Конспект урока по литературе в 10 классе "Пушкин - начало всех начал"
план-конспект урока (10 класс) на тему

Семёнова Вера Николаевна

Обобщающий урок по литературе о творчестве А.С. Пушкина (межпредметные связи: литература-живопись-музыка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «А. С. Пушкин «начало всех начал»





Подготовила и провела
учитель русского языка
и литературы Семёнова В.Н.

Открытый урок




КОНСПЕКТ
ИТОГОВОГО УРОКА-СЕМИНАРА ПО
ЛИТЕРАТУРЕ
В 10-м КЛАССЕ
Тема урока:
А. С. Пушкин «начало всех начал».
Цель урока: показать многогранность личности и творчества Пушкина (познавать Пушкина надо всю жизнь).
Оснащение урока; стенды
 «Рисунки Пушкина»; «Пушкин и изобразительное искусство»; иконографический материал о Пушкине, выставка книг об А. С. Пушкине, пластинок с записью пушкинских произведений; таблицы «Богатство языка Пушкина»; «Оперы на сюжеты пушкинских произведений».
Подготовка к уроку
1. На 1-м этапе учащиеся знакомились с литературой по теме урока.
11. Распределились по группам для подготовки к уроку материала:
о языке произведений А. С. Пушкина.
Пушкин и изобразительное искусство.
Пушкин и музыка.
 Выполнение заданий по карточкам-инструкциям.
Карточка №1
1. Ознакомиться с
литературой по теме: «Значение А. С. Пушкина».
Приготовить
5 высказываний о поэте по этому вопросу.
2. Составить тезисы статьи учебника «Значение Пушкина в развитии русского литературного языка» (с. 151 —152).
З. Ознакомиться с репродукциями с картин, помещенными в учебнике.
Карточка №2
1. Ознакомиться с литературой по теме: «Значение А. С. Пушкина».
Подготовить 5 высказываний о поэте по этому вопросу.
2. Подготовить к уроку выставку репродукций с картин о Пушкине.
З. Подготовить викторину по картинам.
Карточка№3
1. Ознакомиться с литературой по теме: «Значение А. С. Пушкина».
Подготовить 5 высказываний о поэте по этому вопросу.
2. Составить тезисы статьи учебника «Значение А. С. Пушкина в развитии русского литературного языка» (с. 151—152).
З. Ознакомиться с репродукциями с картин, помещенными в учебнике.
Карточка №4
1. Ознакомиться с литературой по теме: «Значение А. С. Пушкина». Подготовить 5 высказываний о поэте по этому вопросу.
2. Подготовить к уроку сообщение «I4ллюстрации Н. В. Кузьмина к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
З. Оформить к уроку стенд «А. С. Пушкин и изобразительное
искусство».
Карточка №5
1. Ознакомиться с литературой по теме: «Значение А. С. Пушкина».
Подготовить 5 высказываний о поэте по этому вопросу.
2. Подобрать к уроку примеры о языковом разнообразии романа «Енгений Онегин». Подготовить сообщение по этому вопросуЗ. Подготовить к уроку таблицу «Богатство языка романа «Енгений Онегин».
Карточка №6 
1. Ознакомиться с литературой по теме: «Значение А. С. Пушкина». Подготовить
5
высказываний о поэте поэтому вопросу.
2. Подготовить к уроку сообщение «Язык произведений Пушкина».
 
Карточка №17
 
1. Ознакомиться с литературой по теме: «Значение А. С. Пушкина».
Подготовить
5 высказываний о поэте по этому вопросу.
2. Подготовить к уроку сообщение по вопросу «Опера Чайковского  «Евгений Онегин».
Карточка №8 
1. Ознакомиться с литературой по теме: «Значение А. С. Пушкина».
Подготовить
5 высказываний о поэте по этому вопросу.
2. Подготовить к уроку сообщение об итоговом стихотворении Пушкина.

