Открытый урок.
план-конспект урока (6 класс) по теме

Комбинированный урок в 6 классе по теме "И оживают картины природы..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

Кушнерова М. А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п. Высокогорный

План-конспект

урока развития речи по русскому языку в 6 классе

с использованием интерактивной доски Smartboard

по теме "И оживают картины  природы..."

Технологическая карта урока

  1. Информация об  авторе (ах) и предметной направленности разработки

Фамилия, Имя, Отчество автора

Кушнерова Марина Александровна

Предмет

Учитель русского языка и литературы

Класс

6 класс

УМК (программа)

« Русский язык 6 класс. Ладыженская Т.А.»

  1. Пояснительная записка и описание занятия

Аннотация разработки

Урок основан на системно-деятельном подходе и формирует УУД: предметные, личностные, коммуникативные, метапредметные.

Этому способствуют работа на уроке с помощью электронной доски. Использован режим интерактивной демонстрации материала урока (1-4 , 11,-12, 17-22 слайды), так же интерактивная работа за доской самих учеников (5-10, 13-16  слайды). Кроме того, на уроке организована учебно-поисковая деятельность обучающихся.

Раздел учебной программы, тема

«Имя прилагательное. Развитие речи. "И оживают картины  природы..." урок № 20

Тип урока

Урок - развитие речи.

Цели и задачи

 Обучающие цели:

- дать понятие о пейзаже, познакомить детей с видами описания местности, природы

- показать назначение, композицию и языковые особенности пейзажа

- познакомить с ролью прилагательных в описании природы

- научить понимать роль описания в повествовании

- опираясь на художественные тексты, музыку, живопись ,личные наблюдения учащихся , подготовиться к написанию сочинения-описания.

Развивающие:  

- развивать умения логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление , закрепить употребление в речи имен прилагательных.

- развивать наблюдательность, речевое чутье, воображение

Воспитательные:  

- прививать эстетический вкус, стремление ярко и образно выражать свои мысли , воспитывать любовь к родной природе.

- воспитывать чувство прекрасного.

Ожидаемые результаты

Личностные

  • - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  • - осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока;

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;
  • умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;
  •  умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
  • умение провести рефлексию своих действий на уроке;
  • навык самостоятельного использования дополнительной литературы и словарей русского языка;

Предметные:

  • - умение составлять связный текст на основе воображения, наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия, поэзии, музыки, искусства;
  • - умение применять знания в жизненных ситуациях;

Межпредметные связи

Литература, музыка, искусство.

Формы контроля и оценки результатов урока

Работа фронтальная, индивидуальная, в малых группах.

Учет специфики новых стандартов***

Урок основан на системно-деятельном подходе и формирует УУД: 

Предметные: умение составлять связный текст на основе воображения, наблюдений, впечатлений, эмоционального воздействия, поэзии, музыки, искусства;

Личностные: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи,

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления, формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности.

 Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог. 

Метапредметные: овладение базовыми предметными понятиями и отношениями между ними.

Необходимые предварительные знания и умения

Знание об имени прилагательном; умение употреблять прилагательные в речи; умение самостоятельно подбирать, перерабатывать и доносить информацию;

умение анализировать и обобщать языковые средства, представлять полученные знания в модели, аргументировать свою точку зрения, уважая мнения других учащихся; умение сотрудничать с учителем и товарищами.

Рефлексия учебной деятельности

-Какую цель урока мы ставили ?

-Что было интересно в работе?

-Что вызвало затруднение?

-Оцените свою работу на уроке:

на уроке мне было все понятно

у меня возникли некоторые вопросы, но я постеснялся их задать

я многое не понял

Дополнительные задания

Написать сочинение на тему «Морозный денёк», «Зимняя сказка»

        

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер, проектор, программные средства Smart Board, рисунки, карточки, презентации, фильм, музыка, стенд.

Источники информации

Материалы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

Дидактические материалы

Схемы (разделы русского языка.................)

Слайды  (.картины зимней природы.............)

