Конспект урока литературы в 10 классе по произведению Н.С. Лескова "Очарованный странник"
план-конспект урока (10 класс) по теме

Конспект урока литературы в 10 классе по произведению Н.С. Лескова "Очарованный странник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Н. С. ЛЕСКОВА «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» .

Учитель Панина Л. А.


ТЕМА УРОКА. Иван Флягин - один из праведников земли русской.

ЦЕЛЬ УРОКА. Раскрыть значение словосочетания «праведный человек», анализируя текст, утвердиться во мнении, что Иван Флягин - праведник. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА. Осознать необходимость самосовершенствования и самообразования, необходимость бескорыстного служения своим близким, своему народу.

ПЛАН.

1 .Проверка домашнего задания : а).Почему Флягин назван очарованным странником? б).Чтение наизусть.

  1. Инсценирование эпизода из главного героя.
  2. Пресс-конференция журналистов клуба «Беседа любителей русской словесносги» с артистами занятыми в инсценировке.
  3. Работа журналистов над критической заметкой по материалам конференции.
  4. Беседа. Ваше мнение о праведности Ивана Флягина?

6.Обобщение. Чтение «журналистами» критической статьи.

7. Домашнее задание. Чтение и анализ «Леди Макбет Мценского уезда»

Н. С. Лескова.

Иван Флягин-один из праведников земли русской.

... мне за народ очень помереть хочется.

Н.Лесков «Очарованный странник ».

Портрет Николая Семёновича Лескова

Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю ,что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу... Мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги.

Я с народом был свой человек...

Н.С.Лесков

Афиша

Н.С. Лесков «Очарованный странник ».

Роли исполняют:

И.Флягин - Ссекин П.

Мать - Синякина В.

Ремонтёр - Безбородов И.

Барин - Михайленко М.

Сегодняшний наш урок - продолжение вчерашнего: мы работаем над повестью-сказом Н.С.Лескова «Очарованный странник». Тема нашего урока: «Иван Флягин - один из праведников земли русской». В течение урока мы должны проверить д/з ; посмотреть инсценировку одного из эпизодов жизни очарованного странника; побывать на пресс-конференции , организованной журналистами нашего клуба «Бесед любителей русской словесности» с артистами; ознакомиться с критической заметкой , составленной по материалам этой конференции.

Задача урока - утвердиться во мнении, что Иван Флягин - праведник, или доказать обратное.

Итак, приступаем. Дома вы должны были подготовить ответ на вопрос: «Почему главный герой назван очарованным странником?»

Вы нашли в тексте страницы, где используются эти слова? (Завьялова Е.)

Стр.245. Гл. 7, конец. Мы дали ему немножко отдохнуть и дерзнули на новые вопросы о том, как он, наш очарованный богатырь, выправил свои попорченные волосяною сечкою пятки и какими путями он убежал из татарской степи от своих Наташей и Колек и попал в монастырь?

  •  Слово богатырь дает возможность предполагать, что очарованность не результат его странничанья и восхищения окружающим миром. Я считаю, что здесь возможна замена данного слова на слово заколдованный Как богатырь, связанный, укутанный веревками ,не может двинуться с места, так и Иван Флягин не может вырваться из плена, потому что у него подсечённые ноги.

Гл. 19, конец, стр. 312.

... так и в монастырь светскую ложь занёс, и здесь из благородных числюсь. Да уж всё равно доживать: стар уж становлюсь.

История очарованного странника, очевидно, приходила к концу, оставалось полюбопытствовать только об одном: как ему повелось в монастыре.

  •  В этом контексте, как и в предыдущем не раскрывается поэтическая натура героя, значит, опять можно предположить, что речь идёт о заколдованном человеке, то есть в данном случае о таком, над сознанием которого довлеет мысль , что он обещанный богу и должен служить ему, жить в монастыре.

То же самое и в конце повести.

Гл. 20, конец, стр. 320.

-Как же вы: в клобуке и в рясе пойдёте воевать?

-Нет-с; я тогда клобучок сниму ,а амуничку надену.

Проговорив это очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не  позволил себе прервать ни одним новым вопросом.

  •  Таким образом, при чтении этих контекстов можно утвердиться в мысли, что словосочетание “очарованный странник” равнозначно “заколдованному страннику” или в понимании современного читателя “загипнотизированного”.