 Карточка №9 
1. Ознакомиться с литературой по теме: «Значение А. С. Пушкина».
Подготовить
5 высказываний о поэте по этому Вопросу.
2. Подготовить к уроку сообщение «Романсы на стихи Пушкина».
Карточка № 10 
1. Ознакомиться с литературой по теме: «Значение А. С. Пушкина».
Подготовить
5 высказываний о поэте по этому вопросу.
2. Подготовить к уроку сообщение «Рисунки А. С. Пушкина».
З. Подготовить к уроку стеид «Рисунки А. С. Пушкина».
Ход урока
I .Вступление.
К Пушкину мы приходил всей жизнью, с Пушкиным мы уходим из детства. В нашу жизнь входит Пушкин и вместе с ним ощущение родной природы, родины.
II. Сообщение темы и цели урока.
Эпиграф к уроку:
«И счастлива та литература,
в которой был и есть
Пушкин».
(В. Цыбин).
Это итоговый урок по творчеству А. С. Пушкина.
План урока:
1. Итоговое стихотворение.
2. Роль Пушкина в развитии русского литературного языка.
З. Пушкин и изобразительное искусство.
4. Произведения Пушкина в музыке.
5. А. С. Пушкин и национальная литература.
(Учащиеся записывают в тетрадь тему, эпиграф и план урока)
III. Слово учителя.
1) Готовясь к уроку, вы знакомились с оценкой значения творчества А. С. Пушкина различными людьми
поэтами, литературоведами,
государственными и общественными деятелями. Я приведу слова только одного из них
литературоведа В. Кирпотина: «Конечно, «Пушкин наше все», в нем истоки всех великих и жизненно важных процессов нашей литературы.
К Пушкину, как к корню своему, восходят не только Толстой, но и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский.
Высокая оценка. Но, думается, что никто лучше самого поэта не оценил его творчества, как Пушкин сделал это в итоговом стихотворении.
2) В о п р о с: Расскажите, как оценивает свое творчество Пушкин?
Выступление ученика:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа,
Казалось бы, памятник, воздвигнутый кому бы то ни было другими людьми, ценнее и значительнее, воздвигнутого в свою честь, и Пушкин к словам:
«Я памятник себе воздвиг...»
добавляет существенное уточнение:
«Нерукотворный». Поэту не надо вещественных знаков признания
ни монумента, ни венца. И не кому-то другому обязан он своим прославлением, а себе, своему гению. И сам творец искусства, которое не забудется и станет ему нерукотворным памятником. К памятнику поэту «не зарастет народная тропа». Это не дорога, которую создают по чьему-то указу. Тропа возникает сама собой, стихийно и естественно. Никто не вынуждает прокладывать ее, но люди по доброй воле идут, не давая зарасти тропе. Они тянутся к памяти поэта, который им дорог.
З) Пушкин создает образ безусловного бессмерткя, вечного торжества поэзии. Как сверкающий луч солнца, звучат первые же слова «Памятника», когда их читает Владимир Яхонтов.
4) Прослушивание «Памятника» в исполнении В. Яхонтова.
III. Роль Пушкина в развитии русского литературного языка.
1) Эпиграфом к следующему этапу нашего урока я хочу предложить слова туркменского писателя Атаджанова, подготовленные(Ф., и. ученицы).
«Поэзия Пушкина
страстные чувства людей, живые краски природы, по-пушкински выраженные в словах».
2) Группе ребят было предложено составить тезисы статьи учебника «Значение Пушкина в развитии русского литературного языка. (Один ученик читает тезисы указанной статьи.)
З)
Разговор о языке Пушкина продолжит...
Выступление ученицы.
Гениальность Пушкина состояла в том, что он сумел овладеть всей стихией действующего языка, выбрать из него все живое и вошедшее в речь и соединить в органическое целое. Перед Пушкиным была разнообразная языковая действительность наречия сословные, профессиональны’, областные. Соотнести все это, выделить ценное, слить в единое целое поистине титанический труд, требовавший огромных знаний и гениальной интуиции.
В пестрой языковой стихии он находил несколько ориентиров:
употребляемость слов и выражений, их необходимость, их свойственность русскому языку, их образность и емкость.
Сохраняя все, что накопила литературная традиция к тому времени, он видит перспективу развития литературного языка в его соединении с простонародностью. Бытовая речь с середины 20-х гг. ХIХ века большим слоем входит в его поэзию, а в ЗО-х широко используется в его прозе.
Пушкин называл язык стихией, данной нам для сообщения мыслей. В этой стихии соединялось несколько потомков: литературная традиция ХУIII века, речь культурного общества, городское просторечие, деревенско-фольклорная простонародность.
Гармонически соединивший все названные начала, язык Пушкина чрезвычайно богат и разнообразен.
4) Подтвердите примерами языковое разнообразие романа «Евгений Онегин».
Выступление ученицы с использованием таблицы. Богатство языка Пушкина.
для романа «Евгений Онегин» характерна ж и в а я  р а з г о в о р н а я  р е ч ь людей образованного сословия.
Хорошими примерами здесь являются диалоги Онегина и Ленского:
«Куда! Уж эти мне поэты!»
«Прощай, Онегин, мне пора».
«Я не держу тебя, но где ты
Свои проводишь вечера?»

