Дидактический материал по теме "Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Данный дидактический материал может быть использован для индивидуальной работы учащихся в процессе изучения темы "Местоимение в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_po_teme.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»(6 класс)

Личные местоимения

  • Запишите текст

Дети звенят им.

Старикам снится оно.

Больные шепчут его.

Немые думают им.

Трусы  его кричат.

Сироты рыдают им.

Раненые взывают к нему.

Остальные его забывают.

  • О ком вспоминают все  люди в горе и в радости?
  • Сколько раз вместо сочетания слово мама употреблено местоимение?
  • Это одно местоимение или несколько разных местоимений?
  • Определите падежные формы местоимения оно.
  • Произведите фонетический разбор слов его, шепчут.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

  • Запишите предложения, определите синтаксическую роль и падеж местоимений 1-го лица единственного числа.
  • Укажите беглые гласные в предлогах, употребленных с местоимениями.
  1. Я уселся на камень, как в кресло, и стал наблюдать.
  2. Передо мной простиралось море.
  3. Высоко надо мной, срываясь со скалы, шумели крыльями бесчисленные птицы.
  4. Мне захотелось остаться одному.
  5. Подо мной зеленым ковром расстилается мох, ниже – розовый свет и вмерзшие в лед недвижимые камни.
  6. Надо мной наверху шумит птичий базар. (И.Соколов-Микитов).
  7. Каждой веточкой живой лес беседует со мной. (Л.Татьяничева).

------------------------------------------------------------------------------------------

Неопределенные местоимения

Ночью

Что-то булькало в пруду,

Что-то лаяло в саду,

Что-то в ивах шелестело,

Что-то на небе блестело.

                          (В.Коркин).

Всё на что-нибудь похоже,

 Всё на что-нибудь похоже,

На кого-то и на что-то.

--Н кого похож наш ежик?

--На енота!

--На енота!..

Всё на что-нибудь похоже

На кого-то и на что-то.

Встала радуга над рожью,

Как огромные ворота.

                            (Л.Татьяничева).

  • Прочитайте выразительно текст.
  • Укажите неопределенные местоимения, определите их синтаксическую функцию, объясните их написание.

  • Знаете ли вы лексическое значение слов?

Претензия – предъявление своих прав на кого-либо, что-либо, требование чего-либо.

Солидарность – активное сочувствие каким-либо действиям или мнениям.

Финал – заключение, конец чего-либо.

  • По данному образцу составьте предложения, используя словарные статьи Словаря»  учебника (например, автомат, грамота, табло)

  • Прочитайте предложение, приготовьтесь списать его, заменяя прямую речь косвенной.
  • Объясните, почему местоимения с приставкой кое - надо заменить местоимениями с суффиксом – то.

«Перед отъездом в лагерь мне надо было кое-что купить, кое-кому заплатить, кое-кому написать, кое  с кем встретиться»,- сказал Володя.

Притяжательные местоимения

  • Прочитайте текст.
  • Выпишите словосочетания, зависимым словом в которых являются притяжательные местоимения.
  • Произведите синтаксический разбор 2-3  словосочетаний.

Дергач.

        Почти всё лето возле нашего домика на клеверном поле кричал дергач-коростель. По ночам я выходил на дорогу слушать его бодрый крик.

        Звездное небо широким шатром простиралось над моей головой. Казалось, я слышал живое дыхание земли. Я смотрел на звезды, на их тихий свет, и радостное чувство близости к матери-земле наполняло меня.

…Никто никогда не видел отлетающих на юг дергачей. Наверное, далекие путешествия свои они совершают в темные ночи, бесшумно и низко летя над землей. (И.Соколов-Микитов).

Повторение темы «Местоимение»

  • Прочитайте текст.

Ветка.

Я дарю тебе ветку,

Что прочих милей,

Я дарю тебе ветку

С росой на ней.

Вместе с блеклой

Травинкой,

Что ветер занес,

Вместе с легкой дождинкой,

Свидетелем гроз!

Я дарю тебе ветку

С родимых полей

Вместе с солнцем и ветром,

Что остались на ней!

Я дарю тебе ветку

С кусочком зари,

С нашей русской расцветкой…

Ты довольна?

Бери!

А.Прокофьев)

  • Сколько разных местоимений употребляется в этом стихотворении?
  • В каких падежных формах и сколько раз встречаются в тексте местоимения?
  • Выписать из текста местоимения в разных падежных формах.
  • Докажите, что слово что – местоимение.
  • Произведите морфологический разбор местоимений разных разрядов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал по аудированию

Материал содержит аутентичные тексты в записи носителями языка...

Дидактический материал

Дидактический материал, созданный в процессе переписки с американскими школьниками...

дидактический материал по аудированию

Материалы для использования на уроке и для подготовки к олимпиадам...

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...