Но всё- таки всем рекомендую остановиться на слове “заколдованный”. Так как рассказчик Иван Флягин в одном мест е говорит о себе: “Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть».

И ещё, Людмила Анатольевна, мне показалось интересным, что сочетание «очарованный странник» встречается в повести три раза. Ведь это законное число произведений устного народного творчества,

-Значит', повесть связана с фольклором?

-Конечно, Лена, ты права. Эта связь просматривается и при упоминании в повести Ильи Муромца, когда даётся описание Ивана Флягина; и в гот момент, когда герой ищет свою любовь - цыганку Грунюшку, будто в сказке про сестрицу Алёнушку, зовёт её, сиротинушку, жалобным голосом Да и слова о богатырях, которые погибают и никак не могут погибнуть, тоже взяты из былин.

- Значит, Лена, заканчивая твою мысль, мы должны согласиться с тем, что названии «очарованный» включает в себя понятие «заколдованный».

-Хорошо. Я с тобой согласна. Но почему же автор все-таки останавливается на слове «очарованный»?

Фадеев.

-В жизни Ивана Флягина были очарования и другого рода. Одно из них - очарование красотой животных. Вот послушайте.

Гл. 11,начало,стр.264. (Чтение наизусть)

Кобылица Дидона, молодая, золото-гнедая...

Дивная была красавица: голова хорошенькая, глазки пригожие, ноздерки субтильные и открытенькие, как хочет, так и дышит; гривка лёгкая, грудь меж плеч ловко, как кораблик сидит, а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках лёгкие, и она их мечет, как играет... Одним словом ,кто охотник и в красоте имеет понятие ,тот от наглядения на этакого животного задуматься может.

  •  Только поэтическая натура, очарованная увиденным, может использовать эпитеты: лёгкие ножки, хорошенькая головка, пригожие глазки. И всё это по отношению к лошади.

Речи героя особую окраску придают метафоры: ножки мечет, как играет, сравнения: грудь, как кораблик, и уменьшительно-ласкательные суффиксы: кораблик, гривка, глазки.

Тарасова (чтение наизусть)

  •  Иван Северьянович предстаёт перед нами как человек с обострённым чувством красоты, умеющий передать это 1тувство в ярком поэтическом слове, в котором, кажется, трепещет его обнажённая душа.

Гл. 13,начало,стр. 276.

...льётся песня...томная-пpeтомная, сердечнейшая, и поёт её голос, точно колокол малиновый, так за душу и щиплет, гак и берёт в полон.

Промежду всей публики цыганка ходит этакая ... даже нельзя её описать как женщину , а точно будто как яркая змея , на хвосте движет и вся станом гнётся, а из чёрных глаз так и жжёт огнём. Старый цыган, что сзади её шёл, вдруг как крикнет:

-Грушка! - и глазами на меня кажет. Она взмахнула на него ресничищами... ей богу, вот этакие ресницы , длинные-предлинные, чёрные, и точно они сами по себе живые и , как птицы какие, шеве.1тятся.

... такое она со мною сделала! Сразу, то есть, как она передо мною над подносом нагнулась и я увидал, как это у неё промеж черны5 волос на голове, будто серебро, пробор вьётся и за спину падает, так я осатанел, и весь ум у меня отняло. Пью её угощения, а сам через стакан ей в лицо смотрю и никак не разберу : смугла она или бела она, а меж тем вижу , как у неё под тонкой кожею, точно в сливе на солнце, краска рдеет и на нежном виске жилка бьёт...

«Вот она,- думаю,- где настоящая-то красота, что природы совершенство называется.»

Гл. 7,стр.3,5 от начала,стр.243,245.

Биктякова М. (Чтение наизусть)

— Как всякий народный богатырь, Иван Северьянович горячо любит родину. Это ярко проявляется в смертной тоске по родной стороне, когда десять лет ему приходится пробыть в плену у киргизов.

... Домой хочется ... тоска делалась, особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степь ... в одну сторону и в другую ... зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещённую землю и заплачешь. Ах, сударь, как это всё с детства памятное житьё пойдёт вспоминаться, понапрёт на душу, и станет вдруг загнетать на печенях , что где ты пропадаешь, ото всего этого счастья отлучён и столько лет на духу не был , и живёшь невенчанный и помрёшь не отпетый, и охватит тебя тоска, и дождёшься ночи, выползешь потихоньку за ставку ,чтобы ни жёны , ни дети и никто бы тебя из поганых не видал, и начнёшь молиться ... и молишься ... так молишься, что даже снег инда под камнями протает и где слёзы падали - утром травку увидишь.