Народное просторечие.

.Я, бывало,
Хранила в памяти не-мало
Старинных былей, небылиц...
• .А нынче все мне темно, Таня,
Что знала, то забыла.
да, Пришла худая череда!
Зашибло...
(III гл., ХУII, ХУIII, ХIХ)
К народному просторечию примыкают элементы языка устного народного творчества. Например, Пушкин цитирует строки из народной песни:
Там мужички-то все богаты,
Гребут, лопатой серебро...
Книжно-литературная речь, установившаяся ко времени Пушкина, также отражается в языке романа
и в повествовании автора, и в речи действующих лиц

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимьих дней:
Тому уж нет очарований,
Того змея воспоминаний,
Того раскаянье грызет.
Мифологические имена и термины, идущие от классицизма, используемые и в сентиментально-романтической поэзии (Зевс, Зол, Терпсихора, диана).
Современные бытовые иностранные слова и выражения. Они вводятся в тех случаях, когда в русском языке нет подходящего слова для обозначения соответствующего предмета, понятия. Например, в главе первой рассуждение о названиях предметов мужского туалета: «всех этих слов на русском нет».
5) Обобщение учителя.
Задача, решенная Пушкиным, была грандиозна. В своей речи по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве в 1880 г. (показать памятник)
И. С. Тургенев говорил об этом так: «...ему одному пришлось исполнить 2 работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно:
установить язык и создать литературу».
IУ. Пушкин и изобразительное искусство.
Задание классу. Запишите фамилии художников, которые рисовали Пушкина.
1) 0 том, насколько требователен был поэт к себе в отборе языковых средств, как тщательно он работал над словом, мы говорили неоднократно. Об этом же свидетельствуют рукописи, воспроизведение которых вы видите. (Показать).
«Всякая строчка писателя становится драгоценной для потомства». Эти слова Пушкина о Вольтере относятся и к рукописям самого поэта. Сохранилось множество автографов поэта
почти 70 черновых тетрадей, сотни отдельных листов, 800 писем. Самое главное в черновике это последовательность, в которой он писался. Но в черновиках Пушкина отражается темп работы и даже душевное состояние творца.
для изучения наиболее глубоких сторон «творческой истории» произведения дают прекрасный материал рисунки.
2) Рассказу о рисунках Пушкина я хочу предпослать эпиграф.
«Пушкин
поэт-художник, который дал нам поэзию как искусство».
(В. Г. Белинский)
Рассказывает ученица
(с использованием стенда)
Поэт прекрасно рисовал. Большая часть рисунков находится в его рабочих тетрадях, рукописях, но есть и рисунки, сделанные на отдельных листах, в альбомах, в письмах к друзьям. Рисунки возникали в минуты раздумий, пауз, поисков рифмы, неудовлетворенности написанным. Чрезвычайно интересны многочисленные автопортреты. Несмотря на беглость и эскизность, они удивительно живы и выразительны. Перед вами один из них, который принято называть большим автопортретом, поскольку он самый крупный из известных. Изображение передает внешность поэта, его одухотворенность, мечтательность; он спокоен и в то же время грустен. Перед вами три рисунка Пушкина, связанные с романом «Евгений Онегин». Печальная женская фигура со склоненной на руку головкой и рассыпавшимися кудрями
Татьяна:
К плечу головушкой склонилась.
Сорочка легкая спустилась
С ее прелестного плеча...