Карточки-задания (лист заданий, памятки «Как сделать звуко-буквенный разбор слова» и «Порядок разбора имени существительного»)

Целесообразность использования

У детей среднего возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому мультимедиа компонент занимает основную позицию в структуре урока на всех его этапах. Для повышения мотивации учащихся, эффективности усвоения учебного материала, создания ситуации успеха, восприятия информации, прочного усвоения и закрепления знаний используются различные приемы работы на Smart Board, флеш-ролики, ЭОР. Совместно с этим на уроке идет эксперимент, моделирование, исследование; происходит  быстрое  включение школьников в работу, благодаря чему создается атмосфера интеллектуального соревнования без психологического напряжения. Все это является педагогическим инструментом и способствует достижению поставленных целей урока.

                

Подготовка к занятию

Принадлежности к занятию

Учебники, тетради, ручки, орфографические и толковые словари

Что необходимо организовать

Проверить работоспособность доски, распечатать карточки.

Литература

Рекомендуемые ученикам учебные материалы к занятию

«Русский язык» 6 кл Т.А. Ладыженская,  орфографические и толковые словари

Список литературы, используемой для разработки занятия

1. Поурочные разработки по русскому языку 3 класс к учебнику Т.Г. Рамзаевой Москва «Дрофа» 2009г.

  2. Тренировочные упражнения по русскому языку 3 класс. Н.Л.Ганькина. Санкт-Петербург Издательский дом «Литера» 2007.

3. «Как проектировать универсальные учебные действия». Под редакцией А.Г. Асмолова». М. «Просвещение» 2011г.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Ребята, сегодня у нас с вами урок развития речи - описание природы, поэтому тема нашего урока звучит так: "И оживают картины  природы..." (слайд 1) Нам нужно передать не только звуки, но запахи, краски природы. Главное, на сегодняшнем уроке: (слайд 2)

  • подготовиться к сочинению – описанию зимы, которое вы напишете дома;
  • будем учиться использовать для описания различные части  речи;
  • учиться видеть прекрасное рядом.

Запишем дату и тему урока.

Эпиграф к нашему уроку звучит так: «Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые». (К.Г.Паустовский). (слайд 3)  Писатель К.Паустовский мечтал дожить до ста двадцати лет только потому, “что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы”. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Создается атмосфера  доброжелательности и творческой активности.

 Самоопределение (осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (общение и взаимодействие, ориентировка на позицию партнера, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

–Послушайте стих М.Лисянского «Пейзаж» (слайд 4), определите основную мысль, которую хотел выразить в этом стихотворении поэт.

Зима всю землю в снег одела,

Проникла в каждый уголок.

Стоит в лесу под шапкой белой

Пенёк, похожий на грибок.

Не шелохнут ветвями елки,

Такая тишина вокруг,

Что слышно, как летят иголки

На чистый снег из белых рук.

Почему стихотворение называется «Пейзаж»?

- Что такое пейзаж? (слайд 5) Прочитайте об этом в учебнике (упр. №  253)

- Какие виды описания видите вы на этих иллюстрациях?

- Какие из них ближе и роднее для вас? Почему?

- Почему сердце каждого человека трогают картины родной природы?

- О каком времени года идет речь в стихотворении? (о зиме, о зимней природе)

- Вот именно об этом мы сегодня с вами поговорим.

-Какие цвета преобладают зимой?(слайд 6-9)

-Какие звуки мы можем услышать в зимнем лесу?

-Какая часть речи будет преобладать при описании зимы? (прилагательные)

Это та самая часть речи, которую мы изучаем с вами.

-Давайте подберём прилагательные и существительные к слову «зима».

 Какая она? (холодная, снежная, сказочная, удивительная, жестокая).

-Какие слова из этого списка являются эпитетами?

-Что такое эпитет? (слайд 10)

 -А какие существительные вы подберете? (волшебница, чародейка, колдунья, фея)… 

-На сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться описывать это чудесное время года.

Вступительное слово учителя. (слайд 11)

- Один человек смотрит на открывающийся его глазам пепейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел снег,                  лежащий на земле, берёзу.

А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть искрящийся, серебристый снег, увидел удивительно снежное небо, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами.

- Чем различаются картины, увиденные разными людьми?

- Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).

Фронтальная работа.

Дают устные ответы  на поставленные учителем вопросы.

Формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека,  формирование позитивной самооценки, планирование своих дйствий, адекватное восприятие оценки учителя, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,  внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок,  формулирование собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Проверка домашнего задания: защита рисунков (мини-проектов) (5 мин.)

- Обратите внимание на стенды, где представлены репродукции картин, иллюстрации зимних пейзажей, рисунки ваших сверстников. Многие художники писали “зимние, снежные” картины. Художник не просто рисует на картине зиму, снег – он передает с помощью красок своё отношение к природе.

