Технология продуктивного чтения
статья (5 класс) по теме

Разумова Ольга Юрьевна

Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать и интерпритировать. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение литературы занимает невысокую позицию. 

Технология продуктивного чтения поддерживается заданиями к тексту, обучает ведению диалога с автором, учит пониманию текста, развивает умение видеть главное. Эта технология может использоваться на уроках литературы, истории, природоведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tekhnologiya_produktivnogo_chteniya.ppt1.28 МБ
Файл vystuplenie_o.yu_.razumovoy.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения.

Выступление учителя русского языка и литературы О.Ю.Разумовой.

Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего подростка чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе у подростков заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Литература оставляет читателя наедине с книгой, к тому же требует от него интеллектуальных усилий, поскольку чтение – это творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения и памяти, мыслей и чувств. «Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать» -писал Р.Барт.

Технология продуктивного чтения поддерживается заданиями к тексту, обучает ведению диалога с автором, учит пониманию текста, развивает умение видеть в нем не только фактуальную, но и подтекстовую информацию, самостоятельно формулировать главную мысль преобразовывать полученную информацию. Данная технология универсальна. Она эффективна как на уроках русского языка, литературы, так и на уроках истории и природоведения.

Сама технология включает в себя 3 этапа:

I этап. Работа с текстом до чтения.

 Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

 Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

 Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

 Первичное чтение текста.

 Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

 Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

 Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

 Перечитывание текста.

 Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

 Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

 Беседа по содержанию текста.

 Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

 Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

 Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

 Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

 Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

  Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

 Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

 Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

 Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Рассмотрим, как данная технология может быть использована на уроке литературы в 5 классе.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

1 этап.

Определение темы урока. (Галерея портретов).

- Что можно сказать об этих людях? О чём будет произведение?

- Словарная работа (редут, картечь, сеча, лафет, бивак, кивер и т. д.)

2 этап. Чтение «с карандашом».

  • -  Кто рассказывает о сражении?
  • - Каким вы видите этого человека?
  • - Картины, поразившие вас.
  • Конверт «Качества главного героя»

3 этап.

  • - Каким чувством проникнуто стихотворение?
  • - Почувствовали ли вы пафос стихотворения? С каким чувством он связан?
  • Обращение к ключевым словам и иллюстрациям
  • Работа в «Бортовом журнале»

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения на уроках математики

«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем эт...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Технология продуктивного чтения.( Выступление на семинаре).

Технология продуктивного чтения позволяет научить детей вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию не только на уроках чтения, окружающего мира, но и на уроках математики, физики ...

Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.

В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

«Чтение: работа с информацией. Технология продуктивного чтения»

Уметь читать в широком смысле этого слова –значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл. К.Д.Ушинский....

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произ...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...