Рисунок сделан на листе с черновым текстом письма Татьяны (1824 г.). Относительно двух других рисунков предполагают, что это изображения Ленского и Онегина. В рисунках отразилась чувствительность, восторженность и мягкость Ленского, некоторая суховатость, замкнутость и внутренняя сосредоточенность Онегина.
Рисунки, которыми испещрены пушкинские рукописи, если их изучать в связи с окружающим их текстом, служат прекрасными иллюстрациями
не к тем или иным произведениям Пушкина, а к процессу создания этих произведений. Иногда рисунки действительно иллюстрируют текст, иногда же они, по-видимому, никак с ним не связаны и волнуют нас загадочными ассоциациями...
З) В ходе изучения жизни великого поэта мы часто обращались к иконографическому материалу, т. е. к изображению писателя на живописных, графических и скульптурных портретах, картинах.
(Ф.И ученика) проведет викторину по этому материалу.
Ученик проводит викторину.
Вопросы:
1. Кем был создан знаменитый памятник Пушкину, который находится в Москве на площади Пушкина?
(Скульптором А. М. Опекушиным).
2. Кем написаны наиболее известные прижизненные портреты А. С. Пушкина?
(В. А. Тропининым и О.А.Кипренским).
3.0 каком из портретов Пушкин сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит»?
(О портрете О. А. Кипренского).
4. В содружестве каких художников была написана картина на сюжет стихотворения Пушкина «К морю»?
(НЕ. Репина и Н. КА йвазовского,).
5.
Кто написал картину «Пущин в Михайловском»?

б. Назовите автора картины «Пушкин на лицейском экзамене.
(И. Е. Репин).

