СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ КОСТА-СОЛНЦЕ ОСЕТИИ.
учебно-методический материал (8 класс) на тему

Базиева Диана Джемаловна

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ  КОСТА-СОЛНЦЕ ОСЕТИИ.Познакомить детей с жизнью и творчеством великого осетинского писателя и художника.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya_kosta-solntse_osetii._3_2.docx301.26 КБ

Предварительный просмотр:

                 

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ:

«КОСТА – СОЛНЦЕ ОСЕТИИ»

Оформление сцены: портрет Коста  Хетагурова, выставка книг, надписи с высказываниями о поэте и картины Коста. В углу сцены трехногий круглый столик и стул.

Оборудование: проектор, костюмы для выступающих, декорации для сценок, трехногий стол  и стул.

Звучит песня «Кубады» на слова Коста  Хетагурова,   на сцену выходит Коста, (музыка медленно приглушается) становится на середину сцены.

(Показ презентации. Слайд №2)

Коста: Не спрашивай, кто я,—
Ведь я не уздень.
Я не из красавцев,
Хоть в шелк разодень.
Рубашка — холстина,
Бешмет — полотно,
И выткано грубо
Черкески сукно.
Прутом подпоясан,
Арчита ношу...
А кто я? Ну, слушай —
Вниманья прошу

Коста уходит со сцены и присаживается на стул в углу сцены. Звучит приглушенная музыка для фона (хъисынфæндыр) выходят два ведущих мальчик и девочка.

1. ведущий :У подножия белоснежных вершин Кавказа, на могучем скалистом кряже, омываемом горными потоками, приютилось небольшое осетинское селение Нар,   (Пезентация. Слайд №3)   где в октябре 1859 года в семье прапорщика русской армии и уважаемого всеми человека Левана Хетагурова и Марии Губаевой  родился сын. Старейшины села Нар дали ему им       я - Коста.

СЦЕНКА : "КЪОСТАЙЫ РАЙГУЫРД"(РОЖДЕНИЕ КОСТА)

АРХАЙД ГУЫБАТЫ ХӔДЗАРЫ

МАРИЯЙЫ МАД:  Мӕ зӕрдӕ хсайы Нарма. Цымӕ куыд у Мариӕ? Чидӕртӕ ӕрбацӕуы. Хорз хабар хӕссӕг уӕнт.

ФЫД:  Куывд хъӕуы,Маккиан,куывд!!!

МАД: Цавӕр куывды кой кӕныс,нӕ зӕронд?!

ФЫД: Хӕрӕфырт нын райгуырд  хӕрӕфырт!

МАД: Амондджын гуырд ӕй хохы дзуӕрттӕ фӕкӕнӕт! Ном ыл ӕвӕрын     хъӕудзӕн!

ФЫД: Ном ыл Нары хистӕртӕ сӕвӕрдтой.

МАД: Цы?

ФЫД: Къоста.Де  ртӕ кӕрдзыны ӕфсин.

                   ЛӔГТӔ КУВЫНЦ.

Стыр Хуыцау ӕппӕтдӕр ды сккодтай ӕмӕ нӕ дӕ хорзӕх уӕд!Ноггуырд хӕдзары фӕзынд ӕмӕ амондджын гуырд чи фӕци,  уый ӕмбал фӕуӕд! Мады Майрӕм, нӕ хӕрӕфырт хорзӕй байрӕзӕд! Хетӕджы Уастырджи, нӕ ног гуырд дӕ фӕдзӕхст уӕд!

МАД ӔМӔ ИУ ЛӔГ КАФЫНЦ.

ӔРБАХЫЗТ САУ ДАРӔСЫ, ГАЛИУ КЪУХЫ ЕХС, АФТӔМӔЙ ЛӔУУЫ. КАФТ ФӔУРӔДТОЙ ӔДЗӔМӔЙ ЛӔУУЫНЦ.

        -- Уӕ хӕрӕфырт цӕринаг уад, фӕлӕ уӕ чызг....

