала учениками. Они привлекают и учителя, и детей к деталям, пробуждают интерес к произведению и учат  внимательному отн...

Изучение русского языка, литературы и истории: от минувшего к настоящему и будущему

 Материалы Международной междисциплинарной научной конференции. "Синергетика в общественных и естественных науках" (17-21 апреля 2013 г.), Тверь...

Викторины (небольшой письменный опрос по материалам изученного произведения) по литературе для 6 класса

В течение многих лет практикую проведение викторин по литературе с 5 по 11 класс. Эти мини-опросы (примерно на 10 минут) я провожу после изучения произведения для того, чтобы, во-первых, проверить, на...

Учебный проект как эффективная форма формирования личностных качеств учащихся на основе базовых национальных ценностей при изучении языков и литератур

   Основными правилами успешной проектной деятельности  для учащихся являются:1.     Все участники проекта равны, лидеров среди них нет.2....

Презентация в образовательном процессе изучения предмета музыкальной литературы

Статья "Презентация в образовательном процессе изучения предмета музыкальной литературы" предназначена в помощь преподавателям и учащимся в изучении предмета "Музыкальной литературы&quo...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Общество, экономика, культура: перспективы научных исследований в информационную эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 июня 2019 г. : в 2-х ч. /...