Мыслями об
искусстве иллюстрирования Кузьмин поделился с читателями в своей
монографии «Художник и книга» (1985 г.).
б) Рассказ о рисунках Кузьмина Н.В.
Рассказывает ученица
К. В. Кузьмин считает, что могут появляться различные иллюстрации одного произведения, что «каждая эпоха имеет право заново проиллюстрировать любое произведение мировой литературы, если у художника есть что сказать новое, свое, отличное оттого, что было сказано до него в иллюстрациях его предшественников.
С особым волнением, с каким-то трепетным чувством пишет Кузьмин об иллюстрировании Пушкина: Центральная глава книги, посвященная роману «Евгений Онегин», начинается волнующе: «Какое великое счастье, что у России есть Пушкин!»
Кузьмин обращает особое внимание на необходимость внимательного, вдумчивого чтения, произведений поэта. Художник хорошо понимает, что иллюстрировать роман крайне трудно. Автор видит свою задачу в том, чтобы освободить роман от оперного штампа, воссоздать в рисунке гениальную пушкинскую простоту, помочь читателю по-настоящему прочитать роман.
Кузьмин принял такое решение: силуэтньий рисунок, без лишних деталей, предельно лаконичный, а потому и предельно выразительный; легкое перо художника совершенно исключает навязчивость, дает возможность читателю додумать, домыслить, дочувствовать. Все это напоминает рисунки самого поэта.
Вот в изображении Кузьмина не просто грустный, но философско-печальный Пушкин (рис. «Как грустно мне твое явление»).
Седьмая глава романа написана в 1827—1828 гг., когда еще очень свежо ощущение утраты, и мысль о друзьях-декабристах ни на минуту не оставляет поэта. Вспомним строки из его письма П. А. Вяземскому: «Повешенные повешеньи...»
Иным воспринимается Пушкин на рисунке Кузьмина «С ним подружился я в то время». Ритм рисунков Кузьмина, лаконизм линий, синхронность силуэтов, отсутствие деталей делают иллюстрацию более выразительной, глубоко раскрывают образ автора и его героя.
Итоги размышлений автора, итог сложных отношений героев
восьмая глава.
И Онегин, и Татьяна понимают, что это их последняя встреча, ощущают неизбежность, неотвратимость расставания, невозможность возвратить прошедшее. Жизнь не повторяется, но и не останавливается, и у Онегина, и у Татьяны впереди своя, но уже независимая друг от друга судьба.
Иллюстратору было необходимо передать именно эту завершенность романа, что блестяще и осуществил Кузьмин. В рисунке «Она его не понимает...» художник передает состояние Онегина и Татьяны, вечность их любви и их разлуки.
Она его не понимает,
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
-
Бесчувственной руки своей...
На рисунке два движения Татьяны сливаются в одно
протянутая рука и едва заметная, но совершенно определенная отстраненность. И никаких деталей, тот же выразительный лаконизм, столь характерный для иллюстраций Кузьмина к «Евгению Онегину».
7) Завершая этот вопрос, я хочу еще раз обратить ваше внимание на слова Кузьмина: «Какое великое счастье, что у «России есть Пушкин!»
Посмотрите, как перекликаются эти строки с эпиграфом к уроку.
У. Произведения Пушкина в музыке.
Задание учащимся.
Записать в тетрадь фамилии композиторов.
1) Эпиграф к этому этапу урока:
«Каждый художник берет у Пушкина то, что ему ближе... Главное для меня в Пушкине
это его глубина и его высота. Глубина его чувств, высота душевных помыслов, порывов».
(Георгий Васильевич
Свиридов).
Огромное значение оказало творчество А. С. Пушкина на развитие музыки.
Мы сегодня поговорим о двух жанрах романсе и опере.
2) Работа с термином.
Ро м а н с
небольшое музыкальное произведение для голоса на слова какого-либо лирического стихотворения.
3) 0 романсах на пушкинские тексты рассказывает
... (Ф.И. учащегося).
Рассказ ученицы
Романсы на пушкинские тексты создавали многие русские и советские композиторы
Алябьев, Верстовский, Яковлев, Глинка, Даргомьтжский, Балакирев, Кюи, Рубинштейн, Римский-Корсаков, Рахманинов, С. Прокофьев,
д. Шостакович, Ю. Шапорин, В. Щебалин, Г. Свиридов и многие другие.
Композиторов интересовала разнообразная тематика пушкинских стихотворений и в том числе любовная лирика. В ней они находили чувства, полные гуманности и благородства, выраженные прекрасным музыкальным стихом. Поэтому не случайно были переложены на музыку такие пушкинские шедевры, как «51 помню чудное мгновенье», «51 вас любил. Любовь еще быть может...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Не пой, красавица, при мне».
Русских композиторов привлекала и гражданская, вольнолюбивая лирика Пушкина. Стихотворения В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Пророк» нашли в музыке многократное воплощение.