ӔНКЪАРД МЕЛОДИ...СӔРГУЫБЫРӔЙ ЦӔУЫНЦ.

2. ведущий: Не насладился маленький Коста материнской лаской:

1. ведущий: Его мать Мария Гавриловна Габуева подарила жизнь своему сыну, но сама…

(Показ презентации слайд №4)  Выходит Коста.

Коста: Блажен, кто с младенческих лет
Был солнцем весенним согрет
И ласкою матери милой!

1 ведущий: Воспитание маленького Коста поручили дальней родственнице Чендзе Хетагуровой, женщине доброго нрава и  золотого сердца, которая всей  душой занималась воспитанием ребенка.

Коста:  Чужая младенца

В свой дом приняла,

И грудью кормила,

И доброй была.
Дитя баловала
Заботой своей,—
Те ранние годы
Всего мне милей

2 ведущий: Но не долго длилось там его счастливое детство: отец Коста женился во второй раз. Его женой была дочь местного священника Сохиева. 

Коста:Он снова женился,—
Пришел я домой,
Всего натерпелся
От мачехи злой...
Подарки — побои,
И ласки — пинки,
Изведал я тяжесть
Жестокой руки.

1.ведущий:      Отец использовал все свои возможности дать образование сыну. Вскоре Коста определили в церковно-приходскую школу. Затем - во Владикавказскую прогимназию.

                           (Показ презентации слайд №5)

2. ведущий: Несмотря на трудное детство,  он стремился к знаниям, проявлял способности к творчеству. С 11 летнего возраста  Хетагуров десять лет учился в Ставропольской губернской гимназии. Тут стал заниматься литературой.

Он писал не только для взрослых, но и для детей. Послушайте стихи Коста, написанные детям.

(Дети рассказывают стихи Коста на осетинском языке)

       

КÆМÆН ЦЫ...

Алы куыстæн – рад.

Дзидзидайæн – мад.

Хорз фыййауæн – фос;

Бирæ фосæн – хос.

Хоры кæндæн – зад,

Хоры хæрдæн – кад.

Сонт рæдыдæн – барст;

Хорз зæрдæйæн – уарзт.

Рагон мастæн – тад;

Загъдкъахæгæн – над.

Магусайæн – цæф;

Цырд лæппуйæн – кæф!..

УАСÆГ

О, уасæг, уасæг,

Сызгъæрин къоппа!

О, уасæг, уасæг,

Сырхзæлдаг боцъо!

Куыд раджы фестыс,

Куыд хъæрæй зарыс?

Нæ буц лæппуйы

Хуыссын нæ уадзыс!

 

 

КОМУ ЧТО...

Делу – свой черед.

Детям – мать, уход.

Стадо – пастухам.

Пастбище – стадам.

Ржи – о жницах весть.

Хлебу с солью – честь.

Малый грех – прощай,

Сердцу – ласку дай.

Время – врач тоски.

Буйным – синяки.

Всем лентяям — кнут.

Шустрым – рыба в пуд.

ПЕТУШОК

)Петушок, петушок!

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Что ты громко поешь,

Ване спать не даешь?

 

ЛÆГАУ

Фест райсомæй, лæгау,

Ныхс сапонæй дæхи

Æмæ–иу скув: Хуыцау,

Фæдзæхсын дыл мæхи!

Дзул к'уаид, уæд бæргæ,

Дæу дæр дзы хай фæуид!

Куы нæ уа, уæд хæргæ!

Кæрдзынæй стонг æрвит!

Цæттæ дæ хызын дар,

Тагъд де скъоламæ уай!

Æнæзивæг куы уай, –

Хуыздæр бынат дæ бар!

Зондамонæгмæ хъус,

Цы зæгъа, уый–иу кæн,

Зæрдæхъæлдзæгæй кус,

Æмæ бæззайлæгæн!..

БУДЬ МУЖЧИНОЙ

Встань рано, будь мужчиной,

Умойся, помолись:

«О господи единый,

Защитой мне явись!..»

Будь в доме  хлеба вволю,

Ты б свой  имел кусок.