Гл. 8 ,сгр. 246.

Я совершенно отчаялся когда-нибудь вернуться домой и увидеть своё отечество. Помышление об этом даже мне казалось невозможным, и стала во мне даже самая тоска замирать. Живу, как статуй бесчувственный, и больше ничего.

Мне кажется, даже ненужно анализировать этот текст, так как в каждом слове сквозит «очарованность» героя родиной.

-Обобщая работу над домашним заданием, хочется отметить, что вы выполнили его правильно, поэтому все отвечавшие: Фадеев. Завьялова, Тарасова, Биктякова, получают отличные оценки.

Иван Северьянович Флягин - незаурядный человек, который «околдован» * ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, не дающих ему распоряжаться своей судьбой . Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразием артистической, художественной натуры Флягина, способной испытывать очарование жизни, красоты и любви.

Теперь настало время поговорить о праведности нашего героя. Автор Николай Семёнович Лесков относит сказ «Очарованный странник» к циклу «Праведники». Тем самым как бы предопределяя мнение своих читателей. И нет основания не доверять ему.

«Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь и не ставлю себе этого ни в какую заслугу ... Мне не пристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под нош. Я с народом был свой человек...»

Но то, что он рассказывает о жизни своего героя, заставляет задуматься о значении слова праведник . Как вы понимаете смысл этого слова?

Работа со словарём. Шарабарова Оля.

Праведник - человек, который живёт праведной жизнью.

- То есть такой, который не совершает грехов: не крадёт, не убивает, не желает зла ближнему . Но судьба Ивана Северьяновича Флягина пестрит не только проступками (от его рук погибает птенец, он напивается до беспамятства), но и преступлениями (он является причиной смерти людей) Как же сумел рассмотреть в нём праведника автор? Убедительны ли доводы автора?

ИНСЦЕНИРОВКА.

(Барин сидит, развалясь в кресле, курит трубку. Около него, понурив голову стоит Флягин.)

БАРИН. Я вижу, что ты можешь быть нянькой, а то мне беда, потому что у меня жена с ремонтёром отсюда с тоски сбежала и оставила мне грудную дочку, а мне её кормить некогда и нечем , так ты её мне выкормишь , а я тебе по два целковых в месяц стану жалованья платить.

ФЛЯГИН. Помилуйте, туз не о двух целковых, а как я в этой должности справлюсь?

БАРИН. Пустяки. Ведь ты русский человек? Русский человек со всем справится. А я на этот счёт тебе в помощь у жида козу куплю: ты её дой и тем молочком мою дочку воспитывай.

(Флягин идёт к колыбели, пытается поставить ребёнка на ноги.)

ФЛЯГИН. А что же на ногах она не стоит?

БАРИН. (Слегка поворачивая голову) Я гут чем причинён? Снеси её к лекарю, покажи ; пуст ь посмотрит . (Флягин берёг ребёнка на руки, покачивает.)

ФЛЯГИН. На Лиман я с ней ходить буду. Целебны зам и вода, и песок. (Включить магнитофон с мелодией.) Лиман рокочет, а со степи тёплый ветер несёт, так точно с ним будто что-то плывёт на меня чародейное и нападает страшное мечтание: вижу какие-тo степи, коней, и всё меня будто кто-то зовёт и куда-то манит :слышу , даже имя кричит: «Иван! Иван! иди, брат Иван!»

(Относит ребёнка на задний план.)

Встрепенёшься, инда вздрогнешь и плюнешь: тьфу, пропасти на вас нет, чего вы меня воскликались! оглянешься крутом: тоска. Даже выругаешься, скажешь: «Да покажись же ты , лихо тебя возьми, кто ты такой, что меня так зовёшь?» (Флягин делает' несколько шагов в перёд. Смена декораций. Ребёнок лежит на песке, к нему подбегает мать, и начинает ласкать его.)

