Проектный метод с использованием ИКТ на уроках русского языка и литературы.
учебно-методическое пособие (5 класс) по теме

Основные требования к использоваю метода проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод с использованием ИКТ

на уроках русского языка и литературы.

С понятием «проектный метод» я познакомилась давно. Множество «умных» терминов сначала вызвало недоумение, но когда разобралась в сути понятий, то сделала вывод, что с этим давно работаю.

Стало легче: теперь я не только интересно и грамотно работаю, но и умею «красиво» это назвать. А главное, это помогло мне в работе более чётко определять цель и результат работы.

      На мой взгляд, подготовить проект не так просто. Во-первых, он не должен быть однотипным, иначе дети быстро теряют интерес. Во-вторых, он должен быть актуален, а  иначе зачем всё это? В-третьих, технологии должны быть современны, тогда проект будет выполнен не ради самого проекта. В-четвёртых, чтобы подготовить качественно проект, нужно много времени, фантазии, терпения.

      Хотя, ради справедливости, отмечу, что дети с большим удовольствием откликаются на подобные эксперименты.

   Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Его называют также методом проблем. Педагогам предлагается строить обучение на активной  основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.  Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

       Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая ребёнку и значимая,  для решения которой ученику необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые предстоит ещё приобрести.

    Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

      Суть проектного метода – стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предлагающим овладение определённой суммой знаний и через                              проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение  академических  знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

      В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся и  развитие критического мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве.

       Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

      Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой – то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

      Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

     Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.

В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утверждённых программ. В других -  выдвигаться учителями с учётом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В – третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.  

        Тематика проектов может касаться какого – то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому – то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Именно таким образом достигается вполне естественная интеграция знаний.

    Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как – либо оформлены. В ходе решения какой – либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей: истории, музыки, живописи,  обществознания и т.д.

    Для того чтобы овладеть методом проектов, необходимо прежде  всего знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы.

Типология проектов

Прежде всего определимся с типологическими признаками. Таковыми, с нашей точки зрения, могут быть:

  1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой,
    ознакомительно-ориентировочный, пр.
  2. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  3. Количество участников проекта.
  4. Продолжительность проекта.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

творческие

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.)

приключенческие, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующей является  ролево – игровая, приключенческая деятельность.

информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для  широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследователь -ские , требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:цель проекта, его актуальность, методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и

зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки»,пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео,пр.) обсуждение, презентация ( публикация, в том числе в сети).

Структура самой исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа имеет следующую структуру:

- предмет информационного поиска;

 - поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;

 - аналитическая работа над собранными фактами;

 - выводы;

- корректировка первоначального направления (если требуется);

 - дальнейший поиск информации по уточненным направлениям ;

- анализ новых фактов;

 -обобщение;

 - выводы, и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проект;

 -заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка);

• практико-ориентированные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем  этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы  самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической  внешней оценки  проекта.

По второму признаку – характеру координации -  проекты могут быть:

• с открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные, пр.)

• со скрытой координацией

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности  групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из…). Примером таких проектов могут служить известные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь «научить» своих «коллег» грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых , торговых, других сделок, в третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который, выступая в роли престарелого, немощного специалиста, направлял «экспедиции» участников проекта и просил их сообщать ему обо всех интересных фактах, найденных их участниками, задавая время от времени «провокационные вопросы», которые заставляли участников проекта еще глубже  вникать в проблему.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

- личностные 

- парные 

- групповые 

  • В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта. Роль педагога в этом случае особенно велика. И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроке (двух-трех) по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты являются межпредметными  и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой программу проектов. Отдельно   следует   сказать   о   необходимости   организации   внешней   оценки   всех проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большей степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве, оценка необязательно должна выражаться в виде отметок. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения вплоть до самого обычного: "Все правильно. Продолжайте." или " Надо бы остановиться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите." В проектах игровых,

предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная

система. В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если такая помощь потребуется (но не в виде готового решения, а в виде совета). Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные внешние эксперты проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчиво, а тактично в случае необходимости приходя на помощь ребятам.