А нет — так будь доволен

Чуреком, мой сынок!

Скорей беги учиться,

Да сумку не забудь!

Не будешь ты лениться —

Найдешь свой верный путь!

Учись, дружок, с охотой,

Чтоб мудрость всю познать,

И с радостью работай,

Чтоб человеком стать!

ЛАСТОЧКА

Ты с песней чудесной

Весной золотой

Веселье в ущелье

Приносишь с собой.

Так пой на просторе,

Над скалами рей,

Не ведая горя,

Нужды и князей.

 

ЗÆРВАТЫКК

Зæрватыкк – æнæхъыг,

Æнæмаст цæрæг!

Дæ зарæг – нæ дарæг,

Нæ уалдзæггæнæг!

Хъæлдзæгæй, æвзыгъдæй

Фæхæтай фæрнæй

Нæ хæхты, нæ бæсты,

Æлдар кæмæн нæй!

 

ФÆЗЗÆГ

Æхсæлы ызгъæлы,

Лæджирттæг фæбур...

Мигъ бады цæгаты, –

Нæ йæ тавы хур...

Æркарстам, æрластам

Нæ хортæ, нæ хос...

Чи кусы йæ мусы,

Чи 'лвыны йæ фос...

Хор бирæ, фос бирæ

Хуыцауы фæрцы...

Нæ хохбæсты бæркад,

Цы диссаг дæ, цы!..

 

ОСЕНЬ

Желтеют, темнеют

Трава и кусты,

На скатах щербатых

Туманы густы.

Вот сжали, убрали

Мы хлеб наконец;

Колотят, молотят...

Стричь будут овец.

Садами, стадами

И хлебом полна,

О, как ты богата,

Родная страна!

ÆРРА ФЫЙЙУ

Раджы хохы цъуппæй касти

     Иу æрра фыййау,

Мигъ æнгом йæ быны бадти,

     Урс цагъд къуымбилау.

Бахъазыд дын æм йæ зæрдæ, –

     Тæккæ былгæрон,

Дурыл авæрдта йæ къæхтæ:

     “Агæпп æм кæнон, –

Загъта, – фос уал ам мæ сæрмæ

     Хизæд уæзæгыл,

Æз фæхуысдзынæн изæрмæ

     Уыцы бæмбæгыл...”

Дардыл йе уæнгтæ фæхаста, –

     Гъопп! – зæгъгæ, йæхи

Пуртийы зыввытт фæласта...

     Лæг ныххæррæгъ и!

 

БЕЗУМНЫЙ ПАСТУХ

Как-то раз с горы глядел он —

    Тот пастух чудной.

Облако под ним белело

    Ватой шерстяной.

И у самого обрыва

    На краю он встал.

"Эта вата — просто диво,

    Я б на ней поспал!

И пускай на горном скате

    Скот пасется мой!

Подремлю на белой вате

    Я часок-другой!"

Широко взмахнул руками

    Бедный человек

И исчез, как легкий камень,

    В пропасти  навек!

БАЛЦЫ ЗАРÆГ

Цæйут, æфсымæртау,

Радтæм нæ къухтæ

Абон кæрæдзимæ,

Иры лæппутæ!..

Скæнæм нæ тырыса

Дзыллæйы номæй.

Рухсмæ æнæзивæг

Цомут æнгомæй!..

Растдзинад уарзынæй

Скæнæм нæ фæндаг...

Гъе, мардзæ, магуса!

Фесæф, нæуæндаг!..

 

ПОХОДНАЯ ПЕСНЯ

Дети Осетии,

Братьями станем

В нашем едином

И дружеском стане.

С нами высокое

Знамя народа.

К свету, с победною

Песней похода!

К правде сверкающей

Смело шагайте!

Трусы, бездельники,

Прочь! Не мешайте!