И вот я так раз озлобился и сижу да гляжу вполсна за Лиман, и оттоль как облачко лёг кое поднялось и плывёт, и прямо на меня. Взмело песок тучею, и нет ничего, только где-то тонко колокол звонит, и весь как алою зарёю облитый большой белый монастыр, но вершине показывается, а но стенам крылатые ангелы с золотыми копьями ходят, а вокруг море, и как который ангел по щиту копьём ударит, так сейчас вокруг всего монастыря море всколышется и заплещет, а из бездны страшные голоса вопиют: «Свят!» (Крестится и, услышав шум сзади, поворачивается.)

-Что надо?

МАТЬ. Эго моё дитя, это дочь моя, это дочь моя !

ФЛЯГИН. Ну так что же в этом такое?

МАТЬ. Отдай мне её.

ФЛЯГИН. С чего же ты это взяла, что я её тебе отдам?

МАТЬ. Разве тебе её не жаль? видишь, как она ко мне жмётся.

ФЛЯГИН. Жаться она глупый ребёнок - она тоже и ко мне жмётся, а отдать я её не отдам. (Отбирает ребёнка.)

МАТЬ. Почему?

ФЛЯГИН. Потому что она мне на соблюдение поверена - вон и коза с нами ходит, а я дитя должен, отцу приносить. Если ты, презрев закон и религию , свой обряд изменила, то должна и пострадать.(Появляется ремонтёр.)

РЕМОНТЁР. Послушай, сею ночью страсть как много денег в карты выиграл. Ей в удовольствие (кладёт руку на плечо женщине) тысячу рублей тебе даю за то, чтобы её дочку отдал.

ФЛЯГИН. Ну уж вот этого никогда не будет.

МАТЬ. Отчего же, Иван? отчего же? Неужто тебе меня и её не жаль, что мы в разлуке?

ФЛЯГИН. Ну, жаль или не жаль, а только я себя за деньги не продавал ни « за большие, ни за малые , и не продам , а потому все ремонтёровы тысячи пусть при нём остаются , а твоя дочка при мне.

МАТЬ. Ты бессердечный, ты каменный.

ФЛЯГИН. Совсем я не каменный, а такой же, как все, костяной да жильный, а я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его. (Ремонтёр обнимает жену.)

РЕМОНТЁР. Ничего, это душенька, ничего: я против него сейчас средство найду. Деньги раскинем, у него глаза разбежаться; а если и это средство не подействует, так мы просто отнимем у нег о ребёнка (Отдаёт Флягину деньга.) вот тут ровно тысяча рублей, отдай нам дитя, а деньги бери и ступай, куда хочешь.

ФЛЯГИН. Нет, это твоё средство, ваше благородие, не подействует. (Бросает деньги.)

  •  Тубо,- пиль, апорт, подними! (Ремонтёр лезет драться. Флягин его отталкивает.)
  •  Вот тебе, и храбрость твою под ногой придавлю. (Опят ь отталкивает.)
  •  Возьми же ваше сиятельство, свои деньга подбери, на прогоны годится! (Ремонтёр хватает ребёнка, но не может оторвать.)

-Ну тяни его: на чию половину больше оторвётся. (Ремонтёр отпускает ребёнка.)

РЕМОНТЁР. Подлец , подлец, изверг! (Ремонтёр пытается увести жену, вдали появляется барин, размахивая пистолетом, он пьян , еле держится на ногах. Мать бросается к Флягину и закрывает собой ребёнка)

БАРИН. Держи их, Иван! Держи! (Спотыкается, падает.)

ФЛЯГИН. Нате вам этого пострела! только уже теперь и меня увозите, а то он меня правосудию сдаст, потому что я по беззаконному паспорту7! (Все убегают.)

АППЛОДИСМЕНТЫ

Ч-*

ВЕДУЩИЙ (Таня Ульянкина ). А теперь артисты приглашаются на встречу с журналистами общества «Любителей русской словестности». Также здесь присутствуют режиссёр-постановщик и художник-декоратор. Цель пресс- конференции - установить истину: Является ли Флягин Иван Севсрьянович, главный герой драмы , праведником, каково его влияние на развитие нравственности в нашем обществе. Пожалуйста, ваши вопросы.

ЖУРНАЛИСТЫ: Алёшкина П., Котлова И., Исаева И.

Вопросы артистам. (Сеськину-Флягину)

-Является ли служба в няньках жизненным испытанием для Флягина?

-Да, это не мужское занятие. Его опыт общения со слабыми неудачен: погиб птенец, которого он пытался приласкать, изуродована кошка.