- В качестве домашнего задания некоторым из вас было предложено по произведению поэтов и писателей представить композицию зимней природы.

Слушаем и оцениваем:

- Кто, на ваш взгляд, лучше справился с заданием? Что именно вам понравилось в этом описании? Что бы вы добавили к этому выступлению? А как вы оцениваете своё выступление?

На основе образца защищают свои проекты-рисунки. Выявляют лучшие работы,  аргументируют ответы.

П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Р: планирование, прогнозирование; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;
  • координировать деятельность учащихся;
  • контролировать

выполнения заданий Целеполагание.

5. ФИЗМИНУТКА (2 мин)

Цель: сменить вид деятельности.

6. Прояви творчество.

Цель: тренировка в подборе средств художественной выразительности, создание собственных текстов.

7. Творческая работа: составление коллективного сочинения.

- Для того, чтобы более глубже почувствовать красоту природы, я предлагаю вам вместе со мной совершить путешествие. Мы отправимся в зимний лес, но не в обыкновенный лес, а в сказочный. Согласны? С собой в дорогу я предлагаю взять наблюдательность, фантазию и находчивость.

- Вам, наверное, интересно, куда мы пойдём, где побываем, что будем делать. Дети, к путешествию готовы?

Работа на интерактивной доске.

- Пришли! Перед нами зимний лес. (СЛАЙД 1)

- Давайте посмотрим на карту, узнаем какие испытания нас ждут. (СЛАЙД 2)

7. В гости к Лесовику со своими описаниями

6. музыка

5.Прояви творчество....

4. Зимняя физминутка.

3. Орфографический подъём (словарный диктант)

 2. Каток однокоренных слов

 1. Колючие стражницы

Испытание № 1 "Колючие стражницы" (СЛАЙД 3)

- По узкой тропинке идти трудно. А ёлочки растут прямо на дороге.

- Чтобы пропустили нас колючие стражницы, надо выполнить задание – оно спряталось за каждой ёлочкой (записаны слова, которые дети разбирают по составу).

снежинка                       перезимовали

подснежники                 расстилается

искрятся

Испытание № 2  "Каток однокоренных слов" (СЛАЙД 4)

- Посмотрите, какая перед нами картина!

Здесь кто-то побывал уже. Смотрите, какой каток расчистили. Делаем небольшую остановку. Устроим соревнование: кто по льду прокатится подальше. Все на старт  (Игра «Ледяная дорожка»).

- Катание необычное: длина дорожки зависит от количества однокоренных слов к слову «лес», «снег».

Испытание № 3 " Орфографический подъём (словарный диктант)" (СЛАЙД 5)

 - Какой крутой подъём впереди. Да ещё скользкий. Надо сделать ступеньки в снегу, чтобы было легче подниматься. Ребята «делают ступеньки» по очереди: каждая ступенька – слово с орфограммой («Орфографический подъём»).

(Таким образом дети пишут словарный диктант).

                                                                            рук…вич?ки    

                                                                 шу…ка

                                                       лыж…

                                           кон…ки

                                варе…ка

              сн…ж…нка                                   задание: обозначить в

          з…мов..е                                                   словах известные  

                                                                            орфограммы.

Испытание № 4.

Испытание № 5 " Прояви творчество...." (СЛАЙД 6)

1. А теперь сами побудьте немножко поэтами. Вставьте на месте пропусков подходящие эпитеты. (Предлагается  стихотворение).

Вечер тихий и морозный... (А. Блок)

Вечер (тихий) и (морозный). 
Только снега нет и нет.
За окном включили звезды,
В доме выключили свет.
Из-за леса туча вышла
Дом притих и замолчал
Ночью кто-то еле слышно
В окна лапками стучал,
А под утро в
(серебристой)
(Белоснежной)
 тишине
Кто-то
(чистый) и (пушистый)

На моем лежал окне.

 (см.приложение № 1)

2. Некоторым из вас я предлагаю поработать в группах. Вам дан текст. Одной группе к тексту имеются слова для справок, которые вы можете использовать, для другой группы – без слов для справок (см. приложение № 2 – карточка 1,2).