1.ведущий: Здесь он  начал и рисовать. Со слов людей, знавших его мать, нарисовал ее портрет.(показ презентации слайд №6)

2.ведущий: Отец прочил сыну военную карьеру. Но в 1881 году, отлично сдав экзамены, Коста  был принят в Петербургскую академию художеств.(презентация. Слайд №7) Но ему не удалось завершить учебу, так как он вместе с демократически настроенной студенческой молодежью  Петербурга открыто выступал против несправедливости. Ему перестали выплачивать стипендию, и он вынужден был вернуться на родину.

Коста: Сказал я: неси же домой –
В Осетию, в край наш родной,
Свое одинокое горе...
И хлынули слезы из глаз,
И радость в груди разлилась:

Увидел я снежные горы.

1. ведущий:    В очень плачевном положении застал он свой народ:

Коста: Но более бедным, чем я,
Вернувшись, нашел я тебя,
Народ, изнуренный заботой.

1 ВЕД.  ПОЛНЫЙ ЭНЕРГИИ И ОБУРЕВАЕМЫЙ ТВОРЧЕСКИМИ ПОРЫВАМИ, МОЛОДОЙ ПОЭТ И ХУДОЖНИК ПРИЕХАЛ ВО ВЛАДИКАВКАЗ.ТУТ ОН ПИСАЛ СТИХИ,ПОЭМЫ,ПЬЕСЫ. ВЫСТАВЛЯЛ СВОИ КАРТИНЫ.НО ВСЕ ЭТО НЕ УДОВЛЕТВОРЯЛО КОСТА,ОН НЕ МОГ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПРОЯВИТЬ СВОИ РАЗНОСТОРОННИЕ ДАРОВАНИЯ. КРОМЕ ТОГО НАРОД ОСЕТИИ, ЗАДАВЛЕННЫЙ НУЖДОЙ, ЖДАЛ ПРЯМОГО ЗАСТУПНИЧЕСТВА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. И КОСТА БЫЛ ГОТОВ К ТАКОМУ ЗАСТУПНИЧЕСТВУ

ЛЮБЛЮ Я ЦЕЛЫЙ МИР, ЛЮБЛЮ ЛЮДЕ, БЕССПОРНО,

ЛЮБЛЮ БЕСПОМОЩНЫХ, ОБИЖЕННЫХ СИРОТ.

НО БОЛЬШЕ ВСЕХ ЛЮБЛЮ,ЧЕГО СКРЫВАТЬ ПОЗОРНО -

ТЕБЯ, РОДНОЙ АУЛ И БЕДНЫЙ НАШ НАРОД!

ЗА ВАС ОТДАМ Я ЖИЗНЬ…ВСЕ ПОМЫСЛЫ И СИЛЫ

 ВСЕГО СЕБЯ ЛИШЬ ВАМ Я ПОСВЯТИЬ ГОТОВ..

2 .ведущий.: В те годы Коста написал потрясающее стихотворение «Мать  сирот», где показал нищенское существование людей.

                       (СЦЕНКА МАТЬ СИРОТ)

На сцене декорации: плетень, надочажная цепь, чугунный котел.

1. ведущий: Талантливый поэт, писатель, художник,  Коста еще был и великолепным танцором – его приглашение на танец почиталось большой честью.

(Танец «Хонга», танцует Коста с участницей мероприятия)

2. ведущий: За то что Коста открыто выступал против власти, его несколько раз высылали за пределы родного края, где он был лишен средств существования. Но открытый и отзывчивый к чужой беде, прекрасно владевший и осетинским, и русским языком,  В Карачаево-Черкесии есть осетинское село Лаба, основанное переселенцами из сел Нарской котловины Алагирского ущелья. Самую известную поэму «Фатима» Коста написал на русском языке.

Сценка (отрывок из поэмы «Фатима»)

 Коста в любом краю становился уважаемым человеком, но очень тосковал по Родине.  Во время его ссылки в Херсон  под руководством известного мецената Гаппо Баева была издана его первая книга  «Ирон фæндыр», (Осетинская лира), которая и легла в основу современной осетинской литературы. (Презентация .слайд № 8)

Стихи для взрослых и детей, басни, сказки разошлись в народе песнями, пословицами и поговрками.