Цикловое планирование занятий

 Профессия учителя, педагога - творческая профессия. Справедливо считается, что она на стыке науки и искусства. От педагога требуется не только совершенное владение предметом, который он преподает, что естественно отнести к определенной научной области знания, не только владение педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания своего предмета, но и в определенной степени артистизмом, искусством актерского мастерства. Если у учителя плохая дикция, если он монотонен при изложении материала, если скучен и сер, значит он не профессионал в подлинном понимании учительской профессии. Учитель - это личность, и воздействует он на своих учеников, прежде всего авторитетом, яркостью собственной индивидуальности. Все так. Но выше я уже говорила, что ни одна профессия не обходится без овладения техникой мастерства. У педагога такой техникой являются, главным образом, различные технологии, умение настолько мастерски ими владеть, что, как и у представителя любой творческой профессии, они становятся как бы незаметными, органичными компонентами его творчества.

    Однако, чтобы это случилось, необходима скрупулезная каждодневная работа. И главным продуктом этой деятельности становится урок, занятие. Разумеется,

деятельность учителя не заканчивается и не ограничивается рамками урока, она шире любого занятия. Но урок, занятие является важнейшим компонентом его профессиональной деятельности, где, собственно, и совершается его великое таинство творения.

    И здесь также важна скрупулезная отработка, чёткое видение всего процесса познания по изучаемой теме, например, а не только конкретного ближайшего урока. Как и все в мире, учебный процесс можно рассматривать в качестве определенной системы, в которой урок, занятие является одним из ее компонентов. Логика познания, психология познавательной деятельности, принятая концепция учебного процесса диктуют отбор не только содержания (чаще содержание обусловлено требованиями программы обучения, образовательным стандартом), но методов, организационных форм и средств обучения. Чтобы эта логика могла быть выдержана, чтобы отобранные методы и средства обучения были адекватны, с одной стороны, психологии познавательной и предметно -преобразующей деятельности, а с другой, особенностям выбранной концепции обучения, необходима разработка стратегии обучения теме или вопросу программы, т.е. тому "кирпичику" содержания обучения, который может быть положен в "строительство" всего здания.

     В этом случае весьма полезно бывает разработать цепочку видов уроков, совокупность и развитие которых полностью бы охватывало изучение той или иной темы, вопроса

программы и раскрывало последовательность развития логики усвоения и применения полученных знаний. Такое планирование, предусматривающее не конкретное содержание, а только логику развития познавательных действий учащихся и обучающих действий учителя, и называется в дидактике цикловым планированием (где под циклом понимается циклично повторяющаяся от темы к теме, от вопроса к вопросу программы логика познавательной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя). Каким образом разрабатывается такой план?

Прежде всего важно определить цели, задачи урока. Затем следует определить последовательность задач отдельных этапов урока в соответствии с принятой логикой познания и особенностями концепции обучения. Далее следует наметить содержание деятельности учителя и учащихся (по этапам, по задачам), время или продолжительность этой деятельности на уроке и, наконец, средства обучения для выполнения каждого изнамеченных видов деятельности (возможные варианты). При таком планировании значительно легче оказывается предусмотреть использование  новых педагогических и информационных технологий в логике учебного процесса, заранее продумать общую стратегию и предусмотреть все необходимое для ее осуществления.                                                                                

Литература:

  1. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей – М., 1997.
  2. Компьютерные телекоммуникации – школе /Под ред. Е.С.Полат – М., 1995
  3. WWW page Redline Институт общего среднего образования. Методика

  1. Полат Е.С.Методика использования средств  обучения иностранному языку в языковой лаборатории профтехучилища – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".

Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...

Использование инновационных методов оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы

Считаю необходимым использовать в своей работе инновационные методы оценивания качества образования на уроках русского языка и литературы, такие как рейтинговая система оценивания, тесты, безотметочна...

Доклад "Синквейн как активный метод обучения. Использование синквейна на уроках русского языка и литературы"

    Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взросл...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Использование занимательно-игровых методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Игра как метод обучения используется с древности. Особенно актуально использование игровых элементов в 5-06 классах. В зависимости от классификации игр на уроке используют необходимые элементы....