Г. Свиридов в 1935 г. создает вокальный цикл из шести произведений на слова Пушкина: «Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «К няне», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры», отличающиеся тонкостью восприятия пушкинской лирики.
4) Мы будем слушать романс, написанный Георгием Васильевичем Свиридовым на стихи Пушкина «Зимняя дорога».
Главная тема юношеского музыкального цикла композитора
это тема движения, дороги, пути. Ведь юность это пора настойчивого поиска пути, по которому предстоит идти всю жизнь.
Романе начинается с резкого аккорда, который переходит в звенящие однообразные трели, напоминающие нам звон колокольчиков тройки.
Обратите внимание на смену интонации, темпа в музыке. Кончается дорога
изменяется интонация в музыке: медленная, напевная, задумчивая.
5) Слушаем романс «Сквозь волнистые туманы...» в исполнении Бориса Гмыри.
6) Работа с терминами.
Опера
это музыкально-драматическое произведение, сочетающее оркестровую музыку с вокальной (хоровой и сольной) и предназначенное для исполнения на сцене.
7) Обратить внимание на таблицу: «Оперы на сюжеты пушкинских произведений».
8) О работе Петра Ильича Чайковского над оперой, «Евгений Онегин» расскажет (Ф.И. учащегося)
Рассказывает ученик
Известный русский композитор Петр Ильич Чайковский преклонялся перед Пушкиным и написал оперу на сюжет романа «Евгений Онегин». Из пушкинского романа композитор выделил личные судьбы героев и назвал свое произведение «лирическими сценами». Герои романа, их чувства и переживания глубоко волновали Чайковского. Татьяна для него
идеал русской женщины. В ней он видит мечтательную, поэтическую, цельную натуру, способную любить до самозабвения. Это понимание образа Татьяны композитор выразил в музыке.
С особой симпатией показан в опере Ленский, в котором с помощью музыкальной характеристики подчеркнуты искренность, романтическая страстность и вдохновенность.
Чайковский вдохновенно создавал оперу: «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал ее. И если на слушателей будет отзываться хоть малейшая доля того, что я испытывал, сочиняя эту оперу,— то я буду очень доволен и большего мне не нужно».
И сегодня волнует читателей роман Пушкина и слушателей
опера Чайковского. Высокие чувства героев понятны и близки нашим современникам, так как в героях Пушкина и Чайковского много таких общечеловеческих черт, которые привлекают и нас. Особенно привлекательна Татьяна, и сегодня восхищающая читателей и слушателей.
9) Слушаем ариозо Онегина: «Ужель та самая Татьяна..
.»— исполняет, Юрий Мазурок.
Начинает арию светлая музыка
музыка пробуждения, не свойственная Онегину. Поэтому сначала, она вступает в диссонанс (противоречие) с голосом певца бесстрастным, неживым. Но Онегина волнует любовь, и льется нежная, волнующая музыка.
УI. Пушкин и национальная поэзия.
«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык».
Эпиграф:
«Пушкин, хранимый своим народом-гигантом,
светоч для всех народов».
(П. Неруда).
1) Мы сегодня не имеем возможности рассматривать мировое значение Пушкина. Но эти слова с полным правом мы можем отнести и к народам нашей страны, для которых Пушкин
«гениальный чародей земли русской».
2) У каждого человека есть священные места, куда всю жизнь всем сердцем стремится он. Для многих поэтов нашей многонациональной Родины таким местом является Пушкинский заповедник. Каждый год там
Пушкинский праздник поэзии: это переполненная людьми поляна в Михайловском, десятки тысяч людей под открытым небом. Они приходят в гости к поэту. Накануне дня его рождения. Как приходят к живому. Каждый год.
И звучат стихи, полные глубокой благодарности великому поэту.

 Итог урока 
В конце урока снова обращаемся к словам
В. Цыбина:
«...Пушкин в русском человеке как неоткрытый талант. Талант Пушкина! Быть талантливым Пушкиным! На нем все сходилось, все примирялось, забывая все случайное...».
В своих сочинениях о Пушкине вы писали:
«Я люблю Пушкина. Я знаю и помню Пушкина от его чудесных сказок до столь сложного романа «Евгений Онегин». ]Читая его произведения, мы учимся жить, любить, дружить, ведь в стихах он обращался и к нам».
«Пушкин щедро отдавал людям все, чем был богат: свои знания, опыт, свои стихи.,. Пушкина нельзя не любить».
Это мне дает уверенность, что вы будете читать Пушкина, слушать романсы и оперы, смотреть балеты и кинокартины, поставленные по мотивам его произведений. К Пушкину «не зарастет народная тропа».