 Сценка «Волк и журавль »(на осетинском языке).На сцене: импровизация леса.

(Презентация .слайд №9)

2. ведущий: В 1891 году поэт пережил тяжелые удары судьбы  .Скончался его отец. Сватовство к любимой Анне Цаликовой закончился вежливым отказом.

В ЖИЗНИ КОСТА БЫЛИ ДВЕ ГОРЯЧО ЛЮБИМЫЕ ЖЕНЩИНЫ - АННА ЦАЛИКОВА И АННА ПОПОВА, К СОЖАЛЕНИЮ, НИ ОДНА ИЗ НИХ НЕ ЗАХОТЕЛА ПОСВЯТИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ПОЭТУ.

ПИСЬМА КОСТА К АННЕ ЦАЛИКОВОЙ.(СОШ №5)

1. ведущий: Тем временем от нелегкой жизни Коста заболел костным туберкулезом. Здоровье его ухудшалось с каждым днем. В 1901 ГОДУ КОСТА ПЕРЕЕХАЛ ВО ВЛАДИКАВКАЗ РЕШИВ ПОСЕЛИТЬСЯ ЗДЕСЬ НАВСЕГДА.ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТУ НАД ПОЭМОЙ «ХЕТАГ».ПЫТАЕТСЯ ОТКРЫТЬ ШКОЛУ РИСОВАНИЯ.ОДНАКО ЕГО НАЧИНАНИЯ ОСТАЛИСЬ НЕЗАВЕРШЕННЫМИ.ТЯЖЕЛОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ давало О СЕБЕ ЗНАТЬ. ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ 1903 ГОДА КОСТА, БОЛЬНОЙ И ОДИНОКИЙ, ПРОВЕЛ В НЕТОПЛЕННОЙ КВАРТИРЕ, ЛИШЕННЫЙ НЕ ТОЛЬКО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, НО И ЭЛЕМЕТНАРНОГО ПРИСМОТРА.

2. ведущий: 19 марта 1906 года перестало биться благородное сердце великого человека - поэта и художника Коста Хетагурова.

(Презентация.Слайд№ 10)(Звучит фоновая музыка «Æнæ хай»)

1. ведущий: Похоронили его в селении Лаба (Карачаево-Черкесия), рядом с могилой отца. Но затем осетинской интеллигенцией было принято решение перевезти его во Владикавказ, где похоронили его во дворе осетинской церкви.

(Презентация.Слайд№11)

2 .ведущий:Коста вечно будет жить в памяти народа!

1. ведущий:Коста это солнце Осетии, путеводная звезда на его небосклоне!

2 .ведущий:Коста стал основоположником осетинского языка и литературы.

1 .ведущий: На небосклоне, в созвездии Дракона появилась звезда ,названная именем  КОСТА.

(Презентация.Слайд№12)

2. ведущий: Наше мероприятие заканчивается песней о Коста Хетагурове.

(Презентация.Слайд №13)

Нужен хронометраж (сколько минут занимает каждый фрагмент), очень большой сценарий – около 2 с половиной часов! Можно сократить стихи детские.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осетия

ОСЕТИНЫ - ПОТОМКИ ДРЕВНИХ АЛАН, САРМАТОВ И СКИФОВ....

Флаг Осетии на вершинах мира

Исследовательская работа по краеведению...

Календарно-тематическое планирование по истории, обществознанию и истории Северной Осетии

Хочу поделиться своим календарно тематическим планированием...оно очень удобно для личного использования, так как содержит необходимый минимум для самоконтроля прохождения программы....

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «КОСТА – СОЛНЦЕ ОСЕТИИ»

      Сложившись как мастер слова и кисти, Коста встал на защиту интересов обездоленных горцев, проповедуя свободу, братство и равенство народов....

Сценарий праздника "Дни Польской культуры в Северной Осетии"

Цели и задачи.- Мероприятие  проводится с целью формирования толерантного сознания в молодежной среде, создания условий для воспитания уважительного отношения к национальным традициям и культуре,...