«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»
статья на тему

Полюбина Лилия Ивановна

В статье рассматриваются проблемы чистоты русского языка, необходимости избавления от сквернословия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»

(в статье рассматриваются проблемы чистоты русского языка, необходимости избавления от сквернословия)

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий

и вечно вновь распускающийся цвет

 всей его духовной жизни»

К. Ушинский

Русский язык переживает сегодня не лучшие свои времена. Нет вдохновенного проповедничества, высокой литературы, поэзии, которые выстраивают слова в высоком духовном порядке для возрождения подлинно духовного государства.

        Многие из нас думают, что употреблением бранных слов можно достигнуть чего-либо полезного и для близких, и для просто окружающих нас людей. Но мы прекрасно понимаем, что бранными словами ни исправить, ни вразумить уж точно никого нельзя. Они, эти бранные слова, выражение нашего собственного гнева и бессилия, они показывают лишь слабость нашего характера, доказывают и нам самим, и окружающим, что мы бессильны и с легкость идем по пути наименьшего сопротивления. Вот, что об этом пишет епископ Варнава (Беляев): «Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф. 5,4-5). От него стонет Земля Русская, им растлены души…»

        Сквернословие проникло в наши дома и улицы, школы и ВУЗы. В магазинах, в транспорте, в парке и на спортивной площадке – везде можно услышать крепкое словцо. Но если где-то можно (не оправдать – ни в коей мере), но хоть как-то попробовать объяснить  причину сквернословия, то вот уж объяснить, почему молодые люди, студенты  (читай – будущая интеллектуальная элита нашего государства) взахлеб рассказывая стайке однокурсниц содержание нового фильма или делясь впечатлениями о вчерашнем сногсшибательно проведенном         вечере, с упоением перемежают нормальные русские слова отборным матом – тут уж, извините, слов просто не найдется. Но всего обиднее, что эти симпатичные девчонки  не возмущаются, не обижаются, а поддакивают и смеются. Что это? Нежелание показаться старомодной, боязнь быть отвергнутой за слишком высокие принципы?  Но ведь они – будущие матери.

 Постоянное слушание брани постепенно ведет к привыканию. И уже кажется, что тебе не хватит эпитетов для описания какого-то предмета или явления, если ты не вставишь в свое описание пару-тройку этаких залихватских слов. Но вспомним: «Посеешь поступок – пожмешь привычку, посеешь привычку – пожмешь характер, посеешь характер – пожмешь судьбу».  Русский народ – мудрый народ. Уж коль он создал эту поговорку, то, наверное, не просто так, а он выстрадал ее своим жизненным опытом, опытом предков.

И мы, взрослые, вдвойне ответственны за наши слова, ведь они падают в души наших детей. Мы ответственны за то, чтобы наши потомки говорили на настоящем русском языке, на котором говорили  и творили Пушкин, Лермонтов, Толстой и многие-многие замечательные русские писатели и поэты.

Замечательно сказано об этом у Анны Ахматовой.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет
.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Но неужели все так безнадежно? Конечно, нет. Надо начать с себя, это трудно, наверное, но возможно. В одно статье был напечатан замечательный пример того, как можно избавиться от этой пагубной привычки. Его я и хотела бы предложить нашему читателю.

Один человек, беспрестанно произносивший бранные слова не столько от злости, неприязни, сколько по привычке, открыл своему исповеднику этот свой грех на исповеди. Духовник предложил ему, чтобы он каждый раз, произнося бранное слово, отрывал со своего костюма пуговицу, а потом бы сам ее и пришивал на место. Шедши со службы это человек оторвал несколько пуговиц, а к вечеру на его костюме не осталось ни одной. Следуя совету духовника, он сел за шитье, но к концу следующего дня опять на костюме не осталось ни одной пуговицы. Тогда, пришедши к духовному отцу, он попросил освободить его от этого обязательства. Но духовник убеждал его продолжать. Не прошло и двух недель, как этот человек перестал употреблять бранные слова.

Так может быть и нам, как пуговицы на платье, отрывать от себя бранные слова, и беречь, беречь наш родной, поистине великий язык, ведь в нем и наша сила, наша жизнь, наше всё.

И завершить свои размышления хочется на положительной ноте словами И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

C:\Users\Acer\Desktop\кк.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий литературной гостиной "нам не дано предугадать, как наше слово отзовется..."

Это мероприятия приурочено к  общегимназической неделе словесности...

Открытый урок речевой культуры в 6 классе "Как наше слово отзовется"

Разработка урока включает разнообразные задания, используется игровая технология....

Литературная гостиная "Нам не дано предугадать..."

Литературная гостиная «Нам не дано предугадать…»(по творчеству Ф.И. Тютчева)Цель: расширение знаний по жизни и творчеству русского поэта;            обучение выразительно...

Литературная гостиная «Нам не дано предугадать…» (по творчеству Ф.И. Тютчева)

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕТема: Литературная гостиная «Нам не дано предугадать…»(по творчеству Ф.И. Тютчева).Цели: ·       рас...

Web-квест для учащихся 10-11 класса "Нам дано... предугадать..."

Веб-квест предполагает подготовку к итоговому сочинению, которое для выпускников является обязательным этапом завершения среднего образования и рассматривается как допуск к государственной итоговой ат...