Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
статья (10 класс) по теме

В статье дано краткое описание технологии проблемного обучения , подтвержденное конкретными примерами применения данной технологии на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

          Главная задача учителя на уроке не только донести, преподнести и показать учащимся новый материал, но и организовать самостоятельную осмысленную работу по добыванию новых знаний.

Проблемное обучение – это как раз такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению. В результате этого и происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие творческих и мыслительных способностей. Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельной решения проблем и «открытия» новых знаний. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений.

Может возникнуть вполне уместный вопрос: всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Лишь уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут различаться в зависимости от возраста и способностей учеников.

Когда, на каком этапе урока можно применять проблемную ситуацию?

 Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле; на уроках обобщения и систематизации.

Все зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной ситуации.

 Так, при изучении лирики А. А. Фета на этапе объяснения учащимися предполагаю следующие вопросы: «Какое впечатление производит на вас стихотворение „Шепот, робкое дыхание“, какое настроение вызывает? Чему посвящено это стихотворение, каково основное чувство лирического героя? Можно ли, исходя из прочитанных вами отзывов об особенности поэзии Фета, согласиться с утверждением, что стихотворение „Шепот, робкое дыхание...“ является центральным в творчестве поэта? Если да, то почему?»

На этапе закрепления: «Вы познакомились с поэзией двух крупнейших поэтов России XIX века —  Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Что объединяет их и чем они дополняют друг друга? Подготовьте ответ, опираясь на прочитанные произведения и литературно-критические материалы».

На этапе контроля: «Напишите интерпретацию наиболее понравившегося стихотворения А. Фета».

         Прием проблемного изложения знаний происходит по следующей схеме:

1. Актуализация знаний                          2. Постановка проблемы

3. Открытие детьми новых знаний      4. Первичное закрепление

5. Контроль и самоконтроль

В результате такой работы ученики являются не пассивными слушателями и исполнителями, а добытчиками знаний.

 Процесс учения становится поисковым, развиваются мыслительные способности учащихся.

 Важнейшим звеном процесса обучения становится проблемная ситуация, которая требует разрешения.

 Я определила для себя следующие пути создания проблемных ситуаций:

«Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.

     «Ситуация с «затруднением»:  противоречие между необходимостью    выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала. Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

   « Мотивирующее пятно: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока.

Столкновение разных точек зрения по одному вопросу. Даются исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично - поисковая работа по тексту.

На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие  ситуации, при которых ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила. Так, например, в седьмом классе приступаем к изучению сложнейшей части речи –  причастия, объединяющего в себе как признаки глагола, так и признаки прилагательного. Как объяснить эту тему детям, чтобы они лучше ее усвоили? Вот один из вариантов.

 Запись на доске: Зеленый арбуз                      зеленеющий арбуз

 -  Посмотрите на эти два слова и найдите, что их объединяет и чем они отличаются.  Ответы детей: объединяет то, что оба слова рассказывают о цвете арбуза, отвечают на вопрос  какой?   Предлагаю обратить внимание на окончание, дети признают, что одинаковым является также и окончание.

- Какие морфологические признаки можно определить по окончанию? – задаю я вопрос. Он для них не нов, и поэтому ребята отвечают, что по окончанию можно определить число, падеж и род в данном случае.

– Определим эти морфологические  признаки

Дети делают выводы:: и слово «зеленый», и слово «зеленеющий» стоят в ед.ч., в и.п., в м.р.  Оба слова отвечают на вопрос  какой? и изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательное.

 -Чем же они отличаются? Попробуем перевести оба слова в глагол. Ребята пробуют, но переводят в глагол только слово «зеленеющий» - который зеленеет.

 - Предлагаю обратить внимание на морфемы. Какой морфемы нет у слова «зеленый»?  -ЮЩ- говорят ребята и догадываются, что это суффикс.

Вывод:  слова «зеленый» и «зеленеющий» отличаются тем, что «зеленеющий» можно перевести в глагол, а «зеленый» нельзя. У слова «зеленый» нет суффикса –ющ-.

Поурочный вывод: Причастие похоже и на глагол, и на прилагательное.

Таким образом, применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности усиливает мотивацию учебной деятельности школьников, активизирует их познавательную активность, способствует реализации интеллектуального потенциала и личностной направленности учебного процесса.

Хочется отметить, что эту технологию, несмотря на высокую эффективность, как и любую другую,  нельзя универсализировать и считать единственно приемлемой для обучения, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных технологий. Следует помнить, что нельзя в любом простейшем вопросе видеть проблему.

Также нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных знаний и особой

подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать ученикам для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Проблемное обучение– это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки.   ...

ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...

Презентация проекта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы "

Презентация проекта " Технология проблемного обучения на уроках русского языка и "...

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации....

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Выступление учителя русского языка и литературы Л.Н.Нагаевой на заседании ШМО учителей русского языка и литературы 18.01...

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся

На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...