Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 10-11 классов «Говорим на русском языке».
методическая разработка (10 класс) по теме

Перова Наталия Вячеславовна

Цели:

1) расширить и обобщить знания  в области  орфоэпии, лексики, фразеологии, риторики;

2) формировать у учащихся  умения грамотно   пользоваться  богатыми ресурсами русского языка в своей речевой практике;

3) воспитывать бережное, уважительное отношение к  языку и речи.

В мероприятии принимают участие 2 команды по 8 человек.

Девиз мероприятия: «Да будет же честь и слава  нашему языку».

                                                           Н. М. Карамзин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя активности по русскому языку

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 10-11 классов

«Говорим  на русском языке».

        

Подготовила учитель

русского  языка и литературы  

МБОУ «Лицей»

р.п. Степное Советского  района  

Саратовской области

         Перова Наталия Вячеславовна.

Цели:

1) расширить и обобщить знания  в области  орфоэпии, лексики, фразеологии, риторики;

2) формировать у учащихся  умения грамотно   пользоваться  богатыми ресурсами русского языка в своей речевой практике;

3) воспитывать бережное, уважительное отношение к  языку и речи.

В мероприятии принимают участие 2 команды по 8 человек.

Девиз мероприятия: «Да будет же честь и слава  нашему языку».

        Н. М. Карамзин.

Вступительное слово учителя.

Семь  чудес света… Такое название  во времена античности получили поражающие  своим великолепием, размерами, красотой, техникой исполнения творения человеческого гения. Это египетские пирамиды, храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Фаросский маяк в Александрии, статуя Зевса в Олимпии, Гелиоса в Родосе (слайд №1).

А самое удивительное и неповторимое чудо  – человеческий язык, позволяющий нам выразить свои мысли, чувства, настроения, передать увиденное и услышанное (слайд №2).

Звучит  песня « Говорим на русском языке» в исполнении композитора Григория Васильевича Гладкова (слайд №3-9).

А начать хотим словами  Д.С.Лихачева: «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

1.Представление команд (ваша визитная карточка).

2.Представление жюри.

1 конкурс. «Орфоэпический марафон» (слайд № 11-12).

а) В  подчеркнутых словах текста  поставьте ударение, выполненное задание  передайте жюри.

Была последняя декада месяца. Старший менеджер сидел за компьютером. Он работал в очень быстром темпе, ожидая, что позвонит шеф и потребует отчёт за третий квартал текущего года. Молодой человек занимался обеспечением оптовых поставок мальчиковой одежды, и последний договор, заключённый им, был признан экспертами самым выгодным для фирмы. За успешную работу его должны были премировать. Отправив шефу отчёт, молодой человек быстро посмотрел рекламный каталог, надел пальто и вышел.

б)По цепочке каждый член команды произносит одно слово:

Банты, доверху, квартал, углубит, усугубит, отрочество, партер, щавель, позвонит, нефтепровод, шарфы, клала, прозорливый, феномен, свёкла, красивее.

Русский язык - это язык богатейшей в мире  художественной литературы и культуры. По числу говорящих он занимает  5 место в мире. Русские писатели высказывались о величии, богатстве и красоте русского языка. (слайд № 13-14).    

2 конкурс. «Похвальное слово русскому языку». (слайд №15).

Задание: приведите пословицы, поговорки, высказывания о русском языке.

В русском языке есть великое множество хороших слов. Почему же на рубеже 20-21 веков он продолжает интенсивно пополняться заимствованиями из других языков, особенно из английского. (слайд №16).

Все знают, глупость бесконечна,

Как мёд незаменим для мух.

Так иностранное словечко

Порой весьма ласкает слух,

Женой быть Кузнецова Вани?

Ты что, парниша! Не шути!

Ведь лучше сесть в чужие сани:

Куда солиднее Джон Смит!

Слова не наши итересней,

Без них родной язык убог.

Не так вкусна сосиска в тесте,

Как обожаемый хот-дог!

3 конкурс. Домашнее задание. «Ваше отношение к использованию иноязычных заимствований в русском языке. Хорошо это или плохо? (слайд №17).

4 конкурс. «В защиту русской лексики». (слайд №18).

 Задание: Определите значение этих слов, можно ли без них обойтись:

Имидж                         Суперстар

Тинейджер         Уикенд

Презент        Триумф

Геймер        Маэстро

Крылатые слова: пословицы, поговорки. Их у русского народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче, а сами мы немножко мудрее.(слайд №19)

5 конкурс. Объясните смысл выражений, значение пословиц: (слайд №20).

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Большому кораблю – большое плавание.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Медвежья услуга.

Строить воздушные замки.

Последний из могикан.

6 конкурс. «Самых умных и самых мудрых – конкурс капитанов команд». (слайд №21).

Задание. Продолжите пословицы:

У семи нянек...

Красна изба не углами…

Лучше синица в руках…

На чужой сторонушке…

Взялся за гуж…

В большом деле…

С целью усилить образность языка, художественную выразительность речи – используются тропы или средства художественной выразительности.

7 конкурс. Определите средства художественной выразительности:

Литейный залили блузы и кепки. (метонИмия).

Нарядней модного паркета блистала речка льдом одета. (метафора).

Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас. (гипербола).

Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (градация).(слайд №22).

8 конкурс. Лингвистические задачи. (слайд№23).

Задача №1. Какое слово означает и текст и архитектурную конструкцию? (свод).

Задача №2. Какое слово может означать и часть одежды и водный поток? (рукав).

Задача №3. Какое слово означает и часть здания и орган животного? (крыло).

Задача №4. Какое слово может означать и социальную группу и геометрическую фигуру? (круг).

Именно русский язык связывает нас с Родиной, её традициями и культурой. Каждый в ответе за то, чтобы сохранить красивый, богатый русский язык – язык прадедов, дедов, отцов.(слайд 24-25)

Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана!

Из древней тьмы на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

 И. Бунин «Слово».

Подведение итогов. Вручение грамот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «День молодого избирателя»

Цели внеклассного мероприятия: Образовательные:- повторить, систематизировать обобщить исторические факты избирательного права;- определить значение  избирательного права в жизни людей.Развивающи...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 10 класса

Важнейшей целью воспитательного процесса в сфере личностного развития, на мой взгляд, должно стать формирование чувства патриотизма, а именно: принятие личностью базовых национальных ценностей, главно...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 6-8 классов "Дорогою добра"

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен национальный воспитательный идеал как   высоконравственный, творческий, компетентный гражданин ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»

Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....