Испытание № 6 "Музыка"

3. Подготовка к слушанию музыки.
- Пока группа учеников работает над заданием мы с вами отправимся к следующему испытанию № 6 и послушаем музыку великого итальянского композитора Антонио Вивальди. который страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Им создано замечательное музыкальное произведение «Времена года».

Казалось бы, Италия так далеко от нас, и климат другой, и природа несколько иная, но если внимательно вслушаться в музыку, созданную композитором, то мы без труда узнаем в ней природу нашей матушки-России.

Послушаем один из фрагментов… а как он называется, придется определить вам. Попытайтесь словесно нарисовать картину, которую изобразил нам композитор с помощью волшебных звуков.

/Звучит музыкальная запись А.Вивальди «Времена года» - «Зима»/

4.Беседа о музыкальных впечатлениях.

  • Что вы представили себе, слушая музыку?
  • Какие образы возникли у вас? (Вьюга, метель, пурга, снег…)


Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж? (тревогой, ожиданием, силой, торжеством разбушевавшейся стихии …)

- А теперь давайте попросим наши группы зачитать получившиеся тексты. (слайд 12)

- Давайте сравним работы с оригиналом текста. (слайд 13)

- Какой текст понравился больше? Почему?

-Какую  роль играют прилагательные в тексте?

- Перед нами следующее испытание № 7 "В гости к Лесовику со своими описаниями"

(слайд 14)

- Вот и место, где можно отдохнуть – избушка, что прячется за ёлками.

- Здесь живёт старичок – лесовичок. Он очень любит слушать истории, рассказы.

- Я предлагаю вам написать сочинение-миниатюру – описание зимнего пейзажа.

- Что значит миниатюра? (слайд 15)

- А сейчас приступаем к работе. Сочинение-миниатюра должно состоять из 5-6 предложений. А чтобы лучше справиться с ней ваша деятельность будет сопровождаться фильмом о зимнем пейзаже.

 (Просмотр фильма с зимним пейзажем)

Слушаем и оцениваем:

- Кто, на ваш взгляд, лучше справился с заданием? Что именно вам понравилось в этом описании? Что бы вы добавили к этому выступлению? А как вы оцениваете своё выступление?

Учащиеся выполняют задания на интерактивной доске.  При проверке

оценивают себя.

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки.

Учащиеся выполняют движения под музыку.

Учащиеся выполняют творческую работу. Через 5 мин. работа проверяется.Результат работы оценивается коллективно.

Индивидуальная работа учащихся по уровню сложности, работа в парах.

Фронтальная работа учащихся.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание по составлению сочинения. Через 10 минут работа проверяется. Ученики сами оценивают результат работы.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

8.Рефлексия. Итог урока.

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания

ХРК: природа Дальнего Востока.

Цель: воспитывать чувство любви к родной природе, развивать коммуникативные навыки учащихся.

- Какое настроение вызывает у вас зимний лес?

- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

У каждого из вас на парте лежит снежинка, переверните её. На обратной стороне написано: Зима (какая?) Ниже даны слова: белая, пушистая, мягкая, серебристая, злая, колючая….

Выберите эпитеты, характеризующие, на ваш взгляд, нашу зиму.

Какие чувства  вы испытываете этой морозной зимой?

Я испытываю: восторг, радость, грусть, восхищение

Наше путешествие по зимнему лесу подошло к концу.

- Чему научились на уроке?

Я думаю, что после сегодняшнего разговора каждый из вас будет больше обращать внимания на окружающую нас природу. Не пройдет мимо, не обратив свой взор пусть даже на такую вот простую веточку как эта (слайд 16), так необыкновенно преображенную природой.

Оценивание результатов.

- Сегодня наш урок я хотела бы закончить словами великого Гете:

«Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».

- Но как же не отметить красоту нашего края,  самого удивительного края, загадочного, контрастного, где можно увидеть белых медведей и тигров, тундры и широколиственные леса с бархатным деревом и лианами, тяжелые морские льды и лазурные берега теплого моря. Земля, щедрая и суровая, открытая ветрам и наводнениям. Земля вечной мерзлоты и огнедышащих гор. Земля благодатная, заповедная, необычная. И эта Земля называется Дальний Восток.

- Давайте с вами выразим свою любовь к зимней природе нашего края через песню. (звучит музыка и слайд-шоу о природе Дальнего Востока)

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

9. Домашнее задание.

§ , упр.  Написать сочинение на тему «Морозный денёк», «Зимняя сказка»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...