-Что, по-вашему, нового появляется в характере героя?

-Чувство привязанности. С отцовской нежностью Иван Севсрьянович выпаивает девочку козьим молоком, лечит её от «аглицкой болезни». «Страшно я стал к ней привыкать», «я то дитя любил».

-Считаете ли вы, что Флягин научился состраданию именно в этот период жизни, или эта черта была присуща ему и раньше?

-Она была присуща ему, ведь он спасает графскую семью, наказывает кошку именно из чувства сострадания.

-Ваше отношение к тому, что Флягин отдаёт ребёнка матери? Это праведный поступок?

-Ребёнок должен быть с тем, кто его любит, кто его кормит, наконец, и воспитывает. В данном случае это любовь. Поэтому поступок Флягина продиктован лучшими побуждениями. Я считаю, поступок Флягина праведным. Вопросы даме(Синякиной)

-Что для вас было самым трудным в этой роли?

-Следовать, сценарию. Хотелось немедленно отобрать ребёнка из рук чужого человека.

-Это была удача для вас, что Флягин возвращает вам дочь или вы были уверены в этом?

-Уверенности не было, так как герой не предсказуем, действует в основном, согласно своим сиюминутным эмоциям

-Что же повлияло на его решение, как вы думаете?

-Он соприкоснулся с материнской любовью, страдания матери, что «пополам рвётся» между любимым человеком и дочерью, окатываются понятны страннику и в нём самом проснулось чувство привязанности. Сострадание помогает ему сделать окончательный выбор.

Вопрос ремонтёру.

-Ваш герой пытается подкупить Флягина На чём основывается это решение? -Флягин - бывший крепостной, и он, что называется не имеет гроша за душой. Но ремонтёр не учёл, что , как у всякого человека, у него есть чувство собственного достоинства, понятие чести.

Вопрос режиссёру. (Паньковой)

-Кого вы считаете праведником?

-По-моему, праведник - это человек, который не только не совершает сам дурных поступков, но ещё и окружающих старается удержать от них, то есть вмешивается в события , проходящие в его городе и далее стране.

-Почему вами принято решение об инсценировании именно этого события из жизни Ивана Флягина?

-В нём наглядно показан духовный рост героя, его нравственное совершенствование.

-Как вы подбирали актёров на главные роли? Важны были только внешние данные?

-Важно было умение актёров общаться с маленьким ребёнком.

-Как вы думаете, окажет ли влияние этот спектакль на формирование характеров присутствующих?

-Да, конечно. Ведь Флягин ведёт себя как праведник, ему хочется подражать. Кроме того, звучат слова «Русский человек всё умеет», они заставляют иначе взглянуть на себя и на мир, в какой-то степени являются опорой в современной неразберихе.

Вопросы художнику(Васюковой).

-Что помогло вам в работе по созданию костюмов для актёров и грима?

-Прежде всего иллюстрации художника Ю.Бажанова, затем, словесный портрет героев, данный в произведении.

-Как вы думаете, внешность главною героя соответствует внешности праведника?

-Внешность человека, чаще всего отражает его внутреннее содержание, его духовный мир. У Флягина нет ни каких корыстных или просто злых побуждений, так же как и у Павла Сеськина, исполняющего эту роль. Поэтому можно с уверенностью сказать: его внешность соответствует внешности праведника ВЕДУЩАЯ. Время, отведённое для пресс- конференции, истекло. Спасибо актёрам, согласившимся ответить на вопросы, а работа журналистов продолжается. Они должны написать критический этюд и постараться ответить на вопрос, считают ли они Флягина праведником.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Вопрос о праведничестве Ивана Северьяновича Флягина предстоит разрешить и нам. В начале урока прозвучало определение: праведник - это, человек, ведущий праведную безгрешную жизнь. Людям зависимым, каким является и очарованный странник, соблюсти праведность труднее. И не забывайте об этом, рассказывая о жизни Ивана Сверьяновича. Какие же эпизоды из жизни очарованного странника вы считаете достойными внимания?

-Биография героя вместила и одоление первого степного богатыря - татарина Савакирея, и усмирение дикого копя «людоеда» и ратные подвиги, и спасение близких ему и вовсе чужих людей, и крещение кочевников, и борьбу с мнимыми и воплотившимися в низкие души «бесами». А ещё он переживает искушение горами земной красоты. И вес страждет от сознания собственного несовершенства, и всё идёт «от одной стражбы к другой», не сгибаясь и на подламываясь, - идёт и идёт навстречу подвигу, способному достойно увенчать его многострадальную жизнь.

-Назовите, пожалуйста такие поступки в жизни героя, которые были совершены по злому умыслу, с целью причинить вред окружающим.

-Нет, таких поступков нет.

-Кого из несчастных, нуждающихся в сострадании не пожалел Иван Северьянович?

-Его душа отзывчива к чужому горю. Флягин встаёт даже на защиту' простых людей, что «жизни боренья не переносят», хотя последние осуждаются всеми. Он искренен и прямодушен до наивности.

-Вспомните, пожалуйста, как относится Иван к смерти в начале повести- сказа.

-Он хотел покончить жизнь самоубийством. Так как считает себя униженным и никому не нужным. Найдите эти слова

Гл. 3, стр. 214. ... я думал - думал, как себе помочь, и решил с своей жизнью покончить.

-Когда во второй раз приходит очарованный богатырь к мысли о смерти, чем он мотивирует это?

-Он хочет быть полезным своим товарищам.

Гл. 19,сгр.307.(Найдите этот текст)

Но только что два солдатика - охотничка вызвались поплыли, как сверкнет пламя, и оба те солдатика поплыли в Койсу так и нырнули. Потянули мы канат, пустили другую пару, а сами те камни, где татары спрятавшись, как роем, пулями осыпаем ,но ничего им повредить не можем, потому что пули наши в камни бьют, а они, анафемы ,как плюнут в половцев ,так вода кровью замутилась ,и опять те два солдатика юркнули Пошли за ним и третья пара .и тоже середины Койсы не доплыли ,как татары и этих утопили . Тут уже за третью парою и мало стало охотников „потому что видимо всем „что это не война, а просто убийство, а наказать злодеев надобно. Я и подумал: «Чего ж мне лучше этого случая ждать, чтобы жизнь кончить? благослови, господи, час мой!»- и вышел, разделся, «Отчу прочитал, на все стороны начальству и товарищам в землю ударил... да, разбежавшись с берегу да и юркнул в воду. -Как вы думаете, меняется Иван Северьянович?

-Да, его нравственность, его духовный мир усовершенствуются.

-Максим Горький считал, что основная черта праведников - самопожертвование. Значит, мы можем сказать, что Иван Флягин праведник?

-Конечно, тем более, что в конце книги он произноси впечатляющую фразу: «Мне за народ очень помереть хочется.»

Для большей достоверности давайте послушаем наших журналистов. Может, работая самостоятельно, они пришли к иному выводу.

(Чтение критического этюда «Иван Флягин - один из праведников земли русской».)

Перевёрнута последняя страничка книги, с которой мы так трудно и упорно сживались. Теперь мы можем сказать, что Лесков не был бескомпромисно требователен к людям в вопросах практической морали. Он больше сообразовывался с возможностями человека в данной социальной среде и в данных исторических обстоятельствах. Он писал, что «самое пристойное есть сделать чистое дело чистыми руками. То есть замечательно, когда праведник совершает высоко-нравственный поступок, но и человек, у которого в прошлом были промахи, решившийся мгновенно на доброе, является праведником.

Созданным образом, праведника Флягина, Лесков обращается к читателям с призывом «всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя». Увеличение «суммы добра в себе» означало стремление к постоянному нравственному совершенствованию, увеличение добра кругом себя предполагало активное вмешательство в жизнь и борьбу со злом, какие бы формы оно ни принимало.

Д/з. Чтение и анализ «Леди Макбет Мезенского уезда)).

СПРАВОЧНОЕ МАТЕРИАЛЫ.

ОЧАРОВАТЬ - произвести неотразимое впечатление на кого-что-нибудь. ОЧАРОВАННЫЙ - тот, на кого произведено неотразимое впечатление. СТРАННИК - (устар.)Человек, странствующий пешком, обычно на богомолье. ПРАВЕДНИК. 1 .У верующих: человек, который живёт праведной жизнью.

2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил

нравственности.

СТРАННИЧАТЬ - вести жизнь странника.

СТРАНСТВОВАТЬ - 1.Путешевствовать.2.Постоянно менять место пребывания.

В повести дан характер человека как проявление натуры и реакция на социальные обстоятельства бытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...